12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4616
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
7

Эссе на тему картин Рембрандта Харменса ван Рейна "Возвращение блудного сына" и Ильи Ефимовича Репина "Не ждали"

Сравнение картин Рембрандта Харменса ван Рейна "Возвращение блудного сына" и Ильи Ефимовича Репина "Не ждали" 

Работа сделана в рамках Московской открытой олимпиады по искусству 2018 - 2019 гг. 


Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына"

ne-zhdali-ilja-repin_1.jpg

Илья Ефимович Репин "Не ждали"


Рассмотрим две картины: «Не ждали» И. Е. Репина и «Возвращение блудного сына» Рембрандта. На первый взгляд, кажется, что эти картины вообще не имеют ничего общего, но давайте посмотрим, так ли это на самом деле, проанализируем два знаменитейших произведения искусства.

Начнём с картины Рембрандта, написанной ранее. Художник XVII столетия написал много известных полотен на библейские сюжеты. Например, картины «Валаамова ослица», «Хвалебная песнь Симона». В 1666 году Рембрандт Ван Рейн приступил к созданию картины, за основу которой взят всем известный сюжет Библии – притча о блудном сыне. Евангельская притча рассказывает, о том, как у некоторого человека было два сына. Младший из них сказал отцу, чтобы он разделил имение и часть отдал ему. Отец так и поступил. Прошло несколько дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил свою долю, живя распутно. Когда же он растратил всё, то начал нуждаться. Тогда пошёл он и пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на свои поля пасти свиней. Он был бы рад поесть пищу, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя в себя, он вспомнил, сколько наёмных крестьян у его отца избыточествуют хлебом. Решил он пойти к своему отцу и покаяться. Он понимал, что уже не достоин называться сыном и хотел быть рабом, служащим отцу. Встал и пошёл. Придя к отцу, он пал ему на шею и сказал: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». В ответ на это отец сказал рабам своим принести лучшую одежду и обувь, одеть его и дать перстень на руку. Также отец распорядился забить откормленного телёнка со словами: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали все веселиться. Старший же сын его был на поле и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. Он призвал одного из слуг, спросил, что происходит. Раб ответил, что пришёл его брат, и в честь этого отец заколол откормленного телёнка. Старший брат рассердился и не хотел заходить в дом. Отец же его, выйдя, его звал. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, а когда этот сын твой, расточивший имение своё, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка!» Отец ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». К 1699 году голландский художник закончил писать картину. На полотне он изобразил финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой. В левом нижнем углу картины мы видим коленопреклонённого сына, лица его не видно, он повёрнут к нам спиной. По его потрёпанной одежде можно понять, как тяжело жить герою – местами порванные штаны, сносившаяся до дыр обувь. Седобородый отец со спокойным лицом, обнимая сына за плечи, успокаивает его. Художник не стал изображать конфликт, как говорится в притче. Старший брат, стоя справа от отца, спокойно принимает брата.

Почти полностью полотно написано в тёмных красно-коричневых тонах. Но фигура отца как бы излучает свет, который освещает его кающегося сына. Используя такой световой акцент, Рембрандт хотел показать всё великодушие, сострадание и умение прощать, те светлые чувства, которые испытывает отец по отношению к своему вернувшемуся сыну. Также художник построил композицию так, что зритель является наблюдателем происходящего.

А какие же чувства вызывает картина у созерцателя? Я думаю, что это чувства сострадания, понимания, в какой-то степени, радости за блудного сына. Художник это так мастерски передал, что зритель, даже не ведая, о чём написано в библейской притче, увидев это великое произведение, может всё прочесть на нём.

Теперь приступил к картине И. Е. Репина «Не ждали». Она - более поздних времён. С конца 70-х годов XIX века Репин обратился к написанию картин, посвящённых жизни русских революционеров XIX века. Художник этой теме посвятил множество своих картин, таких как «Арест пропагандиста», «Сходка», «Отказ от исповеди», а также картину «Не ждали». Илья Ефимович начал её в 1884 году. К этому времени прошло три года с разгрома народнического движения. Кто же такие народники? Это те люди, которые являлись революционерами, чья деятельность была направлена на свержение самодержавия. Репин был под потрясением происходящих событий 1881 года – убийство императора Александра II и массовой казни народовольцев. Полотно является произведением, носящим итоговый характер, когда бывшие революционеры-народники возвращаются из ссылок в родные дома.

Первый вариант картины был написан в 1883 году, и в комнату входил не мужчина, а девушка-курсистка. Позже Репин написал картину, где в комнату входит мужчина. На картине изображён тот момент, когда возвратившийся из давней ссылки мужчина шокирует семью своим прибытием. Очевидно, его не ждали, об этом свидетельствует первая реакция членов семьи ссыльного. Женщина, стоящая в дверях, очень сильно удивлена, и, приподняв левую бровь, смотрит с некой недоверчивостью. Судя по её одежде – невзрачному серо-розовому до пят платью и белому фартуку, – она горничная этой семьи. Возле двери, за роялем сидит женщина, наверное, жена главного героя картины, её так же, как и всех, охватило глубокое потрясение, но одновременно она испытывает искреннюю радость. Глаза широко распахнуты, рот приоткрыт, и уголки губ приподняты, такое ощущение, что она вот-вот улыбнётся, встанет и кинется мужу на шею. Её переполняют эмоции так сильно, что она крепко схватилась за подлокотник кресла. За столом, накрытым белой скатертью, сидят дети – мальчик и девочка. Девочка, со скрещёнными под столом ножками, смотрит на вошедшего человека с презрением, даже несколько исподлобья. Для неё он незнаком, видимо, когда отца девочки отправили в ссылку, она была очень маленькой и не помнит его. Мальчик чуть старше девочки, судя по его одежде, он гимназист. В отличии от своей сестры он помнит отца, поэтому от радости и удивления он даже немного привстал. Почти по центру картины расположена сгорбленная фигура пожилой женщины, полностью одетая в чёрное. Она, видимо, мать вошедшего мужчины. Лица её не видно, но по её действиям заметно, что она впечатлена происходящим и, что её взгляд направлен прямо в глаза главного героя. В сюжете картины доминирует немой диалог между пожилой женщиной и только что возвратившимся сыном. Фигура женщины немного наклонена, неубедительно придерживаясь спинки кресла, стоящего рядом с ней. Она привстала, чтобы встретить своего сына. Действия матери, связанные с неожиданными событиями, подчёркнуты сдвинутым креслом, изображенного на переднем плане полотна. Сам же герой картины, на которого устремлены удивлённые взгляды окружающих, одет в длинное тёмную одежду, у него уставшее лицо, впалые глаза. Художник мастерски передал атмосферу неожиданности и потрясения, царящие в тот момент – удивлённые лица людей, их движения, позы, положения фигур. Также хорошо показан интерьер квартиры: деревянный пол, большие светлые окна, бело-голубые стены, на которых висят репродукции картин. Они передают политические настроения этой семьи и символику картины. Это портреты писателей-демократов Николая Некрасова и Тараса Шевченко, изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ страдания и искупления; народники тоже воспринимали свою деятельность как миссию. Всё это позволяет зрителю прочувствовать обстановку того времени. Художник построил композицию так, что зритель как бы присутствует в комнате. Созерцатель картины, даже не зная, в результате каких исторических событий написано полотно, увидев это великое произведение, может понять и прочувствовать эту картину. Он также погрузится в мир переживания, затаив дыхание будет ждать, когда закончится эта немая пауза.


Общие черты и особенности картины: «Не ждали» И. Е. Репина и «Возвращение блудного сына» Рембрандта.

Таблица

Критерий

«Возвращение блудного сына» Рембрандт

«Не ждали» И. Е. Репин

Различия

Стиль

Барроко с элементами классицизма

Реализм

Жанр

Мифологический жанр

Бытовой жанр

Время (эпоха)

Возрождение (Ренессанс)

Конец XIX века

Сюжет

Библейский сюжет «Возвращение блудного сына»

Возвращение бывшего революционера-народника из ссылки

Общее

Тема

Семья. «Возвращение блудного сына»

Техника

Холст, масло


Таким образом, на своих полотнах художники изобразили возвращение человека в свой дом. Только голландский художник написал возвращение блудного сына, используя библейскую притчу, а русский - возвращение бывшего революционера-народника из ссылки. Но обе картины в той или иной степени связаны с персонажем «блудный сын». А кто же такой блудный сын? Это человек, беспутный, нравственно нестойкий; сын, вышедший из повиновения отцу, оставивший свою семью без вести о себе. По сюжету притчи Рембрандт написал именно такого человека. Зная саму притчу и глядя на картину, человек может только осуждать возвратившего сына и восхищаться благородством отца. С картиной Репина всё немного сложнее. Если же для человека превыше всего семейные ценности, и он отрицательно относится к деятельности народников, то его отношение к главному герою репинской картины будет осуждающее. Для него ссыльный будет являться «блудным сыном», который бросил семью, оставив её без кормильца, и просто промотал время в ссылке. Но если человек понимает, что страна нуждалась в революции, в изменениях в стране, к которым так упорно шли народники, то для него ссыльный является героем. Не случайно Репин несколько раз переписывал лицо главного героя: то делал его возвышенно-героическим, то страдальчески-усталым. Даже после того, как полотно было продано Павлу Третьякову, художник внёс изменения в лицо ссыльного без ведома владельца картины, сказав работникам галереи: «Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине «Не ждали». Он знает, что я собираюсь сделать». Так зачем Репин столько раз вносил поправки именно в выражение лица вошедшего мужчины? Потому что перед художником стояла трудная задача, ему нужно было передать зрителю эмоции вошедшего мужчины. То ли он пробыл в ссылке и осознал свой поступок, и теперь он раскаивается как «блудный сын», или он чувствует себя героем, делавший всё на благо страны. В этом и была проблема Репина – двоякость эмоций одного героя картины. Для живописца это невозможная задача, поэтому художник много раз вносил поправки к лицу ссыльного.

Несмотря на разное время, в которое жили художники, стили, жанры, в которых они выполняли свои картины, на разницу сюжетов, Репин и Рембрандт подняли одну важную тему, прослеживающуюся в этих полотне – тему семьи, тему отцов и детей, отцовской любви, высоких человеческих чувств: великодушия, умения прощать, доброты.

Вот так, на мой взгляд, Репин в своём произведении решил традиционную тему, к которой обращались многие художники, в том числе и Рембрандт – к теме «блудного сына».


Автор материала: Е. Мельник (9 класс)
Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.