Индивидуальный проект на тему "Архимандрит Ипполит Рыльский: жизнь и служение "

0
0
Материал опубликован 8 December

Автор публикации: У. Егошина, ученица 10 класса


                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области









Индивидуальный проект на тему

«Архимандрит Ипполит Рыльский:

жизнь и служение»





Автор: Егошина Ульяна,

ученица 10 класса



Руководитель: Понамарева Е.Ю., учитель английского языка





                                                                   Шахты 2024



Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Жизнь и служение 4

1.1 Детство и призвание будущего старца 4

1.2 Душа, призванная к служению: Подвиги и испытания Ипполита в обители 5

1.3 Служение и смирение: Жизнь иеромонаха Ипполита на Святой Горе 6

1.4 Возрождение Рыльского монастыря: жизненный крест архимандрита Ипполита 7

1.5 Духовное Возрождение: чудеса и изменения в жизни осетинского народа 7

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 8

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

2.1 Анализ результатов социального опроса 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Список литературы 12


ВВЕДЕНИЕ

Во все времена православная вера являлась неотъемлемой частью в жизни человека. На Святой Руси были люди, которые оставили неизгладимый след в истории церкви и оказали значительное влияние на духовное развитие народа. Как говорил Иоанн Кронштадский: «Мир дотоле стоит и остается в своем порядке, доколе есть в нем люди благочестивые, святые». Одним из таких примеров является Ипполит Халин, жизнь и служение которого заслуживают особого внимания и изучения.

Актуальность: духовное возрождение русского народа.

Цель работы: изучить историю жизни и служения архимандрита Ипполита Халина.

Задачи:

Собрать информацию об архимандрите Ипполите Халине, используя разные источники.

Рассказать о жизни самого доброго батюшки на земле.

Показать миротворческие и духовные подвиги.

Рассказать о чудесах по молитвам батюшки Ипполита.

Гипотеза: архимандрит Ипполит Халин оказал большое влияние на духовное становление людей.

Методы исследования:

Теоретические метод: анализ информационных источников.

Эмпирические метод: опрос.


Глава 1. Жизнь и служение Детство и призвание будущего старца

Родился будущий старец Ипполит, в миру Сергей Иванович Халин, 18 апреля 1928 года в селе Субботино Солнцевского района Курской области. Это село всего в двадцати километрах от деревни Мошинино, родины святого Серафима Саровского. Близость этих мест словно предвещает таинственное духовное родство саровского старца и рыльского чудотворца, двух великих чад земли Курской. Сергей был восьмым, самым младшим в крестьянской семье Евдокии Николаевны и Ивана Константиновича Халиных. Его детство и школьные годы пришлись на тяжелые времена. Учился он в сельской школе, позже односельчане вспоминали о нём как о круглогодичном отличнике, добродушном, веселом и жизнерадостном мальчике. С самого раннего возраста он отличался смирением и искренним чувством юмора. Местные жители шутливо называли его монахом. Все три брата Серёжи ушли на фронт и погибли. В возрасте двенадцати лет он был вынужден продавать молоко на станции, преодолевая двенадцать километров каждый день. С детства Сергей был верующим, тем более что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя – отец Михаил – служил в церкви соседнего села. Еще ребенком по воскресным дням он ходил к нему, подавал кадило в алтаре. Уже в те годы, по признанию старца, ему захотелось стать священником. И это тогда, когда верующих не принимали в комсомол, не принимали на учебу, когда все вокруг смеялись над попами, и молодые люди обходили храм стороной. В 1948 году Сергей ушел в Советскую армию, служил на Западной Украине, а по возвращении трудился рабочим на заводе. По ночам, достав из-под кровати чемодан с духовной литературой, чаще всего читал Библию.

Душа, призванная к служению: Подвиги и испытания Ипполита в обители

В 1957 году Сергей принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Родители одобрили выбор сына. Иван Константинович сказал: «Сын, мы уже прошли свой путь, а тебе следует выбирать свой». Для Евдокии Николаевны это решение единственного сына стало большим испытанием. Она долго не могла смириться с тем, что физически крепкий молодой человек уходит в монастырь. Ипполит позже шутил: «Никто не захотел за меня выйти замуж, так что мне пришлось идти в обитель». После прощания с родными, он направился в Глинскую Рождества Богородицы пустынь.

t1733670332aa.png

Схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Его первым духовным наставником стал добродушный старец Андроник (Лукаш), причисленный к лику святых в 2009 году (память 9/22 сентября). Отец Ипполит обязал ему свою жизнь, так как в течение трех дней молился над умирающим Сережей, который страдал от крупозного воспаления легких, заперевшись в келье. В ответ на молитвы праведника произошло чудо исцеления. В этой обители он проживал в одной келье с молодым послушником Иваном Масловым, о котором Сергей заботился, как фельдшер, делая ему компрессы и примочки.

В 1958 году, спустя год послушничества, Сергея перевели в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Ночью с 11 на 12 февраля 1959 года, в праздник трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, в Успенском храме обители, митрополит Псковский Иоанн (Разумов) постригает его сначала в мантию с именем Ипполит, в честь священномученика Ипполита, епископа Остинского, Римского, а затем, в этом же году, рукополагает во иеродиаконы, а 14 июня 1960 года – во иеромонаха. Отец Ипполит часто посещал последних Валаамских старцев, закончивших свой земной путь в Псково-Печерском монастыре: схимонаха Николая (Монахова) и схиигумена Луку (Земскова). Очень хорошие отношения у него сложились с благостным Валаамским старцем иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем).

Служение и смирение: Жизнь иеромонаха Ипполита на Святой Горе

Псково-Печерский монастырь оказался фактически единственным на территории Советского Союза, который избежал закрытия по решению безбожных властей и стал хранителем русских монашеских традиций. В начале 1960-х годов судьба русского монашества на Святой Горе Афон оказалась под угрозой: Свято-Пантелеимонов монастырь утратил связь с Россией после 1917 года, что привело к прекращению пополнения братии. Вскоре монастырь мог бы утратить возможность проведения литургий, что означало бы его передачу грекам по закону. По просьбе настоятеля схиархимандрита Илиана (Сорокина), в июле 1966 года из Псково-Печерской обители, с благословением Патриарха Алексия I, иеромонах Ипполит с группой из четырех монахов отправился на Афон. Как-то старца спросили, легко ли далось ему это решение. Он ответил с великим смирением и простотой: «Куда было деваться, идти в мир?..». Схиархимандрит Илий, духовник Оптиной пустыни, который приехал на Святую Гору уже через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно, особенно представители Русской Православной Церкви Зарубежом. Кто может приехать из Совдепии, говорили они, как не агенты КГБ? И называли их там «красными попами». Но эти пять отцов, а потом и другие монахи которые приезжали из СССР, заслужили доверие Афонсокй братии своей монашеской жизнью и трудами в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Отец Ипполит подвизался на Афоне 17 лет. Он нес послушание казначея и эконома, как когда-то преподобный Силуан Афонский в келье которого, как предполагают, он жил. Кроме должности эконома ему было доверено быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Влажный климат подорвал здоровье иеромонаха Ипполита, и в 1983 году поехал лечится в Россию. Так он здесь и остался. 14 октября 1984 года он был возведен в сан игумена «за неустанное усердно-ревностное монашеское служение, любовь к Церкви Христовой и послушание Святой Обители, понесенное им на Святой Горе Афон». А 14 апреля 1985 года — в сан архимандрита митрополитом Псковским Иоанном.

Возрождение Рыльского монастыря: жизненный крест архимандрита Ипполита

В октябре 1991 года архимандрит Ипполит был назначен настоятелем Рыльского монастыря. На Афоне он также заботился о нуждах Пантелеимоновой обители, где у него были друзья и духовные наставники, а также существовала многовековая традиция жизни братии и регулярные богослужения. Однако Рыльский монастырь находился в состоянии как физического, так и духовного запустения. Перед батюшкой стояла трудная задача, которая стала его жизненным крестом. Он нес этот крест с большой любовью как к Господу, так и к людям, обращавшимся к нему. Вернувшись на родину, будучи исихастом, он не мог вести уединённую жизнь, как старцы с Афона и Валаама. Для отца Ипполита преподобный Симеон символизировал любовь и духовный опыт. В монастыре он следовал афонскому уставу, молился ночью в тишине и занимался монастырскими делами днём. Ночь спал не более 3-х часов. В 3:30-4:00 начинался его день. Келейно прочитывал много записок. Духовное возрождение батюшка Ипполит начал с возобновления богослужебного круга. С 16 октября 1991 года в Георгиевском приделе начались литургии, а в 1998 году началось восстановление Николаевского храма с помощью работников Курской АЭС. В последующие годы в монастыре возводились новые постройки, а также организовывалось подсобное хозяйство с хозяйственными животными. В 2000 году началось строительство нового гостиничного корпуса. Но ещё более значимой была его деятельность как духовного пастыря и наставника монахов.

Духовное возрождение: чудеса и изменения в жизни осетинского народа

Старца Ипполита называют апостолом Осетии, являясь связующим звеном между Аланией и Богом. Тысячи людей из Кавказа обращались к нему с вопросами, слезами и недугами. Через него осетины вновь осознали свои духовные истоки и восстановили историческую память о христианстве. Отец Ипполит постоянно молился за Кавказ, и многие утверждают, что забота о осетинском народе стала для него божественным послушанием. Хотя он никогда не бывал в Осетии, на расстоянии он основал два монастыря: один мужской в горах Куртатинского ущелья — Аланский Свято-Успенский, и женский Аланский Богоявленский у входа в Алагирское ущелье. Место для женской обители Старец определил вплоть до километра и объяснил это Наташе-режиссеру – теперь игуменье Нонне. Сестрам в 2004 году досталась разруха. Со временем сюда стали приходить люди, желающие помочь, и сёстры начали восстановление. На территории обители есть три озера. Старец говорил: «Будете рыбку ловить». Тогда никто не понял, что это отсылка к евангельским рыбакам. На этих озерах начались массовые крещения. За несколько лет более восьми тысяч человек приняли православие. Обитель Аланская хранит святость отца Ипполита, излучая дух любви и милосердия.

По молитвам батюшки происходило множество чудес. О них вы сможете прочитать в книге Романа Голованова «Батюшка Ипполит».

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Таким образом, жизнь Ипполита, начиная с его скромного детства в Курской области, была полна испытаний и духовных свершений. Его путь в монашество стал не только личным выбором, но и проявлением глубокой веры и преданности Богу. Стремление сохранить русское монашество и традиции на Афоне стало ключевым этапом в его служении. Он и его спутники стали живым примером смирения и преданности, пройдя через недоверие и трудности. Также батюшка Ипполит стал не только восстановителем Рыльского монастыря, но и духовным светилом для осетинского народа. Его жизнь и служение обогатили не только монашескую жизнь, но и вдохнули новую надежду в сердца людей, стремящихся к Богу. Превратившись в живую икону Христову, отец Ипполит приникал к нуждам каждого, обретая для них утешение и поддержку в трудные времена. Чудеса, происходившие через его молитвы, служили доказательством божественной благодати, которая сопутствовала его труду. Аланская обитель, как чистый родник, продолжает излучать свет веры, предоставляя новым поколениям возможность прикоснуться к богатству христианской традиции. Ведя людей к Христу, отец Ипполит навсегда остался в их сердцах как символ духовного возрождения, силы молитвы и милосердия. Его наследие живет, продолжая вдохновлять на путь веры и добродетели.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ результатов социального опроса

С целью подтверждения или опровержения выдвинутой мной в начале проекта гипотезы, в школе был проведен социальный опрос, в котором приняли участие ученики 10-11 классов. Были заданы следующие вопросы:

t1733670332ab.gif

При ответе на первый вопрос я узнала, что большая часть (57%) учеников придерживается какой-то религии. Во-первых, религия предоставляет структуру и ориентиры в мире, полном неопределенности. Молодежь, находясь на этапе формирования своей идентичности, часто ищет что-то, что может ответить на сложные вопросы о жизни, смерти и смысле существования. Во-вторых, религиозные традиции укоренены в культуре и семье. Дети, растущие в окружении, где религия играет важную роль, с большей вероятностью сохранят веру и примут ее как часть своей жизни.


t1733670332ac.gif

При ответе на второй вопрос, я выяснила, какое количество людей посещает храм. Большая часть ответила, что редко или вообще не посещает храм. Во-первых, это связано с советским антирелигиозным наследием. Оно наводнило сознание многих поколений сказочными мифами о Церкви. Во-вторых, развитие гедонизма, когда в целом люди не хотят выходить из зоны комфорта. В-третьих, субъективные, или личные мотивы, когда мешают индивидуальный опыт, ошибки, особенности восприятия, влияние окружения или личные обстоятельства жизни. И в-четвертых, это церковные проблемы, ставшие барьером вхождения в Церковь.

t1733670332ad.gif

При ответе на третий вопрос, я узнала, что большее количество опрошенных знают, кто такой священник. Это связанно с тем, что роль священника проникает в самые разные сферы жизни: от обрядов и церемоний до воспитания нравственности и сострадания. В каждой культуре они исполняют уникальные функции, но общие цели их труда остаются неизменными: поддержание духовной связи, оказание помощи нуждающимся и привнесение света в трудные времена. Их образы запечатлены в искусстве, литературе и кино, что лишь усиливает общественное доверие и уважение к ним. Кроме того, священники нередко становятся фигурами, к которым обращаются за советом в жизненных трудностях, что делает их значимыми для многих людей вне зависимости от религиозной принадлежности. Таким образом, знание о священниках стало частью общей культуры, объединяющей и вдохновляющей целые поколения.

t1733670332ae.gif

При ответе на четвертый вопрос я увидела, большинство учеников считают, что роль священнослужителей важна в жизни человека. Это обусловлено тем что, они служат духовными наставниками, помогая людям преодолевать трудности и находить смысл в повседневной жизни. Их советы способны вдохновлять, утешать и придавать силы в трудные моменты жизни. Кроме того, священнослужители выступают хранителями традиций и ценностей, благодаря чему культура и мораль передаются из поколения в поколение. Таким образом, роль священнослужителей не ограничивается лишь религиозным аспектом; они являются важными путеводителями по жизни, способными оказать глубокое влияние на судьбы людей и на общество в целом.

t1733670332af.gif













При анализе ответов на пятый вопрос я выяснила, что большая часть (91%) опрашиваемых не знают кто такой Ипполит Халин. Это связано с тем, что он мало известный человек. Поэтому моя цель, рассказать о его жизни и служении, чтобы как можно больше людей знали о нем.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдвигаемая в начале проекта гипотеза подтвердилась: архимандрит Ипполит Халин оказал большое влияние на духовное становление людей. В ходе работы над исследовательским проектом было рассмотрено житие старца. В процессе было прочитано несколько книг. Реализация цели исследования способствовало решению следующих задач:

1. Была собрана информация об архимандрите Ипполите Халине, используя разные источники.

2. Было рассказано о жизни самого доброго батюшки на земле.

3. Были показаны миротворческие и духовные подвиги.

4. Было рассказано о чудесах по молитвам батюшки Ипполита.

Результаты опроса подтвердили, что проблема, которую я выдвинула при выборе темы, существует, а, значит, сама работа актуальна.

Практическая значимость исследования состоит в том, что продукт проекта может быть использован на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, внеурочных занятиях по духовно-нравственному воспитанию.


Список литературы

Голованов Р. Батюшка Ипполит/ Р. Голованов; «Синопсисъ». - М.: Изд-во «Синопсисъ», 2023. – 400 с

Савочкин В.Н. Самый добрый батюшка на земле…/ В.Н. Савочкин; «Луг духовный». – М.: Изд-во «Луг духовный», 2015. – 112 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.