Индивидуальный проект на тему "Физическое воспитание в детских лагерях"
Автор публикации: А. Хвостикова, ученица 10Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Физическое воспитание в детских лагерях»
Автор работы: Хвостикова Алиса
Место выполнения: г. Светлоград, МБОУ лицей №3, 10 «Б» класса
Научный руководитель: Маяцкая Светлана Анатольевна, учитель физкультуры МБОУЛ №3
г. Светлоград
2022
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Исследование…………………………………………………………................. | |
1. 1. Спортивное воспитание МДЦ «Артек» ……………………………….................... | 4 |
1. 2. Спортивное воспитание ВДЦ «Смена» ……………………………………………. | 5 |
1. 3. Спортивное воспитание ДОЛ «Бештау»…………………… ……………………... | 5 |
Глава 2. Решение проблемы……………………………………………………………… | |
2. 1. Анализ данных………………………………………………………………………. | 5 |
2. 2. Поиск путей решения в интернете…………………………………………………. | 6 |
2. 3. Создание макета……………………........................................................................... | 7 |
Заключение………………………………………………………………………………... | 9 |
Список информационных источников………………………………………………….. | 10 |
Приложения……………………….………………..……………………………………... | 11 |
Введение
Тема моего проекта «Физическое воспитание в детских лагерях». Я выбрала эту тему, потому что, из-за серьёзных проблем со здоровьем, мне приходилось наблюдать за спортивными мероприятиями со стороны. Меня заинтересовала тема физической активности детей в детских лагерях отдыха.
Не одну смену я провела в детских оздоровительных лагерях, общалась с юными спортсменами, наблюдала за ходом «Весёлых стартов» и сдачей ГТО, и теперь готова изучить тему подробнее.
Ни для кого не секрет, что дети бывают активные и не очень, но зачастую проблема того, что ребёнок не участвует в том или ином спортивном мероприятии, кроется в неприятии коллективом данной личности, однако, это не самое страшное. Если с коллективом можно найти общий язык, найти компромисс, то, как быть с самой простой незаинтересованностью в участии? Именно это мы и попытаемся решить.
Проблема проекта — низкий уровень вовлечённости в спортивно-оздоровительные мероприятия воспитанников детского пришкольного лагеря МБОУЛ №3 г. Светлограда в возрасте от 7 до 10 лет. Причиной этому является отсутствие интересной программы.
Проект актуален, он вовлечёт в работу пришкольного лагеря МБОУЛ №3 г. Светлограда более 85% детей в возрасте от 7 до 10 лет в период июньской и июльской смен, повысит мотивацию детей по отношению к физической активности, воспитает организованность, ответственность.
Предполагается, что дети, участвовавшие в мероприятиях, повысят уровень своей заинтересованности в занятии физической культурой. Это моя гипотеза.
Цель моей работы — создать трёхдневный комплекс мероприятий спортивно-оздоровительной направленности для воспитанников ДОЛ «Дружба» МБОУЛ №3 г. Светлограда в возрасте от 7 до 10 лет. Повысить уровень интереса в занятии физической культурой у детей до 85%.
Задачи проекта — проанализировать данные о количестве детей с низким уровнем мотивации по отношению к физической культуре. Узнать причины низкого уровня заинтересованности у детей путём проведения школьного опроса среди воспитанников лагеря. Изучить методы вовлечения детей в активные виды деятельности. Провести трёхдневный комплекс мероприятий во время 1 и 2 смен 2022 года.
Объектом исследования являются спортивные мероприятия, проводимые в МДЦ «Артек», ВДЦ «Смена», ДОЛ «Дружба, проводимые в летние, летне-весенние, летне-осенние смены. Предметом исследования являются характер мероприятий, места и время их проведения, соотношение участвующих детей к незаинтересованным в проведении мероприятия.
Методом исследования я выбрала наблюдение, опыт, беседу и работу с электронными ресурсами.
Продуктом проекта является трёхдневный комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий для воспитанников ДОЛ «Дружба» МБОУЛ №3 г. Светлограда в возрасте от 7 до 10 лет.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследований, проводимых в ходе проекта, позволили расширить и систематизировать знания о работе детских лагерей и о мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности.
Практическая значимость заключается в разработке трёхдневного комплекса мероприятий, способствующего повышению уровня заинтересованности в занятии физической культурой и формирования благоприятной среды для адаптации к работе в команде у детей.
Глава 1. Исследование.
1. 1. Спортивное воспитание МДЦ «Артек».
Международный детский центр «Артек» по праву занимает лидирующую позицию среди лагерей России.
Это один из самых крупных комплексов детского отдыха в мире. Именно в «Артеке» проводятся такие мероприятия, как конкурсы «Живая классика», «Большая перемена», «Детская Новая волна» и т.д. Выпускники «Артека» становятся мастерами спорта, занимают почётные места на соревнованиях международного уровня.
Почему же именно в «Артеке» дети воспитывают в себе любовь к спорту? Дело в том, что артековский спорт разнообразен и красочен: здесь тебе и стадион на 7 тысяч мест, и дворец спорта, и мобильные спортивные комплексы, и 2-3 спортплощадки в каждом лагере. В «Артеке» можно заниматься и дзюдо, и плаванием, и аэробикой. Да что уж там аэробикой, у «Артека» даже свой вид спорта есть (артбол)!
Естественно, такое количество возможностей для занятия спортом не оставит равнодушным никого.
Помимо разнообразия спортивных комплексов, в «Артеке» сложный горный ландшафт с многочисленными подъёмами, спусками и ступенями. Бесследно не проходят и походы на Аю-Даг или в соседний лагерь. Даже в школу дети ходят уже уставшими от простой ходьбы с самого утра, а за целый день можно смело пройти до 100 тысяч шагов, 30 тысяч которых будут по ступеням!
Интересно, а что нагружало артековцев больше всего? Проведя небольшой опрос среди 17 человек, я получила интересные результаты (Приложение 1). Оказывается, именно особенности ландшафта значительно повлияли на уровень физической подготовки ребят: 58.82% опрошенных считают, что стал спортивнее из-за неё.
Вот комментарии некоторых артековцев ДОЛ «Лесной» – Ксения Шилова: «Тяжелее всего добираться до столовой. Спорт я не люблю, а покушать люблю! Но пока до «Круга» (название столовой) дойдёшь, сожжёшь все калории.», Попова Екатерина: «В столовую мы ходили 5 раз в день, на спортплощадку 3-4 раза в день, по корпусу очень много ходили туда-сюда. После такого дня ощущаешь себя олимпийским чемпионом. Кто бы мог подумать, что ходьба так изматывает!», Губар Валерия: «Артековские тропинки помогают мне поддерживать себя в форме!».
Неотъемлемой частью смены в «Артеке» является поход на Аю-Даг. На самой вершине каждые три недели юных покорителей гор посвящают в артековцы. У подножия проходит посвящение покорителей гор меньшего масштаба. С раннего утра и до завтрака дети совершают восхождение на «Мишку» (так переводится название горы) и спуск с него.
Спортивный интерес подогревает старая легенда: «Если камень ты возьмёшь у подножия Медведя-горы и донесёшь на самую вершину его, то сбудется твоё самое заветное желание!».
Дети с огромным энтузиазмом проходят «тропинку к мечте», что, безусловно, показывает уровень умения работников центра вовлечь детей в активную деятельность.
1. 2. Спортивное воспитание в ВДЦ «Смена».
Всероссийский детский центр «Смена» славится своим неповторимым комплексом «Парк Будущего», в котором дети обучаются всевозможным профессиям от ландшафтного дизайнера до машиниста поезда. Корпуса лагеря оснащены современным оборудованием, которое помогает с лёгкостью воплощать идеи детей за считанные дни!
Когда смотришь на чудеса инноваций, начинаешь сомневаться в уровне физической подготовки воспитанников центра. Но занимал ли бы он одну из лидирующих позиций в списке лучших лагерей России, если бы там не было выдающихся юных спортсменов?
На самом деле, спорт в ВДЦ «Смена» развит очень и очень хорошо! Даже один из лагерей назван «Спорт-смена».
На огромной территории размещен стадион, на котором 6 дней в неделю ежедневно проходят спортивные часы. Ребята могут попробовать себя в спортивном туризме, мини-гольфе, баскетболе, мини-футболе, метании дротиков и даже сдаче ГТО! Каждый высокий результат поощряется администрацией лагеря.
Регулярно в детском центре проводятся спортивные соревнования, подвижные игры и экскурсии по внушительных размеров территории, насыщенной лестницами.
В корпусе лагеря «Лидер-смена» размещён зал, в котором можно заняться тяжёлой атлетикой. Легкоатлетическое снаряжение также присутствует, но у инструкторов стадиона.
В одном из корпусов с СОМами располагаются ещё несколько залов для танцев, акробатики и пр. В программу каждой смены включены ежедневные танцы после зарядки по утрам, танцевальные соревнования между отрядами и дискотеки.
Конечно, до уровня «Артека» здесь далеко, но поддерживать себя в форме сможет каждый воспитанник лагеря.
1. 3. Спортивное воспитание ДОЛ «Бештау».
Расположившийся на небольшой территории Детский оздоровительный лагерь «Бештау» находится на одноимённой горе. Ни огромного стадиона, ни бассейнов в нём нет, и соревнования не проводятся, однако, активностей хватает.
Каждый вечер детей собирают на тематические массовки, на которых отряды соперничают в гонке за лидера. Да, этот танцпол повидал много энергичных движений!
Не стоит забывать и о подвижных играх, у вожатого наверняка за плечами большой опыт в таких мероприятиях, так что, дети в «Бештау» к вечеру устают не меньше, чем артековцы.
На территории лагеря можно сдать ГТО или поиграть на спортивной площадке. Также регулярно проводятся выездные экскурсии в Кисловодск.
Глава 2. Решение проблемы.
2. 1. Анализ данных.
Если говорить о ДОЛ «Дружба», то я, будучи воспитанницей летних смен в возрасте 9-10 лет, окончательно разочаровалась: в программе нет спортивных мероприятий, интересных детям! Это нужно решать, но сначала узнаем, насколько популярно такое мнение.
Я провела опрос среди 90 учащихся МБОУЛ №3 в период 12.09.2021г. – 22.09.2021г., по результатам которого выяснила, что 15% обучающихся не были воспитанниками ДОЛ «Дружба»; 64% не принимали активное участие в мероприятиях, или мероприятие не проводилось; 21% принимали активное участие в мероприятиях (Приложение 2).
То есть, из ста человек в спортивно-оздоровительных мероприятиях участие не принимал более, чем каждый второй, а воспитанником лагеря не являлся каждый седьмой ученик.
С большим процентом ответивших я провела беседы, в которых выяснилось, что главной причиной незаинтересованности детей является отсутствие увлекательной спортивно-оздоровительной программы.
Подводя итоги задачи, можно сказать, что был проведён опрос среди учащихся МБОУЛ №3 г. Светлограда; выявлен процент незаинтересованных в участии учащихся в спортивно-оздоровительных мероприятиях; выяснены причины отсутствия мотивации к занятиям физической направленности.
2. 2. Поиск путей решения проблемы в интернете.
Проанализировав типы спортивных мероприятий в различных ДОЛ, проводимых в летний, летне-осенний и летне-весенний периоды, я нашла следующие типы: весёлые старты, сдача ГТО, командные игры, тематические массовки, забеги, контрольно-туристические маршруты (КТМ) и т.д.
Учитывая возможности площадок (школьная и пришкольная территория, туристические тропы г. Куцай), детей (школьники 7-10 лет МБОУЛ №3), помощников вожатых (ученики старшей школы) и вожатых (учителя-педагоги), я выбрала три типы мероприятий: командные игры, тематическая массовка, КТМ.
Командные игры бывают игровыми упражнениями (игры с правилами, сюжетные игры, бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивными играми (баскетбол, бадминтон и т.д.) (Приложение 3). Я выбрала игровые упражнения, т.к. они будут интереснее для школьников младшего возраста.
Из огромного количества подвижных игр, были выделены «Садовник», «Чехарда», «Классики», «Дед Мазай и зайцы».
Для тематической массовки дети в отрядных кругах повторяют за вожатым танцы «Лавата», «Коломейка», «Музыка мой вертолёт». В общелагерном круге дети повторяют за вожатским кругом «Вальс дружбы». В отрядных кругах дети импровизированно танцуют с вожатыми по под песни «Ягода-малинка», «Пчеловод».
Маршрут для КТМ будет проходить на туристической тропе и включать в себя лазание по канату, основы первой доврачебной помощи в походе, базовое ориентирование на местности, виды туристических костров и установку палатки.
2. 3. Создание макета комплекса мероприятий.
Для простоты восприятия комплекс мероприятий был помещён в таблицу:
Название мероприятия | «Спорт — лекарство от плохого настроения!» |
Место проведения | Спортивная площадка МБОУЛ №3, туристическая тропа г. Куцай, пришкольная территория МБОУЛ №3. |
Дата проведения | Третья неделя 1 и 2 смен по расписанию, обязательно в солнечный день. «КТМ» — первый день; «Игры наших бабушек и дедушек» — второй день; «Общелагерная массовка» — третий день. |
Оборудование | Палатка KILUX SALE 1 шт., канат 10 м. 1 шт., походная аптечка 1 шт., бутылочки с водой 0,5 л. 72 шт., карточки с типами костров А4 5 шт., злаковые конфеты cornline bar по 1 штуке на каждого ребёнка, колонки 2 шт., аппаратура для работы со звуком 1 шт., микрофон 1 шт. |
План проведения | 1. Подготовительный этап: Создать организационный из помощников вожатых (уч-ся старших классов); Разработать проект мероприятия; Определить место проведения; Подготовить инвентарь; Запастись питьевой водой, аптечкой, провиантом; Провести инструктаж по технике безопасности во время прохождения туристической тропы; Обработать одежду средством защиты от клещей. 2. Проведение мероприятия. 3. Анализ проделанной работы. |
Цель | Создать условия для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям физической культурой; Сформировать навыки здорового образа жизни. |
Задачи | Сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой; Сформировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки |
Сценарный план | Первый день: Сопровождение детей до туристической тропы. Приветственное слово. Раздача маршрутных листов. Прохождение станций. Заключительное слово. Спуск с горы. Второй день: Приветственное слово. Раздача маршрутных листов. Прохождение станций. Заключительное слово. Третий день: Приветственное слово. Танец «Лавата» в отрядных кругах. Танец «Коломейка» в отрядных кругах. Танец «Музыка – мой вертолёт» в отрядных кругах». Танец «Вальс дружбы» в общелагерном круге. Танцы «Ягода-малинка» и «Пчеловод» в отрядных кругах. Заключительное слово. Раздача батончиков. Прощание. |
Целевая аудитория и количество участников | Целевая аудитория — воспитанники ДОЛ «Дружба» МБОУЛ №3 г. Светлограда, 195 участников двух смен суммарно. |
Организаторы | Хвостикова Алиса Андреевна, Голощапова Ольга Владимировна, Гладких Наталья Николаевна, Маяцкая Светлана Анатольевна, Бессмертный Геннадий Павлович, Лукьянова Галина Ивановна, Павлоградский Василий Владимирович. |
Название мероприятия — часть цитаты Мориса Декобра: «Спорт – лекарство от плохого настроения и депрессий».
Место проведения первой части мероприятия — туристическая тропа на г. Куцай, второй части — пришкольная территория МБОУЛ №3, третьей части — спортивная площадка МБОУЛ №3. До всех трёх площадок легко добираться, они достаточно безопасны, вмещают достаточное количество человек. Соответственно, они идеально подходят для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Согласно перечню оборудования была составлена смета (Приложение 4).
Во время подготовительного этапа вожатым их помощникам необходимо выучить танцы «Лавата», «Коломейка», «Музыка – мой вертолёт», «Вальс дружбы» и заранее заготовить 6-8 цикличных движений для танцев «Ягода-малинка» и «Пчеловод». Также необходимо подготовить игры «Садовник», «Чехарда», «Классики», «Дед Мазай», уровень подготовки определяется степенью понимания механики игр и уровня знания движений каждого из танцев.
Для туристической тропы важно заранее подготовить маршрут (завязать канат, собрать веточки для костров, разместить разобранную палатку и собранную аптечку на станциях, распределить по человеку на станцию, поставить по 5 бутылок с водой на станцию) и провести инструктаж по технике безопасности с детьми, т.к. от станции к станции нужно добираться бегом «трусцой».
Количество участников мы рассчитали, сложив 80 детей-участников 1 смены, 100 детей-участников 2 смены, 5 вожатых-учителей и 10 помощников вожатых.
Заключение.
В результате проделанной работы мы вывели следующее: спортивные мероприятия – неотъемлемая часть любой программы детского оздоровительного лагеря вне зависимости от его ландшафта и возраста воспитанников, и спортивная составляющая смены должна быть разнообразной, увлекательной, доступной для большинства ребят.
Созданный мною макет оценили учителя физкультуры МБОУЛ №3, педагоги дошкольного образования, студенты Светлоградского Педагогического колледжа и ученики МБОУЛ №3, радушно приняли мою идею и заинтересовались в реализации проекта как вожатые и воспитанники-участники смен.
Моя гипотеза частично подтвердилась, комплекс мероприятий создан и готов к действию во время летних смен ДОЛ «Дружба», дети заинтересованы в участии в нём. Дело за малым – получить финансирование и провести мероприятия на сменах ДОЛ «Дружба», а затем при помощи рефлексии измерить уровень заинтересованности детей в возрасте от 7 до 10 лет в занятии физической культурой.
Список информационных источников.
1. kladraz.ru Игры наших бабушек и дедушек / kladraz.ru // 2021 — URL: https://kladraz.ru/igry-dlja-detei/igry-nashih-babushek-i-dedushek.html
2. Научно-методический кабинет Классификация игр, используемых в начальной школе / Янченко В. В. // Классификация игр, используемых в начальной школе — 2014— URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/vera-janchenko/-irga-i-e-psihologicheskie-mehanizmy-vozdeistvija-na-mladshih-shkolnikov.html
3. Молодой Учёный. Актуальные задачи педагогики / Айрумян Г. С. Нагорнова Л. В. // Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте — 2013 — №4 — С. 27—29
4. Феникс Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Широкова Г. А. // Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста — 2005.
5. YouTube Танец «Лавата» / Детские танцы и песни // Весёлый танец Лавата — 2020 — URL: https://www.youtube.com/watch?v=nZB0NSH5i-0
6.YouTube Танец «Коломейка» / Николай Цзю // Каламелька танец — 2015 — URL: https://www.youtube.com/watch?v=JW4Bve_pLfI
7. YouTube Танец «Музыка – мой вертолёт» / Антон Шайнуров // Массовый танец (флешмоб) - Mozgi - Вертолёт, Студенты ЧПК №1, лето 2019 (ДООЛ "Голубая волна") — 2019 — URL: https://www.youtube.com/watch?v=qcwsPpvFSnA
8. YouTube Танец «Вальс дружбы» / Vladimir Fokichev // Танцуют все! Вальс Дружбы. — 2016 — URL: https://www.youtube.com/watch?v=wpbZ6bOtqBY
Приложение 1.
Опрос артековцев.
Приложение 2.
Опрос обучающихся МБОУЛ №3
Приложение 3.
Классификация подвижных игр.
Приложение 4.
Смета для проведения комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий в ДОЛ «Дружба» МБОУЛ №3 г. Светлограда в 2022 году.
Наименование | Кол-во, шт. | Стоимость 1 шт., руб. | Общая стоимость, руб. |
Палатка KILUX SALE | 1 | 1 649 | 1 649 |
Канат 10 м. | 1 | - (имеется в наличии у школы) | - |
Походная аптечка «Тайга» | 1 | 790 | 790 |
Бутылочки с водой негазированной Святой Источник 0,5 л. | 72 | 247 (12 шт. в упаковке) | 1 482 |
Батончик из цельных злаков Cornline, с кокосом | 216 | 271 (18 шт. в упаковке) | 3 252 |
Аппаратура | - | В наличии у школы | - |
| | Всего: | 7 173 |