ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Географическая грамотность населения Новочеркасска».
Автор публикации: А. Лащёнова, ученица 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
ул. Макаренко, д. 14, г. Новочеркасск, Ростовская область
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Географическая грамотность населения Новочеркасска».
Автор работы:
ЛАЩЕНОВА АННА СЕРГЕЕВНА
Ученица 11 класса
МБОУ СОШ № 24
Руководитель: Корсакова Любовь Александровна,
учитель географии МБОУ СОШ № 24,
первая квалификационная категория
г.Новочеркасск
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Понятие географической грамотности.
2.2.Географическая грамотность – часть географической культуры человека……………
2.3. Значение географии в современном мире… …………………………………………….4
2.4. Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека
2.4.1. Географическое образование и географическая безграмотность
2.4.2. Язык географии
2.5. Всероссийский географический диктант.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………..………………………… 21-22
Анализ соцопроса учащихся МБОУ СОШ 24
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……..23-24
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………………….…….25
6. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….………..25
6.1.Рецензия Корсаковой Л.А., учителя географии и биологии………………………26-27
6.2.Рецензия Кисляковой Г.Г., учителя истории и обществознания ……….………28-29
6.3.Анкеты респондентов соцопроса – учащихся МБОУ СОШ 24…………..……….30-60
ВВЕДЕНИЕ
«Сколько происходит пользы от
географии человеческому роду,
о том всяк, имеющий понятие
и разум, рассудить может»
М.В.Ломоносов1
География – одно из ключевых звеньев в формировании естественнонаучной картины мира, она дает комплексное понимание пространства планеты Земля, тем самым преодолевая стереотипы и обыденный взгляд на «плоский» мир со стороны человека.
Кроме того, на современном этапе география играет ключевую роль в объяснении современных экономических, социальных, культурных и политических процессов. География, пожалуй, является единственной дисциплиной, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, таким образом, формируя целый комплекс наук. Владение географическими знаниями – важный показатель культуры человека.
Сегодня география, как наука, изучающая пространство, окружающее человека, особенности пространственного размещения человечества и взаимодействия между природой и обществом, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для грядущих поколений. При этом важна деятельность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и ориентироваться как в естественном географическом пространстве, так и в социально-экономическом. Но понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определённого фундамента – знания исходных географических фактов. География является фундаментом многих дисциплин из смежных областей наук и сфер деятельности, таких как экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и другие. Географические понятия и закономерности органично встроены в понятия и категории многих наук, и без них невозможно само построение большинства дисциплин.
Заинтересованность в изучении предмета географии и желание разобраться в вопросах географической грамотности моего города послужили основой для моей предпроектной идеи.
Актуальность данной работы заключается в возрастающем за последние годы внимании со стороны государства к проблеме географического образования, связанном с проблемой снижения уровня географической грамотности обучающихся и в целом населения Российской Федерации.
Сегодня образование получает вновь широкую поддержку населения. Социологические опросы показывают, что образование – основной приоритет для подавляющего большинства российских семей. Оно становится реальной ценностью.
Владимир Владимирович Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества в апреле 2017 года2 говорил о том, что «изучение географии в школе необходимо для формирования патриотизма и национального самосознания». На уроках мы не только изучаем свою страну и мир, но и учимся размышлять, работать с источниками информации, формируем умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе. Как, впрочем, и на других предметах.
Но только на уроках географии есть особый синтез знаний и умений учащихся в приложении к конкретной территории, поскольку в конкретной стране или регионе происходят самые разные процессы и явления - как природные, так и общественные. Без учета географического фактора зачастую оказывается неполной интерпретация политических и социально-экономических явлений.
Становится обидно, что предмет «География» при своей важности остается второстепенным предметом в современной школе, связано это с тем, что ЕГЭ по географии в 11-м классе - один из самых редких экзаменов по выбору.
Как показывают проводимые исследования (например, опрос, Института Гэллапа США; Тверской ИИУ, Россия)3 население многих стран мира, в том числе и России обладает феноменальной географической безграмотностью. Нам стало интересно, как знают географию в нашей школе. В отечественной географии пока нет достаточного опыта проведения исследований географической грамотности населения, отсутствует единая четкая методика. Мы пользовались методикой Тверского ИИУ, опубликованной в научно-теоретическом и методическом журнале Министерства образования Российской Федерации «География в школе»№1 за 1995 год4. Нами изучались самые простые знания географических объектов.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень географической грамотности учащихся нашей школы соответствует российскому уровню. В качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что уровень географической грамотности учащихся нашей школы не соответствует российскому уровню.
Цель проекта: определить уровень географической грамотности учащихся МБОУ СОШ 24 города Новочеркасска.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1.Выяснить что включает в себя понятия «географическая грамотность», Географическое образование и географическая безграмотность
2. По литературным источникам выяснить является ли географическая грамотность частью географической культуры человека
3. По литературным источникам выяснить значение географии в современном мире
4. Выяснить является ли географическая грамотность – неотъемлемым атрибутом современного человека
5.Выяснить цели, задачи и значение Всероссийского географического диктанта
6. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ 24 с целью выяснения уровня географической грамотности учащихся нашей школы и его соответствия российскому уровню географического образования.
Объект исследования: учащиеся 8-11 классов и учителя МБОУ СОШ 24
Предмет исследования: географические знания учащихся МБОУ СОШ 24
Методы исследования – изучение данных литературных источников, анализ, опрос.
Теоретическую базу индивидуального проекта составила информация, опубликованная в специализированной научной литературе и периодических изданиях.
Структура работы. Индивидуальный проект состоит из введения, основной части, включающей в себя 5 глав, практической части (результат обработки соцопроса), заключения, списка используемой литературы, приложений.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
География является единственной дисциплиной, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, таким образом, формируя целый комплекс наук. Владение географическими знаниями – важный показатель культуры человека.
Под географической грамотностью мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентирования в пространстве. Человек постоянно пребывает в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность является столь же значимой, что и речевая грамотность. В последние годы многие отмечают, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современных условиях чревато разного рода неблагоприятными последствиями5.
Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека. Владение географическими знаниями и пространственным мышлением являются необходимыми качествами выпускника, попадающего в новую социальную и экономическую среду. Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней, с самим собой и окружающими людьми.
Человеку важно и необходимо знать о пространстве, в котором он живёт, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует посредством своей деятельности, чтобы знать, как правильно его преобразовывать, чтобы не причинить вред системе, частью которой он сам является.
2.1. Понятие географической грамотности.
Слово «грамотность» произошло от греческого слова «grammata» чтение и письмо. Грамотность - это определенная степень владения навыками устной и письменной речи, является одним из важных показателей культурного уровня населения6. Грамотный человек – это человек, обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области. Географическая грамотность – это наличие знаний, компетенций и осведомленности в физической и экономической географии.
Человек постоянно пребывает в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность является столь же значимой, что и речевая грамотность. В последние годы отмечают, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современных условиях чревато разного рода неблагоприятными последствиями. Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека. Владение географическими знаниями и пространственным мышлением являются необходимыми качествами выпускника, попадающего в новую социальную и экономическую среду7.
Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающей мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ей, с самим собой и окружающими людьми. Для нашей страны география – национальный предмет. Любая модель развития территории будет жизнеспособна и работать эффективно, если только она будет адаптирована к местности: к равнинам и горам, климату, природным зонам, населению8.
2.2.Географическая грамотность – часть географической культуры человек
Географическая грамотность - неотъемлемый атрибут современного человека. Постоянно развивающийся мир ставит человека в новые условия, и в этих условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. Человеческая грамотность, то есть не только умение читать и писать. Знания в области географии дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.
География-это школьный предмет, который может дать современное видение целостного мира. Успех нашего государства и его могущество во многом зависят от уровня образования наших граждан9. В современном мире образование рассматривается как одна из главных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека. Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний.
Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.
Географическая грамотность-это наличие знаний, компетентности и осведомленности в области физической и экономической географии. В своем письме-напутствии "Доброго пути вам, путники" В. А. Обручев писал, что "не отдельные белые пятна - целый океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок дает нам природа10".
В "Декларации о многокультурном образовании", принятой в 1998 году на симпозиуме КГО МКГР в Португалии, говорится: "Географическая грамотность является важным компонентом многокультурного образования. В Международной хартии МТС говорится, что географическое образование способствует взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расами и религиями; способствует формированию международного образования и создает потребность в международной солидарности и сотрудничестве" 11.
Рассматривая человека как ценностную категорию (в широком смысле), географическая культура дает возможность рассмотреть гуманное отношение к людям, системам, окружающей среде и обществу.
Под "географической грамотностью" мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентации в пространстве12.
Человек постоянно находится в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность так же важна, как и речь. В последние годы многие люди заметили, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современном мире влечет за собой всевозможные осложнения и даже катастрофы. Когда мы видим на экране телевизора огромные очереди машин на пограничном пункте и слышим слова телевизионного комментатора, поражающего своим невежеством, что это происходит на российско-шведской границе; когда видный политический деятель рассказывает о своем визите в " дальневосточный город Иркутск " - все это проявление географической безграмотности. Об этом свидетельствуют и директивы о продлении навигации на Крайнем Севере, когда они не успевают привозить топливо и грузы в села и порты Севера летом и стараются сделать доставку в декабре - январе. Конечно, такое "расширение судоходства" сопровождается замерзанием городов и поселков, замерзанием караванов судов во льдах, эвакуацией тысяч людей с помощью МЧС. В целом географическое невежество становится все более опасным, причиняя вред здоровью людей и нанося огромный ущерб экономике страны13.
Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, понимать пространственные связи между его составляющими, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней и с окружающими его людьми.
Человеку важно знать о пространстве, в котором он живет, работает и взаимодействует с другими людьми и природой. Человек должен иметь представление о пространстве, которое он преобразует своей деятельностью, чтобы не навредить системе, частью которой он сам является.
1 ноября 2015 года в России впервые состоялось масштабное образовательное мероприятие "Всероссийский географический диктант", которое позволило оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлекло внимание к проблеме географической грамотности14.
Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и просветительской кампанией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос о необходимости повышения географической грамотности населения.
2.3. Значение географии в современном мире
География представляется базой многих дисциплин из пограничных областей науки и сфер деятельности, в том числе экономика, туризм, политология, социология, естествознание, обществознание и др.
Географические определения и закономерности неотделимы интегрированы в понятия и категории многих наук, и без них невозможно устройство большинства дисциплин. Сейчас очевидно, что география, как наука, одновременно познающая разнообразие и целостность окружающего мира, раскрывающая секреты взаимодействия природы и человеческого общества, представляется одной из самых авторитетных сил, способных помочь сберечь планету для нас и будущих поколений. В то же время важна работа не только высококлассных географов. Жизнь требует, чтобы всякий человек располагал даром думать географически и работать экологически грамотно. Познание географических закономерностей и решение задач на любом территориальном уровне нельзя без поставленной основы-знания начальных географических фактов15.
Важность географии в современном обществе огромна. География затрагивает все стороны жизни человека, сообщества и особенно близко соединена с настоящей жизнью любого гражданина страны; природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и т.п. Теперь люди нередко путешествуют, посещают различные страны, следовательно, громадные расстояния уже не представляются важным препятствием. География-это наука, исследующая географическую покров Земли, ее структуру и динамику, связь и распределение в пространстве ее отдельных компонентов.
Главными вопросами представляются географические исследования и научное доказательство путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегии экологически безопасного формирования общества. Главнейшим предметом географического исследования являются процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия частей географической сферы и их сочетаний на локальном, региональном, государственном , континентальном, океаническом и глобальном уровнях16.
В прошлом география была единственной наукой, исследовавшей естественные условия на Земле, народонаселение и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Его основными плодами стали географические описания стран, объединенные в "космографии "(17в.), в"общей географии"- (18-19 )в.
В 19 в. география была поделена на физическую географию - науку о природе и "статистику" - экономическую географию. В физической географии отчетливо определена орография-изучение рельефа земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, исследование атмосферы и климата Земли. Наука о строении земной поверхности эволюционировала в геоморфологию-изучение генезиса и развития форм земной поверхности, их сочетания в пространстве не только на суше, однако и на дне океанов и морей.
Гидрология суши- изучает распределение воды на суше, сток осадков, возникновение и расположение озерных бассейнов и озерной жизни, деятельность текучих вод, строение речных систем и режим рек " Гляциология –вода в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников. Характеристики климата Земли и определяющие их условия изучаются климатологией17.
Почвенный покров, его происхождение, виды почв и их расположение по поверхности земли- география почв. Особенности распределения видов растительности и их связь с группировками животного мира (биогеоценозами)исследует биогеография.
Главным вопросом физической географии является открытие природно-территориальных ландшафтов на поверхности Земли, исследование их возникновения и развития исследует ландшафтоведение. "Статистика" утвердилась в экономической географии областей общенародного хозяйства - географии хозяйства, промышленности, автотранспорта и т. Н.Н Баранский установил географию как науку, "которая предвидит, где будут возвышаться города, какие заводы появятся, значительно уродятся дороги"18.
Картография рассматривает специализированное пространство в системе географических наук. Географические знания, искусство "читать" карту - один изо достаточных ингредиентов культуры и академического мировоззрения19.
География - одна изо старейших наук, главные пробы научного разъяснения географических явлений относятся миксолидийским философам милетской школы 6 столетия пред н. (Фалес, Анаксимандр)20,21.
2.4. Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека
2.4.1. Географическое образование и географическая безграмотность
Сегодня география, как наука, познающая одновременно разнообразие и единство окружающего мира, раскрывающая тайны взаимодействия природы и человеческого общества, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для нас и грядущих поколений.. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и экономически грамотно действовать. География не должна «растворяться в экономике», так как главное богатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура22.
В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Модернизация в России – является трансформацией экономики страны, которая затрагивает самые различные структуры российского общества. При этом и перед обществом, и перед наукой, и хозяйством страны ставятся совершенно новые задачи, решение которых становится невозможным при отсутствии географического мышления у предпринимателей и управленцев. В аспекте модернизации, на первый план географического мышления выходит не традиционная «территориальная составляющая», а умение анализировать взаимосвязи в природе и развивать, с их учетом, экономику страны. Человек не может обойтись без географических знаний и умений23.
Географическое образование всегда и везде нужно любому, так как оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает его не защищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Уровень географической культуры всё ещё остаётся недостаточно высоким в нашей стране. А это в современных условиях чревато разного рода осложнениями и даже катастрофами24.
Когда мы видим на экране телевизора огромные очереди машин у пограничного пропускного пункта и слышим поразительные по своему невежеству слова телевизионного комментатора, что это происходит на российско-шведской границе; когда видный политический деятель рассказывает о посещении им «дальневосточного города Иркутска» - всё это проявление географической безграмотности. О том же свидетельствуют и директивные указания о продлении навигации на Дальнем Севере, когда не успевают завести летом топливо и грузы в посёлки и порты Севера и пытаются совершить завоз в декабре, январе. Конечно, подобные «продления навигации» сопровождаются замерзанием городов и посёлков, вмерзанием в лёд караванов кораблей, эвакуацией с помощью МЧС тысячи людей. В целом географическое невежество становится все более опасным, причиняя вред здоровью людей, и нанося громадный ущерб народному хозяйству страны. Жители России избалованы обширностью территории и обилием природных ресурсов, что породило иллюзию безграничности и неисчерпаемости.
От географических ошибок никто не застрахован, но только есть в мире.
одно государство, высокопоставленные чиновники которого превратили «географический кретинизм» в один из сегментов американской внешней политики.
Американские высокопоставленные чиновники и журналисты расписываются в географической безграмотности, заявляя, что Ирак граничит с Пакистаном, что материк Африка - это страна, страну Египет путают с Ираком, Сидней с юго-востока переносят на Север страны, называя его столицей Австралии, а город Осло, с их легкой руки, переезжает в Германию, но вершиной этого айсберга становятся слова Псаки о том, «если Белоруссия вторгнется на Украину, 6-й флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии. То, что у Белоруссии нет берегов, Госдеп не смущает.
Американские чиновники превратили «географический кретинизм» в один из сегментов американской внешней политики. Телеканал Russia Today поведал о том, что очередной американский высокопоставленный чиновник расписался в географической безграмотности. Чиновник заявил, что США готовы начать бомбардировки Сирии, используя для этого подлётные зоны Саудовской Аравии, граничащей с Сирийской Арабской Республикой. Сирия граничит с Ираком, Иорданией, Турцией, Ливаном и Израилем. Никаких границ у этого государства с Саудовской Аравией нет. Видимо, это никак не помешает авиации США наносить ракетно-бомбовые удары по сирийской территории именно со стороны Саудовской Аравии..
Не самые выдающие знания географии в разное время демонстрировали и другие американские чиновники. Не так давно Джен Псаки заявила о наличии горных курортов в Ростовской области. В своё время Джордж Буш-младший, путал Словакию со Словенией. Бывшее второе лицо в государстве Дик Чейни заявлял, что народ Перу заслуживает лучшего лидера, нежели Уго Чавес. При этом удивился и народ Перу, и народ Венесуэлы, ведь именно лидером Венесуэлы и был Чавес. Кандидат в президенты США Ромни два года назад заявлял, что Сирия нужна Ирану для выхода к морю... Действующий американский президент в одном из выступлений заявил, что сбился со счёта относительно точного числа американских штатов. По одной его версии, их 52, по другой — уже 57. Хотя если считать штатами США Украину, Грузию, прибалтийские республики и другие «демократические государства», то американских штатов уже больше сотни. Географическими «ляпами» отличаются и американские СМИ. CNN недавно выдало в эфир карту, на которой вместо Киева в качестве украинской столицы «красовался» Улан-Батор, а город Славянск был показан на территории Крыма. Fox News перемещал Египет на место Ирака.
Каждый четвертый американец не в курсе, что Земля вращается вокруг Солнца. Это данные Национального научного фонда - независимого агентства при правительстве США, отвечающего за развитие науки и технологий. Неважное знание географии американцами НЕ СВОЕЙ страны стало притчей во языцех. Конечно, не стоит категорично утверждать о поголовной географической неграмотности жителей самой богатой страны мира. Но, как говорится, дыма без огня не бывает25.
2.4.2. Язык географии
География, в силу своей специфики, дает человеку разностороннее образование, что является предпосылкой гармоничного развития личности.
А вот язык географии — это не только язык географов, это межсистемный язык, межпрофессиональный, общечеловеческий. Язык географии — прежде всего, это язык общения с окружающим миром, язык познания этого мира.
Можно не знать, что было раньше — кембрий или юра, какова формула анилина, что такое буллева алгебра, сколько тычинок или пестиков в том или ином цветке, но если вдруг кто-то заявит, что Париж — это окрестности Англии, что в Антарктиде есть жители-аборигены,, что самая высокая гора в мире — Казбек, а Европа — это континент, что армяне — в основном мусульмане, то этот человек — функционально географически неграмотный. И в таком случае его существование в современном мире будет не слишком простым. А с усилением процессов глобализации и вхождения России в мировое экономическое сообщество такого рода безграмотность будет приносить все больше и больше неприятностей.
Без карты невозможно себе представить флот, авиацию, армию, геологию. Ежедневно слушая отечественные метеопрогнозы, люди, вероятно, даже не задумываются о том, что за этим стоит математическая обработка космоснимков и данных метеопостов, разбросанных по всей площади 1/8 суши Земли и обслуживаемых целой армией метеорологов. Картография, метеорология и гидрология суши — это разделы географии. Об этом титаническом вкладе географии в каждый наш хозяйственный день, по-видимому, не подозревают большинство людей и высших чиновников. Поэтому география, подобно Золушке, остается в тени26.
Но в то же время география — это не только язык общения всех грамотных людей, живущих на Земле, но и строгий язык одной из фундаментальных наук человечества.
В условиях прогрессирующей индустриализации у людей формируется технократический менталитет и паразитическое отношение к природным ресурсам — причина и следствие его географического невежества!
Единственной наукой, которая лучше других знает, как не допустить такого перехода, является география, эту науку нужно защищать от безграмотных правящих чиновников. Они пытаются без участия географов, без сформированного географического взгляда на действительность, решать, и решают, что, где и сколько строить, сколько качать нефти, где добывать руду или сеять пшеницу. Принимая свои решения, они заботятся только о доходах, забывая о том, что географическое невежество привело к гибели многие цивилизации, что с планеты Земля исчезло Аральское море!
На вопрос «Как защищать?» проще ответить, чем его решить. Думается, что нужно идти двумя параллельными путями.
Первый путь — популяризация науки всеми доступными средствами. Почему бы, например, не возобновить телепередачу «Клуб путешественников», цель которой — создать у телезрителя хотя бы элементарные представления о ландшафте, месте человека в нем и культуре рационального природопользования. Научная фантастика, как известно, является прекрасным популяризатором. Почему бы не создать телефильм по книгам Л. Платова «Архипелаг исчезающих островов» и «Страна семи трав». Наконец — радио, которое чуть ли не еженедельно устраивает викторины и игры со зрителями на различные темы, так почему бы не включить в их число и географические.
Другой путь — школьное образование — фундамент не только для будущих географов, но и для чиновников, от которых зависит, будет ли людям на Камчатке зимой тепло.
2.5. Всероссийский географический диктант.
1 ноября 2015 года в России впервые состоялась масштабная образовательная акция, ставшая ежегодной и направленная на оценку уровня географической грамотности населения, - Всероссийский географический диктант. Диктант позволил оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлек внимание к проблеме географической грамотности. Организатором данной акции является Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество», тема Диктанта определяется ежегодно. Диктант проводится с целью популяризации географических знаний и повышения интереса к географии России среди населения.
Итогами Диктанта являются:
1) объективная информация об уровне географической грамотности населения России с учетом возрастной и социальной структуры;
2) предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области географии;
3) привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к проблеме географической грамотности населения;
4) мотивация различных слоев населения к изучению географии родной страны, знания которой являются неотъемлемой составляющей образованного человека;
5) разработка рекомендаций по улучшению качества географического образования.
Проведение Диктанта основано на следующих принципах: добровольности, открытости, доступности, автономности, компетентности, единство времени, порядка написания и критериев проверки.
Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Участие добровольное и бесплатное. Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации и зарубежных странах. В день проведения Диктанта для лиц, не имеющих возможность лично присутствовать на площадках проведения, предусматривается возможность написания Диктанта в режиме онлайн. Диктант состоит из 30 заданий разной степени сложности и включает проверку знания географических понятий и терминов, расположения географических объектов на карте и умения применять знания на практике, общая сумма баллов за Диктант – 100.
В 2015 году Диктант прошел во всех регионах нашей страны, на 210 специально подготовленных площадках. Всего на региональных площадках Диктант написали 44 365 человек. Еще 27 564 человека прошли тест онлайн на сайте Русского географического общества. Таким образом, общее число участников диктанта составило около 72 тысяч человек.
В 2016 году были организованы 1464 площадки в 85 субъектах Российской Федерации, что в 7,1 раза больше, чем в 2015 году. Всего в акции в 2016 году приняли участие 187 187 человек. Из них 92 240 человек написали диктант очно, а 94 947 проверили свои знания через интернет-сайт. Общее количество участников акции увеличилось по сравнению с предыдущим годом в 2,6 раза (количество очных участников увеличилось более чем в 2 раза, количество участников, прошедших тестирование онлайн, выросло более чем в 3,4 раза). Среди регионов абсолютным лидером по числу написавших диктант второй год подряд стала Республика Саха (Якутия), где свою географическую грамотность проверили более 15 тысяч человек на более чем 500 площадках.
В 2017 году диктант впервые стал международным: его написали в 25 странах мира на 2224 площадках! Участие в проекте приняли более 260 тысяч человек. В России лидером по количеству площадок стала Республика Саха (Якутия), где Диктант прошёл в 277 организациях. Второе место у Республики Башкортостан – 209 площадок, третье – у Краснодарского края – 122.
В 2018 году Географический диктант значительно расширил свою географию: его написали в 97 странах мира на 3532 площадках. Всего в акции приняли участие более 376 тысяч человек, из них в России диктант очно написали 249 857 человек, за рубежом — 7 171 человек. Кроме того, более 119 тысяч человек проверили свои знания онлайн на сайте dictant.rgo.ru.
В 2019 году в просветительской акции приняли участие около 330 тысяч человек, более 100 тысяч написали Диктант онлайн. Общее число участников акции составило более 420 тысяч человек, это в 1,2 раза больше участников 2018 года.
Для участников Диктанта в России было организовано 5225 специально подготовленных площадок, что в значительной степени превзошло результат 2018 года (3356 площадок).
В России лидером по количеству площадок Диктанта, как и по показателям 2019 года года, стала Республика Башкортостан, где Диктант был организован в 730 учреждениях и организациях, что почти в два раза превысило показатели предыдущего года. Второе место у Краснодарского края – 529 площадок, третье – у Республики Саха (Якутия) – 317.
Лидерами по числу площадок среди зарубежных государств стали: Украина – 22 площадки, Казахстан – 16, Турция и Республика Беларусь – по 9, Китай – 10 площадок.
В 2020 году просветительская акция Русского географического общества проводилась в шестой раз. Международная просветительская акция «Географический диктант – 2020» прошла 29 ноября 2020 года во всех субъектах Российской Федерации и 109 странах мира.
Для подготовки к его проведению на сайте РГО была объявлена масштабная акция «Напиши свой вопрос для Географического диктанта». В адрес РГО поступило 430 различных заданий от конкурсантов из России и зарубежных стран. Самому юному участнику 9 лет, а самому взрослому – 83 года. Из всех вопросов экспертами были отобраны 74 лучших, из которых 18 вошли в основной вариант Диктанта.
В условиях ограничений, обусловленных сложной эпидемиологической ситуацией из-за распространения короновирусной инфекции COVID-19, был разработан новый формат проведения Диктанта – дистанционный. Все площадки, прошедшие регистрацию, решали самостоятельно — проводить Географический диктант очно или дистанционно, с учетом распоряжений регионального Роспотребнадзора.
Общее количество участников Географического диктанта составило около 460 тыс. человек. Всего же для проведения акции было зарегистрировано рекордное количество площадок – 6450.
В 2020 году для участников Диктанта в России было организовано 5485 специально подготовленных площадок, что в значительной степени превзошло результат 2019 года – 5225 площадок.
В 2020 году был разработан новый современный дизайн онлайн-версии Диктанта на сайте РГО, в котором приняли участие более 200 тыс. человек. Кроме того, задания онлайн-версии впервые были переведены на 10 языков мира: английский, французский, немецкий, испанский, арабский, итальянский, португальский, китайский, турецкий и хинди.
В 2015 году средний балл составил – 53,8 балла, в 2016 году – 52 балла, в 2017 году – 43, 9 балла, в 2018 году – 53,8 балла, в 2019 году – 12,3 балла. В целом, россияне имеют посредственные знания по географии своей страны, владеют основами географической грамотности на уровне знания и воспроизведения отдельных элементов знаний и испытывают трудности при применении знаний на практике.
В Ростовской области в 2018 году во Всероссийском географическом диктанте приняло участие 4124 человек, в 2019 - 7265 человек. Из аналитического отчёта всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» мы можем утверждать, что количество участников по Ростовской области увеличилось почти в 2 раза27. Ростовская область находится в среднем на 9-12 местах в диаграмме, представленной в отчёте. Средняя доля правильных ответов составляет примерно 3590,3.
Таким образом, Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и образовательной акцией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос необходимости повышения географической культуры населения.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ соцопроса учащихся МБОУ СОШ 24
Я поставила перед собой задачу выяснить, насколько географически грамотны учащиеся 8-9 классов нашей школы. Для достижения этой цели были составлены анкеты, включающие вопросы из курса географии 6-9 классов для 8-х классов (Приложение 1) и 9-х классов (Приложение 2). Проверялись знание общеизвестных географических фактов, которые должен знать каждый образованный человек, кроме того, последний вопрос-это краеведение, потому что каждый из нас должен знать историю своего края.
Ответы на них подразумевают наличие определенного уровня знаний, который соответствовал бы данному классу. Результаты опроса и их анализ составили основную часть моей работы. Всего в опросе приняли участие 57 человек. (29 обучающихся 9 классов и 28 обучающихся 8 классов)
2.1.Результаты опроса обучающихся 8 классов.
Анкета состояла из 10 вопросов. Все респонденты справились с заданием. Лучше всего школьники справились с вопросами, подразумевающие знания общеизвестных фактов. Правильно ответили на первый и второй вопрос- 100% обучающихся. На вопрос про Сахару правильно ответили 70% опрашиваемых.
Небольшие затруднения вызвали у обучающихся вывали вопросы :
-Какой пролив разделяет Европу и Африку?- неправильно ответили 60%,
- Сколько частей света?- ошиблись в ответе 45%
Наибольшие затруднения вызвал последний краеведческий вопрос- На территории Курской области находятся водоразделы рек?- неправильно дали ответ 70% .
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что в учебной программе по географии надо больше времени уделять краеведческому материалу. [Рис.1]
2.2. Результаты опроса обучающихся 9 классов.
Анкета состояла из 10 вопросов.
На вопрос о соседстве других государств с Россией самым популярным был ответ «Монголия». Такой ответ дали 98% учеников. На вопрос про самую протяженную границу правильно ответили 75% опрашиваемых.
Вопрос про столицы государств также не вызвал затруднений-80% ответили верно.
Вопрос про самое глубокое озеро России также показался легким -90 % справились с заданием.
Вопрос про Северный морской путь верно ответили 75% опрошенных.
Небольшие сложности вызвали вопросы про столицу Карелии- ошиблись 60% школьников и вопрос про города федерального значения- правильно ответили всего 60% обучающихся.
Также как и у обучающихся 8 классов, для 9-х классов краеведческий вопрос показался наиболее сложным- неправильно ответили 50% школьников. [Рис.2]
Проанализировав результаты опроса обучающихся 9-х классов, можно сделать вывод, что школьники обладают достаточным уровнем географических знаний. Но больше времени стоит уделить изучению родного края.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостности мира. Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества. Необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одним из важных компонентов является географическое образование.
Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что обучающиеся 8-9 классов обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Такое разделение объясняется рядом факторов:
1) государственная политика в сфере географического образования;
2) роль учителя, преподающего предмет;
3) средства массовой информации и Интернет;
4) уровень культуры в семье, окружение;
5) личный, бытовой опыт респондента;
По-видимому, знания учеников формируются под влиянием в основном 3 и 4 из вышеперечисленных факторов.
Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостного мира.
Мир, в котором мы живем, меняется с беспрецедентной скоростью. Поэтому каждый образованный человек должен иметь ясное представление об этом.
Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека.
Необходимо стремиться к преодолению неграмотности в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одной из важных составляющих является географическое образование.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вестник Русского географического общества "Родная страна" №1. Итоги 2021 года. // Электронный ресурс https://www.rgo.ru/ru/obshchestvo/otchyotnost
Цитаты Ломоносова// Электронный ресурс https://burido.ru/864-tsitaty-lomonosovaРубин В.Г. В защиту Золушки. О преподавании географии как о национальном проекте // Электронный ресурс http://geo.1sept.ru/article.php?ID=200700804
Американским чиновникам пора снова высылать географическую карту. Военное обозрение // Электронный ресурс https://topwar.ru/58136-amerikanskim-chinovnikam-pora-snova-vysylat-geograficheskuyu-kartu-mira.html
Катюжанская О.Г. Географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека / Электронный ресурс http://www.rusnauka.com/27_DSN_2015/Geographia/6_198352.doc.htm
Горбанёв В.А. Преподавание географии в мире перемен. –
География в школе, 1999, №5, стр. 92-94//Электронный ресурс https://spblib.ru/en/catalog/-/books/12262600-prepodavaniye-geografii-v-mire-peremen
Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России //Электронный ресурс https://pandia.ru/468199/
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ООО Издательство «Астель», 2012. - 1200с.// Электронный ресурс https://surdocentr.ru/o-slovare
Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения //География в школе. - М., 1995.- №1.- с.48-51.// Электронный ресурс https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10853
Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: Просвещение, 1998. – 248с. .// Электронный ресурс
Макаров К.А. Анализ уровня географической грамотности населения по результатам Всероссийского географического диктанта // Электронный ресурс https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10853 Выступление В.В.Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) // Электронный ресурс https://www.rgo.ru/ru/article/vystuplenie-vladimira-putina-na-zasedanii-popechitelskogo-soveta-russkogo-geograficheskogoОпрос Института Гэллапа США. Тверской ИИУ, Россия // Электронный ресурс http://www.rusnauka.com/27_DSN_2015/Geographia/6_198352.doc.htm
Сиротин В.И. Воронежский государственный университет. Диагностика уровня овладения учащимися основными компонентами базового географического образования // Электронный ресурс https://elibrary.ru/item.asp?id=32858137