Интервью о профессии: учитель истории
Автор публикации: К. Шумилов, ученик 7 класса
«Я живу школой!»
– Расскажите о себе и о своей профессии
– Я, Шумилова Светлана Геннадьевна, родилась 25 мая 1968 года в небольшой но очень милой деревушке Бирского района Республики Башкортостан, на берегу живописной речушки Бирь. Имею высшею квалификационную категорию, работаю учителем истории и обществознания в небольшой сельской школе. У меня была очень хорошая школа и прекрасные учителя. Я хотела быть похожей на них, брала с них пример. После окончания средней школы в 1985 году поступила на факультет биологии и химии Бирского государственного педагогического института. Выбор был сделан осознано, после долгих раздумий и диспутов на классных часах, пока учились в школе. Учеба в институте только подтвердила правильность моего выбора. Закончила Бирский государственный педагогический институт в 1990 году и по распределению в этом же году направили на работу в Березовскую среднюю школу. В данной школе проработала до августа 2014 года в должности учителя истории и обществознания. За свой труд получила звание Отличник образования Республики Башкортостан в 2010 году. Из-за реорганизационных мероприятий школу в Березовке закрыли и нас присоединили к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средней общеобразовательной школе села Печенкино. С августа 2014 года работаю в МКОУ СОШ с.Печенкино учителем истории и обществознания – 24 года.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно было быть! Я росла одна, родители были заняты на работе в колхозе с утра до вечера, мной занимались старшие братья и сестры моих родителей. А у моих подруг были младшие братишки и сестренки. Я с удовольствием занималась с ними. Мне кажется, я всегда любила детей. Наверное, вот поэтому я выбрала профессию педагога.
– Чем Вас привлекает ваша профессия?
– Чем меня привлекает моя профессия: скажу одной фразой «Учить мыслить, воспитывать чувство прекрасного…». «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал И.Кант. Я ни о чем не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги – единомышленники, у наc творческий коллектив. Я бесконечно люблю свой класс (у меня это уже шестой выпуск), искренне отношусь к своим коллегам и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Учитель всегда на пике времени, потому что воспитывает будущее. А будущее должно состоять не только из современных, созданных человеком необходимых вещей, но еще и опираться на проверенный опыт поколений. Учитель, пользуясь новым, не забывает о старом, соединяя их воедино. Учитель всегда креативен, ибо только творческая личность способна не просто увлечь, но и повести за собой. Учитель должен многое уметь, должен быть первым. В какой другой профессии так без остатка отдает себя любимому делу, часами готовясь к предстоящим завтра урокам, допоздна склоняясь над тетрадями своих учеников, чтобы утром, войдя в класс, увидеть сияющие глаза готовые к новым открытиям…
– Что является самым сложным в Вашей работе?
– Самым сложным в профессии учителя является – правильно находить решение из сложившихся ситуаций.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
– Понимая все сложности профессии, я все-таки довольна своим выбором и не представляю себя на другом месте. В школе никогда не случается «остановки в развитии»: все время приходится осваивать, узнавать что-то новое. Мне нравится учить детей и совершенствовать свои знания. Самое большое мое желание – видеть своих учеников успешными, образованными людьми. Я думаю, именно в нашей профессии человек может всесторонне реализоваться: как педагог, наставник, друг, помощник. Выбрав профессию учителя, я ни раза не пожалела об этом.
– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
– Я думаю, профессию учителя должны выбирать, в первую очередь, те, кому посчастливилось встретить талантливых, интересных педагогов, способных увлечь за собой. Нельзя сбрасывать со счетов и педагогические традиции в семье, и любовь к детям.
– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.
– В современном мире профессия учителя, по-моему, ценится не так как раньше. И учителем может работать тот, кто влюблен в сою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Что бы работать в современной школе и быть современным учителем, нужно вести себя так, чтобы ученик искренне уважал вас, чтобы ученик вставал из-за стола не из-за традиций или наказания, а в дань уважения.
– Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
– Образование может быть любое, но лучше педагогическое. Потому что педагогов от бога очень мало. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающими, но для этого не достаточно только хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. В педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой проблеме – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Тем, кто хочет освоить профессию педагога, нужно чаще обращаться к словам восточного мудреца Камиля Джибрана: «Твои дети – на самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно…»
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Есть особые профессиональные качества. Важными профессиональными качествами педагога нужно признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. В ряду этих качеств – человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни подростков, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество – гуманизм. Выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Кроме того, учитель должен быть изобретательным, сообразительным настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учители являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. Кроме того, учитель обязан быть требовательным. Нейтрализовать сильное напряжение помогает чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Доход – а как измерить счастье, радость, улыбку??? Мое педагогическое кредо: сделать мир лучше и добрее. Я хочу, чтобы было хорошо. Что бы все радовались каждому дню, радовались жизни. Чтобы, просыпаясь утром, хотелось делать добрые дела. А потом чтобы было так: идешь на работу, улыбаешься, а тебя вдруг, случайно, останавливает незнакомый человек и спрашивает: «А где вы работаете?» а ты в ответ: «Я не работаю – я этим живу! Я живу школой!» потому что еще Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!».
– Кто Вам помог выбрать эту профессию?
– Я благодарна своей первой учительнице Зинаиде Георгиевне Князевой, которая дала нам, ее ученикам, самый первый и самый важный жизненный урок: урок доброты, порядочности и честности. Но главное, что мы получили – это желание учиться дальше и стремление постигать все новое и неизведанное. Когда в четвертом классе (в те годы было три класса начального образования) мы познакомились с новыми предметами и новыми учителями, то я была просто в восторге от интересных и захватывающих уроков истории Повлюченко Галины Александровны, биологии – Князевой Анны Григорьевны. Благодаря профессионализму, неравнодушному отношению к своей работе, немало учеников моего класса связали свою жизнь с профессией педагога, а это, наверное, самый главный показатель успешности педагога. И решение продолжить образование в педагогическом институте в нашем классе было осознанном. Среди моих одноклассников, два учителя биологии и химии, трое закончили факультет физики и математики, один учитель иностранного языка.
– Почему Вы поменяли специальность, выучились на учителя биологии и химии, а преподаете историю?
– Учитель истории – это моя вторая специальность, по первой я учитель биологии и химии. Интерес к книгам, литературе, особенно исторической, у меня с детства, отсюда – выбор профессии. С годами возникла потребность передавать любовь к любимой истории детям, и вот я учитель истории, в общей сложности 24 года. Могу сказать совершенно определенно – выбор был осознанным, ни разу не пожалела о том, что поменяла учебные дисциплины. Осваивая новое для себя педагогическое пространство, я осваивала образовательные программы, методики и технологии, трансформируя их применительно к своему уровню теоретической подготовки, личным качествам, жизненному опыту, вырабатывала свои методические подходы.
– Что вы считаете самым главным в профессии учитель?
– На мой взгляд, самое главное в профессии учителя – не ограничиваться только уроком и учебной программой. Учитель, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», – сказал русский историк В.О.Ключевский. Следуя этому принципу, вместе с детьми постигаем историческую, биологическую, географическую науку через личностное начало в ней, поскольку «ценность имеют те знания, которые приобретены самостоятельным путем».
– Какие предметы Вам приходилось вести?
– За свои 24 года преподавательской деятельности вела биологию, химию, литературу, историю, обществознание, историю Башкортостана, географию Башкортостана, историю и культуру Башкортостана, географию, экономику, право, технологию.
– Ваша роль на уроке?
– Моя роль на уроке – организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу, будь то проект, исследовательская работа, презентация, эссе, реферат, творческая работа, или обычная работа с текстом учебника, анализом документа. Мне нравится создавать творческую деятельную атмосферу на уроке, нравиться наблюдать маленькие открытия учеников, видеть радостный блеск их глаз и сформулированный вывод слабого ученика. Результативностью использования различных педагогических технологий являются, прежде всего, успехи моих учеников в научно-исследовательских конференциях, викторинах, фестивалях не только по истории, но и по литературе, обществознанию, биологии, истории и культуре Башкортостана, экологии, краеведению и рукоделию.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Участник Всероссийского конкурса для школьников «Самые разные профессии-2015»