Исправленная двойка
Автор публикации: С. Багатеева, ученица 6Б класса
Исправленная двойка.
Звонок на урок. Опаздываю. Забегаю в класс. Выкладываю школьные принадлежности на парту и одновременно смотрю на доску. Нина Петровна уже начала урок. На слайдах чьи-то черно - белые фотографии военных лет. Понимаю, что речь пойдет о войне.
-Наверное, будем изучать биографию очередного писателя. Стало грустно и даже досадно. Я зевнула. И без того испорченное настроение совсем потеряло все шансы стать лучше.
Если честно, мне было совсем не до литературы. Все мысли занимала двойка по истории. Мы изучали этапы Великой Отечественной войны. Я не читала параграфы. Пропустила два занятия, слегла с ангиной. Дома я, конечно, ничего не читала. Ведь болеешь для того, чтобы ничего не делать. Учительница истории настойчиво требовала подробного рассказа о выдающихся личностях и событиях военного времени 1942-1943 годов. А я…Я молчала как истукан, бормотала что-то себе под нос, делая вид, что знаю материал и просто вспоминаю. Тянула время как могла. Но Виктория Львовна– опытный учитель, работает в школе со дня ее основания, ее этим номером не проведешь.
-Даа….нечего сказать, хороша! – хрипловатым и каким-то гортанным голосом протянула Виктория Львовна.
После этих слов хотелось провалиться сквозь землю.
-Я выучу, Виктория Львовна! – стиснув зубы, проскрипела я.
-Уж выучи, пожалуйста, Синицына, не поленись! Стыдно не знать таких важных вещей! Весь урок я подробно рассказывала о второй ударной армии. Ты все в облаках летаешь!
Она опустила глаза в компьютер, разочарованно слегка покачивая головой, выставила двойку.
- Эх, мама расстроится!- почти вслух подумала я.
Двойку от Виктории Львовны мама мне простить не могла. Она тоже когда – то у нее училась. Более того, она была ее классным руководителем. Училась мама на отлично, все брали с нее пример. Поэтому веских причин не подготовиться к ее уроку у меня не было. Я понимала, что прийти с двойкой домой по истории, означало, что весь вечер я проведу за учебником. Мама оставит все свои домашние дела и будет заниматься со мной до позднего вечера, пока не убедится, что я могу достойно ответить на уроке. Наверняка и папе расскажет. Папа тоже не будет в восторге. Огорчать его почему – то вдвойне не хочется. Предстоит разговор по душам о причинах невыполненного задания. Скорее всего мы все поздно ляжем спать, а вставать нам очень рано.
-Нет, не могу я так всех подвести. Нужно что-то придумать. Да еще и на балет в 17-00, – огорченно рассуждала я, пока записывала тему урока.
-…Родился в 1911 году. Андрей Степанович, участник ВОВ, мой дедушка.
-Мой дедушка?- повторила я за учителем. - Вроде не ослышалась.
Эта фраза внезапно прервала мои размышления. Я оглянулась. Весь класс сосредоточенно слушал. Я поняла, что пропустила что-то очень важное из рассказа учителя. Кажется, я не ослышалась, и она рассказывает не об очередном писателе или поэте, а о своем дедушке? Такое на уроках было впервые.
- Дарья! Ты снова ворон считаешь?- обратилась ко мне Нина Петровна. Опоздание твое я тоже заметила.
Все обернулись. Я пригнулась и сконфуженно заулыбалась. Наверное, покраснела. Мне стало неловко, потупив глаза, я не нашла слов для возражения.
- Ну вот, теперь и за литературу попало! - подумала я и глубоко вздохнула. Мне ничего не оставалось, как сосредоточиться и вникнуть в слова учителя:
-… Начальник Генштаба Б. М. Шапошников сообщил решение о создании Волховского фронта, в составе которого планировалось собрать все силы на восточном берегу Волхова, - продолжала вести свой рассказ Нина Петровна.
- Семнадцатого декабря 1941 была сформирована вторая ударная армия Волховского фронта, основной задачей которого ставился прорыв блокады Ленинграда.
-Ле-нин- града? - повторяла я по слогам за учителем. Где- то я уже это слышала! – Хах, это же Санкт – Петербург! В прошлом году я была там с экскурсией! Удивительной город!
В эту секунду мне показалась, что между мной и Ниной Петровной появилось что-то общее. Теперь мне хотелось еще внимательнее слушать ее рассказ.
Тем временем кабинет наполнился солнечным светом. Один луч бросил свой блик на фотографию, прикрепленную к доске. С фотографии на меня смотрел суровый мужчина средних лет с глубокими морщинами на лбу. Его взгляд был грузным и тяжелым. Я отвела глаза в сторону. Почему-то мне захотелось еще раз посмотреть на фото этого сурового мужчины. Я собралась с духом и вновь направила взгляд на фотокарточку.
- Хм.… И вовсе оно не суровое, просто очень уставшее, - заключила я. Мои мысли снова прервал голос учителя:
- Особенно тяжелые бои развернулись в районе Мясного бора, где солдаты группами и поодиночке вырывались из окружения, многие из них были убиты.
В мое воображение проникли ужасные картины обстрелов.
- В какое непростое время жилось нашим дедам и прадедам. Почему именно им выпала такая жестокая судьба? В таком молодом возрасте пойти на фронт, да еще и добровольно. А если бы он не пошел? Испугался. Я бы точно испугалась. Интересно, сколько лет ему на этой фотографии? Кажется, что молодой, но столько морщин у глаз и взгляд, как у старика. Ну вот, опять я задумалась и все прослушала.
Нина Петровна продолжала свой рассказ о дедушке. Она хорошо владела русским языком, умела заинтересовать нас на уроке, привлечь внимание. И вообще, когда она взяла наш класс, я сразу прониклась к ней уважением. Она была молодая, добрая и красивая. Не помню случая, чтобы она кого-то из нас ругала. Хотя класс у нас достаточно сложный. Ей всегда удавалось найти подход к каждому из детей. Она всегда старалась объяснить причину наших нехороших поступков или слов. На ее уроках я не чувствовала страха за невыполненное задание. Может просто потому, что к ее урокам хотелось готовиться. И даже сейчас она снова в красочных деталях описывала подробности событий военных лет. Переводила внимание на фотографии и письма, написанные рукой ее деда. Говорила она искренне, с любовью, с гордостью в голосе. Я поймала себя на мысли, что запоминаю все подробности ее рассказа. Вот бы на истории так.
- Местность Мясного бора была болотистой, топкой. Провизию не завозили уже длительное время. Обессилившие от голода солдаты, пытаясь скрыться от обстрела, были вынуждены погружаться с головой в глубокую трясину. Многие уже не выбирались из нее живыми.
-Погиб? – спросила я почти вслух.
- Ранен, - произнесла учительница, словно прочитав мои мысли, - осколком разорвавшейся гранаты.
-Жив! Как же это хорошо! - Мне хотелось, чтобы Нина Петровна не заканчивала свой рассказ.
- За участие в прорыве Блокады Ленинграда был награжден орденом Красной Звезды.
После этих слов я не удержалась и спросила: - А как сложилась его жизнь после ранения?
Учительница улыбнулась и посмотрела на меня так, будто она знает что-то очень сокровенное и важное о его жизни.
- Он был отправлен в госпиталь при железной дороге, где оказывала медицинскую помощь моя бабушка. Она стала ухаживать за Андреем Степановичем, а вскоре, после его выздоровления, они поженились. Так он и остался работать в Зеленорощинском совхозе района, стал зоотехником. С детства очень любил животных.
Вдруг Нина Петровна внезапно о чем-то задумалась и замолчала. Весь класс в ожидании ее слов тоже замолк. В кабинете повисла немая тишина.
- У меня есть к вам предложение. Если хотите, мы посетим с вами музей, посвященный ВОВ в том самом месте, где продолжил свою жизнь Андрей Степанович?
Я не удержалась и вскрикнула: Ура! Мы поедем в Санкт – Петербург! Класс разразился громким хохотом:
-Какой еще Петербург, Синицына? Ты слушала учителя?- подсмеиваясь, завопили Сашка и Настя. Я вжалась в стул, понимая, что сморозила чушь и действительно все прослушала в начале урока.
- Нет, Даша! – улыбнувшись, и с любовью в голосе возразила Нина Петровна.
- Наверное, ты отвлекалась и невнимательно меня слушала?
Я потупила взгляд и вздохнула.
- Ничего страшного. С каждым бывает, ребята. Скоро вы сможете увидеть все своими глазами.
В этот момент я была благодарна Нине Петровне за то, что она не стала меня стыдить перед всем классом. Я испытывала благодарность и одновременно неловкость за то, что мысли о двойке по истории не позволили мне внимательно слушать ее рассказ. Она тут же перевела внимание всех детей на фотографии музея и продолжила рассказывать:
- Этот музей находится недалеко от нашего города, в деревне Зеленая роща, примерно в 15 километрах езды. Там я расскажу вам более подробно о его жизни на войне и после нее. Вы сможете прочесть письма, которые он писал с фронта, посмотрите на одежду, предметы его быта, рассмотрите награды и медали.
С этого момента я мечтала сесть в школьный автобус и отправиться с классом в эту деревню с удивительным названием Зеленая роща, позабыв о своей злосчастной двойке по истории.
-Точно, еще же двойку исправлять, - отчаянно пронеслось в моей голове.
-Как я успела забыть о ней? И в моей в голове уже запестрел образ грозной Виктории Львовны.
- Что же придумать?
Я старательно пыталась напрячь все свои извилины, чтобы не допустить возможный сценарий дома.
-Думай, Дашка, думай! – то и дело повторяла я.
- А что, если я расскажу ей об этом Андрее Степановиче? Материал ведь подходящий. Он участник войны и участвовал во второй ударной армии. Да вот есть одна незадача, я все прослушала. Мда…Виктория Львовна была права, я действительно летаю в облаках. Но что же мне придумать?
В это время прозвенел звонок на перемену.