12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Донскова Лилия Владимировна26

МКОУ «ООШ №9»





Исследование

«фараоновы змеи»

Область знаний: окружающий мир

Работу выполнил:

Каландия Михаил учащийся 3 «а» класса

Руководитель: Донскова Лилия Владимировна

учитель начальных классов

Научный консультант: Залужных Наталья Сергеевна

учитель химии



г Лиски

2022г

t1671568605aa.gifСодержание


I.Введение 2 стр

II. Из истории понятия и получения « фараоновых змей» 3-5 стр

III. Экспериментальная часть 5стр

3.1 Опыт №1 « Содовая гадюка» 5стр

3.2 Опыт №2 «Фараоновы змеи» из глюконата кальция 5стр

IV. Заключение 6стр

V. Литература 6стр

Приложение 7стр



Введение

«Ты знакома с ветхой притчей

Про коварную змею..."»

(Г. Гейне, "Книга песен")



Я люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать.

Любите ли вы змей? Или боитесь? Они очень милые и безобидные, если их не обижать.

Почему "фараоновы змеи"? Змеи - понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: "В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, в споре с Фараоном совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку"...

Именно этот библейский сюжет отражен в названии эксперимента.



Я узнал, что существуют несколько способов получения химических змей, которые могут быть различной окраски и длины. Донскова Лилия Владимировна (мой учитель), предложила мне вырастить змей из доступных химических соединений и пищевых продуктов. Так и началась моя исследовательская работа.



Гипотеза: возможности увидеть живых змей нет, тогда можно вырастить «химический серпентарий» в школьной лаборатории, в домашних условиях, а именно фараоновых змей.



Актуальность: В связи с изучением предмета «Окружающий мир», возрастает роль эксперимента в жизни, поэтому опыты должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить началом к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предметам естественнонаучного цикла. Наблюдаемые явления должны помогать добиться глубоких, а не формальных знаний.



Цель: изучение образования фараоновых змей из доступных веществ быту, в школьной лабораториии, домашних условиях.



Задачи:



1. С помощью взрослых найти информацию о разных способах получения химического серпентария.

2. Выбрать вещества из которых можно получить химических змей.



Методы исследования:



1. Изучение теоретического материала по данной теме.

2. Эксперимент.

3. Описательно-сравнительный.



Из истории понятия и получения «фараоновых змей»



В серпентарии (от французского serpent — «змея») разводят и выращивают змей, чтобы получать от них ценный змеиный яд. У нас же речь пойдет о необычном серпентарии. В нем собрались все фараоновы змеи, которые можно «вырастить» в химической лаборатории. А когда же появилась первая? Кто ее придумал?

Достоверного происхождение названия "фараоновы змеи" не знает никто, но приурочивают его к библейским событиям. Для того чтобы произвести впечатление на фараона, пророк Моисей по совету Господа бросил свой посох о землю, и он превратился в змею. Оказавшись в руках у избранного, пресмыкающееся стало вновь посохом. Повторить чудо удалось лишь в XVII веке. Правда, информация об этом, помещенная в книге М. А. Блоха «Хронология важнейших событий в области химии и смежных дисциплин и библиография истории химии», крайне скупа. В 1865 году французский исследователь А. Руссиль заметил, что роданид ртути вспучивается при нагревании. Этим явлением воспользовался Клевеман и сделал составы для получения фараоновых змей. Из влажной пасты лепили столбики, подсушивали, поджигали, и они на глазах превращались в извивающиеся жгутики. Чем не жезл у ног фараона?

«Фараоновыми змеями» называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.

.На другом сайте в интернете нами найдена информации, что разложение тиоцианата ртути - первая из открытых реакций этого типа. Ее первооткрыватель - студент Гейдельбергского университета Фридрих Вёлер (1800—1882). Однажды осенью 1820 года совсем еще молодой студент-медик Фридрих Вёлер, смешивая водные растворы тиоцианата аммония NH4NCS и нитрата ртути Hg(NO3)2, обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок. Вёлер отфильтровал раствор и высушил осадок полученного тиоцианата ртути Hg(NCS)2, а потом любопытства ради поджег его. Осадок загорелся и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползала и росла длинная черно-желтая "змея". Однако соли ртути ядовиты и змеи, полученные на основе солей ртути опасны не меньше гадюк. При разложении соли образуются ядовитые газы и чистая ртуть.

К счастью, у них есть безопасные родственники, как у гадюк — ужи. Трудно сказать, кто первый предложил безобидный вариант фараоновой змеи. Ее описание, повторяющееся дословно, кочует из одной книжки по занимательной химии в другую. К сожалению, авторы, переписывающие ходячие опыты, не утруждают себя даже ссылками.



Изучив литературу и интернет ресурсы, мы остановились на варианте получения фараоновых змей из доступных пищевых продуктов .

Фараоновы змеи это не рептилии, а процесс, в ходе которого из небольшого набора продуктов образуется пористая масса, очень похожая на змею. Можно получить несколько разновидностей таких «змей».

Самый доступный вариант опыта – это змея из смеси пищевой соды и сахара.













Экспериментальная часть.



Опыт №1 «Содовая гадюка»

Для опыта мы использовали такие продукты, как сахар и питьевую соду.

Ход эксперимента

Для опыта получения понадобятся:

сухой речной песок;

чайная ложка сахара, измельченного в пудру;

четверть такой же ложки пищевой соды;

немного этилового спирта;

металлическая тарелка;

спички или зажигалка.



Насыпали в тарелку горку речного песка, пропитали его спиртом.

В углубление на вершине конуса положили смесь сахарной пудры и питьевой соды. Подожгли спирт.

Через некоторое время из конуса появилась черная «змея», которая извиваясь, поползла через край тарелки. При нагревании сахар плавился и обугливался, а из питьевой соды выделялся углекислый газ, вспучивающий массу и заставляющий ползти змею. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается змея. Наша змея имела длину 42 см. Черный цвет "змее" придает уголь, который образуется при окислении сахарной пудры.

Опыт имеет простое объяснение. Сахар и спирт сгорают, а сода при нагревании разлагается. Количество вещества резко и быстро увеличивается в несколько раз. Так образуется пористая основа черной извивающейся змеи. Все это напоминает движущихся змей.



Опыт №2 «Фараоновы змеи» из глюконата кальция



Для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция и можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Мы проводили опыт двумя способами. Согласно информации в литературе, из таблетки должна выползать светло-серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества.

В ходе реакции получились коротенькие палочки, длиной 4см похожие на кукурузные палочки, из таблетки выползала серая "змея" с белыми пятнами, которая при получении закручивалась в спираль. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.

В ходе реакции происходит выделение газа, который обуславливает рост змеи. "Фараоновы змеи"из глюконата кальция - красивы, но они недолговечны. При попытке взять их в руки они распадаются.


Заключение

В результате исследования я изучил материалы о происхождении понятия   «фараоновы змеи» в истории и химии.

Получил «фараоновых змей» в условиях школьной химической лаборатории и в домашних условиях.

Наша гипотеза подтвердилась. Если нет возможности увидеть живых змей, то мы можем сами «вырастить» «фараоновых змей».



Практическая значимость :



Из выращенных нами «фараоновых змей» получился химический серпентарий, жаль недолговечный только.

Его мы планировали и показали в нашем классе на уроке окружающего мира. Приобретенные знания , умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учебе.

Было очень интересно вырастить «фараонову змею» самостоятельно. В процессе работы я приобрел навык самостоятельного длительного эксперимента.

Такое яркое и завораживающее зрелище вызывает множество вопросов, желание продолжить исследования и узнать больше, пробуждает экспериментаторский интерес. Эти опыт- настоящее чудо!



Литература



Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. Пособие для учителей - М:Просвещение,2010

Пак М. Фараоновы змеи: быстро и безопасно // Химия в шк. - 1990. - № 5. - С. 54.

Яковишин Л.А. Получение «фараоновых змей» из лекарственных препаратов //Химия в школе.2003.-.№ 9, с. 66;

Яковишин Л.А. Новые способы получения «фараоновых змей»//Химия в школе.2007.-.№ 2, с. 73;





















































































Анкета-заявка

на участие в областном конкурсе

«Юные исследователи природы – родному краю»




Номинация: «Юные исследователи Воронежского края»


Ф.И.О. обучающегося, образовательная организация:

Каландия Михаил Бесикович, обучающийся МКОУ «ООШ №9» Лискинского муниципального района

Тема работы: Исследование «Фараоновы змеи»

Дата рождения (день, месяц, год ) : 07.10.2012

Руководитель: Донскова Лилия Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «ООШ №9» Лискинского муниципального района

Научный консультант: Залужных Наталья Сергеевна, учитель химии МКОУ «ООШ №9» Лискинского муниципального района

Адрес электронной почты образовательной организации: ________________________________________________

Телефон образовательной организации: ___________________________

Объединение: _________________________________________________

Контактный сотовый телефон участника: 904-214-67-67

Электронный адрес участника: kyrtrew@bk.ru

Ссылка на любую социальную сеть: ______________________________

Контактный сотовый телефон руководителя: 908- 133 -48- 89

Электронный адрес руководителя : liya.donskova.60@mail.ru















Автор материала: М. каландия (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.