Проектно-исследовательская работа учащегося «Мой химический серпентарий: Получение фараоновых змей в домашних условиях»
«Первые шаги в науку»
Секция «Экология»
Мой химический серпентарий:
Получение фараоновых змей в домашних условиях
Выполнил:
Байдер Ефим
ученик 3 «Н» класса
МБОУ Школы №42 г.о. Самара
Руководитель:
Павкина Галина Геннадьевна,
учитель технологии высшей категории
Самара, 2017 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|
Введение |
|||
|
Цель работы, задачи исследования, анализ информационных источников. |
3 |
||
|
Почему мне интересно узнать о «фараоновых змеях»? |
3 |
||
|
Основная часть |
|||
|
1. |
Почему и как я заинтересовался «фараоновыми змеями»? |
4 |
|
|
2. |
Почему химических змей назвали фараоновыми? |
5 |
|
|
3. |
Разновидности химических фараоновых змей. |
6 – 12 |
|
|
3.1. |
Разложение роданида (тиоцианата) ртути. |
6 |
|
|
3.2. |
Дихроматная змея. |
6 – 7 |
|
|
3.3. |
Гадюка из соды и сахара. |
7 – 8 |
|
|
3.4. |
Нитратный червяк. |
8 |
|
|
3.5. |
«Черный удав» из стакана. |
8 – 9 |
|
|
3.6. |
Уротропиновая змея. |
9 – 10 |
|
|
3.7. |
Глюконатная змея. |
10 – 11 |
|
|
3.8. |
Фараонова змея из сульфаниламида |
11 |
|
|
3.9. |
Разложение нитроацетанилида. |
11 – 12 |
|
|
4. |
Мой выбор для проведения опытов. |
13 |
|
|
5. |
Техника безопасности при работе с химическими веществами. |
14 |
|
|
6. |
Опыты с глюконатом кальция и сульфаниламидом. |
15 – 18 |
|
|
Заключение |
19 |
||
|
Информационные источники |
20 |
||
Введение
П
роблемная ситуация:
Я знаю, что вокруг много интересного, но не известное мне. Осуществляя поиск информации в интернете о фараонах Древнего Египта, я наткнулся на информацию о фараоновых змеях. Химические вопросы мне всегда были интересны, и я решил, что изучение и проведение опытов с «фараоновыми змеями» будут очень интересны.
Цель:
Найти информацию о фараоновых змеях, провести химические эксперименты и рассказать своим одноклассникам о том, что я узнал.
Задачи:
Узнать об исторических предпосылках «фараоновых змей».
Найти и изучить информацию о различных способах получения «фараоновых змей» из различных веществ.
Провести непосредственно сам эксперимент.
Проанализировать и обобщить собранную информацию.
Анализ информационных источников:
Я посетил несколько сайтов в интернете для сбора информации и просмотра интересующих меня химических опытов. Мне понравилось, что информация самая разнообразная и интересная. Источники информации помогают окунуться в волшебный мир химии, её разнообразие и фантастическую красоту.
Почему и как я заинтересовался «фараоновыми змеями»?
Я
учусь в национальном классе, где мы изучаем традиции и историю еврейского народа. Всем известно, что Моисей водил евреев по пустыне 40 лет. А почему это произошло? Было много событий, предшествующих этому, описанных в различных книгах и торе – главной еврейской книге.
Т
ак почему же такое название – "фараоновы змеи"? Змеи – понятно, но почему фараоновы? В литературе можно найти следующее объяснение: "В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку".
П
ророк Моисей убедил фараона отпустить из рабства евреев, использовав куда более мощные аргументы; их назвали "Десять казней египетских". Это были разные беды, которые Господь насылал на Египет после очередного отказа фараона отпустить еврейский народ.
Ни одна из них, к слову, никак не была связана со змеями. Часть из этих ужасных чудес действительно сопровождались взмахами знаменитым жезлом. А знаменит он тем, что ему действительно приходилось побыть змеей, но сотворил это чудо вовсе не Моисей, а сам Господь, когда возлагал на него великую миссию, а Моисей стал проявлять малодушие.
Почему химических змей назвали фараоновыми?
Ф
араоновыми змеями называют целый ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из небольшого объема реагирующих веществ. Эти реакции сопровождаются бурным выделением газа. В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.
Т
аким образом, остается непонятным, почему химических змей назвали "фараоновыми". Возможно, лишь потому, что такое название звучит солидно - под стать эффектности этого типа реакций.
Н
а страницах моей работы вы узнаете про реакции, сопровождающиеся образованием "фараоновых змей" и сможете посмотреть впечатляющие фото, демонстрирующее такие реакции. Часть из этих реакций можно воспроизвести даже в домашних условиях или в школьной лаборатории – с соблюдением всех правил безопасности, разумеется. А другая часть реакций, к счастью, требует наличия таких реагентов, которых вы нигде, кроме как в специализированных лабораториях, не найдете. К счастью – потому что многие из них высокотоксичные, и экспериментировать с ними категорически не рекомендуется.
Разновидности «Фараоновых змей»…
3.1.Разложение роданида (тиоцианата) ртути - Hg (CNS)2.
Р
азложение тиоцианата ртути – первая из открытых реакций этого типа. Ее первооткрыватель – студент Гейдельбергского университета Фридрих Вёлер (1800—1882). Как–то раз осенью 1820 года, смешивая водные растворы тиоцианата аммония и нитрата ртути, он обнаружил, что из раствора выпадает белый осадок. Вёлер отфильтровал раствор и высушил осадок полученного тиоцианата ртути. Из любопытства исследователь поджег его. Осадок загорелся, и произошло чудо: из невзрачного белого комочка, извиваясь, выползла и стала расти длинная черно–желтая "змея".
Нитрид углерода вспучивается образующимися газами, при движении он захватывает черный сульфид ртути, и получается желто-черная пористая масса.
В результате из кусочка роданида ртути вылезает большая "змея" черно-желтого цвета, похожая на ужа, а то и не одна. Голубое пламя, из которого выползает "змея" – это пламя горящего сероуглерода. Из 1 г тиоцианата аммония и 2,5 г нитрата ртути в умелых руках может получиться змея длиной 20–30 см.
Cоли ртути ядовиты! Работа с ними требует осторожности и внимания! При нагревании роданида ртути образуются черная соль – сульфид ртути, нитрид углерода желтого цвета и дисульфид углерода. Последний на воздухе воспламеняется и сгорает, образуя диоксид углерода и диоксид серы.
3.2. Дихроматная змея
Безопаснее показывать змею дихроматную. Смешивают 10 г дихромата калия, 5 г нитрата калия и 10 г сахара. Затем растирают смесь в ступке и увлажняют этиловым спиртом или коллодием (он продается в аптеке). Затем эту смесь спрессовывают в стеклянной трубочке диаметром 5–8 мм.
П
олученный столбик выталкивают из трубочки и поджигают с одного конца. Вспыхивает едва заметный огонек, из-под которого начинает выползать сначала черная, а потом зеленая «змея». Столбик смеси диаметром 4 мм горит со скоростью 2 мм в секунду. При горении он может удлиниться в 10 раз!
Реакция горения сахарозы в присутствии двух окислителей – нитрата калия и дихромата калия – довольно сложна. Продукты реакции - черные частицы сажи, зеленый оксид хрома, расплав карбоната калия, диоксид углерода и нитрит калия. Углекислый газ вспучивает смесь твердых продуктов и заставляет ее двигаться.
3.3. Гадюка из соды и сахара
Д
ля проведения этого опыта в столовую тарелку насыпают 3–4 ложки сухого просеянного речного песка и делают из него горку с углублением в вершине. Затем готовят смесь, состоящую из 1 чайной ложки сахарной пудры и 1/4 чайной ложки гидрокарбоната натрия (питьевая сода). Песок пропитывают 96–98%-м раствором этанола и насыпают в углубление горки приготовленную реакционную смесь. Затем поджигают горку.
Спирт загорается. Через 3–4 минуты на поверхности смеси появляются черные шарики, а у основания горки – черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь чернеет, и из песка медленно выползает извивающаяся толстая черная «гадюка». У основания она окружена «воротником» догорающего спирта.
Диоксид углерода , выделяющийся при разложении гидрокарбоната натрия и горении этилового спирта, а также водяные пары вспучивают горящую массу, заставляя ее ползти, как змея. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается «змея». Она состоит из карбоната натрия, смешанного с мельчайшими частичками угля, образованного при горении сахара.
3.4.Нитратный червяк
В
место гидрокарбоната натрия можно использовать нитрат аммония. В столовую тарелку насыпают 3–4 ложки просеянного речного песка, делают из него горку с углублением в вершине и готовят реакционную смесь, состоящую из 1/2 чайной ложки нитрата аммония и 1/2 чайной ложки сахарной пудры, тщательно перетертых в ступке. Затем в углубление горки наливают 1/2 столовой ложки этилового спирта и насыпают 1 чайную ложку приготовленной нитратно–сахарной смеси. Теперь, если поджечь спирт, на поверхности смеси сразу же появляются черные шарики обугленного сахарного песка, и вслед за ними вырастает черный блестящий и толстый "червяк". Если нитратно–сахарной смеси было взято не более 1 чайной ложки, то длина червяка не превысит 3–4 см. А его толщина зависит от диаметра углубления горки.
Появление червяка вызвано взаимодействием нитрата аммония с сахаром. "Червя" приводят в движение газы: азот, диоксид углерода и пары воды.
3.5. «Черный удав» из стакана.
Этот опыт представляет собой впечатляющее зрелище. Сахарную пудру в количестве 75 г помещают в высокий стеклянный стакан, смачивают ее 5–7 мл воды и перемешивают длинной стеклянной палочкой. Потом к влажному сахару приливают по этой палочке 30–40 мл концентрированной серной кислоты. Затем смесь быстро перемешивают стеклянной палочкой и оставляют в стакане.
Ч
ерез 1–2 минуты содержимое стакана начинает чернеть, вспучиваться и в виде объемистой, рыхлой и ноздреватой массы подниматься, увлекая вверх стеклянную палочку. Смесь в стакане сильно разогревается, даже немного дымится, – и медленно выползает из стакана.
Серная кислота отнимает от сахара воду, разрушая его молекулярную структуру, и окисляет его, превращаясь при этом в диоксид серы. При окислении сахара получается диоксид углерода. Эти газы вспучивают образующийся уголь и выталкивают его из стакана вместе с палочкой.
Диоксиды углерода и серы вместе с парами воды увеличивают объем реакционной массы и заставляют ее подниматься вверх в узком стакане.
3.6. Уротропиновая змея
Для проведения этого опыта вам следует запастись терпением, но оно того стоит!
Для опыта понадобится уротропин. Таблетки уротропина можно купить в аптеке – это антисептический препарат. Подойдет также “твердый спирт” (сухое горючее) — его можно приобрести в хозяйственном магазине. Только убедитесь что сухое горючее, которое вы покупаете, содержит уротропин – оно бывает разных видов. Чтобы убедиться, что сухое горючее содержит уротропин, проведите простой опыт. Отломите несколько кусочков сухого горючего, положите их в пробирку и немного нагрейте. Если оно состоит из уротропина, вы почувствуете запах аммиака.
Чтобы сделать "змею", нужно произвести следующие действия. Одну таблетку “твердого спирта” или аптечного уротропина положите на блюдце и 3-4 раза пропитайте концентрированным водным раствором нитрата аммония, капая его из пипетки, а потом высушивая. Каждый раз надо наносить по 5-10 капель (0,5 мл раствора).
В
ысушивание таблеток – самая утомительная часть опыта: при комнатной температуре на воздухе оно продолжается слишком долго. Но повышать температуру для ускорения процесса нельзя – уротропин разлагается при высокой температуре. Тем более нельзя сушить таблетки на открытом огне: они могут загореться.
Пропитанную и высушенную таблетку на блюдце следует поджечь с одной стороны. И тут начнутся чудеса: появятся черные шарики кипящей жидкости, которые сливаются вместе и образуют подобие вырастающего “хвоста”. Он изгибается, а за ним из огня вырастает толстое тело “змеи”. “Змея” растет, упирается хвостом в блюдце, начинает изгибаться.
Интересно, что если смешать химически чистый уротропин и нитрат аммония, то разлагаются, не образуя твердых продуктов. Но в таблетки на стадии их формования добавляют связующие вещества – парафин и тальк. Вот почему появляется “тело змеи”. А выделяющиеся газы вспучивают и двигают его.
3.7. Глюконатная змея.
Э
то самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи – для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло–серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества – она может достигнуть длины 10 – 15 см. Разложение глюконата кальция, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды. Светлый оттенок «змее» придает оксид кальция.
Недостатком образующейся «змеи» является ее хрупкость - она достаточно легко рассыпается.
3.8. Фараонова змея из сульфаниламида.
Очень простой способ получения «фараоновых змей» – это окислительное разложение сульфаниламидных лекарственных препаратов (к ним относятся, например, стрептоцид, сульгин, сульфадиметоксин, этазол, сульфадимезин, фталазол, бисептол). В ходе окисления сульфаниламидных препаратов выделяется много газообразных продуктов реакции, которые вспучивают массу и формируют пористую «змею».
Н
а таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета.
По своей структуре «змея» напоминает кукурузные палочки. Если выделяющуюся «змею» аккуратно подцепить пинцетом и осторожно вытягивать, то можно получить достаточно длинный «экземпляр».
3.9. Разложение нитроацетанилида.
Для опыта понадобятся: фарфоровый тигель, треугольник, штатив, горелка, стеклянная палочка, шпатель. Соблюдать правила работы с концентрированной серной кислотой. При выполнении опыта не наклоняться над тиглем. Опыт выполняется под тягой.
С
мешаем в фарфоровом тигле органическое вещество белого цвета - нитроацетанилид и серную кислоту. Нагреем смесь. Через несколько секунд из тигля выстрелит масса черного цвета. Выделяющиеся газы делают массу очень пористой и рыхлой.
Черный цвет массе придает углерод, образующийся в больших количествах. В еще больших количествах в ходе реакции образуются газы SO2, NO2 и CO2, которые вспенивают углерод.
Мой выбор для проведения опытов.
И
сходя из того, что большее число экспериментов являются не безопасными и выделяющими вредные вещества в окружающую среду, мною были выбраны два способа получения фараоновых змей. Они менее опасные для здоровья и их можно продемонстрировать перед ребятами, чтобы им это было интересно не меньше, чем мне.
Опыты я наблюдал в интернете, используя адрес:
h
ttps://www.youtube.com/watch?v=JLUZ5HkVDhU
В
ещества, которые были выбраны мной для проведения эксперимента, были в домашней аптечке – это были: глюконат кальция и бисептол.
Техника безопасности при работе с химическими веществами.
Во время работы нужно быть максимально внимательным, дисциплинированным, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
Опыты проводи только в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные вещества.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию.
Приступая к занятиям, нужно четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат, длина ниже колен и который застегивается в передней части, желательно иметь защитные очки.
К
проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения взрослых.
Старайтесь работать с помощью инструментов.

Необходимо быть осторожным с сухим горючим.
Вещества могут иметь резкий запах, поэтому нельзя находиться слишком близко к продуктам горения.
О

Сначала я взял имеющиеся в наличии вещества, и приспособления.
Для проведения первого опыта мне понадобилось:
• глюконат кальция;
• сухое горючее;
• зажигалка;
• пинцет;
• устройство для установки горючего;
• металлическая банка, которая будет создавать тепловой барьер между горючим и столом.
Я установил на банку из под консервов и устройство для сухого горючего и зажег сухое горючее.
- пыты с глюконатом кальция и сульфаниламидом.
Далее я положил таблетки глюконата кальция на огонь и стал ждать результата. Результат первого эксперимента был менее зрелищный, чем результат следующего, второго эксперимента. Мы можем убедить в этом сами.
Для проведения второго опыта мне понадобился ко всему прочему бисептол (сульфаниламидный препарат широкого спектра действия).Реакция с бисептолом протекает значительно быстрее и змея растет в длину все больше и больше. Это видно по фото фиксации и времени внизу снимка.

На представленных фотографиях проведенного эксперимента видно, что химическая реакция от одной таблетки бисептола протекает гораздо быстрее, чем от одной таблетки глюконата кальция.
В ходе реакции горения выделяется неприятный запах, поэтому помещение, в котором проводится эксперимент должно быть хорошо проветриваемым.
Вот какая фараонова змея у меня получилась! С ней нужно обращаться крайне осторожно, потому что она очень пористая и хрупкая.
Заключение
Я люблю заниматься тем, что мне ещё неизвестно, наверное, всем людям это тоже нравится. Особенно меня интересуют различные эксперименты, которые можно выполнить и запечатлеть при помощи видео и фото фиксации. Особенно меня заинтересовал химический серпентарий, или фараоновы змеи…
В
ы удивитесь, как много интересных и зрелищных экспериментов можно поставить у себя дома без особых усилий и затрат. Можно выбрать свободный день и перевоплотиться вместе с родителями в настоящих ученых. Нужно все подготовить и работать с осторожностью, соблюдая технику безопасности. Не волнуйтесь, все опыты делать очень легко и совершенно безопасно. Но, разумеется, только в присутствии взрослых!
Работая над темой, я узнал много нового и ранее мне неизвестного. Самое главное, что все, что я узнал, очень интересно. Мне хочется продолжить работу на эту тему. Химия – это мир волшебства и магии, который может стать доступным, стоит только захотеть.
Надеюсь, что мне еще не раз представится возможность выступать перед одноклассниками и учениками школы с различными темами, которые мне интересны.
Список литературы
Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002. – 432 c.: ил.
Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. 2–е русское изд. – Л.:Химия, 1985 – 247 с.
О. Ольгин. Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с., ил.
О. Ольгин. Чудеса на выбор. Изд. второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с., ил.
https://www.youtube.com/watch?v=JLUZ5HkVDhU
http://allforchildren.ru/sci/sci083.php
http://chemistry-chemists.com/forum/viewtopic.php
власова Наталья Николаевна
Павкина Галина Геннадьевна
Ольга Пародина
Павкина Галина Геннадьевна
Карасева Ирина Дмитриевна
Павкина Галина Геннадьевна