Исследовательская работа «Моя будущая профессия»

0
0
Материал опубликован 9 February 2019

Автор публикации: Е. Гладышева, ученица 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чулковская средняя общеобразовательная школа»

Скопинского муниципального района Рязанской области

Областной конкурс: «Учитель - профессия дальнего действия на Земле»

Номинация:Проект

Тема: «Моя будущая профессия - учитель начальных классов»


 


 


 


 

 

Выполнила ученица 8 класса Гладышева Екатерина

Руководитель :учитель информатики

Гончарова Ольга Геннадиевна

 

 


 

 


 


 


 

 

2019 год

 

 

:

Введение……………………………………………………………………………3

I. Исследование, анализ проблемы…………………………………….…….……5

1.1. Выбор профессии в соответствии с классификацией……………………....5

1.2. Формула выбора профессии……………………………………………........7

1.2 Ситуация выбора профессии…………………………………………………7

II. Профессия – учитель начальных классов…………………..…………….…..8

2.1 Профессиограмма……………………………………………………………9

2.2 «Познай себя»…………………………………………………………….…11

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложения

Введение

Заметила, что в последнее время часто думаю о будущем. Что ждет меня впереди? Много раз спрашивала себя: «Чем я хочу заниматься после окончания школы»?

Несколько лет назад мне трудно было определенно ответить на этот вопрос. С течением времени я много раз меняла решение по поводу того, какую профессию выбрать. Сделать выбор среди множества профессий в пользу одной, которая подойдет мне лучше всего очень трудно.

Меня с самого детства привлекала профессия учителя. Еще в детском саду мне очень нравилось играть с подружками в школу, особенно если мне доставалась роль учителя. Так хорошо было, что-то рассказывать им, спрашивать и ставить оценки в «журнал».

Казалось, что это так просто. Сейчас, конечно я понимаю, как сложна эта профессия. Здесь необходимы и опыт работы, и образование, и умение общаться с детьми и взрослыми. Но в первую очередь нужно хотеть быть учителем.

Я думаю, что мне повезло с тем, что я каждый день могу наблюдать, как работают учителя и даже принимать участие в самом процессе воспитания.

Например, я и несколько моих одноклассниц помогаем проводить кружок танцев с младшими ребятами, участвуем в разработке сценариев к различным мероприятиям и сами же их проводим. В этом году в нашей школе был организован и проведен День Самоуправления и я могла попробовать свои силы в качестве учителя рисования.

Я поняла, что мне нравится ощущать, как ты нужна детям, как они с нетерпением ждут новых занятий, задают разные вопросы, иногда очень смешные, а иногда очень серьезные. Мне кажется, что у меня получилось бы.

Но чтобы быть уверенной в своем выборе я решила провести свое исследование, которое поможет мне определить - что необходимо уметь и какие знания я должна получить, чтобы быть хорошим специалистом в выбранной профессии?

Актуальность выбранной темы определила цель нашего исследования.

Цель: совершенствование своих возможностей в области выбора профессии.

В своем исследовании мы выдвинули гипотезу: учитывая свои психологические особенности, следуя поэтапно рекомендациям специалистов при выборе профессии, я сделаю правильный выбор и мой труд в качестве учителя начальных классов будет не только приносить радость мне, но и пользу всему обществу.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:

Ознакомиться с миром профессий.

Узнать мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию?

Больше узнать о профессии учителя начальных классов, какими качествами должен обладать учитель начальных классов.

Выяснить обладаю ли я этими качествами.

Ознакомиться со специализацией, возможностями получения профессии.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и приемы исследования:

- сбор информации из разных  источников;

- чтение  литературы;

-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;

- собственные наблюдения;

Исследование, анализ проблемы

Проблемы:

Как правильно выбрать профессию?

Какие факторы влияют на выбор моей профессии?

Где можно получить образование?

Кто может оказать влияние на выбор моей профессии?

Сделать выбор "Кем мне стать?" и не ошибиться, необходимо ответить

на три простых вопроса: "Чего я хочу?", "Что я могу?" и "Какая я?". К сожалению, сделать это совсем не просто. Но то, что профессия учителя мне очень нравится – это точно.

1.1 Выбор профессии в соответствии с классификацией.

 


 


 


 


 


 


 

 

www.myshared.ru


 

 

 

1. "Человек - живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. 

Например: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, лесовод и др.

2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) 
    Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.  Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. "Человек - человек" (Ч)

   Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. 
    Профессии типа "Человек - человек": врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

3.  "Человек - знаковая система" (3)
    Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. "Человек - художественный образ" (X)
    К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

Изучив классификацию профессий Е.А.Климова, я определила, что выбранная мной профессия учителя начальных классов относится к типу

«Человек-Человек».

1.2 Формула выбора профессии

Хочу - это мои интересы, склонности, желания, мечты.

Могу – это мои психофизиологические возможности, здоровье, способности.

Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность.

Задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1) интересна и привлекательна для меня;

2) соответствует моим способностям;

3) пользуется спросом на рынке труда.

Вывод: необходимо уже сейчас задуматься над выбором жизненного и профессионального пути и ответить на вопросы «Интересна ли мне профессия учителя начальных классов?» «Есть ли у меня склонности и способности?» и «Популярна ли эта профессия в настоящем и будет ли

востребована в будущем?».

Мнения психологов.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так

называемые «профессионально важные качества. Поэтому, выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у меня способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирать ту профессию, где мои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности я могу добиться наибольшего успеха.

Вывод: в профессии учитель начальных классов я могу максимально реализовать свои способности.

1.3. Ситуация выбора профессии.

Совершенно ясно, что далеко не любая профессия доступна каждому. От чего это зависит, чего мы можем добиться, а что навсегда останется мечтой? Как лучше сделать выбор?

Ни один выбор в моей жизни не совершается самостоятельно, независимо ни от кого. Я живу в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая решение, я советуюсь с кем-то, чаще всего с родителями.

Российский академик Е. А. Климов описал следующие факторы выбора профессии:

Наличие склонностей

Наличие способностей

Предпочтения

Мнение родителей, семьи

Мнение сверстников

Личный профессиональный план

Знания о профессии

Основные шаги выбора профессии
 

1.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, Вам подходят;

2.

Составьте список своих требований к профессиональному будущему;

3.

Определите важность каждого требования;

4.

Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами;

5.

Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам;

6.

Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами;

7.

Определите практические шаги к успеху

Главная задача, которая стоит передо мной – учесть все факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

II. Профессия – учитель начальных классов.

Необходимую информацию о том, какие знания, умения и навыки нужны для овладения профессией учителя начальных классов я получала из разных источников. Например, на уроках личностного и профессионального самоопределения «Твоя профессиональная карьера» мы изучали и пытались самостоятельно составлять профессиограммы различных профессий. Конечно, более подробно я изучала профессиограмму учителя начальных классов.

  1. . Профессиограмма

Общая характеристика профессии. Содержание деятельности.

Работа в системе

«Человек – Человек»+ «Человек – Знаковая система»


 


 

 

 

Учебные планы, проверка и оценка письменных работ, ведение документации

Дети, родители, коллеги

 

 


 

Чем я буду заниматься:

составлять планы преподавания учебного материала;

выбирать формы и методы его подачи, планировать учебную, индивидуальную и внеклассную работу с учебниками;

проводить уроки (излагать учебный материал, организовывать работу учеников по его усвоению и закреплению);

формировать у детей навыки самостоятельной работы;

проверять письменные работы, контролировать и оценивать уровень усвоения знаний;

вести школьную документацию (заполнять журнал, создавать отчеты, вести личные дела учеников);

проводить внеклассные мероприятия (праздники, экскурсии…)

наблюдать за успеваемостью, поведением, общением, интересами обучающихся. Определять их индивидуальные особенности;

в сотрудничестве с родителями и школьным психологом вырабатывать индивидуальный подход к каждому ребенку, подбирать соответствующие методы работы с ними;

участвовать в общешкольных мероприятиях

Орудия и средства труда

Используют простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и др.), технические и электронные средства.

Думаю, что мне необходимо серьезней относится к такому предмету. Как «Информатика и ИКТ».

Круг общения

Профессии педагога характерны многочисленные длительные контакты с группами детей и взрослых. Я очень общительный человек. У меня получается ладить с людьми, находить общий язык.

Результаты теста по определению коммуникативных и организаторских способностей (Приложение 1)показали , что у меня высокий уровень их развития. Организаторские способности - 0,7(высокий)

Коммуникативные способности – 0,7(высокий)

Действительно, я не теряюсь в новой обстановке, быстро нахожу друзей, постоянно стремлюсь расширить круг своих знакомых, с удовольствием участвую в организации и проведении школьных мероприятий.

Ответственность.

Повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей.

Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.

Условия труда.

Работа в обычных бытовых условиях. Профессии учителя характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течении рабочего дня, часто в условиях шума.

Пути получении профессии.

Педагогические училища и колледж, факультеты начальных классов педагогических институтов и университетов.

В Рязанской области это:

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (РГУ )

Спасский педагогический колледж  


 

Вывод: если ничего не изменится, то я буду учиться в Рязанской государственной университете имени С.А. Есенина. .

Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Устойчивый интерес к работе с детьми, эмоционально-волевая устойчивость, толерантность к многочисленным контактам. Способность к концентрации внимания в условиях помех.

Медицинские противопоказания.

Работа не рекомендуется людям имеющим: заболевания органов пищеварения; нервно-психические заболевания; значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи.

Требования к профессиональной подготовке.

Должна знать: педагогику, дидактику, методику преподавания, возрастную и педагогическую психологию; учебные программы по преподаваемым дисциплинам; основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства; нормативные документы, определяющие деятельность обучающихся по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной деятельности; проводить работу с родителями учеников; оказывать первую медицинскую помощь; ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.

Изучив профессиограмму учителя начальных классов, я отчетливей стала понимать, в чем же заключаются особенности этой профессии. Мне стало понятней, чем я должна заниматься, чему учиться, на что обратить

внимание, каким учебным предметам уделить больше внимания.

2.2. «Познай себя».

На уроках «Твоя профессиональная карьера» мы изучали особенности своей самооценки. Нервной системы, мышления и памяти. Результаты одних тестов радовали меня, других немножко огорчали. Но это было лишь поводом, задуматься, в каком направлении мне работать над собой. Узнавать себя – не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе мне удалось «познакомиться» с собой, узнать свои сильные и слабые стороны. Меня очень порадовало то, что данные полученные в результате диагностирования, вполне соответствуют профессии педагога.

Особенно мне понравился тест «Оцените свои педагогические возможности» (Приложение 2). Он позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из затруднительных педагогических ситуаций. Я получила средний балл и это говорит о том, что мои педагогические возможности можно считать средними.

Замечательно! Есть к чему стремиться, чему учиться.

Здесь я думаю, для меня окажутся полезными «Советы молодым учителям» из книги «Элементарная педагогика» В.И.Слуцкого, которую я недавно прочитала. Многие советы, если осуществится моя мечта стать учителем, я возьму на вооружение.

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ

Будьте оптимистами!

Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми - все первое.

Помните: ваше главное дело - это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком.

Не торчите на глазах у детей без дела.

С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым - будь им!»

Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуй», тоже можно воспитывать.

Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.

Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я - гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, Всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, этого и сказать нельзя».

Помните: думать - ваша главная обязанность.

Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.


 


 

 

 


 


 


 


 


 








 


 


 


 

Заключение

Проведенное мною исследование позволило мне сформировать более глубокое представлений о себе, познакомиться с миром профессий, узнать требования профессии учителя начальных классов к человеку – и соотнести их со своими особенностями. Выполнение исследовательской работы «Моя будущая профессия» помогло мне утвердиться в своих силах, научило самостоятельному поиску, сбору и анализу информации (работа в библиотеке, интернете, профконсультация психолога, самодиагностика), материал, собранный в ходе работы помог мне научиться правильным действия в выборе ВУЗа и будущей профессии. Исследовательская работа заставила меня более ответственно относиться к учебе.

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни человека. Это немало. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо для тех, кто серьезно задумывается над выбором дальнейшего профессионального пути еще в 8 классе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы.

Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.

Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990

Пряжников Н.С. Профориетация в школе: игры, упражнения, опросники. «ВАКО». М.: 2005.

Слуцкий В.И., «Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека»,М.: Просвещение, 1992

Интернет-источники

  1. https://ru.wikipedia.org/http:

    www.zarplata.ru/a-id-9834.htmlhttp:

    www.shkolniky.ru/viborprof

    http://www.fio.vrn.ru/2007/3/2.html

    http://www.proforientator.ru/


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Коммуникативные и организаторские склонности» 
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у Вас много друзей?

Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий


 


 

Организаторские умения: 

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика "Педагогические ситуации"

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуа­ций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходи­мо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зре­ния наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, бу­дет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хо­чется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло­весной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учить­ся у другого учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой долж­на быть реакция учителя?

1. «Не хочешь — заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение по­хоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окон­читься?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомне­вается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. «Если честно сказать — сомневаюсь».

2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».

3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, кото­рые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзья­ми, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родите­лями».

3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обя­зательно спрошу».

4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».

5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (про­гулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интерес­нее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интерес­нее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».

Ситуация 6 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель?

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

Ситуация 7«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло та­кое желание?»

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю само­уверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и препода­ваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учи­теля?

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захо­чешь, то у тебя все получится».

5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».

Ситуация 9В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся го­ворит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным челове­ком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

Ситуация 10Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1-. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»


 

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»

5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем дру­гих учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу воз­можности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, го­ворит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы ска­жите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что дол­жен на это ответить учитель?

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо по­думать».

6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы гово­рите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учи­теля?

1. «Это — плохо».

2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, все равно придется».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

Оценка результатов и выводы

Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагоги­ческие ситуации, а справа сверху также по порядку их следова­ния представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В са­мой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различ­ные варианты ответов на разные педагогические ситуации.

Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации

Порядковый номер педа­гогической ситуации

Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

2

2

2

3

3

5

5

.

3

2

3

4

4

5

5

4

2

3

3

4

5

5

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

7

2

2

3

4

5

5

8

2

2

4

5

4

3

9

2

4

3

4

5

4

10

2

3

4

4

5

5

11

2

2

3

4

5

5

12

2

3

4

5

4

5

. —

13

3

2

4

4

5

4

5

14

2

2

3

4

4

5

-

-

 Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и со­ответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.

Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.

Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла,то его педагогические способности (по данной методике) счита­ются высокоразвитыми. Если средняя оценка находится в ин­тервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности счи­таются среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказа­лась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности ис­пытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

30

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.