12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Ирина Ивановна41
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Исследовательская работа

      «Навеки в памяти народной»

  

 

Фомина Виктория

учащаяся 7 класса

МБОУ Сусатская СОШ

346651  Россия, Ростовская область,

Семикаракорский район,

х. Сусат, ул. Гагарина, 28/1

Руководитель: Егорова Ирина Ивановна

учитель истории

 

 

 

 

 

 

х. Сусат

2018 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

            Введение..........................................................................................................3

          1. Война и мир Елены Пономаревой.............................................................4

2. Защитник – герой Брестской крепости.....................................................5

3.Отважные воины 5-го Донского казачьего корпуса.................................8

4. Дети войны...................................................................................................9

Заключение......................................................................................................11

Список использованной литературы............................................................12

 

 

                                                     Введение

Более 70 лет назад завершилось одно из самых грандиозных, масштабных сражений за всю военную историю человечества. 27 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. За ценой не стояли, бились насмерть наши воины.

Страшная война коснулась и мой Донской край, мою малую родину, мою семью. И мне очень хочется больше узнать о событиях, происходивших на нашей территории.

Тема Великой Отечественной войны сегодня очень актуальна. В напряженной международной обстановке нужно соблюдать мир и покой людей, чтобы не было разрушительных войн. Меня особенно волнует и интересует эта тема, так как моя прабабушка и прадедушка участвовали в Великой Отечественной войне. И моя задача, как можно больше узнать и поделиться впечатлениями со своими сверстниками, так как в годы войны такие же девчонки и мальчишки защищали нашу Родину от захватчиков.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выяснить, как Великая Отечественная война повлияла на судьбы моих односельчан и какой вклад они внесли в Победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Задачи работы:

Ø  изучить домашний архив и фотоальбом;

Ø  изучить имеющуюся литературу по данной теме;

Ø  посетить  школьный музей;

Ø  встретиться с участниками и очевидцами войны.

С первых дней Великой Отечественной войны отправились на фронт наши земляки. Всего из хутора ушло 172 сусатца. Из них 66 человек погибло. Их имена высечены на мраморе мемориала, что стоит в центре хутора. Это наши герои.

В первой главе своей работы я хочу посвятить своей прабабушке, Елене Петровне Пономаревой, уроженке хутора Сусат.

                            1. Война и мир Елены Пономаревой

Светлое деревенское детство закончилось у Елены Петровны рано. Вместе со своим братиком росла при колхозных детяслях, сначала в хуторе Сусате, потом в Костылёвке.

Шли годы, Елена с братом подрастали. Беда пришла нежданно-заболел и умер брат Елены, Пётр, и осталась она на белом свете одна. Правда здесь, в Костылёвке жили её дядя и тётя, но у них были свои семья. Не успела Лена оправиться от горя, как ещё одна, всеобщая беда нагрянула. Началась Великая Отечественная война. С первых часов люди верили в то, что сломят окаянного врага, а поэтому и стар и мал старался попасть на фронт, чтобы отомстить за поруганную землю. В 1941 году Елене было 17 лет и естественно, ей хотелось внести свой вклад в Победу. Она работала в колхозе, а в 1943 году 1 мая  Елену Петровну призвали на фронт. Уезжала она с лёгким сердцем. Долгих проводов не было. Попала в зенитную часть. Пришлось осваивать азы солдатской жизни, изучать под руководством молоденького лейтенанта орудия, потом дорога на фронт. Повсюду был виден след, который оставила война. Видела разбитые Ростов и Сталинград, другие города и населённые пункты.

Первое и последнее боевые крещения Елена Петровна получила в Румынии, в городе Плаеште. Дивизион из 15 батарей зенитчиков осуществлял охрану военного аэродрома. Немецкие самолёты не давали покоя ни днём, ни ночью. Пытались разбомбить самолёты и завод. Налетали целой стаей, нужно было не допустить их к объекту.

Но всё-таки самым страшным на войне для Елены Петровны было терять боевых подруг. Троих девушек, с которыми делила и радость, и тяготы фронтовой жизни, похоронила. Пала в бою и лучшая подруга, землячка, уроженка Песчанокопского района – Нина Кузнецова. Сама Елена Петровна была ранена, лечилась в госпитале, потом вновь вернулась в свою часть. В последние месяцы войны она была телефонисткой. От её оперативности в работе зависело многое, а самое главное – четкое выполнение зенитчиками боевого здания, ведь она принимала из полка данные передвижения вражеской авиации и передавала их командованию своего дивизиона. И девушка справлялась с этим успешно. Здесь же, в Румынии, Елена Петровна встретила  Великую Победу.

Узнав нелегкую судьбу своей прабабушки, мне захотелось продолжить эту работу и изучить другие судьбы своих земляков.

2. Защитник – герой Брестской крепости

Среди тех, кто принял первый бой на Брестской крепости, был наш земляк, Иван Митрофанович Качалин. Сохранились его воспоминания об этих страшных и священных днях.

«В субботу под воскресенье в кино строем шли. Точно не помню, но, кажется, «Василиса Прекрасная» была. Что–то там не ладилось с аппаратурой, фильм начался поздно. Вернулись часа в два. И сразу спать.

А в 4 часа, еще темно – гул, все шатается, окна вылетели, зарево… Не поймем, что это: вулкан, землетрясение? Потом слышим: «Война!» За винтовки… У каждого по 70 патронов только, а гранат и даже касок не было… В первые минуты даже кое – кто в панике со второго этажа прыгал. Загорелся проход – не пройти. Все горит, везде наши погибшие от немецкой артподготовки ребята…

Из находившихся в расположении Крепости на день войны нас было 3,5 тысячи человек. Стены Крепости (1,5 метра толщиной, вокруг земляной вал), разрезала река Муховец.

Заняли мы оборону… Немцы пошли в атаку. Сколько отбили – не считали. В среднем – по 10 – 12 атак в день. Несколько суток мы голодные, холодные, израненные. Наши склады внизу, но наседают вооруженные до зубов немецкие автоматчики… Связи с нашими войсками не имели.

По радио почему–то голосом Молотова предлагали сдаваться, потом обещали выручить, ударить с другой стороны…

На 7-ой день капитан Зубачев и комиссар Фомин решили создать группу прорыва, 120 человек. Возглавил операцию лейтенант Виноградов Анатолий Кириллович. Мы должны были выйти из Крепости и соединиться со своими войсками. Первый взвод пошел через мост и был уничтожен. Второй взвод, 30 человек, повел я, со мною еще 3 – й взвод. Мы пошли вплавь. На левый берег нас вышло около 30 человек. Но когда прошли выход из Крепости, нас еще меньше осталось, человек 12, в т. ч. Перепелюк Григорий, Ходько Семен, Месяцев Май, Малохатько Семен…  Надо идти через вал перебежками, ползком. Под непрерывным огнем противника вал преодолели. Вышли остатки двух взводов, а тут открытая местность, кустарник редкий, холмики. Фашисты из своих укреплений бьют беспрестанно.

У кого есть винтовка, у кого нет, у кого саперная лопатка. У меня немецкий парабеллум (отбил у офицера), три патрона… Предприняли психологическую атаку, с криком «Ура!» кинулись на вражеские укрепления. На наше «Ура!» немец открыл такой шквальный огонь, что мы были почти уничтожены. Меня, раненого и контуженного, упавшего в немецкий окоп, окружили со всех сторон фашистские танки, и безоружного забрали в какой – то строй. Это оказалась колонна пленных в полторы тысячи, а может и больше человек. Был ранен в ногу, но шел с такими же бойцами. Оказалось, что гонят колонну от границы 380 километров, были пленные из – под Минска, а мы надеялись на подмогу… Колонну охраняли фашисты на автомашинах с обеих сторон».

А сколько молодых жизней унесли эти первые дни войны… Хотелось очнуться от долгого кошмарного сна, но, к сожалению, все окружающее было явью. И колонна советских бойцов уходила все дальше и дальше от границы Родины. Наконец, пригнали в лагерь на территории Польши в Бело Подляске. Три месяца 78 тысяч пленных, изможденных, голодных, больных, содержали хуже скотины. В сентябре – октябре началась повальная дизентерия. Смерть косила нещадно. Спали тут же, на земле. Мысль о побеге не давала Ивану покоя. Первая попытка оказалась не удачной.

Потом лагерь в Демблине, оттуда перевезли в г. Холм, где были французы, англичане и поляки. Русских сразу же заставили разгружать вагоны с углем, лесом, картофелем. А кормили хуже всех: 200 грамм хлеба пополам с опилками два раза в день, суп – одна вода, иногда – лук.

Из этого лагеря Иван тоже бежал. Каких – то шесть километров оставалось до спасительного леса, но их настигли, поймали, вернули и «страшно издевались».

В марте 1943 года Иван Качалин с группой таких же смельчаков, как он сам, снова бежал из лагеря и на этот раз успешно.

Попали они в польский партизанский отряд им. Костюшко. Иван действовал в подрывной группе, пускал под откос вражеские эшелоны с живой силой и  техникой.

В июне 1943 года советская часть отряда решила двигаться к своим соединениям партизан.

Так, в июле 1943 года, изрядно потрепанные силы влились в отряд им. Чапаева Пинской бригады, где Иван Качалин стал старшим группы подрывников.

На его счету 9 вражеских эшелонов. Потом его перевели начальником штаба в отряд им. Орджоникидзе этой же бригады легендарного соединения А. Ф. Федорова.

В апреле 1944 года партизаны встретились с частями действующей армии.  Иван Митрофанович сражался во фронтовой разведке, о нем писали фронтовые газеты. Он был награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенинсберга». Его заслуги отмечены  тремя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Самой памятной и дорогой стала медаль «Защитник – герой Брестской крепости».

В сохранившихся рукописных воспоминаниях Ивана Митрофановича Качалина видна правда о войне, о героизме, о самоотверженности, верности Родине и незатихающая боль за погибших товарищей, и горечь поражений, которые пришлось вынести в начале войны.

Поэтому, даже через много лет после нее, он на обороте своего портрета написал признание: «А все же я хмуро смотрю на эту прошлую и неизвестную войну»…

3. Отважные воины 5-го Донского казачьего корпуса

Работая в школьном краеведческом музее, меня заинтересовал альбом с воспоминаниями нашего земляка, бойца 5-го Донского казачьего корпуса П. А. Аксенова. К сожалению, Павел Александрович уже умер, но его подвиги знает не одно поколение молодых сусатцев. Накануне Дня Победы в 1967году состоялась встреча учащихся школы с П. А. Аксеновым. Рассказ, который прозвучал в тот день, был записан бывшим директором школы В. Л. Ганженко.

Павел Александрович рассказывал: «Это было в Польше, наши войска две недели готовились к дальнейшему наступлению, но путь преграждала Висла – могучая, широкая (800-900 м.) и быстротечная река. Здесь была небольшая воинская часть, солдаты которой день и ночь отбивались от нападавших на них противников. Захватив платцдарм,   стремились расширить его и удержать. В лесные массивы свозили плавсредства: небольшие сборные паромы, моторные лодки, катера типа «Амфибия». Каждый солдат снабжался индивидуальными пакетами, которые в критических случаях поддерживали  его на плаву с оружием.

Шел июль 1944 года. Место, где планировалась переправа через реку, выбрано было удачно. В лесу скопились все средства для переправы. На этом участке противник изредка простреливал, давая знать, что река находится под надзором. Наступила ночь. Наши саперы зашевелились, при полной маскировке начали быстро подводить водный транспорт. За какой-то час на «Амфибию» был погружен батальон пехоты, примерно, в 350-400 солдат. Всех бойцов и полный комплект боевого питания погрузили на особый плот и катер. И вот мы трогаемся, направляясь к левому берегу реки, и только потом понимаем, что нас обнаружил противник. Тем не менее, мы благополучно переправились. На левом берегу реки пехота заняла оборону, и мы немедленно стали рыть первичные окопы. Времени оставалось все меньше и меньше, шел третий час ночи. Установили на площадку 76-миллиметровую пушку, определили место для снарядов, создали два необходимых пункта, с одной из которых я должен был подавать команды для ведения огня. С правого берега, где стояли наши основные войска, должны были немедленно послать к нам технику. Бой начался в 3 часа ночи. Висла буквально утонула в огне и дыму. Противник предпринимает страшный беспрерывный обстрел береговой линии. Артиллерия направляет встречный огонь на немецкую позицию. Этот «концерт» длился до самого рассвета. Немецкая пехота начала наступление на наши позиции. Один за другим гибнут солдаты моего расчета у пушек и минометов. На расстоянии 500 метров от нас из садовых зарослей неожиданно выскакивает немецкий бронетранспортер и начинает стрельбу. Да так поливает, что нельзя головы поднять. Командир расчета, Павел Михайлович, подпускает ближе вражеский бронированный тягач, бросает две гранаты с зажигательной смесью. Машину мгновенно охватывает пламя. Рядом происходит два взрыва. Это разорвались запасные снаряды. В моем расчете у пушки осталось два бойца да подносчик снарядов Сергей Быков. Боеприпасы иссякли, пушка сильно повреждена. Я и Сергей Быков с автоматами в руках вливаемся в оборону нашей пехоты. Рукопашная! В такой схватке нужно держать ухо востро. Кто кого?

И все же этот бой мы выиграли! Фрицы, отстреливаясь, начали отступать. Потери после этого кровавого побоища были с обеих сторон огромны».

4. Дети войны

Дух русского народа, его патриотизм и стремление к победе одержали верх в этой жестокой войне. Победу ковали не только на передовых, но и в тылу. В хуторе оставались лишь старики, женщины и дети. Пионеры совмещали с учебой труд рядом с взрослыми. В июле 1942 года немцы захватили Сусат и зверствовали на нашей земле в течение шести месяцев. Пионеры со своими учителями по ночам привозили на подводах домой раненых солдат, кормили их, делали перевязки, а потом отвозили в госпиталь. Так, рискуя жизнью, дети помогали Советской Армии.

Война нарушила привычный уклад детской жизни на оккупированных территориях. Во – первых, не работали школы, а  во – вторых, не об учебе тогда думалось, а о том, как прокормиться и выжить. Еще, слава Богу, живет то поколение, которому пришлось испытать ужасы войны. Эти люди могут рассказать о том, что им пришлось пережить в эти страшные годы. Встреча с Валентиной Александровной Ганженко оставило в моей душе неизгладимые впечатления.

«Помню большое красивое здание школы, - рассказывает Валентина Александровна. В 1942 году я была второклассницей. Пришли немцы, и занятия прекратились. Наших родителей оккупанты заставляли работать на себя, а нам, детям, доставалась домашняя работа. А как было голодно! Ходили в степь отыскивать норы сусликов и мышей, чтобы вытащить оттуда припасенные зверьками колоски. Потом мама растирала на порошок, смешивала с семенами травы перекати–поле, и пекла лепешки. А еще, никогда не забуду ужасный рев самолетов в полночной тишине».

Валентина Александровна до сих пор помнит слезы радости на лицах односельчан в Рождество Христово, когда началось освобождение нашего родного хутора от немецко – фашистских захватчиков.

Дети войны… Сейчас они дедушки и бабушки. Я с огромным интересом слушаю этих героев. Стараюсь запомнить каждое их слово. Мне очень больно, когда вижу их слезы на глазах.

 

 

Заключение

 

Мы, молодое поколение, стараемся не забывать тех, кто не жалея своей жизни боролся за свободу и независимость нашей Родины.  Проводим военно – патриотические мероприятия, посещаем школьный музей. В музее хранятся интересные экспонаты времен Великой Отечественной войны: фотографии участников войны, письма с фронта, из которых мы узнаем о мужестве, героизме русского солдата.

Особенно значимы для нас, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых становится все меньше и меньше, тружениками тыла, которые ковали Великую Победу в годы войны. Мы склоняем перед ними головы и благодарны им за свое счастливое детство.

Школьники с увлечением изучают историю своего края на уроках истории, активно занимаются краеведческой работой, посещают кружок «Казачата», собирают исторические справки, оформляют красочные альбомы с интереснейшими материалами о жизни хутора во время войны, его уважаемых жителях.

Много нового для себя я узнала о тяготах Великой Отечественной войны изучая домашний архив и фотографии, из рассказов своей бабушки, из материалов школьного музея, местной газеты «Семикаракорские вести». И самое ценное для меня то, что я могу еще слушать рассказы героев этой страшной войны из первых уст.

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Газета «Семикаракорские вести» № 9 от 23 января 2007г.

2.     Газета «Семикаракорские вести» от 6 ноября 2006 г.

3.     Газета «Семикаракорские вести» от 11 мая 2006 г.

4.     Газета «Семикаракорские вести» от 6 октября 2001 г.

5.     Газета «Семикаракорские вести» от 23 февраля 2002 г.

6.     Газета «Семикаракорские вести» от 21 июня 2001 г.

7.     Баландин Р. К., Миронов С. С. «Клубок» вокруг Сталина. – М.: Вече, 2006.

8.     Материалы школьного музея.

Автор материала: В. Фомина (7 класс)
Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.