12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Пакова542
Россия, Челябинская обл., Озерск
5

Исследовательская работа "Сатирический плакат как жанр советского искусства в период Великой Отечественной войны"

 







Исследовательская работа

«Сатирический плакат

как жанр советского искусства

в период Великой Отечественной войны»





Автор: Феоктистова Елена Алексеевна

11А класс МБОУ «Лицей №23»



Научный руководитель: Пакова Е.Н.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №23»









Введение………………………………………………………………….…...1-2

Основная часть…………………………………………………………….…3-7

Заключение………………………………………………………………...……8

Список литературы и источников……………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………....…..10-12

































Введение



В годы суровых испытаний, таких, как Великая Отечественная война, и бойцы, и труженики тыла остро нуждались хотя бы в небольшом отдыхе и покое, чтобы собраться с силами, побороть боль и вернуться к станку или винтовке. В эти редкие минуты настоящим спасением становился смех.

Плакаты сатирической направленности не просто вызывали улыбку преувеличением неприятных черт врага, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Они внушали народу надежду и уверенность в победе, а бойцов лишали страха перед противником, - ведь когда противник смешон, он не страшен.

Актуальность работы состоит в том, что анализ сатирических плакатов военных лет позволяет больше узнать, как о жизни советской армии, так и вообще о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой. Юмор, рожденный на фронте, — не только ценный исторический материал, но и острое идейное оружие нашей Великой Победы.

Цель работы - проанализировать сатирический плакат с точки зрения агитационных возможностей в период Великой Отечественной войны.

Задачи работы:

1) Изучить с помощью ресурсов городской библиотеки и сети Internet особенности жанра сатирического плаката периода Великой Отечественной войны в творчестве таких творческих коллективов, как «Боевой карандаш» (Ленинград) и «КуКрыНиКсы» (Москва).

2) Классифицировать сатирические плакаты, опубликованные с 1941 по 1945 г., с точки зрения их сюжетов и выделить приемы, которые позволяли художникам добиться эмоционального воздействия на зрителя.

Гипотеза работы: сатирический плакат стал оружием, ведущим к победе в борьбе с фашизмом.

Основными методами исследования являются методы сравнения и метод визуального анализа. Эмпирическую базу исследования составили советские сатирические плакаты, созданные в период Великой Отечественной войны.

































Основная часть



Плакат (нем. Plakat от фр. placard - объявление, афиша, от plaquer - приклеивать) - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях [4].

Изобразительный язык плаката отличается следующими чертами. Во-первых, плакат предполагает плоскостное изображение, в отличие от картины, где создается иллюзия пространства. Во- вторых, изображение в плакате строится не по логике перспективы (что ближе, то крупнее), а по композиционно – смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе вне зависимости от того, где оно находится). В-третьих, плакатные сюжеты ярко выражают авторскую позицию, убеждают зрителя в ее правильности.

К этим чертам плаката сатира добавляет сознательное искажение черт лица и фигуры, манеры поведения персонажей для их осмеивания. Комический эффект также достигается с помощью методов художественного преувеличения и неожиданного сопоставления общеизвестных фактов [3].

В годы Великой Отечественной войны сатирические плакаты стали самым оперативным жанром искусства для фронта и тыла, ведь их авторы быстро откликались на военные события, давали им идеологически грамотную трактовку.

Проанализировав сатирические плакаты, созданные советскими художниками в период 1941-1945 гг., мы выделили несколько тематических направлений и использованные художественные приемы.

Первая тематическое направление – отражение черт и сути фашистского режима (См. Приложение №1).

Например, на карикатуре «Мозговая начинка» показано, как происходит идеологическая обработка немцев, в их мозг «заливаются» нацистские лозунги. Процессом руководит Геббельс. Карикатура дополнена цитатой Гитлера: «Я хочу, чтобы моя молодежь была похожа на молодых диких зверей».

И именно такой «зверь» появляется на карикатуре под названием «Бронированный громила». Солдат вермахта предстает в образе гориллы в подобии немецкого шлема на голове и с пистолетом в руке верхом на танке, загроможденном награбленными вещами, посудой, часами, чулками. «Победно» развевающиеся женские панталоны на древке еще больше подчеркивают нелепость образа.

Карикатура «Сверхтотальная мобилизация» высмеивает ситуацию с призывом в фашистскую армию даже физически негодных мужчин. Глядя на этот плакат, невольно задаешься вопросом: какие же «победы» смогут одержать эти вояки?

Такое высмеивание сильного противника, несомненно, вызывало у советских солдат чувство морального превосходства, ослабляло и даже уничтожало страх перед вермахтом.

Второе тематическое направление - образ самого А. Гитлера и его приспешников (См. Приложение №2).

На карикатурах мы видим неприятного человека в военной форме, с узнаваемой прической и усами. Карикатура «Людоед - вегетарианец» показывает противоречие между отказом Гитлера от употребления мяса (по этому поводу даже была выпущена медаль) и убийством огромного количества невинных людей.

Авторы карикатур использовали такой прием, как использование образов классической русской литературы. Так, Гитлер, который взвалил ответственность за поражение под Москвой на генерал-фельдмаршала В. фон Браухича, изображен в образе гоголевской унтер-офицерской вдовы (карикатура «Фашисткая унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла»).

На карикатуре «Все врут календари», название которого отсылает нас к грибоедовской комедии «Горе от ума», мы видим главу Третьего Рейха в образе оратора, окруженного листами отрывного календаря с точными сроками взятия Москвы, а также победоносного завершения войны.

Карикатура «Берлинская разбойничья шайка» - настоящий портрет лидеров Третьего Рейха. При определенном внешнем сходстве автор отразил и индивидуальные черты Г. Геринга (любитель наград и орденов), Г. Гебелльса (тупая преданность фюреру), Р. Лея (постоянное пьянство).

На карикатуре «Смертельный номер» изображены лидеры фашистского блока: Гитлер-канатоходец, безуспешно пытающийся удержать равновесие, румынский диктатор И. Антонеску в его виде ручного зверька, падающий вниз Б. Муссолини в заштопанных штанах. Читателю понятно, что союз Германии и ее сателлитов действительно стал «смертелен» для его участников.

Министр пропаганды Геббельс предстает перед зрителем в образе Шехерезады, рассказывающей «сказочные» сводки с фронта («Арабские сказки немецкого верховного командования»), а сателлиты фашистской Германии – голодных собак, грызущихся у пустой тарелки фюрера («Фашистская псарня»).

Общим для карикатур этого направления, является на наш взгляд, изображение Гитлер как упрямого авантюриста с манией величия. При этом его приспешники не имеют собственного мнения, жадны, тупы и трусливы.

Третье тематическое направление - изображение конкретных событий на фронтах, от самых первых дней до победы (См. Приложение №3).

На карикатуре «Клещи в клещи» перед нами Гитлер, пытавшийся с осени 1941г. окружить, взять в клещи Москву. Натиск его остановлен другими клещами – на них видна красная звезда, символ Вооруженных Сил СССР. Эти же символические клещи появляются на сатирическом плакате «Три года войны».

На карикатуре «Красная армия шельму метит» (1944 г.) советские люди видели названия целого ряда успешных военных операций, изображенных в виде синяков на отталкивающем лице Гитлера. Конечно, такое изображение укрепляло веру в близкую победу.

Карикатура «Сказано. Сделано» высмеивает обещание Гитлера своим войскам об «отдыхе в Сталинграде». Этим отдыхом оказывается для фашистской армии кладбище.

Также о победе под Сталинградом рассказывает карикатура «Есть на Волге утес...». В данном случае художник юмористически использовал для своего сюжета строки широко известной народной песни.

Вот перед нами немецкий генерал-фельдмаршал Э. Манштейн, босиком и в порванном мундире, спасается бегством из Румынии (карикатура «Прут»). Его бегство сопровождается стихотворными строчками в жанре частушки. Следует отметить, что целый ряд сатирических плакатов имеют небольшие, но очень емкие и наполненные смысловой уверенность в победе над фашизмом, стихотворные надписи. Они легко запоминались и, превращаясь в частушки и прибаутки, поддерживали солдат на фронте.

Традиции народного юмора отразились в карикатуре «Два котла», где проведена параллель между минским «котлом» (окружение фашисткой группировки) и пустым «котелком» (головой) А. Гитлера.

Вот Гитлер пытается согреться у камина, уставленного его собственными бюстами, а Геббельс робко прячет под мышкой сводку Совинфбюро о поражении немцев на Донбассе, где фашисты планировали получить контроль над месторождениями угля (карикатура «У камина»).

А в феврале 1945 г. лидер Третьего Рейха прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и военной фуражкой (карикатура «Ночь перед судом»). Мы видим, что он сбирается или бежать (чемодан в руке) или покончить с собой (гроб, увязанный ремнями). Других вариантов у него нет, ведь, судя по настенной карте, Советская Армия уже на подступах к Берлину.





























Заключение


Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, карикатура, представленная в виде плакатов, листовок, иллюстраций к военным сводкам, стала в годы войны мощным идеологическим оружием. При этом она пользовалась большой популярностью среди населения, а у врага вызывала бешенство. Неслучайно сам Адольф Гитлер обещал расстрелять «Кукрыниксов» после взятия Москвы [7].

Во-вторых, художники дополняли свои работы образами классической русской литературы (цитаты из произведений Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова) и русского фольклора, которые были знакомы и понятны советским гражданам.

В-третьих, художники – карикатуристы сумели наполнить свои работы драматургией, широко использовали народный юмор. Небольшие стихотворения, близкие по стилю к частушкам, становились запоминающимся комментарием к сюжету карикатуры.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Карикатуры советского времени, созданные в период 1941-1954 гг., ценны тем, что содержат весомый информационный потенциал, а также помогают спустя 75 лет увидеть, какими средствами и приемами советское искусство вело борьбу с врагом.

Тонко выверенный юмор и сарказм, злободневность, скрупулезность и натурализм в карикатурах сформировали внятный образ противника, который нужен был и солдатам на передовой, и гражданскому населению в тылу.





Список литературы

1. В.Н. Вирен. Фронтовой юмор. – М. Издательство: Воениздат МО СССР 1970.

2. Демосфенова Г.Л. Кукрыниксы- иллюстраторы. – М., 1965.

3. Ефимов Б.Е. Вехи Победы: Великая Отечественная Война в плакатах и рисунках. - М.: Голден-Би, 2004.

4. Кеменов В.С. Статьи об искусстве. – М., 1965.

5. Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. - М.: Контакт-Культура, 2006. 

6. tramvaiiskusstv.ru/ Советский плакат (электронный ресурс)

7. gorod-plus.tv/ «Ваше оружие – искусство, карандаш» (электронный ресурс)





















Приложение №1

t1624082113aa.jpg



t1624082113ab.png







Приложение №2

t1624082113ac.png



t1624082113ad.jpg





Приложение №3



t1624082113ae.png





t1624082113af.png

15


Автор материала: Е. Феоктистова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.