12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Ольга Михайловна722
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «Проектная деятельность »
5

Исследовательский проект "Радуга в домашних условиях".

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2




Исследовательский проект





Радуга в домашних условиях.














Выполнила: Рудых Ирина

ученица 4 класса

Руководитель: Андреева Ольга Михайловна

Учитель технологии




П. Жигалово




Разделы пояснительной записки стр.


Введение…………… 3

Основная часть

1.Как появляется радуга и почему она разноцветная?  3-4

2.Мифы и легенды о радуге…… 4

3.Народные приметы……….. 4-5

Практическая часть ( эксперименты)……….. 5-6

Заключение…………. 6

Список литературы и источников информации……………….. 6












































Введение


Кто пришел из доброй сказки

и немного пошалил?

Кто смешал на небе краски,

и на радугу пролил?

И теперь она цветная,

Улыбается с небес,

Вызывая у прохожих

Очень сильный интерес!


Существует легенда, в том месте, где возникает радуга, в земле зарыт горшок с золотом. К сожалению, никому не удалось поймать радугу за хвост.


Цель проекта:

Сделать радугу в домашних условиях.

Задачи:

-Выяснить, что такое радуга и при каких условиях она появляется .

-Узнать о мифах и легендах, связанных с радугой.

-С  помощью  экспериментов  выяснить, возможно  ли  воспроизвести  радугу  в  домашних  условиях

-Оценить проделанную работу.


Гипотеза:

Радуга есть в природе. Предположим, что радугу можно получить в домашних условиях.


Основная часть

Очень  часто мы  замечаем  в  природе  странные  и  необычные  явления.  Они

  поражают  наше  воображение  и  надолго  запоминаются.  Многие  из  этих  удивительных  явлений  уже  объяснили  ученые,  но  для  нас  продолжают  оставаться  загадочными.  Я  бы  отнесла  к  таким  явлениям  и  радугу. 

Летом после дождя я часто вижу это сказочное зрелище. В это время в голове у меня возникают вопросы один за другим.

-Как появляется радуга?

-Сколько цветов в радуге?

-Только ли после дождя появляется радуга?

Выбирая тему на научно - практическую конференцию я сразу же решила остановиться на теме « Радуга»


1.Как появляется радуга и почему она разноцветная?

 


Радуга появляется в результате взаимодействия света и воды. Во время дождя в воздухе парит огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы. Солнечные лучи, проходя через капельки дождя, преломляются и распадаются на спектр, который мы называем радугой.
В радуге принято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Эти цвета в радуге первым предложил великий английский ученый Исаак Ньютон

 в  1672  году. Сначала он выделил 5 цветов, но затем подумал и решил, что будет 7 цветов, как 7 нот. На самом же деле цветовой спектр непрерывен, его цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков.

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Эксперимент  №1.  Я  решила  убедиться,  что  свет  состоит  из  семи  цветов.  Для  этого  попробовала  провести  опыт.  Из  картона  я  вырезала  круг  радиусом  примерно  в  5  см.  Круг  я  разделила  на  7  секторов.  Каждый  сектор  покрасила  нужным  цветом  (как  радугу). В  самом  центре  круга  сделала  маленькое  отверстие  и  вставила  в  него  зубочистку.  У  меня  получился  волчок.  Я  запустила  волчок.  При  вращении  он  стал  белым

Почему?  Это  процесс  «собирания»  цветов.  Белый  цвет  —  хранитель  всех  красок  на  земле. 

t1613439730ab.jpg

t1613439730aa.jpg

Рис.  1-2 Волчок - радуга

Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

t1613439730ac.gifРадугу можно увидеть и без дождя вблизи озер, водопадов, больших рек, где лучи солнца отражаются от водной поверхности. Радугу можно увидеть и в солнечный ясный день возле фонтанов, а также при поливе в саду цветов из шланга (если зажать отверстие шланга пальцами, создавая водяную дымку и направить шланг в сторону солнца).
 

2.Легенды  и  мифы

  Древние  греки  считали,  что  радуга  это  улыбка  богини  Ириды.  А  в  Библии  радуга  появляется  после  всемирного  потопа. 

В  армянской  мифологии  радуга    это  пояс  Тира  (первоначально  бог  солнца,  потом    бог  письменности,  искусств  и  наук). 

Славяне  верили,  что  радуга  пьёт  воду  из  озёр,  рек  и  морей,  и  проливается  потом  дождём.  Иногда  она  заглатывает  вместе  с  водою  рыб  и  лягушек,  поэтому  порою  они  с  неба  падают. 

3.Народные приметы

-Низкая и пологая радуга – к плохой погоде, а высокая и крутая – к ясному дню.

-Яркая радуга - жди непогоды.

-Утренняя радуга сулит пасмурный день, а вечерняя – погожий. Радуга зимой – редкость, и сигнализирует о надвигающемся морозе или снеге.

-Радуга вдоль реки к сильному дождю, а поперек – к ясной погоде.

-Радуга видна на протяжении долгого времени – несколько дней будет плохая погода.

-Если радуга появилась в той стороне, откуда дует ветер – будет дождливый день, если в противоположной – то ясный.

-Радуга расположена с юга на север – ждать проливного дождя, с запада на восток – солнца. 

-Если цветная дуга показалась на востоке, то жди хорошей погоды, если на западе - то дождя.

-Появление радуги в субботу обещает дождливую следующую неделю

- Если больше зеленого цвета – будут дожди, желтого – хорошая погода, красного – ветер и засуха.


Практическая часть

Радуга – это чудо природы. А можно ли создать это чудо самому, в домашних условиях?  Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов.

Эксперимент №2 .  Мне  понадобился  компакт-диск,  фонарик  и  гладкая  поверхность  (стена).  Направляю  луч  фонарика  на  диск.  На  стене  появляется  радуга! 

 t1613439730ad.jpg

Рис.  3-4.  Радуга  на  стене

 Эксперимент №3. Мне понадобится стакан и раствор  для  мыльных  пузырей

(жидкое мыло разбавленное водой), трубочка для сока. Я выдувала мыльные пузыри. Пузыри были большие и маленькие и искрились всеми цветами радуги. Этот эксперимент я рассказала брату. Он с удовольствием выдувал мыльные пузыри . Было весело. И у него тоже получилась радуга.

Вывод: Тонкие  мыльные  пленки  на  поверхности  пузыря  постоянно  двигаются  и  преломляют  свет.  Мы  видим  постоянно  меняющиеся  радужные  рисунки 

t1613439730ae.jpgt1613439730af.jpg

Рисунок  5-6.  Радужные  рисунки  на  мыльных  пузырях

Эксперимент  №4 Для  эксперимента  понадобилась  емкость  с  водой,  зеркало,  луч  света.  Я  налила  в  ёмкость  воду.  Зеркало  поставила  так,  чтобы  одна  его  часть  была  под  водой,  а  другая  часть  –  над  ней.  Направляю  зеркало  в  сторону  гладкой  поверхности.  Направляю  луч  на  разные  части  зеркала  так,  чтобы  отраженный  свет  падал  на  стену, но радуга появилась у меня на лице.

Вывод:  Лучи  света  попадают  на  зеркало  и  отражаются.  Но,  проходя  сквозь  воду,  белый  свет  преломляется.  В  результате  на  лице мы  получили радугу.

t1613439730ag.jpgt1613439730ah.jpg

Рис. 7-8.  Проходя  через  воду,  свет  преломляется

Заключение

По  результатам  своей  работы я сделала  вывод:

- цель  —  узнать  о  радуге  и  попробовать  повторить  её  в  домашних  условиях  —  была  мною  достигнута

- моя гипотеза подтвердилась. Радугу  можно  получить  в  домашних  условиях. Причём этих способов очень много. Я описала только малую часть проделанных мною экспериментов. Вместо  солнечного  луча  может  быть  использован  искусственный  источник  света.

Результаты,  которые  я  получила  при  исследовании  радуги,  должны  быть  интересны  и  полезны  моим  одноклассникам.

Список  литературы

1. Богданов  К.И.  «Не  все  так  просто»./  Первое  сентября  —  2006,  —  №  3.  —  с.  31—33.

2. Бурова  С.А.  Необычные  природные  явления./  Первое  сентября  2003,  №  3.

3. Гегузин  Я.Е.  Кто  творит  радугу?  —  Квант,  1988,  №  6.

Семейный  фотоархив.

4. Фридхоффер Боб. «Занимательные опыты» М.: АСТ: Астрель, 2010.- с.59.

5. Трифонов  Е.Д.  Ещё  раз  о  радуге.  —  Соросовский  образовательный  журнал,  —  2000,  —  т.  6,  —  №  7.

6. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  ru.wikipedia.org/wiki /Радуга.







Автор материала: И. Рудых (4 класс)
Опубликовано в группе «Проектная деятельность »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.