12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Туревич Марина Юрьевна1802
Россия, Тверская обл., Сандово
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
6

Исследовательский проект «Вспомни об учителе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сандовская средняя общеобразовательная школа


Исследовательский проект

«Вспомни об учителе»


                                                                                        Работу выполнили:

Пшеничникова Валерия 8а класс

Иванова Ксения 8б класс

Кузнецова Анжела 9б класс

Касторных Андрей 9б класс


 

Руководитель: Туревич М.Ю.,

учитель математики


 

п. Сандово, 2018 год

Введение.

«Тело человеку дают родители,

душу даёт Бог,

а цель и смысл жизни – Учитель».

Восточная мудрость

 

Едва ли возможно назвать и перечислить все профессии на земле. С представителями некоторых из них мы сталкиваемся от случаю к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель. Известные строки Н.А.Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» полны почтения и признательности. Может, для кого-то они покажутся слегка напыщенными, но только так и можно обратиться к Учителю. Ведь это он ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдаёт нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца, помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости, учит быть Человеком. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что научиться профессии учителя нельзя. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых нужно научить читать и писать, тех, кто не так прилежен и умён, кто порой просто невыносим. Любить таких детей, дано не всем. Учитель строит будущее, от него зависит, какой будет молодёжь, а значит, и страна!

К сожалению, в последние годы заметно упал престиж учительской профессии. И не случайно общество стоит перед такой актуальной проблемой «вымирания» профессии учителя, ведь как показывает статистика, что через 10 - 15 лет с такими «притоками» молодых специалистов в образовании как сейчас некому будет развивать материально-духовные ценности, ведь учитель – это фундамент современного общества.

«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться...» - так говорил о профессии учителя педагог, философ и публицист Симон Соловейчик.

Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается к катастрофе. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером интеллекта и памяти… Этот список можно продолжить. И всё это – правда. Только в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Наш проект нацелен, прежде всего, на обращение внимания к важности и нужности профессии учителя, на сохранность памяти об учителях.

Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остаётся там на всю жизнь. Это понятие связано не только со школой, ведь своими учителями мы называем тех, кто помог нам овладеть ремеслом, определил направление творческого поиска, поддержал в лучших устремлениях на жизненном пути. Родители дают нам жизнь, учитель наполняет её смыслом, даёт духовную опору, учит человечности. Профессия учителя требует и знания своего предмета, и огромного терпения, и артистизма, и режиссуры, и исполнительского мастерства. Умение воспитать у детей желание трудиться, мыслить, быть самостоятельными и ответственными – вот суть натуры учителя.

Цели и задачи.

Цель: узнать имена учителей математики Сандовского района и их биографии.

Для достижения цели мы поставили задачи:

Определить понятие «учитель» («сельский учитель»).

Провести анкетирование среди обучающихся нашей школы и учителей.

Исследовать биографии.

Встретиться с людьми (выпускниками, учениками, родственниками).

Оформить альманах (альбом) «Вспомни об учителе…»

«Учитель - священное слово для всех,

За ним и победа, и первый успех.

Сокровища знаний и щедрость души,

И искренний смех, и беседа души…»

Профессия учителя в истории.

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.

А.С. Пушкин

В мире существует много различных профессий. Профессия учителя – древняя, массовая и уникальная профессия.

Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Её социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, так как воспитание и обучение – явление непреходящее. В.И. Ленин называл воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учитель – объективная реальность.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в латинском языке professio - от profiteor, что значит «объявляю своим».

Учитель – преподаватель, наставник (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

Преподаватель – передаёт знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Наставник наставляет, как вести себя, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.

Педагог (греч. pedagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.

Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой.

Педагог в переводе с греческого языка – «ведущий ребёнка».

Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

С чего же началась профессия учителя?

Учителями с самых древних пор были уважаемые и умудрённые опытом представители человеческого рода. Их обязанностью была передача опыта, подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни.

В первобытнообщинном строе это были старейшины племени, уважаемые и знающие люди. История показывает, что учителями в различных цивилизациях были:

жрецы (Древний Вавилон, Египет);

государственные чиновники, которые много путешествовали и хорошо знали науки (Древний Рим);

мудрейшие представители общества (Древний Китай);

священники, монахи (средние века);

Роль учителя могли выполнять и родители или даже руководители государства, как, например, в Киевской Руси Владимир Мономах. В Древней Руси учителей чтили, уважали и называли мастерами.

Профессия «учитель» невозможна без такого понятия как «школа». Рассмотрим историю возникновения школ и профессии «учитель» более подробно.

Древняя Спарта. Древней Спарте нужны были здоровые крепкие воины. Государство заботилось об этом: ребёнка сразу после рождения осматривали старейшины Спарты. Если они приходили к выводу, что из него вырастет здоровый гражданин. Его приучали выносить лишения и физические страдания. А если ребёнок рождался слабым или с физическими недостатками, его считали бесполезным для общества и сбрасывали в воду или оставляли на вершине горы, чтобы он стал добычей хищных птиц – стервятников. Обучение мальчиков начиналось с 7 лет. Их приучали стойко переносить лишения. Юных спартанцев коротко стригли, бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые готовили себе сами. Почти всё время посвящалось физическим упражнениям и военному делу. Домой воспитанники Спарты возвращались в пожилом возрасте – после 55 лет службы во благо государства. Воспитание девушек мало отличалось от воспитания юношей. Для них устраивали состязания в беге, борьбе, метании диска, а также уделяли внимание танцам и пению.

Афины. Мальчики до 7 лет, а девочки до замужества обучались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С семи лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счёту. Счёту учили при помощи пальцев, использовали также камешки, специальную доску, напоминающую счёты. Писали дети на вощёных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

А кто первым заговорил о воспитании и обучении? Ими были такие философы как Демокрит, Сократ, Платон.

Демокрит (ок. 470 – ок.380 гг до н.э.) путешествовал по Египту, Персии, побывал в Афинах. Он говорил о том, что труд – основа учения.

Сократ – первый (по рождению) афинский философ. Сократ не брал денег за обучение. Он говорил о том, что нужно как можно глубже узнать себя. Сократ так формулирует своё превосходство над другими людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Платон родился в 472 году до н.э. в Афинах. Он – ученик Сократа. После смерти своего учителя уехал из Афин и около двенадцати лет путешествовал. Платон основал научную школу – Академию, которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Акалема. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа.

Древняя Русь. Православная педагогическая традиция Древней Руси концентрировалась в церковной литературе, в поучениях, которые содержали в себе не только комплекс знаний о мире, человеке, его жизни, но и нравственные ориентиры для праведного, богоугодного поведения. Молитвы помогали выработать нужный душевный настрой; исповеди приучали к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи (проступки); посты, телесные наказания помогали обуздать плоть, смирить гордыню, выработать стойкость. Это были эффективные средства русской православной педагогики – воздействуя на эмоции и волю человека, они создавали благоприятную почву для восприятия «сердцем» божественной мудрости религиозных текстов.

Человек в Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия – это собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами. Так в педагогике Ветхого Завета царит суровый патриархат, где все члены семьи должны были строго подчиняться главе семьи. Отношение родителей к детям было суровым, подавляющим любую самостоятельность и свободу.

Утверждая власть родителей над детьми, ветхозаветная педагогика рекомендовала широко использовать наказания: «родительские побои дают здоровье», «Кулаком в спину – поученье сыну». «Бьют не ради мученья, а ради ученья», «Лелей дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним» и т.д.

Многовековой народный опыт позволил представить все возможные издержки применения наказаний, особенно физических. Наказания порождали страх, мешали установлению нормальных доброжелательных отношений между родителями и детьми, воспитывали жестокость. «Где страх, там принуждение», «Он забит и смолоду запуган», «Не груби молодому, не вспомнят старому», «Малый вырастет, всё выместит», «Не бей батька сына, побереги свою спину» и т.д.

Позднее на Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.

Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей -гувернёров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Благодаря им советский народ считался во всем мире самым читающим.

История появления школ в Сандовском районе

 

Как развивалась система народного образования нашей местности в начале XX века? Задав себе такой вопрос, мы нашли на него ответ в книге нашего краеведа Виктора Николаевича Веселова «Очерки об истории Сандовского района Тверской области». Начало века, 1900-1901 учебный год, наш район встретил с 27-ю училищами разного типа. 

Земские училища 19: Арханское (1885) (как школа при Арханском приказе Удельного ве­домства открыта около 1858 года), Батихинское (1900), Березницкое (1893), Б.-Малинское (1894), Гавриловское (Лукинская вол.) (1898), Залужское (1861), Карамышевское (1882), Лукинское (1875), Нивицкое (1895), Павское (1889), Парфеньевское (Лукинская вол.) (1893), Пневское (1894), Пожарское (1870), Мало-Попихское (1895), Раменское (1892), Растороповское (1881), Сушигорицкое (1873), Туханское (1873), Щербовское (1895).

Церковно-приходские школы – 5: Дубровская (Рекуша) (1883), Ладожско-Сергиевская (1896), Покров-Барский Конец (Устровка) (1895), Сандовская (1884), Соболинская (1895).

Школы грамоты 3: Болотская, Григорцевская (Лукинская вол.), Б. Никитинская.

Таким образом, в 27 училищах разного типа в 1900-1901 учебном го­ду обучалось 1418 учеников.

В своей третьей книге В.Н.Веселов планировал более подробно рассказать об истории системы образования Сандовского района. Помогала ему в подготовке материала инспектор Отдела образования Сандовского района Королёва Людмила Михайловна, которая поделилась с нами этими материалами.

В 1936 году в районе было 7 школ взрослых на 101 человека, 7 школ малограмотных на 105 человек,46 начальных школ, вёлся обязательный учёт пионеров.

В 1937 году на территории района работали 53 начальные школы – 3236 учеников, 11 неполных средних – 2471 ученик, 2 средние – 764 ученика. В 1936-37 учебном году в районе работали 11 карельских начальных школ (но в 5-7 классах карельский язык не преподавался).

В 1940 году в районе работали 3 средние школы, 14 семилеток и 62 начальных, ребятишек принимали 5 детских яслей-садов.

В 1941-42 учебном году в районе работало 76 школ, в которых обучалось 8052 ученика. Их обучали 345 учителей. Было 78 первых классов.

В 1951 году функционировали 59 школ (46 начальных, 12 семилетних, 1 средняя, 5205 учеников).

В 1964-65 учебном году в районе работали 54 школы (40 начальных, 12 восьмилетних, 2 средних, 3886 учеников).

В 1999 году в 19 школах района обучалось 1391 учащийся.

Следующую информацию мы получили в Отделе образования Сандовского района. В 2002-2003 учебном году в районе открыли двери для учеников 18 школ (2 средние, 10 основных, 6 начальных).

Средние – Сандовская и Большемалинская.

Основные – Старосандовская, Топоровская, Березская, Лукинская, Ладожская, Топалковская, Сушигорицкая, Туханская, Пнёвская, Растороповская.

Начальные – Нивицкая, Березницкая, Устровская, Щербовская, Соболинская, Крестовская.

В школах в этот год работало 153 педагога, из них 25 учителей математики: Бычкова Антонина Алексеевна, Бойкова Людмила Ивановна, Туревич Марина Юрьевна, Сизова Ирина Викторовна, Флигина Тамара Ивановна; Виноградова Наталья Сергеевна, Орехова Елена Анатольевна; Цыпкина Светлана Владимировна; Соколова Раиса Васильевна, Любимцева Фаина Леонтьевна; Цыганкова Марина Ивановна; Диц Татьяна Васильевна, Баранова Наталья Анатольевна, Серова Антонина Ивановна; Виноградова Антонина Демьяновна, Севастьянова Ольга Владимировна; Мокеев Николай Иванович, Суслов Михаил Викторович; Забелина Наталья Александровна, Бугрова Инна Васильевна; Литосова Надежда Алексеевна; Суворова Татьяна Александровна; Мелехина Надежда Николаевна, Голикова Ольга Владимировна.

С 2004 года началось закрытие школ:

2004 год – Растороповская основная, Нивицкая и Устровская начальные, Сушигорицкий д/с

2005 год – Пнёвская основная

2006 год – Крестовская и Щербовская начальные

2007 год – Соболинская начальная

2008 год – Сушигорицкая и Туханская основные

2009 год - Топоровская основная и Березницкая начальная; Березская основная реорганизована в начальную

2010 год – Топалковская основная реорганизована в начальную

2013 год – Ладожская основная

2015 год – Березская начальная

2017 год – Топалковская начальная

В 2017-18 учебном году в нашем районе осталось 4 школы: одна средняя – Сандовская, три основных – Лукинская, Большемалинская, Старосандовская и ни одной начальной школы. Работают в них 60 учителей, из них 7 учителей математики. За пятнадцать лет количество школ уменьшилось в 4,5 раза, количество учителей уменьшилось в 2,5 раза, количество учителей математики уменьшилось в 3,5 раза.

 

Звание – сельский учитель

 

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка.

Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почётной. Учительство – это один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учительство – кропотливейший труд, результат которого – судьба человека. Именно учитель олицетворяет лучшие качества многонационального народа России. В России учителю поручена высокая духовная миссия – воспитание молодого поколения. Прежде всего, в силу своего воспитания, образованности, твёрдости духа, понимания высокого общественного предназначения. Особая роль принадлежит сельскому учителю.

Профессия учителя – одна из самых уважаемых и почитаемых на селе. На селе учитель всегда был больше, чем просто учитель. Здесь, как нигде, каждый учитель, воспитатель на виду не только у учеников, но и их родителей, всех жителей. Именно сельский учитель влияет на развитие не только личности детей, начиная с раннего возраста, но и всего окружающего населения, особенно в малых деревнях. О сельских педагогах можно сказать много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств. Они преподают разные предметы, но объединяет их профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям.

Сельская школа имеет более весомый статус в социуме, нежели городская. Она – носитель культуры, образованности, интеллигентности. Учителя в сельских школах были примером во всём. Нам бы хотелось рассказать о некоторых учителях математики, которые уже не работают в школе.

Бычкова Антонина Алексеевна

 

Антонина Алексеевна рассказала о себе: «Родилась 4 декабря 1937 года в деревне Пальцево Арханского сельсовета Сандовского района. Отец - Румянцев Алексей Васильевич (1915 г.р.) работал председателем Щербовского сельсовета, инструктором райкома партии (перед войной). На войне был с первого до последнего дня, но в военных действиях не участвовал. После войны работал председателем заготконторы, председателем Арханского сельсовета. Умер в 1954 году в возрасте 39 лет. Мать – Прасковья Осиповна родилась в деревне Щербово и работала всю жизнь в колхозе «Дружба» (центральная усадьба - деревня Щербово). Умерла в 1998 году в возрасте 84 лет. Антонина Алексеевна – старшая дочь в семье. У неё есть младшая сестра Нина (разница в возрасте – 2 года).

Училась сначала в Сосненской, потом в Арханской школе. В 1954 году закончила 10 классов в Сандовской средней школе. После окончания школы два года работала в военно-учётном столе при Отрадненском поссовете. В 1957 году поступила в институт имени Герцена на факультет «математика и черчение» и закончила его в 1962 году. После окончания вернулась в родной Сандовский район и стала работать учителем математики, физики и черчения в Сандовской восьмилетней школе села Старое Сандово. Потом переехала в посёлок Сандово, где в 1962 году вышла замуж. В 1963 году родился сын Николай, а в 1968 – дочь Татьяна. Сын – военный, закончил Военный инженерный институт имени Можайского (город Ленинград, ныне Санкт Петербург) с отличием. Сейчас – на пенсии по выслуге. Имеет две дочери – Татьяну и Елену. Дочь – закончила институт имени Герцена, факультет «Химия» и работает учителем химии в школе № 799 города Москва. Имеет сына Павла.

1965 – 1975 гг – Орудовская средняя школа, учитель математики и физики.

1975 – 1978 гг – организатор внеклассной работы (заместитель директора).

1978-1983 гг – заместитель директора по учебной работе.

1983 – 1988 гг – директор Сандовской средней школы.

1988 – 2011 гг – учитель математики.

С 2011 года нахожусь на заслуженном отдыхе».

Звания:

1983 – Отличник народного просвещения

1989 – Ветеран труда

1991 – Учитель - методист

2003 – Заслуженный учитель Российской Федерации

2016 – Почётный гражданин Сандовского района

Ученики: Грязнов Олег Николаевич, Глава Сандовского района

Бойкова Людмила Ивановна

 

Родилась 16 октября 1948 года в д. Плосково Больше-Малинского сельсовета Сандовского района. Родители: отец – Мокеев Иван Алексеевич (колхозник, в Великую отечественную войну был ранен, 1918 - 1993), мать – Мокеева (Викторова) Анна Матвеевна (доярка, бригадир, 1922 - 1980). В семье было трое детей – старший брат Николай, Людмила и младший брат Анатолий. С первого по восьмой класс училась в Пнёвской школе, каждый день ходила 2 км до школы и обратно в любую погоду – дождь или снег, жара или мороз. После окончания восьми классов в 1964 году поступила учиться в Торжокское педагогическое училище, которое закончила в 1968 году. После училища начала работать учителем математики и физики в Топалковской школе и поступила заочно в Калининский педагогический институт, а заканчивала – государственный университет. Отработала в этой школе восемь лет (с1968 по 1976 год). В 1970 году вышла замуж за Бойкова Александра Ивановича (он работал трактористом в колхозе в д. Топалки). В 1976 году переехали в посёлок Сандово и стала работать в Сандовской средней школе: первый год – в продлёнке, а потом учителем математики до 2012 года. Педагогический стаж – 44 года. В 1971 году родилась старшая дочь Ирина, а после переезда в Сандово в 1977 году вторая дочь Лариса. Ирина пошла по стопам Людмилы Ивановны, окончила Калининский государственный университет и стала работать в Сандовской средней школе учителем математики, а выйдя замуж, уехала в Весьегонск и работает там учителем математики и физики с 1997 года. У Людмилы Ивановны два внука и две внучки.

В детстве научилась играть на гармошке и мечтала учиться в Калининском музыкальном училище. Но по семейным обстоятельствам поступила в Торжокское педагогическое училище, там учили играть на музыкальных инструментах (была в группе, обучающихся игре на домре, а на баяне - самоучка). Первым уехал туда учиться старший брат – Николай Иванович, «открыл дорогу» - за ним туда в разные годы поступили 8 человек из д. Плосково.

Когда пришла работать в Сандовскую среднюю школу, сразу подружились с Бычковой А.А., стали дружить семьями. Антонина Алексеевна помогала по работе. Часто ходила на уроки, дотошно их разбирала, много чему научила.

Звания:

1984 г. – Старший учитель

1990 г. – Учитель – методист, Ветеран труда

2007 г. – Почётный гражданин Сандовского района

Награды:

1970,1972 гг. – Грамоты РК ВЛКСМ

1970 г. – медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»

1973,1974 гг. – Почётные грамоты РК ВЛКСМ

1976,1977,1981,1982 гг. – Почётные грамоты Сандовского РК КПСС

1979 г. – Почётная грамота Калининского областного комитета защиты мира

1980 г. – Почётная Ленинская грамота

1983,1984 гг. – Почётные грамоты РК Профсоюзов

1985 г. – Почётная грамота Калининского Обкома КПСС и Областного совета народных депутатов

1997 г – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

1982 г. – Почётная грамота РОНО

2003 г. – Почётная грамота Губернатора Тверской области

2005г. – Победитель конкурса педагогического мастерства «Самый классный классный»

2007 г. – Почётная грамота Департамента образования Тверской области

2008 г. – Победитель конкурса лучших учителей России

2011 г. – Победитель конкурса «Суперчитатель 2011»

2016 г. – Почётная грамота Главы Сандовского района

2017 г. – Благодарственное письмо Главы Сандовского района за большую работу по развитию ветеранского движения и в связи с 30-летием со дня образования организации

Вот что Людмила Ивановна рассказывала нам: «Я родилась в 16 октября 1948 года. Моё детство прошло в деревне Плосково Сандовского района. В 1956 году пошла в 1 класс Пнёвской восьмилетней школы. Мне было почти 8 лет. Это объясняется тем, что на период 1 сентября 1955 года мне не исполнилось 7 лет и по существующему тогда закону в школу меня не взяли. Училась с удовольствием, любила русский язык, литературу, математику и пение. Очень любила и до сих пор люблю читать. Мой дядя работал в Пнёве в библиотеке, и я постоянно ходила к нему за книгами. Кстати, он очень здорово играл на гармошке. Я настолько любила игру на гармошке, что упросила маму купить этот инструмент. Гармошку купили, и я начала учиться играть. Подбирала на слух песенные и плясовые мелодии. Лет с 11 я не только играла дома в праздники, но и выступала в клубе. Когда после окончания 8 класса встал вопрос, куда идти учиться, то я решила, что буду поступать в Калининское музыкально – педагогическое училище. Приехала туда, но на экзамены не пошла, побоялась, что не сдам. Ведь я даже нотной грамоты не знала. Поехала в Торжок. Поступила в педагогическое училище, где на 3 курсе учился мой старший брат. Это было в 1964 году. В училище студентов обучали игре на музыкальных инструментах. Я надеялась, что попаду в группу, где обучали игре на баяне, но я попала туда, где студентов обучали игре на домре. Так что пришлось учиться играть на домре. Но желание научиться играть на баяне не пропало. Родители купили мне баян, и я снова начала учиться и на слух и по самоучителю, но уже не на гармошке, а на баяне.

После окончания педучилища, в 1968 году, я вернулась в свой район и была направлена в Топалковскую школу учителем математики и физики. Кроме этих предметов вела пение. Вот где пригодилось мне умение играть на музыкальных инструментах, особенно на баяне. Кроме того, я была участницей художественной самодеятельности в клубе. Конечно же, я играла на баяне. Приходилось много разучивать песен, танцевальных мелодий. Иногда по нотам, но чаще на слух. Участвовала в районных мероприятиях и с учащимися и с членами художественной самодеятельности совхоза. Ездили с концертами по деревням. Была секретарём комсомольской организации совхозной молодёжи, политинформатором. В Топалках я проработала 7лет. Вышла замуж, там же народилась дочка Ирина. Через 2 месяца вышла на работу, а с Ириной стала сидеть моя свекровь Анна Дмитриевна. В 1976 году мы переехали в Сандово. С сентября я начала работать в Сандовской средней школе. Первый год работала в продлёнке, после чего ушла в декрет, родилась вторая дочь Лариса. В сентябре 1978 года, отдав 9 месячную дочь в ясли, вышла на постоянную работу учителем математики. Мне посчастливилось работать с замечательными математиками Зориной Александрой Васильевной и Бычковой Антониной Алексеевной. С ними я по- настоящему начала учиться работать, перенимать опыт. В школе хорошо была поставлена методическая работа и наставничество. Особенно большую помощь мне оказывала Антонина Алексеевна, за что я ей благодарна на всю жизнь. В первые годы моей работы в этой школе она была руководителем районного методобъединения учителей математики. Проводя секции, она тщательно разбирала открытые уроки учителей математики района. Акцентировала внимание на положительные моменты, на которые мы, молодые учителя, даже не обратили бы внимание. Например, на уроке Зориной А.В. она обратила наше внимание на то, как учитель закрепляет изученную теорему по геометрии. Александра Васильевна стирала доказательство с доски, оставляя ключевые моменты, и просила ученика повторить доказательство. Отрицательные стороны урока старалась проанализировать тактично и на этом тоже учить учителей. Помню, были мы на уроке одной учительницы, тема которого «Шкала». Учительница принесла на урок множество предметов со шкалой. Там были и разные часы, и термометры, и линейки, и другие приборы. Она показывала эти предметы детям, показывала шкалы на них, объясняла, для чего применяется тот или иной предмет. Все выступающие положительно отозвались об уроке. Антонина Алексеевна, отметив положительные моменты, сказала, что цель урока не достигнута, так как учительница не сделала самого главного. Она не научила детей определять цену деления шкалы. И никто из учителей этого не заметил. Когда Антонина Алексеевна работала завучем, то она часто посещала уроки всех учителей, в том числе и мои. Анализируя уроки, она всегда начинала с положительных моментов, и только потом делала замечания. Я часто бывала на её уроках. Смотрела, как она объясняет материал, как закрепляет, как строит отношения с учениками. Так я набиралась опыта у своего наставника. Позже я тоже была руководителем методического объединения учителей математики. Используя опыт А.А., старалась учить учителей и училась сама, как на положительных моментах урока, так и на отрицательных.

В Сандовской средней школе я проработала с 1976 года по 2012 год. А весь мой педагогический стаж – 44 года. Я полюбила свою работу и думаю, что самое главное в ней это постоянное общение с детьми, удовлетворение от работы в такие моменты, когда видишь и чувствуешь, что дети тебя понимают».

Выпускники: Соколова (Халявина) Елена – доктор Сандовской ЦРБ; Сторожевых Андрей Александрович – директор ФОК; Басова (Суворова) Наталья – воспитатель детсада; Воробьёва (Соколова) Светлана – предприниматель; Голунова (Волкова) Наталья – учитель Большемалинской школы; Татьяна Смирнова (Суворова) – библиотечный работник в районной библиотеке; Татьяна Андреева (Сидорова) – учитель Лукинской школы; Светлана Волкова (Лебедева) – работник администрации района;Галина Шувалова (Горохова) – работник администрации района;Светлана Мельникова (Бахвалова) – предприниматель; Бахвалов Алексей – зав. нефтебазой; Вячеслав Тютин – работник внутренних дел; Андрей Фалёв – работник военкомата и другие.

Мокеев Николай Иванович

Родился 19 февраля 1947 года в деревне Плосково Большемалинского сельского совета Сандовского района в семье колхозников. Мать, Мокеева Анна Матвеевна, работала рядовой колхозницей, дояркой, бригадиром. Отец, Мокеев Иван Алексеевич, работал заведующим молочно-товарной фермой колхоза «Заря», затем возглавлял строительную бригаду, которая строила коровники, телятники, овчарни в колхозе.

Из воспоминаний Николая Ивановича: «Интересна история моего рождения. Тогда женщины – колхозницы не имели права на декретный отпуск и работали в колхозе до самых родов. Перед наступлением родов отец повёз мать в роддом, который находился в д. Сушигорицы – в 14 км от д. Плосково. Повёз краткой дорогой от д. Крылово через болото прямо в Сушигорицы. Но дорогой мать начала рожать, и я родился как раз в болоте, которое мы проезжали. Но раз я родился, то отец решил повернуть назад. Доехали до д. Пнёво, где жила акушерка Осетрова Мария Николаевна. Пока отец ходил в дом, мать родила второго ребёнка. Всё равно родители вернулись домой. Полгода мы росли два брата – Николай и Алексей. В июле месяце заболели коклюшем. Алексей умер, а я остался жить. Через год и 8 месяцев мать родила сестру Людмилу. Младший брат родился в январе 1951 года и тоже в болоте, только Раменском, накануне Рождества. На этот раз мать домой ехать не захотела, заставила везти её в Сушигорицы. Так что в семье росло трое детей. С нами сидела в няньках наша бабушка Мокеева Евдокия Матвеевна – мать отца. Мы её любили. Родителей мы почти не видели – на работу они уходили в 6 утра, а возвращались в 8 – 9 часов вечера. С детства детей приучали к работе. Я по утрам приводил лошадь из ухожи, а вечером отводил. Огород в основном был на бабушке, а потом и мы, когда подросли, стали ей помогать полоть грядки и поливать.

В школу я пошёл в 1954 году. Мы ходили в Пнёво 2 километра. Это считалось близко. Первым учителем был Чистяков Александр Александрович – участник Великой отечественной войны. Жил он в д. Нефедьево и каждый день ходил в Пнёво 7 километров. Только зимой в сильные морозы и метели жил на частной квартире в Пнёво. Учился я легко. Любимыми предметами были история и математика, а не любил – русский язык и физкультуру.

Пнёвскую школу закончил в 1961 году и поступил в Орудовскую среднюю школу. Закончив 8 классов, мне заведующая интернатом Хозова Антонина Дмитриевна посоветовала поступать в Торжокское педагогическое училище на учителя начальных классов. Я всё лето готовился к вступительным экзаменам и в 1962 году поступил на первый курс педучилища. Учиться очень нравилось. Активно участвовал в общественной жизни: был членом комитета и секретарём комсомольской организации училища. Перед распределением к нам в педучилище приехали представители областного отдела народного образования и Калининского пединститута. Они сделали привлекательное предложение для тех студентов, кто согласится ехать в сельские школы учителями математики, - они будут приняты без экзаменов на заочное отделение Калининского пединститута на физико – математический факультет. Вместо вступительных экзаменов нам засчитают результаты государственной аттестации. В принципе, я думал поступать на исторический факультет, но, получив такое заманчивое предложение, математика пересилила, и я написал заявление на заочное отделение матфака. При распределении получил направление в Туханскую восьмилетнюю школу учителем математики. Но когда я приехал в район, оказалось, что учителя математики в эту школу не нужно, и отдел образования направил меня в Топалковскую восьмилетнюю школу, где я проработал два года (1966 - 1968). В августе 1968 года меня уговорили перейти на работу в районный комитет комсомола заведующим организационным отделом. С января 1972 года избран первым секретарём Сандовского райкома ВЛКСМ. В 1978 году избран делегатом XVIII съезда комсомола. С сентября 1978 года по июнь 1986 года работал заведующим отдела пропаганды и агитации Сандовского райкома КПСС. С июня 1986 по июль 1991 года – заместитель председателя исполкома районного совета народных депутатов трудящихся. В 1991 году ушёл в отставку и вернулся в Топалковскую восьмилетнюю школу учителем математики (в школе полтора года не было математика). С августа 1992 года до августа 2010 гола работал директором школы и вёл математику. Вначале было очень трудно вернуться в школу после 23-летней общественной работы. Но мне пришли на помощь математики Сандовской средней школы Бойкова Людмила Ивановна и Бычкова Антонина Алексеевна, к которым я в течение двух месяцев ходил на уроки. Эти уроки помогли мне побыстрее войти в курс дела. В 2006 году присвоено звание Почётный гражданин Сандовского района».

С 2008 года – на заслуженном отдыхе, является ветераном труда. Но до сих пор Николай Иванович ведёт активный образ жизни. Он является председателем Совета ветеранов Сандовского района. По его инициативе год назад (в 2017 году) был создан клуб «Родник», объединяющий людей с разными интересами и разных возрастов.

Серова Антонина Ивановна

Родилась 23 ноября 1933 года в с. Лукино. Родители: отец – Иван Андреевич Щербаков (колхозник, работал мельником), мать – Мария Андреевна (колхозница). В сентябре 1943 года поступила в первый класс Лукинской семилетней школы и закончила её в 1950 году. После окончания Лукинской школы пошла в Орудовскую школу и окончила её в 1953 году, после чего поступила в Кимрский учительский институт. С 15 августа 1955 года по распределению назначена учителем математики Бегишивскую семилетнюю школу Дубровинского района Тюменской области. С сентября 1956 года переведена инспектором Дубровинского РОНО, а через год с 15 августа 1957 года назначена учителем математики Дубровинской средней школы. Вышла замуж. Родились два сына: Анатолий (1958) и Александр (1567). В 1968 году переехала в Сандовский район и была назначена учителем математики Лукинской восьмилетней школы. В 1970 году назначена директором этой школы и проработала в этой должности до 1973 года. В 1974 году родилась дочь Ирина. После выхода из декрета продолжала работать учителем математики до выхода на пенсию в 1995 году. Но и после ухода на пенсию пришлось несколько раз возвращаться в школу - в 1996, 1997, 2002. У Антонины Ивановны три внучки и два внука, одна правнучка и пять правнуков. С 2003 года ушла на заслуженный отдых, но продолжала делиться своими знаниями с учениками. Имеет грамоты РОНО, звание «Ветеран труда». Ушла из жизни в январе 2016 года. (из воспоминаний Серовой А.И.)

Виноградова Антонина Демьяновна

Из воспоминаний Антонины Демьяновны: «Родилась я в феврале 1942 года. Отца с первых дней войны мобилизовали на фронт. Мать осталась с двумя сыновьями (пяти и двух лет). Отец и не знал, что у него будет ещё ребёнок. Вернувшись с войны, отец рассказывал, что к нему подошла женщина и предложила погадать. Раскинула карты и сказала, что домой он вернётся, хотя и раненый, что у него трое детей. Отец в гадание не поверил, но через какое-то время получил из дома письмо, в котором мать сообщала о моём рождении. Как мы жили во время войны, я, конечно , не помню, а мать не рассказывала. Она никогда не жаловалась на жизнь. Помню, как отец вернулся с войны. Масть с моими братьями поехала встречать. Меня с собой не взяли – мала ещё. Отец рассказывал, что танк, в котором он воевал, подбили на беоегу реки Одер. Экипаж из танка выбрался, но на всех горели комбинезоны. Спасло то, что танк подбили на пляже. Танкисты стали кататься по песку, сбивая огонь. Их командир, молоденький лейтенант побежал к воде и … не добежал. У отца вся спина была обожжена. Долго лежал в госпитале. У отца были награды – «Орден Боевого Красного знамени», медаль «За боевые заслуги». Умер отец в 1950 году, оставив мать с пятью детьми – старшему было 14 лет, младшей – 1 год и 8 месяцев.

В школу я пошла с 8 лет, не с кем было оставить младших сестёр. Через год старший брат поступил в ремесленное училище. Все домашние дела легли на нас с братом Вовкой. Мать в 5 утра уходила на ферму. Приходила отправить нас в школу, убрать скотину. Потом опять на ферму. Вечером возвращалась поздно. Летом работала и на полевых работах и на ферме. С 12 лет каждое лето я, как и все ребятишки, работала в колхозе наравне со взрослыми без всяких выходных. Я не помню, чтобы мы голодали, хотя жили бедно. Какая-то еда в доме всегда была. Мать была хорошей хозяйкой, всё умела делать. Растила нас никому и ни на что не жалуясь. Все мы окончили среднюю школу. Получив по завершению учёбы золотую медаль, 2 разряд по гимнастике, 3 разряд по лыжам, поступила я в пединститут и до сих пор работаю учителем. В детские годы мы не только работали, но и много было игр. При этом все ребятишки в деревне были дружны, не задирались, не вредничали, не кичились какой-то особенностью. Это всё впитывали с молоком матери. Уже став взрослой, я поняла сколько физических, душевных сил потребовалось моей матери, чтобы вырастить пятерых детей, дать им образование, одно без мужа, полагаясь только на себя и на своих детей. Я преклоняюсь перед её нелёгкой судьбой, её мужеством». (материал предоставлен директором Лукинской основной школы Шиловым А.В.)

Антонина Демьяновна работала в Ладожской школе сначала учителем математики, потом директором. После закрытия школы в 2013 году работала учителем математики в Лукинской основной школе, откуда ушла на заслуженный отдых в 2014 году. Ушла из жизни в 2016 году.

Лебедева (Берёзкина) Мария Ивановна

Родилась 27 февраля 1924 года в деревне Шевелёво Весьегонского района. Родители работали в колхозе, отец одно время был председателем. После окончания семилетки поступила в Краснохолмское педагогическое училище, которое закончила 19 июня 1941 года по специальности «Учитель начальных классов». Началась война, и студентов отправили копать окопы под Москву. Мария Ивановна награждена медалью «За доблестный труд в Великую отечественную войну 1941-1945гг», юбилейными медалями «За победу над Германией». 2.08.1947 г вышла замуж за Лебедева Павла Егоровича. Вместе построили дом, вырастили двух дочерей, внука. После выхода на пенсию занималась домашним хозяйством: сад, огород, корова, куры, кролики. Ушла из жизни 12 июля 1996 года.

Трудовая деятельность:

1941 – 1942 гг – учитель начальных классов Парфеньевской начальной школы.

1942 – 1950 гг – учитель начальных классов Туханской средней школы.

1950 – 1958 г – воспитатель в Сандовском детдоме.

1959 – 1961 гг – учитель начальных классов Туханской восьмилетней школы.

1961 – 1966 гг – учитель русского языка 5-8 классов Туханской восьмилетней школы.

1966 – 1967 гг – воспитатель Туханского детского дома.

1967 – 1970 гг – после ликвидации Туханского детского дома назначена на работу в Залужскую начальную школу.

1.09.1970г – 27.08.1979г – работает учителем математики в Туханской восьмилетней школе (до выхода на пенсию).

За многолетний труд неоднократно награждалась почётными грамотами, знаком «Отличник народного просвещения». Награждена медалью «Ветеран труда» 12.12.1979 г.

Литосова Надежда Алексеевна

Родилась 3 марта 1963 года в деревне Жуково Кривошеинского района Томской области. Мать – учитель начальных классов, отец – механик, парторг совхоза. В 1971 году семья переехала в посёлок Сандово. С третьего по пятый класс училась в Орудовской средней школе, с шестого по восьмой класс – в городе Осташков. В 1977 году поступила учиться в Старицкое педагогическое училище, которое закончила в 1981 году по специальности «преподавание в начальных классах». На распределении попросилась в Сандовский район в сельскую школу. С 16 августа 1981 года начала работать в Туханской восьмилетней школе учителем начальных классов. Работала с тремя классами на полторы ставки, 6 уроков каждый день. В феврале 1982 года из школы уехала учитель математики (вышла замуж), и до конца учебного года уроки математики вели работники РОНО – Торопов В.Н. и Смирнов В.Е. В конце этого учебного года директор школы Святенко И.А. уговорил на год перейти учителем математики 4-8 классов (30 часов в неделю), так как специалистов в районе не было. В результате проработала в этой должности с 1982 года до закрытия школы в 2008 году. С 1999 года по 2008 год работала завучем и преподавала математику. Неоднократно награждалась грамотами обкома партии (за работу пионервожатой), РОНО, денежными премиями.

1996 год – по результатам аттестации присвоена II квалификационная категория по должности «учитель математики».

2000год, 2005год – по результатам аттестации присвоена I квалификационная категория по должности «учитель математики».

2002 год – по результатам аттестации присвоена I квалификационная категория по должности «заместитель директора».

В 2006 году вышла на досрочную пенсию. А с 1 марта 2011 года работает в Туханской библиотеке.

Диц Татьяна Васильевна

Родилась 18 марта 1954 года в деревне Шерепово Сандовского района Калининской области. Родители работали в колхозе имени Пушкина. В семье было трое детей: Татьяна, Раиса и Василий. В 1961 году пошла в первый класс Перфеньевской восьмилетней школы. За хорошую учёбу и активное участие в жизни школы в седьмом классе была награждена путёвкой во Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». В школьные годы получила I юношеский разряд по лыжам. Свою будущую профессию «учитель математики» выбрала с первого класса. На этот выбор повлияли учителя: Туманова Вера Павловна (первая учительница), Тюхтерева Анна Ивановна (учитель математики), Шувалова Вера Степановна (классный руководитель). В 1969 году поступила в Торжокское «Ордена трудового красного знамени» педагогическое училище и в 1973 году окончила полный курс этого училища по специальности «преподавание в начальных классах с правом преподавания математики в 4-8 классах». В 1989 году поступила в Калининский (ныне Тверской) государственный университет и в 1993 году окончила полный курс университета по специальности «педагогика и методика начального обучения». С сентября 1973 года приступила к работе в Юрьевской восьмилетней школе Сандовского района по специальности «учитель математики». Среди первых учеников были Павлова Ирина Михайловна (заведующая отделом ЗАГС Сандовского района) и Гоностарёв Сергей Николаевич (бывший учитель Сандовской средней школы). С января 1982 года работала учителем математики и физики в Лукинской восьмилетней школе. Помимо основной должности с 2007 по 2010 год была заместителем директора по УВР.

Замуж вышла в 1974 году за Диц Николая Викторовича. Живя в браке у них родилось двое детей: Дмитрий (1975) и Ольга (1980). В 2000 году родился первый внук – Максим в семье Дмитрия, а в семье Ольги родилось двое детей – Анжела (2002) и Вадим (2012).

С недавнего времени находится на заслуженном отдыхе, является ветераном труда и ведёт активный образ жизни: посещает группу здоровья, является участницей ансамбля «Черёмушки» при Лукинском СДК, в свободное время занимается рукоделием (вязание крючком и спицами, вышивание и шитьё, вязание из полиэтиленовых пакетов).

Соколова Раиса Васильевна

Родилась 18 марта 1954 года в деревне Шерепово Сандовского района Калининской области. Родители работали в колхозе имени Пушкина. В семье было трое детей: Татьяна, Раиса и Василий. Из рассказа Раисы Васильевны: «В 1961 году вместе с сестрой пошла в первый класс Перфеньевской восьмилетней школы. Закончила её в 1973 году с отличием. Поступила в Торжокское педагогическое училище и закончила его в 1975 году, тогда же начала работать в Арханской восьмилетней школе учителем математики и музыки, а также пионервожатой. Участвовала в художественной самодеятельности. Затем Арханску школу перевели в Топорово (и школа стала Топоровской), где и проработала учителем математики до закрытия школы в 2009 году. Общий стаж 34 года. Заочно с сестрой закончили Тверской государственный университет в 1993 году. В 1978 году вышла замуж, двое детей – сын Александр и дочь Елена. Уже семнадцать лет живу одна. Читаю книги. Учу стихи, пишу стихи для себя, вяжу для себяи внуков, занимаюсь творчеством для души. Каждый день занимаюсь ходьбой, летом езжу на велосипеде. Каждое лето у меня отдыхают внуки».

Любимцева Фаина Леонтьевна

Из рассказа Соколовой Раисы Васильевны: «Родилась 27 ноября 1956 года в г. Вышний Волочёк Тверской области. Там же закончила 10 классов и поступила в Калининский педагогический институт на физико-математический факультет. После его окончания в 1979 году приехала работать в Арханскую школу учителем математики и физики. Вышла замуж, родился сын Александр. Затем несколько лет работала директором Топоровской школы. После закрытия школы в 2009 году очень скучала без работы. Два года назад 17 сентября 2016 года ушла из жизни. Мы дружили семьями, наши мужья учились в одном классе. Наши сыновья живут в г. Санкт-Петербург, работают, у обоих семьи и дети, до сих пор дружат».

Заключение

Учитель… Что стоит за этим привычным словом? Учитель это отличный психолог, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух значений: «движение» и «подвиг». Эти значения точно и полно выражают суть учительского труда. Профессия учителя – одна из наиболее тяжёлых и сложных, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закостенеть в рутине жизни. Человек за свою жизнь встречает много людей, большинство из которых он может просто забыть, но только не учителя. Поэтому так важно, чтобы образ его остался в памяти светлым и добрым. Во всех достижениях знаменитых людей есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям и справедливости, в какой бы части света они не проживали.

Конечно, о некоторых учителях материал собран не полностью, но мы надеемся продолжить работу в этом направлении.

Работая над материалом проекта, мы убедились в том, какие это энергичные люди, большие профессионалы, влюбленные в своё дело. Учителя с большой буквы!

Мы рады, что нам посчастливилось пообщаться с самими учителями, а также с людьми, которые их знают.

 


Презентация к защите проекта
PPTX / 22.47 Мб

Приложения к проекту
DOCX / 32.59 Мб

 

Литература:

 

В.Н. Веселов. Очерки об истории Сандовского района Тверской области от древних времён до ХХ века. 2004. Очерк 10. В тиши Весьегонской глубинки (1900 – 1916 гг.). Стр. 9 – 15.

В.Н. Веселов. Очерки об истории Сандовского района Тверской области ХХ век. 2007. Очерк 8. Образование и здравоохранение в районе в ХIХ веке. Стр. 74 – 78.

В.Н. Веселов. Очерки об истории Сандовского района Тверской области от древних времён до ХХ века. 2004. Очерк 11. Время великих потрясений (1917 – 1940 гг.). Стр. 36 – 38, 56 - 57.

Материалы к третьей книге В.Н. Веселова, подготовленные Королёвой Л.М.

http://diplomba.ru/work/86295

Википедия


 


 


 


 


 


 


 



 

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.