История фронтовой фотографии
Автор публикации: К. Приходченко, ученица 4 класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»
АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Республиканская историко-патриотическая акция
учащейся молодежи «Вахта памяти»
Направление
«Конкурс творческих исследовательских работ»
Тема работы
«История фронтовой фотографии»
Подготовила: Приходченко Карина
МОУ «Ульяновская школа»
Амвросиевского района ДНР, 4 класс
Руководитель конкурсной работы:
Приходченко Наталья Александровна,
МОУ «Ульяновская школа»
Амвросиевского района ДНР,
учитель биологии
тел. 0714029462
п. Ульяновское, 2021 г.
Введение
Всё дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал, кто отдал свои жизни за мир, за свободу, за то, чтобы мы счастливо жили на земле. В 2020 году наш народ отметил святой и светлый праздник - 75-летие Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Годы Великой Отечественной войны не должны уйти в забвение. Никогда!
В каждой семье с трепетом относятся к фотографиям, на которых изображены дорогие нам люди. Это история их жизни, а из тысячи таких историй складывается история всей страны. Особенно дороги нам фотографии военных лет.
Глядя на пожелтевшие снимки, можно узнать много о фронтовой жизни людей, почувствовать горячее дыхание войны и связь с прошлым. Фотография – это ниточка, связывающее прошлое и настоящее. Фотография – это память.
Гипотеза исследования: наши предки были защитниками Родины, участвовали в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследовательской работы: фотография из семейного архива.
Предмет исследования: история жизни ветерана Великой Отечественной войны Приходченко Ларисы Васильевны.
Цель работы: сохранить память о ветеранах войны поселка Ульяновское Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Задачи исследовательской работы:
1. Собрать сведения о жизни участника Великой Отечественной войны – Приходченко Ларисе Васильевне;
2. Познакомиться с сохранившимися фотографиями и документами;
3. Материалы исследовательской работы использовать на внеклассных занятиях по патриотическому воспитанию и краеведению.
Основная часть
Как только я подросла и научилась читать, мы с одноклассниками начали совершать экскурсии по школе. Моё внимание привлек школьный стенд «Они сражались за Родину!», где под фотографиями были написаны фамилии созвучные с моей – Приходченко. На тот момент, меня как второклассницу, это очень заинтересовало. Вот с того самого момента и началось изучение моей родословной.
Дома мне мама показала одну очень старую пожелтевшую фотографию. Эту фотографию бережно хранила папина двоюродная сестра Березовская Инна Владимировна. Оказалось, что это одна из немногих вещей, доставшихся нашей семье в память о Приходченко (Латухиной) Ларисе Васильевне – моей прабабушке, которая родилась 2 января 1919 года в деревне Починок Нейского района Костромской области.
Сейчас я обучающаяся 4 класса и мне очень хочется, чтобы навсегда сохранилась память о моей прабабушке, чтобы мои дети знали историю нашей семьи. Свою работу я посвящаю своей прабабушке Приходченко Ларисе Васильевне (Приложение 1). В работе я использовала материалы семейного архива: фотографии, документы, воспоминания.
На фото вверху справа моя прабабушка Лариса Васильевна, она –главный герой моего исследования, прекрасный человек, участник Великой Отечественной войны. В 1939 году закончила Кологривское медицинское училище Костромской области.
Из воспоминаний прабабушки мы знаем, что в довоенный период она работала медицинской сестрой в амбулатории города Семенов Горьковской области, это были её последние дни мирного времени и первые дни начала Великой Отечественной войны. В 1942 году она была мобилизована в эвакогоспиталь №1030.
Из архивных документов нам известно, что в июле 1941 года в городе Семенов на базе районной больницы развернулся госпиталь № 2868. Первые раненые поступили 14 июля 1941 года, а в конце сентября прибыл еще один, эвакуированный с Украины госпиталь №1030. Весной 1943 года прошло объединение трех госпиталей Семенова в один, получивший №1030. Под госпиталь были отданы здания средней школы № 1 и № 2 (Приложение 2, 3, 4, 5). Если присмотреться, то, действительно, можно увидеть на снимке за спинами людей школьную доску. На этой доске в мирное время писали дети, а в военное обучались медсестры (на доске обучающая таблица).
На фото моей прабабушке 22 года, но я вижу молодые лица, которые много вынесли, прошли через испытания, страх, боль, через смерть близких.
У моей прабабушки погиб на войне родной брат – Латухин Николай Васильевич и восемь двоюродных братьев. И понимаешь, как рано взрослели мальчишки и девчонки, которые встали на защиту своего Отечества.
Лариса Васильевна рассказывала, что за годы войны в госпитале прошли лечение больше 10 тысяч раненых солдат, было сделано около 5 тысяч операций. Трудностей было много – отсутствие в некоторых помещениях водопровода и канализации, печное отопление. Но, несмотря на это, медицинский коллектив справлялся с работой. Весь обслуживающий персонал работал самоотверженно, без отпусков и выходных дней. Ночи напролет сидели у постели раненого, облегчая его страдания, и часто лаской, женской, материнской заботой помогали ему одолеть смерть.
Иван Христофорович Баграмян, советский полководец, дважды Герой Советского Союза говорил: «То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас ветеранов Великой отечественной войны, образ военного медика остаётся олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
Изучив архивные документы, мы узнали, что, эвакогоспиталь №1030 имел хирургический профиль, но постепенно медучреждение стало принимать бойцов с ранениями в конечности. Хирургическая помощь состояла в лечении, ампутации верхних и нижних конечностей, удалении пуль и осколков.
Из воспоминаний прабабушки: «Я столько видела людей без рук, без ног, стонущих, хрипящих, в беспамятстве. Это очень тяжело вспоминать. Это очень страшно…». И, действительно, вспоминала она очень редко, не любила разговаривать на тему войны.
Госпиталь постоянно принимал санитарные поезда с ранеными. Одна из самых трудных обязанностей медицинской сестры – принимать раненых с эшелонов и перевозить их в госпиталь. Тяжелых мужчин с поезда приходилось переносить, практически на руках. Вот так и познакомилась Лариса Васильевна со своим будущим мужем Приходченко Иваном Трофимовичем, который был ранен 7 февраля 1945 года в районе населенного пункта Кросау Кенигсбергской Провинции Восточной Пруссии. «Их обвенчала война» - это высказывание про них. Она буквально выходила молодого человека, вырвала его из рук смерти.
После окончания войны выздоровевший Иван Трофимович, но оставшись инвалидом войны, увез свою медсестру к себе на родину в село Новоивановка Амвросиевского района Сталинской области, где они и продолжили свою совместную жизнь. Через некоторое время, продолжая супружескую жизнь, переехали в соседний поселок Ульяновское, где построили дом по улице Зеленой, родили и воспитали двоих детей: Николая и Екатерину (Приложение 6).
Вернувшись к мирной жизни, Ларисе Васильевне не пришлось думать, чем заниматься дальше. Она вернулась к своему любимому делу, всю свою жизнь она посвятила медицине, работала детской медицинской сестрой в Ульяновской амбулатории. Всеми уважаемый человек, который всей своей жизнью доказал, что её основная задача была служба и работа на благо людей и Родины; наблюдая не одно поколение детей, она заслужила всеобщую любовь и уважение (Приложение 7, 8).
Заключение
Мы, молодёжь, должны уважать нашу историю, наше прошлое, каким горьким бы оно не было. Мы должны чтить память тех, кто отдал свои жизни для того, чтобы мы сейчас были свободны и могли любоваться чистым небом, мечтать и учиться. Ради их памяти, ради нас самих.
Я опять смотрю на эту фотографию. Но уже не с обычным любопытством, а с великим уважением к этому человеку. Этот снимок не просто достояние семейного альбома, а часть нашей истории, которую не знать и не чтить нельзя. Так история военной фотографии всколыхнула во мне сильные чувства и привела к осознанию ценности памяти. Пусть эта память учит нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье.
На сегодня в поселке Ульяновское ушли из жизни все ветераны Великой Отечественной войны, но память о них жива. В нашей школе и сейчас собирается материал о ветеранах. Мы, молодое поколение, должны равняться на наших героев, сохранять память о них.
Будем жить,
Встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем-
Вновь придет она.
Список использованных источников:
1. Статьи газеты «Семеновский вестник»: «Семёнов в годы войны» 11.02.2020 г.
2. Статьи газеты «Медики ковали победу», «Первый врач на селе» от 1995 г., «Семеновские госпитали» - К.В. Ефимов от 28 сентября 1991 г.
3. Носков В. А. научно-исследовательская работа «От училища до гимназии. История одного адреса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://исторический-сайт.рф/От-училища-до-гимназии-История-одного-адреса-2.html (дата обращения 09.01.2021).
4. Дислокация госпиталей Горьковской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kurgan.clan.su/load/gospitalja_gorkovskoj_oblasti/1-1-0-24 (дата обращения 09.01.2021)
Приложения:
Приложение 1
Приходченко Лариса Васильевна – ветеран Великой Отечественной войны
Приложение 2, 3
Под эвакогоспиталь отвели здания неполной средней школы №2 (ныне здание начальных классов школы №1) и одноэтажное здание средней школы №1.
Приложение 4, 5
Экспонаты военных лет школьного краеведческого музея
«Военная страничка истории школы № 1 города Семенов»
Приложение 6
Семья Приходченко
Приложение 7, 8
Работа в послевоенное время в амбулатории поселка Ульяновское
Потамошнева Наталья Алексеевна
Приходченко Наталья Александровна