История развития вокзалов "Рязань-1", "Рязань-2"
Автор публикации: О. Пестова, студентка 3 курса
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Автор публикации: О. Пестова, студентка 3 курса
Предварительный просмотр презентации
ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж» ПРЕЗЕНТАЦИЯ На тему: «История РАЗВИТИЯ вокзалов «Рязань-1» и «Рязань-2» Выполнила: обучающаяся группы №87 Пестова Оксана Руководитель: преподаватель спец. дисциплин Самойловская Т.Л. Рязань, 2021г.
История вокзала (станции) «Рязань-I» Станция Рязань была открыта в 1864 году. Примечательно, что ж/д пути от Рязани на Москву - единственная в России левосторонняя железная дорога, так как возводились при участии английских строителей. Первый поезд из Москвы прибыл сюда 27 августа 1864 года. В 1904 году на вокзал пришел императорский поезд, на котором Николай II прибыл инспектировать пехотные полки. Император приезжал на него и в 1914 году, когда посещал раненых в госпиталях, располагавшихся в тот момент в Рязани. Вокзал Рязань I как единственный вокзал, обслуживал пассажиров до 1917 года, нынешняя станция Рязань II на тот момент была товарно-грузовой.
Вокзал «Рязань-1» в 1864 году. Вокзал «Рязань-1» в 1864 году.
В связи развитием страны и инфраструктуры вокзала, в СССР проводились массовые реконструкции вокзалов. В связи с большим потоком пассажиров, вокзалы начали расширяться и улучшаться. Рязанский вокзал «Рязань-1» не отставал и также начал реконструироваться. Реконструкция началась с 1962 года и длилась 4 года. Произошло достаточно изменений в лучшую сторону. В связи развитием страны и инфраструктуры вокзала, в СССР проводились массовые реконструкции вокзалов. В связи с большим потоком пассажиров, вокзалы начали расширяться и улучшаться. Рязанский вокзал «Рязань-1» не отставал и также начал реконструироваться. Реконструкция началась с 1962 года и длилась 4 года. Произошло достаточно изменений в лучшую сторону. И в 1965 году старое здание вокзала Рязань-I было реконструировано и расширено.
С целью увеличения площадей, была построена стеночка, которая расширила пространство перехода, фактически сравняв его с выступающими эркерами двухэтажных объемов. И эту стену оформили не просто гладкой кирпичной кладкой, а выполнили вертикальные лопатки между окнами и сделали двойной выступающий карниз. С целью увеличения площадей, была построена стеночка, которая расширила пространство перехода, фактически сравняв его с выступающими эркерами двухэтажных объемов. И эту стену оформили не просто гладкой кирпичной кладкой, а выполнили вертикальные лопатки между окнами и сделали двойной выступающий карниз.
Вокзал «Рязань-1» в 1917 году. Вокзал «Рязань-1» в 1917 году.
Затем наступило советское время, в 1949 году в Рязани появились троллейбусы, а вокзал все еще существовал в прежних формах. Затем началась реконструкция вокзала в 1962 году. Затем наступило советское время, в 1949 году в Рязани появились троллейбусы, а вокзал все еще существовал в прежних формах. Затем началась реконструкция вокзала в 1962 году.
Вокзал «Рязань-1» в 1949-1960 гг.
Ворота города на замке", так была озаглавлена заметка, вышедшая в 2 октября 1962 года в "Приокской правде", в ней говорилось, что реконструкция вокзала была сложной. Так заместитель начальника отделения железной дороги И.М. Аблицов высказывал претензии к руководителям строительного управления № 23 треста "Рязаньжилстрой". Претензии заключались в том, что строители сдерживают реконструкцию здания вокзала станции Рязань-1 В свою очередь у главного инженера управления № 23 М.С. Бернаса на это были свои возражения. Но прежде чем разобраться в ситуации, авторы статьи приводят историю здания. По данным газеты старое здание вокзала станции, построенное в 1869 году (здесь мы видим различие в 5 лет с официальной известной датой 1864) стало тесным, в нем отсутствовали элементарные удобства, не было раздельных залов для пригородных и транзитных пассажиров, комнат для матери и ребенка и др. Было решено реконструировать вокзал и увеличить его площадь на 1420 кв. метров. Перестроить здание взялось строительное управление № 23 треста "Рязаньжилстрой". Ворота города на замке", так была озаглавлена заметка, вышедшая в 2 октября 1962 года в "Приокской правде", в ней говорилось, что реконструкция вокзала была сложной. Так заместитель начальника отделения железной дороги И.М. Аблицов высказывал претензии к руководителям строительного управления № 23 треста "Рязаньжилстрой". Претензии заключались в том, что строители сдерживают реконструкцию здания вокзала станции Рязань-1 В свою очередь у главного инженера управления № 23 М.С. Бернаса на это были свои возражения. Но прежде чем разобраться в ситуации, авторы статьи приводят историю здания. По данным газеты старое здание вокзала станции, построенное в 1869 году (здесь мы видим различие в 5 лет с официальной известной датой 1864) стало тесным, в нем отсутствовали элементарные удобства, не было раздельных залов для пригородных и транзитных пассажиров, комнат для матери и ребенка и др. Было решено реконструировать вокзал и увеличить его площадь на 1420 кв. метров. Перестроить здание взялось строительное управление № 23 треста "Рязаньжилстрой".
Газета «Приокская правда» 1962 года.
Первую очередь вокзала - правый корпус и вестибюль намечено было сдать в эксплуатацию к 45-й годовщине октябрьской революции (стр3.) . Судя по статье от 6 ноября 1962 года это удалось - "Вокзал принял пассажиров". Первую очередь вокзала - правый корпус и вестибюль намечено было сдать в эксплуатацию к 45-й годовщине октябрьской революции (стр3.) . Судя по статье от 6 ноября 1962 года это удалось - "Вокзал принял пассажиров".
Подобные значимые стройки широко освещались на страницах газет и вот уже 1 января 1964 года сообщалось, что после реконструкции в канун Нового года открыт вокзал железнодорожной станции Рязань-1. Теперь это монументальное здание с просторными залами для пассажиров, комнатами отдыха, кассовыми залами, рестораном. Ожидая поезд, можно почитать газету, сыграть в шахматы, послушать радио. При вокзале открыты киоски по продаже газет и книг, мороженого, воды, установлены телефоны-автоматы. Хороший подарок получили рязанцы к Новому году! Много теплых слов скажут в адрес строителей благодарные пассажиры. ("Приокская правда" № 1 от 1 января 1964 г. стр.1) Получается здание было окончено в декабре 1963, что отличается от широко распространенных сведений про 1965 год Подобные значимые стройки широко освещались на страницах газет и вот уже 1 января 1964 года сообщалось, что после реконструкции в канун Нового года открыт вокзал железнодорожной станции Рязань-1. Теперь это монументальное здание с просторными залами для пассажиров, комнатами отдыха, кассовыми залами, рестораном. Ожидая поезд, можно почитать газету, сыграть в шахматы, послушать радио. При вокзале открыты киоски по продаже газет и книг, мороженого, воды, установлены телефоны-автоматы. Хороший подарок получили рязанцы к Новому году! Много теплых слов скажут в адрес строителей благодарные пассажиры. ("Приокская правда" № 1 от 1 января 1964 г. стр.1) Получается здание было окончено в декабре 1963, что отличается от широко распространенных сведений про 1965 год
Участие же в реконструкции принимали строители управления № 23 и отделочники управления № 24 треста «Рязаньжилстрой», электромонтажники Рязанского управления треста «Центрсантехмонтаж» в содружестве с коллективом железнодорожников Рязанского отделения дороги. Шли годы, и вот спустя 56 лет, в конце декабря 2019 года мы сейчас встанем перед фасадом здания вокзала Рязань 1 и посмотрим на него с того же ракурса, что и фотографы 19-20-х веков, то мы увидим, что схема 3-5-3-5-3-5-3 сохранилась полностью, сохранились те же самые выступы получившихся эркеров. А торцевые же фасады сохранили свои 5 окон, которые, разумеется, стали прямоугольными. Участие же в реконструкции принимали строители управления № 23 и отделочники управления № 24 треста «Рязаньжилстрой», электромонтажники Рязанского управления треста «Центрсантехмонтаж» в содружестве с коллективом железнодорожников Рязанского отделения дороги. Шли годы, и вот спустя 56 лет, в конце декабря 2019 года мы сейчас встанем перед фасадом здания вокзала Рязань 1 и посмотрим на него с того же ракурса, что и фотографы 19-20-х веков, то мы увидим, что схема 3-5-3-5-3-5-3 сохранилась полностью, сохранились те же самые выступы получившихся эркеров. А торцевые же фасады сохранили свои 5 окон, которые, разумеется, стали прямоугольными.
Вид вокзала «Рязань-1». Вид на ж/д пути.
Реконструкция вокзала не затронула его размеры в длину и ширину - вокзал вырос в высоту. Фактически все залы ожидания поездов дальнего следования или пригородного сообщения, которыми мы сейчас пользуемся, находятся в прежнем историческом объеме 1864 года постройки. Исключение составляет только грандиозная центральная входная группа нынешнего получившегося здания. А если брать за основу то, что движение поездов началось в 1864 году, то в этом уходящем году вокзал станции Рязань-1 отмечает свое 156-летие! Реконструкция вокзала не затронула его размеры в длину и ширину - вокзал вырос в высоту. Фактически все залы ожидания поездов дальнего следования или пригородного сообщения, которыми мы сейчас пользуемся, находятся в прежнем историческом объеме 1864 года постройки. Исключение составляет только грандиозная центральная входная группа нынешнего получившегося здания. А если брать за основу то, что движение поездов началось в 1864 году, то в этом уходящем году вокзал станции Рязань-1 отмечает свое 156-летие!
Реконструированние вокзала «Рязань-1»
В 1880 году у вокзала построили небольшую каменную часовню. Её освятили в честь Александра Невского — в память о царе Александре II.В числе известных посетителей вокзала Рязань-1 — император Николай II, побывавший в нашем городе в 1904 году. С губернатором император встретился прямо на вокзале — для этого там оборудовали специальную комнату. Она была устроена на частные пожертвования в память об Александре II — царе-Освободителе и мученике. Позже часовня была разрушена. В 1880 году у вокзала построили небольшую каменную часовню. Её освятили в честь Александра Невского — в память о царе Александре II.В числе известных посетителей вокзала Рязань-1 — император Николай II, побывавший в нашем городе в 1904 году. С губернатором император встретился прямо на вокзале — для этого там оборудовали специальную комнату. Она была устроена на частные пожертвования в память об Александре II — царе-Освободителе и мученике. Позже часовня была разрушена.
Железнодорожный вокзал Рязань-1. Слева — памятная часовня в честь Александра II Железнодорожный вокзал Рязань-1. Слева — памятная часовня в честь Александра II
Товарный двор станции Рязань-1 хранит то, что осталось от веерного депо — памятника промышленной архитектуры конца XIX — начала XX вв. Изначально депо было рассчитано на 5—6 стойл, а затем, по мере увеличения эксплуатационного парка паровозов, были пристроены дополнительные стойла. Для въезда локомотивов в здание по внутренней стене устраивались деповские ворота. Для отвода дыма от паровозов, стоящих в стойлах депо, на кровле здания, против того места, где находится труба паровоза, устанавливали дымовытяжные трубы. К веерному зданию депо были пристроены одно- и двухэтажные здания, в которых размещались мастерские, лаборатория, контора депо и бытовые помещения. В настоящее время депо практически не используется. Товарный двор станции Рязань-1 хранит то, что осталось от веерного депо — памятника промышленной архитектуры конца XIX — начала XX вв. Изначально депо было рассчитано на 5—6 стойл, а затем, по мере увеличения эксплуатационного парка паровозов, были пристроены дополнительные стойла. Для въезда локомотивов в здание по внутренней стене устраивались деповские ворота. Для отвода дыма от паровозов, стоящих в стойлах депо, на кровле здания, против того места, где находится труба паровоза, устанавливали дымовытяжные трубы. К веерному зданию депо были пристроены одно- и двухэтажные здания, в которых размещались мастерские, лаборатория, контора депо и бытовые помещения. В настоящее время депо практически не используется.
Веерное депо. Конец 19-начало 20 вв.
Наше время. К сожалению, сейчас эта архитектура промышленности - просто на просто полуразрушенная постройка.
Схематичное изображение «Веерного» депо Рязань-1
Товарный двор. Вид с крыши.
Вокзал «Рязань-1». Наше время.
История вокзала «Рязань-2» Вокзал Рязань-2 можно назвать южными воротами города. Через эту станцию идут поезда из Волгограда и Ростова, с Кавказа и из Крыма. Железнодорожный вокзал «Рязань-2» был создан в 1866 году в процессе строительства дороги на Мичуринск, бывший Козлов. Первоначально вокзал функционировал как грузовая станция Рязанско-Козловской железной дороги. Перед Рязанью железная дорога раздваивается: по восточной Самарской ветке поезда прибывают на вокзал «Рязань-1», по южной, Воронежской — на вокзал «Рязань-2».
Вокзал «Рязань-2» конец 19-начало 20 вв.
Появление первого пассажирского поезда на вокзале «Рязань-2».
Станция является частью Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги. Свое нынешнее название станция «Рязань-2» получила в 1930-е годы, когда железнодорожный узел был реконструирован. Современное здание вокзала было построено в 1967 году и долго оставалось без изменений. В 2006 году началась реконструкция вокзала, продолжавшаяся несколько лет и проводившаяся в две очереди. Станция является частью Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги. Свое нынешнее название станция «Рязань-2» получила в 1930-е годы, когда железнодорожный узел был реконструирован. Современное здание вокзала было построено в 1967 году и долго оставалось без изменений. В 2006 году началась реконструкция вокзала, продолжавшаяся несколько лет и проводившаяся в две очереди.
Вокзал «Рязань-2» 1970-е гг.
Современное здание вокзала Рязань-2 было построено в 1967 году, а в 2006-2014 годах проведена его масштабная реконструкция. Современное здание вокзала Рязань-2 было построено в 1967 году, а в 2006-2014 годах проведена его масштабная реконструкция.
Вокзал «Рязань-2». 1980-е гг.
Старое здание касс вокзала «Рязань-2». Было снесёно.
Вокзал «Рязань-2» до реконструкции.
5 сентября 1974 года, в связи с 30-летием революции в Болгарии, привокзальная площадь получила имя болгарского революционера Георгия Димитрова. В этом же году на площади была построена гостиница, названная «Ловеч» в честь болгарского города-побратима Рязани. 5 сентября 1974 года, в связи с 30-летием революции в Болгарии, привокзальная площадь получила имя болгарского революционера Георгия Димитрова. В этом же году на площади была построена гостиница, названная «Ловеч» в честь болгарского города-побратима Рязани.
Гостиница «Ловеч» 1981 год Гостиница «Ловеч». Наше время.
Вокзал «Рязань-2» после реконструкции. Наше время.
Короткометражный фильм об истории вокзалов Рязани.
Список литературы: https://viola62.ru/druzyam/pro-rjazan/rjazan-zhd-vokzaly.html https://www.yavampokaju.ru/post/веерное-депо-неизвестный-памятник-архитектуры https://vk.com/@-9790016-istoriya-vokzala-stancii-ryazan-i http://info.rounb.ru/e-lib/rues/vokzalnaya.html https://musatych.livejournal.com/42221.html https://culttourism.ru/ryazanskaya/ryazan/ryazan_zheleznodorozhnyy_vokzal_ryazan-2.html