История вещей
Автор публикации: М. Дамрина, ученица 8 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова
пос. Алексеевский м. р. Красноармейский Самарской области
Исследовательская работа
«История вещей»
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Дамрина Мария
14 лет
Руководитель: Дамрина Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
пос. Алексеевский
2022-2023
План проекта
Этап подготовительный.
Постановка цели. Гипотеза.
1.2 Изучение литературы по теме исследования. Беседа с родственниками.
Выяснение значения слов: реликвия, чернила, чернильница.
Составление вопросов для анкетирования.
Этап основной.
Работа с источниками получения информации.
Этап заключительный.
3.1 Оформление собранных материалов.
3.2 Подготовка презентации работы.
Оглавление
Реликвия. Семейная реликвия.
Опрос родственников.
Анкетирование одноклассников.
О чём говорят вещи моей прабабушки?
Результаты.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Я часто наблюдаю за мамой, когда она при уборке дома бережно перекладывает некие предметы, принадлежащие моей прабабушке. Это разные вещи: статуэтки, какой-то значок, старая книжечка, похоже какое-то свидетельство, чернильница. И я задалась вопросом, почему эти на взгляд современного человека такие неприглядные вещи, так дороги моей маме? Итак, я решила, что, во-первых, я узнаю историю происхождения предметов, принадлежащих моей прабабушке, во-вторых, являются ли данные предметы семейными реликвиями. Так как я слышала, что так называют предметы, которые берегут и хранят в семье. И, в-третьих, так как я младшая из четырех детей моей мамы, я захотела выяснить, знают ли что-нибудь об этих вещах мои братья и сестра. Интересно мне ещё узнать, есть ли реликвии в других семьях, например, у моих одноклассников.
Цель: Изучить историю вещей
Задачи:
Узнать, что такое реликвия
Выяснить, являются ли вещи, хранимые в нашей семье, реликвиями.
Знают ли что об этих предметах мои братья и сестра.
Опросить одноклассников о семейных реликвиях.
Гипотеза: Если в семье берегут старинные вещи родственников, значит, семья
хранит память о предках и чтит семейные традиции.
Предмет исследования: Вещи моей прабабушки
Объект исследования: один из периодов жизни моей прабабушки.
Методы:
1. изучение литературы;
2. анкетирование;
3. интервью.
Актуальность:
В жизни каждого человека происходят разные события, радостные и печальные. И судьба человека непосредственно связана с историей своей страны. Многие записывают истории своей жизни, создают мемуары. А мы потомки храним память о произошедших событиях, храним предметы, связанные с теми событиями, часто героическими, храним вещи, фотографии, принадлежащие нашим родственникам. Таким образом, мы храним память о прошлом нашей семьи, нашего народа.
Это всегда актуально, как сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Реликвия. Семейная реликвия.
Для выяснения значения слова «реликвия» я обратилась к разным словарям.
1.Словарь Сергея Ивановича Ожегова - РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. Воинские реликвии. 11 прил. реликвийный, -ая,-ое (спец.). Реликвийные экспонаты музея.
2. Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - РЕЛИКВИЯ, реликвии, ж. (латин, мн. ч. reliquiae - остатки). 1. вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). Семейные реликвии.
3.Толковый словарь Ефремовой - реликвия ж. 1. Предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий — по представлению верующих — чудодейственной силой. 2. перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.
Итак, проанализировав данные словарные статьи, я пришла к выводу, что реликвия – это вещь, дорогая как память о человеке, особо чтимая в семье и передающаяся по наследству. Ещё из словарей ясно, что реликвии бывают семейные, воинские, религиозные.
Опрос родственников.
Я опросила своих братьев и сестру: всем задавала один вопрос. Я показала вещи моей прабабушки и спрашивала, что знают они об этих вещах.
Что вы знаете об этих вещах? (я показывала аттестат прабабушки, значок «Отличник народного образования» и чернильницу).
Старшая сестра и братья знают, что эти вещи принадлежат прабабушке. Но почти ничего не знают о её жизни.
Анкетирование одноклассников.
Я провела опрос одноклассников и выяснила, что у многих есть семейные реликвии.
В опросе приняли участие 10 человек. Было задано 3 вопроса: 1.Знаете ли вы значение слова реликвия? 2. Есть ли в вашей семье реликвии? 3. Зачем нужны семейные реликвии?
Результаты анкетирования:
6 учеников из 10 знают значение слова реликвия. А четверым я объяснила значение этого слова.
Да есть ответили 5 учеников. Среди названных реликвий были перечислены следующие предметы: православные кресты, иконы, медали, фотографии и морской кортик.
2 ответили, что не знают, есть ли в их семье реликвии.
И 3 ответили, что нет реликвий.
Все 10 одноклассников ответили, что семейные реликвии нужны, чтобы хранить память о родственниках, живших до тебя и знать свои корни.
О чём говорят вещи моей прабабушки.
Начну с аттестата. Запись в аттестате гласит, что Таран Елена Денисовна в 1947 году поступила, а в 1948 году 1 августа окончила заочное отделение Уральского педагогического училища и ей присвоена квалификация учителя начальной школы.
Мама мне рассказала, что после войны не хватало многих специалистов и грамотных людей посылали на курсы обучения. Так бабушка и получила профессию учителя и потом двадцать пять лет работала в школе. Когда началась война, бабушке было восемнадцать лет и она, как и многие девчата, всю войну выполняла тяжёлую мужскую работу, работала трактористом. И конечно, в это время люди не получали образование.
Вторая вещь, которую хранит моя мама - это значок «Отличник народного просвещения». Мама мне рассказала, что моя прабабушка была удостоена звания «Отличник народного просвещения» за достойный и добросовестный труд. К сожалению, сохранился только значок, а удостоверение утеряно. Но в интернете я нашла фотографию удостоверения. Оно такое же, какое было у моей прабабушки. И там есть выписка из положения о значке: «Отличник народного просвещения», в котором указано, за что вручается значок (фото удостоверения в приложении).
И третья вещь – это чернильница. Это очень интересный предмет. Мама объяснила, что раньше не было ручек и писали чернилами при помощи пера. Я сразу обратилась к словарю, чтобы выяснить значение слов: чернильница и чернила.
Словарь Сергея Ивановича Ожегова - ЧЕРНИЛЬНИЦА, -ы, ж. Небольшой сосуд для чернил. Обмакнуть перо в чернильницу.
Чернила - ЧЕРНИЛА, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. IIприл. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и нек-рых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - ЧЕРНИЛЬНИЦА, чернильницы, ж. Сосуд для чернил. Налить чернил в чернильницу. Мраморная чернильница. Школьная чернильница.
ЧЕРНИЛА, чернил, ед. нет. Жидкий красящий состав для писания. Черные чернила. Цветные чернила. (красные, зеленые и т. п.). Ализариновые чернила. Копировальные чернила. Бутылка чернил.
Итак, во времена моей прабабушки писали пером и чернилами, и, будучи учителем, прабабушка учила детей писать пером, но где-то примерно с 1970-х годов, прабабушке пришлось переучиваться самой, чтобы учить детей писать уже шариковыми ручками. А мама моя пошла в школу в 1975 году и она рассказывала, что у них уже не было ни пера, ни чернильницы, а вот на партах были углубления для чернильниц. Вот что может рассказать нам простая на вид чернильница.
Результаты
Работа над проектом «История вещей» очень увлекла меня. Я решила, что продолжу эту работу, так как у меня ещё есть материал для изучения. У моей прабабушки четыре брата воевали, и мне захотелось узнать их истории. Так же есть у нас в семье ещё предметы для изучения. Ещё я заинтересовала одноклассников, которые тоже захотели рассказать о семейных реликвиях. Тема эта, как выяснилось, в ходе работы над проектом очень важна и вызывает огромный интерес.
Заключение
Итак, рано или поздно человек желает узнать о своих предках, он начинает искать какие-то подтверждения связи со своими родственниками. И каждый понимает, что нужно хранить историю семьи. И происходит удивительное, в большинстве семей находятся вещи, ранее принадлежащие твоим прабабушкам и прадедушкам. И ты с трепетом узнаёшь историю этих семейных реликвий. В заключение хочу сказать, что если в семье есть реликвии, то такая семья хранит память о предках и уважает историю семьи, а значит и историю своей страны. Таким образом, я подтвердила мою гипотезу. Самое главное для меня это то, что я узнала, что моя прабабушка была очень сильным, достойным человеком, что много ей выпало испытаний. Я могу гордиться своей прабабушкой.
Список литературы.
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Атберг, 2013.
3.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2017.
4. http://edunor.ru/wp-content/uploads/2020/06/istoricheskaya-spravka-o-nagradah.pdf
Приложение - 1
Приложение – 2
Приложение - 3