История вещей

1
0
Материал опубликован 10 January 2023 в группе

Автор публикации: М. Дамрина, ученица 8 класса


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова

пос. Алексеевский м. р. Красноармейский Самарской области



Исследовательская работа

«История вещей»



Работу выполнила:

ученица 8 класса

Дамрина Мария

14 лет

Руководитель: Дамрина Елена Юрьевна

учитель  русского языка и литературы 













пос. Алексеевский

2022-2023







План проекта

Этап подготовительный.

Постановка цели. Гипотеза.

1.2 Изучение литературы по теме исследования. Беседа с родственниками.

Выяснение значения слов: реликвия, чернила, чернильница.

Составление вопросов для анкетирования.

Этап основной.

Работа с источниками получения информации.

Этап заключительный.

3.1 Оформление собранных материалов.

3.2 Подготовка презентации работы.



Оглавление

Реликвия. Семейная реликвия.

Опрос родственников.

Анкетирование одноклассников.

О чём говорят вещи моей прабабушки?

Результаты.

Заключение.

Список литературы.



Введение

Я часто наблюдаю за мамой, когда она при уборке дома бережно перекладывает некие предметы, принадлежащие моей прабабушке. Это разные вещи: статуэтки, какой-то значок, старая книжечка, похоже какое-то свидетельство, чернильница. И я задалась вопросом, почему эти на взгляд современного человека такие неприглядные вещи, так дороги моей маме? Итак, я решила, что, во-первых, я узнаю историю происхождения предметов, принадлежащих моей прабабушке, во-вторых, являются ли данные предметы семейными реликвиями. Так как я слышала, что так называют предметы, которые берегут и хранят в семье. И, в-третьих, так как я младшая из четырех детей моей мамы, я захотела выяснить, знают ли что-нибудь об этих вещах мои братья и сестра. Интересно мне ещё узнать, есть ли реликвии в других семьях, например, у моих одноклассников.

 

Цель: Изучить историю вещей 

Задачи:

Узнать, что такое реликвия

Выяснить, являются ли вещи, хранимые в нашей семье, реликвиями.

Знают ли что об этих предметах мои братья и сестра.

Опросить одноклассников о семейных реликвиях.

Гипотеза: Если в семье берегут старинные вещи родственников, значит, семья

хранит память о предках и чтит семейные традиции.

Предмет исследования: Вещи моей прабабушки

Объект исследования: один из периодов жизни моей прабабушки.





Методы:

1. изучение литературы;

2. анкетирование;

3. интервью.

Актуальность:

В жизни каждого человека происходят разные события, радостные и печальные. И судьба человека непосредственно связана с историей своей страны. Многие записывают истории своей жизни, создают мемуары. А мы потомки храним память о произошедших событиях, храним предметы, связанные с теми событиями, часто героическими, храним вещи, фотографии, принадлежащие нашим родственникам. Таким образом, мы храним память о прошлом нашей семьи, нашего народа.

Это всегда актуально, как сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Реликвия. Семейная реликвия.

Для выяснения значения слова «реликвия» я обратилась к разным словарям.

1.Словарь Сергея Ивановича Ожегова - РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. Воинские реликвии. 11 прил. реликвийный, -ая,-ое (спец.). Реликвийные экспонаты музея.

2. Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - РЕЛИКВИЯ, реликвии, ж. (латин, мн. ч. reliquiae - остатки). 1. вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). Семейные реликвии.



3.Толковый словарь Ефремовой - реликвия ж. 1. Предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий — по представлению верующих — чудодейственной силой. 2. перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Итак, проанализировав данные словарные статьи, я пришла к выводу, что реликвия – это вещь, дорогая как память о человеке, особо чтимая в семье и передающаяся по наследству. Ещё из словарей ясно, что реликвии бывают семейные, воинские, религиозные.

Опрос родственников.

Я опросила своих братьев и сестру: всем задавала один вопрос. Я показала вещи моей прабабушки и спрашивала, что знают они об этих вещах.

Что вы знаете об этих вещах? (я показывала аттестат прабабушки, значок «Отличник народного образования» и чернильницу).

Старшая сестра и братья знают, что эти вещи принадлежат прабабушке. Но почти ничего не знают о её жизни.

Анкетирование одноклассников.

Я провела опрос одноклассников и выяснила, что у многих есть семейные реликвии.

В опросе приняли участие 10 человек. Было задано 3 вопроса: 1.Знаете ли вы значение слова реликвия? 2. Есть ли в вашей семье реликвии? 3. Зачем нужны семейные реликвии?

Результаты анкетирования:

6 учеников из 10 знают значение слова реликвия. А четверым я объяснила значение этого слова.

Да есть ответили 5 учеников. Среди названных реликвий были перечислены следующие предметы: православные кресты, иконы, медали, фотографии и морской кортик.

2 ответили, что не знают, есть ли в их семье реликвии.

И 3 ответили, что нет реликвий.

Все 10 одноклассников ответили, что семейные реликвии нужны, чтобы хранить память о родственниках, живших до тебя и знать свои корни.

О чём говорят вещи моей прабабушки.

Начну с аттестата. Запись в аттестате гласит, что Таран Елена Денисовна в 1947 году поступила, а в 1948 году 1 августа окончила заочное отделение Уральского педагогического училища и ей присвоена квалификация учителя начальной школы.

Мама мне рассказала, что после войны не хватало многих специалистов и грамотных людей посылали на курсы обучения. Так бабушка и получила профессию учителя и потом двадцать пять лет работала в школе. Когда началась война, бабушке было восемнадцать лет и она, как и многие девчата, всю войну выполняла тяжёлую мужскую работу, работала трактористом. И конечно, в это время люди не получали образование.



Вторая вещь, которую хранит моя мама - это значок «Отличник народного просвещения». Мама мне рассказала, что моя прабабушка была удостоена звания «Отличник народного просвещения» за достойный и добросовестный труд. К сожалению, сохранился только значок, а удостоверение утеряно. Но в интернете я нашла фотографию удостоверения. Оно такое же, какое было у моей прабабушки. И там есть выписка из положения о значке: «Отличник народного просвещения», в котором указано, за что вручается значок (фото удостоверения в приложении).

И третья вещь – это чернильница. Это очень интересный предмет. Мама объяснила, что раньше не было ручек и писали чернилами при помощи пера. Я сразу обратилась к словарю, чтобы выяснить значение слов: чернильница и чернила.

Словарь Сергея Ивановича Ожегова - ЧЕРНИЛЬНИЦА, -ы, ж. Небольшой сосуд для чернил. Обмакнуть перо в чернильницу.

Чернила - ЧЕРНИЛА, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. IIприл. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и нек-рых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - ЧЕРНИЛЬНИЦА, чернильницы, ж. Сосуд для чернил. Налить чернил в чернильницу. Мраморная чернильница. Школьная чернильница.

ЧЕРНИЛА, чернил, ед. нет. Жидкий красящий состав для писания. Черные чернила. Цветные чернила. (красные, зеленые и т. п.). Ализариновые чернила. Копировальные чернила. Бутылка чернил.

Итак, во времена моей прабабушки писали пером и чернилами, и, будучи учителем, прабабушка учила детей писать пером, но где-то примерно с 1970-х годов, прабабушке пришлось переучиваться самой, чтобы учить детей писать уже шариковыми ручками. А мама моя пошла в школу в 1975 году и она рассказывала, что у них уже не было ни пера, ни чернильницы, а вот на партах были углубления для чернильниц. Вот что может рассказать нам простая на вид чернильница.

Результаты

Работа над проектом «История вещей» очень увлекла меня. Я решила, что продолжу эту работу, так как у меня ещё есть материал для изучения. У моей прабабушки четыре брата воевали, и мне захотелось узнать их истории. Так же есть у нас в семье ещё предметы для изучения. Ещё я заинтересовала одноклассников, которые тоже захотели рассказать о семейных реликвиях. Тема эта, как выяснилось, в ходе работы над проектом очень важна и вызывает огромный интерес.

Заключение

Итак, рано или поздно человек желает узнать о своих предках, он начинает искать какие-то подтверждения связи со своими родственниками. И каждый понимает, что нужно хранить историю семьи. И происходит удивительное, в большинстве семей находятся вещи, ранее принадлежащие твоим прабабушкам и прадедушкам. И ты с трепетом узнаёшь историю этих семейных реликвий. В заключение хочу сказать, что если в семье есть реликвии, то такая семья хранит память о предках и уважает историю семьи, а значит и историю своей страны. Таким образом, я подтвердила мою гипотезу. Самое главное для меня это то, что я узнала, что моя прабабушка была очень сильным, достойным человеком, что много ей выпало испытаний. Я могу гордиться своей прабабушкой.





Список литературы.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Атберг, 2013.

3.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2017.

4. http://edunor.ru/wp-content/uploads/2020/06/istoricheskaya-spravka-o-nagradah.pdf

























Приложение - 1

t1673369457aa.gif











Приложение – 2

t1673369457ab.png



t1673369457ac.jpg



Приложение - 3

t1673369457ad.png





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.