Конь в жизни казака
Автор публикации: С. Сергеев, ученик 8А класса
КОНЬ В ЖИЗНИ КАЗАКА
Сергеев Сергей
кадет 8-1 взвода
ГБОУ Новороссийский
казачий кадетский корпус
руководитель, учитель обществознания
Чешенова Татьяна Валерьевна
Актуальность данной работы: В настоящее время мы сталкиваемся с проявлениями западизации культуры, в нашу жизнь входят чуждые нам праздники, традиции и обряды, при этом, традиции и обряды собственного народа либо неизвестны большинству школьников, либо становятся непопулярны..
Цель сформировать у учащихся представление о роли коня в жизни кубанского казака
Задачи:
- познакомить с поговорками, посвященными связи казака и коня;
- познакомить с сутью игровых состязаний с участием коня;
- познакомить с обрядами кубанских казаков, связанных с конем;
Объектом исследования является жизнь кубанского казачества,
предметом - отношение кубанского казачества к лошадям
Метод: анализ историко-краеведческой и публицистической литературы
Считается, что конь для казака означает жизнь и волю. Ни больше, ни меньше. И действительно, целые столетия казак и конь всегда вместе в труде и на поле брани. Эти отношения человека и его верного друга вошли в песни, легенды, предания, пословицы и поговорки, Например:
1) Казак без коня, что солдат без ружья;
2) Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына - на коня садиться;
3)Казак сам не ест, а коня накормит...
Всех поговорок указывающие на важность коня для казака и не счесть. Казаками именовали отважных наездников, живущих налетами и войною. Тех людей, которые не были привязаны ни к земле, ни к дому. С раннего детства юных казаков прививают к правильному уходу за лошадьми. Кубанское казачье войско, в свою очередь, старалось поддерживать в подрастающем поколении искусство верховой езды.
Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Тесная связь казака и коня нашла отражение и в кубанских казачьих традициях:
Сажание на коня.
Когда казачонку исполнялся всего 1 год, его вели к первому причастию. В его год - было все впервые. Отец сажал его одного на коня, на казачонка надевали отцовскую шашку и вели по двору взяв коня под уздцы.
Проводы на войну кубанских казаков.
По старым обычаям коня подводила к казаку его жена, держа повод в подоле платья. При передаче коня, женщина приговаривала: "На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой"
Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.
Тоже самое повторялось после возвращения казака с войны.
Проводы казака в последний путь
При проводах казака в последний путь, за гробом шел его верный боевой конь, а уже за конем шли близкие.
Можно бесконечно долго и с особым интересом рассказывать про коня в жизни казачьего народа, про крепкие узы, связывающие человека и лошадь.
На наш взгляд, независимо от того, как будет развиваться наука и техника, казаки будут и через года нуждаться в лошади.
Чешенова Татьяна Валерьевна