Терские казаки в жизни Минераловодского района:история и современность

0
0
Материал опубликован 15 January 2019

Конкурс « Современность и терское казачество».

Реферат по теме:

Терские казаки в жизни

Минераловодского района:

история и современность

Автор: Тарнакина Александра Александровна ,

учащаяся 10 класса муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы № 19 села Побегайловка

Минераловодского городского округа

Ставропольского края

Руководитель: Гукепшева Мархаба Хасановна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 19

села Побегайловка

Минераловодского городского округа

Ставропольского края

Адрес: Минераловодский район, с.Побегайловка,

ул. Луговая, д.1

Тел: +79283189615


 


 


 

Оглавление.

Введение.

I.История Терского казачества.

II. Возрождение Терского казачества

III. Побегайловский курень

IV.Воинская слава современного Терского казачьего войска

 

Введение

Одним из феноменальных социально-этнических явлений в отечественной истории является казачество. Изначально казачество рассматривалось как часть русского народа, исторической формой существования которого было служение своему Отечеству. В условиях современной России казачество рассматривается как исторически сложившаяся этнокультурная общность людей, отличающаяся от остального русскоязычного населения структурированностью и наличием общих этнокультурных особенностей, некоторых этнопсихологических поведенческих моделей. Позиция сочувствующих казачеству патриотических объединений основывается на том, что казачество — это самоорганизующаяся, наиболее деятельная и жертвенная часть русского народа.  

  Казачество как этносоциальное явление имеет более чем 500-летнюю историю, свои обычаи, быт, культуру и традиции. Казачество на протяжении веков сформировало свою систему воспитания, ценность которой подчеркивали в XIX – начале XXI века, исследователи, писатели, путешественники, чиновники и военачальники. Комплекс традиций и обычаев формирует личность человека и его поведенческие характеристики. Знать эту историю, хранить эти традиции очень важно для молодого поколения, тем более, потомкам казаков, к коим отношу и себя. Казачьи корни моей семьи от моей прабабушки, потомственной казачки. Этим и обусловлен выбор темы реферата.

I. История Терского казачества.

Рассматривать проблему казачества и те трансформации, которые ему пришлось претерпевать применительно к современным условиям, наверное, невозможно без определенного экскурса в историю казачества. Терское казачье войско ведет свое начало с  XVI века. Первые поселения казаков появились на склонах ( гребнях) Терского хребта, отсюда и самоназвание– гребенцы. В 1588 году в устье Терека был заложен город Терки (Терский, Тюменский), который просуществовал более 100 лет. Царская власть привлекала казаков для выполнения определенных разведовательных и охранных мероприятий. Но установить полный контроль над вольнолюбивыми людьми правителям России не удавалось, казаки зачастую не выполняли приказы. В XVII веке начинается переселение казаков - гребенцов на левый берег Терека, там же формируется Гребенское казачье войско. В начале XVIII века в этот регион стали переселять донских казаков. В 1736 году казаки трех станиц (Бороздинской, Каргалинской, Дубовской) были объединены в Терско-Семейное войско. Попытки объединить Гребенское и Терско-Семейное войска не увенчались успехом. В период строительства Азово – Моздокской линии российский власти переселяли на Терское левобережье донских и волжских казаков, крещеных калмыков. Фактически строительством Азово-Моздокской линии занимались солдаты регулярной армии и казаки Хоперского и Волгского полков. Было возведено 9 крепостей, рядом с ними устраивались казачьи станицы. «Казаки - писал ставропольский краевед Г.Н. Прозрителев,- поставили незатейливые постройки, которые не отличались красотою, но военным людям, пришедшим на Кавказ для укрепления границ, и некогда было думать о красоте и удобстве своих жилищ, они старались скорее заложить их основание и потом приняться за главное дело - оружие» [1] В начале XIX века в станицы Терского левобережья были направлены государственные крестьяне из Украины и губерний центральной России. По указу императора Николая I более 36,5 тысяч крестьян записали в казаки. Правительством делались также попытки приписать к казакам моздокских осетин и кабардинцев, армян, грузин, но, как правило, безуспешно.

В 1832 г. из 5 казачьих полков размещавшихся от устья р. Терек до Моздока, и 5 казачьих полков  Азовско-Моздокской линии  было образовано Кавказское линейное казачье войско. Войско участвовало в военных действиях против горцев в Чечне и Дагестане. Казакам приходилось не только воевать, но и осваивать необжитый край.

В 1860 г. войско Кавказское линейное казачье было разделено на два самостоятельных войска - Кубанское и Терское. Терское казачье войско участвовало во всех военных кампаниях со второй половины ХIX и начала ХХ веков, главным образом, на кавказском направлении. В Первую мировую войну на Кавказском фронте находилось 6 конных полков, 2 пластунских батальона и 2 артиллерийские батареи.На Западном фронте против германских и австро-венгерских войск действовали четыре конных полка, объединенных в Терскую льготную казачью дивизию, и два конных полка, входивших в состав других кавалерийских дивизий.  Среди терского воинства есть казаки, ставшие Георгиевскими кавалерами за Большую Кавказскую войну, русско-турецкую, русско- японскую. Из них около 80 % из общего числа награждены только в годы Первой мировой войны. К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на 6 округов. Областным центром был город Владикавказ.

В годы советской власти действовала политика «расказачивания», то есть ликвидация казачества как класса. Во время Гражданской войны   крупными очагами сопротивления советской власти стали казачьи районы Дона, Кубани и Терека. За участие казаков в боевых действиях на стороне белогвардейских частей, в мае 1918 года Совнаркомом, так называемой Терской советской республики было принято решение о выселении казаков из станиц Сунженской линии. Через три месяца большевики организовали нашествие ингушских банд на станицы Аки-Юртовскую, Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора. Остальные станицы отдали нагорным чеченцам. Сопротивление казаков жестоко подавлялось. Как заявил Орджоникидзе: "Если поднимется против Советской власти, хотя бы один казак в одной станице, вся станица будет в ответе... вплоть до расстрела, до уничтожения". [2]

Каждый третий казак в 20-30-х годах прошлого столетия был убит. Около 10 тысяч станичников были выдворены из родных мест на Север, мужское население  станиц от 18 до 50 лет было направлено на тяжкие принудительные работы. Стариков, женщин и детей переселяли в хутора и станицы на Севере, многие из них погибли по дороге. О геноциде терских казаков мне рассказывала мой учитель истории Гукепшева Мархаба Хасановна. Эти трагические события затронули семью бабушки Мархабы Хасановны, Малюгиной Анастасии Михайловны, казачки станицы Михайловской. Семья была зажиточной, дети обучались грамоте.

В гражданскую войну отец Анастасии Михайловны воевал в Добровольческой армии, о его судьбе семья так ничего и не узнала. Когда жителей станицы стали выселять, Анастасию Михайловну с мамой и младшими сестрами дядя увез в станицу Александрийскую. Страх быть выселенной на Север, привел к тому, что Анастасия Михайловна вышла замуж за ногайца, приняла ислам и сменила имя на Насыпхан.

II. Возрождение Терского казачества

Политика, проводимая советской властью в течение 70 лет, не смогла вытравить из памяти потомков славную историю Терского казачества. Эта память существовала в тайниках человеческих душ, и потому после развала Советского Союза началось возрождение казачества по всей России.

В начале 1990-х годов Правительство Российской Федерации проводило своеобразную двойственную политику по отношению к казачеству, но в дальнейшем с активизацией казачьего движения в России, проблема возрождения и обустройства жизни казаков была названа в числе «приоритетных».

Были разработаны нормативно-правовые акты, в которых были определены и возможные действия по реабилитации казачества в целом, закреплен статус общественной организации и выработаны способы взаимодействия казачьих организаций с органами государственной власти.

Терским казакам удалось пройти путь от идеи возрождения казачества к практике и возродить Терское казачье войско, существовавшее ранее на Северном Кавказе. Об этом было заявлено 23 марта 1990 года на Малом (учредительном) Круге терского казачества в г. Владикавказе, там же атаманом войска был избран потомственный казак станицы Тарской, Герой Советского Союза В. Д. Коняхин. Вслед за этим организационные круги прошли в местах традиционного проживания терских казаков.

У истоков казачьего возрождения, будь то Дон, Кубань или Терек, стояли представители родового казачества. По их инициативе создавались станичные, войсковые, окружные казачьи общества с традиционными формами казачьего самоуправления, проводился безвозмездный отвод казачьим обществам земельных наделов.

В Ставропольском крае при создании единой казачьей общественной организации возникли трудности, которые были обусловлены тем, что на Ставрополье компактно проживают казаки-терцы и казаки-кубанцы. Они стремились убедить друг друга в необходимости создания только терской или только кубанской общественной казачьей организации. В ходе долгих дискуссий пришли к единому мнению, что только единая краевая общественная казачья организация способна решать задачи возрождения казачества на Ставрополье. Большой Учредительный казачий круг казаков Ставрополья состоялся 28 сентября 1990 г. в г. Ставрополе . Делегаты Первого Большого Учредительного казачьего Круга проголосовали единогласно за создание Ставропольского краевого Союза казаков, утвердили программу и Устав. Первым атаманом Ставропольского краевого Союза казаков единогласно был избран П. С. Федосов – потомственный кубанский казак из станицы Расшеватской Новоалександровского района. 21 ноября 1992 года на Большом казачьем Круге Ставропольского краевого Союза казаков казаки-терцы приняли решение о своем выходе и создании на Кавказских Минеральных водах «Пятигорского округа Терского казачьего войска» в составе Терского казачьего войска.

В июне 1991 года в Минеральных Водах было сформировано казачье общество, вошедшее в Ставропольский Казачий Союз. В сентябре  1991 года была зарегистрирована еще одна организация, Минераловодский отдел казачьего войска, позднее он вошел в состав Терского казачьего войска.

Однако действовать возрождающемуся казачеству приходилось в сложных условиях 1990-х годов, связанных, прежде всего, с военными событиями на Северном Кавказе и непосредственно в Чеченской Республике. Казачество сталкивалось с негативным отношением властей северокавказских республик к казакам. Главы некоторых республик открыто заявляли что «возрождать казачество необходимо не как военно-служилое сословие, а как субэтнос русского народа, воспроизводя его богатую культуру, традиции, обычаи, демократические ценности». [3]

Помимо традиционных казачьих сообществ, таких как Кубанское и Терское, на Северном Кавказе формировались этнические казачьи войска: кабардинские, черкесские, северо-осетинские и так далее. Эти войска, по мнению экспертов, не имели ничего общего с защитой общероссийских интересов и были нацелены на решение своих проблем взаимоотношений между республиками. На территории Чеченской и Ингушской Республики общественных объединений казачества практически не существовало. Всплеск национализма, вспыхнувший в этих республиках, привел к тотальному изгнанию терских казаков с мест традиционного проживания. Для терцев, чудом оставшихся в родовых гнездах, снова вернулись 20-е годы ХХ века. В годы чеченских войн, по данным штаба Терского казачьего войска, территории Чечни и Ингушетии покинули 54 тысячи казаков и казачек, более 12 тысяч казаков и казачек было убито и пропало без вести (общее число жертв сепаратистов, по данным МВД РФ, 30 тысяч человек).

Казачьи круги требовали от верховных властей России немедленных мер по защите русского населения и казачества в республиках Кавказа. Не найдя поддержки со стороны государства, казачьи сообщества перешли к самостоятельным действиям. 7 августа 1993 года в Минеральных Водах началась сидячая забастовка на рельсах, в которой приняли участие 200 казаков. Забастовку казаков поддержал Чрезвычайный круг Терского казачества в Минеральных Водах. Официальные власти России объясняли свою бездеятельность отсутствием правовой базы в вопросе казачьих военных подразделений.

В декабре 1996 в Минеральных Водах проходит Чрезвычайный круг Терского казачьего войска, на котором были выдвинуты требования: немедленная регистрация Терского казачьего войска, прекращение преследование казаков за хранение оружия, приобретенного для самообороны. В числе политических требований терского казачества звучали следующие: возврат в состав Ставропольского края Шелковского и Наурского районов Чеченской Республики, передача Кизлярского и Тарумовского районов Республики Дагестан с воссозданием в последующем Терской области с особой формой управления. В случае невыполнения требований казаки грозились расширить акции протеста. Совещание атаманов казачьих войск Юга России, проходившее в городе Пятигорске, выдвинуло в ультимативной форме предложение к Президенту выполнить до 15 января 1997 года казачьи требования, провозглашенные 13 декабря 1996 года в Минеральных Водах.

Данные события показали, что развитие казачества России требует системного и комплексного подхода, позволяющего придать казачьему движению целенаправленный характер. Российским Правительством были приняты новые нормативно-правовые акты, обозначившие функции казачьего сообщества. Общественные объединения казачества должны были выступать в качестве помощников в работе органов государственной власти в субъектах, содействовать укреплению российской гражданской нации, межэтнической солидарности, устранению проявлений экстремизма, воспитанию патриотизма. Выделяемые государством средства направлялись в конце 1990-х годов и в последующее время на создание центров казачьей культуры, обустройство кадетских учебных заведений, музеев, училищ по народному творчеству, облагораживание станиц, конно - спортивных площадок, центров отдыха молодежи.

Проблемы возрождения казачества имели свою специфику, обусловленную проживанием в регионах страны, и они не всегда совпадали с проблемами остального населения. С учетом специфики мест вырабатывался и подход в оценке казачьего движения в России. Тем не менее, надо отметить возрождение казачества состоялось. И, естественно, оно не является в условиях современной России тем сословием, каким оно было в дореволюционное время.

 

III. Побегайловский курень

Несколько достойных страниц в историю казачьего возрождения вписали и казаки с. Побегайловка. О возникновении казачьей общины и деятельности казаков мне рассказывали мой дедушка Тарнакин Николай Семенович и отец Тарнакин Александр Николаевич. Принадлежность нашей семьи к терскому казачеству идет через прабабушку Марию. Именно она привнесла в семью казачьи обычаи, манеры поведения, кушанья. По рассказам дедушки, формирование ячейки казаков в Побегайловке началось в 1991 году. Это процесс ускорился после инцидента между молодежью нашего села и ногайского села Канглы. Противостояние закончилось кровопролитием, погиб молодой человек, одноклассник моей учительницы Гукепшевой Мархабы Хасановны. Сельчане боялись мести со стороны ногайцев. Инициативная группа во главе с потомственным казаком Ивановым Анатолием Сергеевичем, инженером совхоза «Кавказ», встретилась с атаманом Минераловодского Казачьего круга Анатолием Гуровым. Было принято решение создать в с.Побегаловка казачий курень по охране жителей села. Сформированная в дальнейшем сельская казачья организация насчитывала более ста человек. В нее вошли как потомственные казаки, так и жители села, пожелавшие стать казаками. Первым атаманом был избран Романько Сергей.

Казачья община начала возрождать самобытную культуру, традиции, обычаи. К делам общины привлекалась казачья молодежь, например, Батажок Александр, Метликин Александр, Бессонов Александр и мой отец, Тарнакин Александр.

Односельчане с пониманием относились к проблемам казачьей организации, собирали средства на приобретение необходимого обмундирования и даже оружия. Директор совхоза «Кавказ» Воронков Александр Иванович выделил казакам земли, было создано казачье фермерское хозяйство.

Сельские казаки поддерживали тесную связь с Минераловодским отделом Терского казачьего войска. Я узнала, что и мои земляки побегайловцы участвовали в сидячей забастовке на рельсах в августе 1993 года. Казаки – побегайловцы записались в казачьи военные подразделения, участвовали в боевых действиях в Чечне, охраняли границу Ставропольского края. Активисты побегайловской казачьей общины выезжали на Казачий круг в города Кавказских Минеральных Вод. В беседе с потомственным казаком Еловым Александром Алексеевичем я узнала, что они участвовали в митинге – протесте в городе Георгиевске, выезжали в город Ставрополь на встречу казаков с руководителями администрации Ставропольского края.

Александр Алексеевич рассказал мне историю своей семьи. По семейным преданиям, предок Александра Алексеевича прибыл на Ставрополье в составе Хоперского полка, а прапрадед Глушков Ефим Гаврилович был казачьим сотником в станице Воровсколесской.

Прадед Глушаков Гавриил Ефимович в Гражданскую войну служил в дивизии генерала А.Г.Шкуро. Семья прадеда, жена и четверо детей, спаслась от расправы со стороны большевиков на дальних от станицы хуторах. На тех хуторах бабушка Александра Алексеевича, Ольга Гавриловна, встретила потомственного казака Михаила Елового. Семья Михаила по тем же причинам бежала из станицы Екатериновской. Впоследствии молодые люди поженились, потом они переехали в Курсавку.

Сын Михаила и Ольги, Алексей, хранил реликвии семьи и рассказывал своим детям о традициях и обычаях казаков. Александр Алексеевич родился в Курсавке, в 1975 году семья переехала в Побегайловку. Александр Алексеевич был в числе первых, кто вошел в состав Побегайловского куреня, исполнял обязанности сотника.

Родовым казаком был и атаман Побегайловского куреня Колпиков Михаил Афанасьевич. О судьбе Михаила Афанасьевича рассказала его жена, Евдокия Дмитриевна, она тоже из семьи потомственных казаков. Колпиков Михаил Афанасьевич родился в 1936 году в станице Калиновской Наурского района. Предки Михаила Афанасьевича были потомственными казаками – старообрядцами станицы Мекеновской. Колпиковы из станицы Калиновской.
После Гражданской войны над жителями станицы Калиновская, где жила семья Колпиковых, большевики устроили страшную расправу. Из статьи Жупиковой Е. Ф. : « В одном из приказов Орджоникидзе читаем: "Первое - станицу Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать... нагорным чеченцам». [4]

«Отец, Афанасий Петрович, и старший брат Михаила, Григорий, - рассказывает Евдокия Дмитриевна, - были зарублены шашкой во дворе дома. За день до гибели, Афанасий Петрович вывез свою мать, жену и младших детей на хутор, а сам вернулся в станицу. Женщины прятались, боялись, что их выселят на Север». [2]

Из воспоминаний Евдокии Дмитриевны я узнала, сколько несчастий выпало на долю семьи Колпиковых: холера, унесшая жизнь еще одного сына, скитания по чужим углам, пока их не приютила семья овдовевшего казака с четырьмя детьми. Бабушка Михаила Афанасьевича, впоследствии вышла замуж за этого казака. В эту большую семью и взял Евдокию Дмитриевну замуж Михаил Афанасьевич. Жили небогато, но дружно. В 1980 Михаил Афанасьевич уже со своей семьей переехал в Побегайловку, работал в совхозе «Кавказ».

В 1993 году Казачий круг с.Побегайловка выбрал Михаила Афанасьевича атаманом. Все казаки села, том числе и мои дедушка и отец, говорили о Михаиле Афанасьевиче с большим уважением и теплотой. Несмотря на свой возраст, Михаил Афанасьевич служил на границе Ставропольского края с Чечней. Однажды отряд казаков вступил в перестрелку с чеченскими бандитами, прорывавшимися на Ставрополье. Михаил Афанасьевич рассказывал, что казаков хотели судить, но их спас митрополит Ставропольский Гедеон.

« Михаил Афанасьевич душой болел за казачество, - рассказывает Евдокия Дмитриевна, - всю пенсию тратил на покупку продуктов, которые потом отвозил казакам, воевавшим в Чечне. Как - то попросил меня купить мешок бубликов и мешок пряников, я сняла свою пенсию и купила. Бывало, что в доме не оставалось денег на хлеб, но я не перечила мужу». [5]

Минераловодский отдел Терского казачьего войска. Фото 2015г.

Атаман Побегайловского куреня Терского казачьего войска Колпиков М.А.Фото 1995г.


 

 

В беседе со мной Александр Алексеевич Еловой сказал, что при Михаиле Афанасьевиче казачество в Побегайловке держалось, соблюдались традиции, была строгая дисциплина, а после его ухода все постепенно стало разрушаться. Александр Алексеевич рассказывал о возникших противоречиях в казачьей общине, о втеревшихся в эту среду непорядочных людях, о потере доверия со стороны жителей села. Он сожалеет, что им, потомственным казакам, не удалось привить молодежи традиции, культуру и поведенческую модель исконного российского казачества.

Глубокие казачьи корни и у семьи Кравцова Анатолия Евгеньевича. Здесь сплелись воедино два знаменитых казачьих рода. Предком Анатолия Евгеньевича был кубанский казак есаул Борис Иванович Нехорошев,1862 года рождения. Сергей Борисович Нехорошев воевал в Первую мировую войну, потом в Первой Конной Армии Буденного. Имея такую родословную, Анатолий Евгеньевич не сомневался в выборе своей профессии, он окончил военное училище и служил в пограничных войсках СССР. Род его покойной жены Валентины Ивановны берет свое начало от полковника Козлова Петра Григорьевича, одного из основателей станицы Бекешевской. В 1825 году Петр Гаврилович увел свой отряд с Азово- Моздокской линии, казаки поселились недолеко от станицы Суворовской. В русско – турецкой войне 1877 – 1878 года в казачьем полку на Кавказском фронте воевал его правнук Козлов Наум Алексеевич. На фронтах Великой Отечественной войны в казачьем гвардейском полку корпуса генерала Доватора служил Козлов Григорий Наумович.

Кравцова Валентина Ивановна работала в Побегайловской школе, охотно рассказывала о себе и односельчанах. Ее воспоминания были записаны членами историко-краеведческого клуба «Патриот», руководит клубом учитель истории Гукепшева Мархаба Хасановна. Воспитанники клуба «Патриот», я являюсь членом клуба с 7 класса, собирают материал и оформляют экспозиции об истории села Побегайловка для школьного уголка-музея.

IV. Воинская слава современного Терского казачьего войска

Обстоятельное знакомство с историей российского казачества, с менталитетом казаков позволяет сделать вывод: военная служба всегда рассматривалась как  основа его жизненного уклада. В условиях российской действительности - 1990 годов, Чеченская война, борьба с терроризмом - казачество было вынуждено вернуться к своему изначальному предназначению — защите земель и границ России.

С началом военного конфликта в Чечне командование Северо – Кавказским военным округом стало привлекать казаков в казачьи подразделения российской армии. Казаки – минераловодцы в количестве двадцати семи человек вошли в состав 503 мотострелкового полка, который дислоцировался недалеко от города Грозного. На протяжении трех месяцев казаки показывали высокую степень дисциплины и мужества. Вопрос о создании таких подразделений обсуждался при встречах атамана Терского казачьего войска В.К. Шевцова с командованием Северо_- Кавказского военного округа. В итоге было принято решение о создании отдельного казачьего батальона. Такой батальон был создан на базе 135-й мотострелковой бригады 58-й армии СКВО.

В феврале 1996 года в городе Прохладном был сформирован батальон имени генерала Ермолова. Основной состав казачьего подразделения составляли казаки – терцы. До формирования батальона многие казаки уже прошли боевую закалку в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Югославии. У ермоловцев на военной форме были нашиты казачьи шевроны, некоторые казаки даже в бою носили папахи. Внутри батальона действовала строгая казачья дисциплина, командирами взводов были не офицеры российской армии, а «походные атаманы». Подразделения формировались по принципу землячества, казаки знали и поддерживали друг друга, что способствовало эффективному выполнению боевых задач. В 1 взводе 2-й роты Ермоловского батальона служили казаки Минераловодского района. Командиром взвода был Олег Вячеславович Губенко.

Олег Вячеславович родился в 1967 году в г. Прокопьевске Кемеровской области в семье служащих. С 1978 года семья Олега Вячеславовича проживает в Минераловодском районе Ставропольского края. После окончания школы, а затем после службы в рядах Вооруженных Сил СССР трудился в различных областях народного хозяйства. В 1991 году принял активное участие в процессе возрождения казачества в Ставропольском крае. Был на должностях заместителя атамана по идеологии, казначея, начальника штаба, председателя Суда чести, походного атамана, хуторского атамана, с 1999 по 2009 год - атаман Минераловодского отдела Терского войскового казачьего общества. В настоящее время - депутат Краевой Думы, член фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия», член комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению; член комитета по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству. [6]

Боевой путь терцев проходил от станицы Червленой к городу Грозному и далее, в предгорье Ачхой - Мартанновского района. Ермоловский батальон находился в зоне военного конфликта два месяца. Ермоловцы ещё не успели пройти учений, как пришел приказ выдвинуться из станицы Червленной в Грозный. 8 марта батальон принял первое боевое крещение в Заводском районе города. Не имея времени провести разведку, батальон попал в засаду, но отбился и отошел. Казачий батальон за время военных действий показал высокие боевые качества, храбрость и героизм, недаром 100 бойцов награждены Орденом Мужества.

«Трагической страницей в истории батальона стал бой за Орехово. По расчетам командования, взять село за две недели должны были два полка и батальон. Но ермоловцы справились собственными силами за полтора дня и вошли в село. При штурме погибло 12 казаков, 50 были ранены. В том бою погиб и атаман Перепелицын. 28 марта Валентин Иванович привез своим бойцам гуманитарную помощь.

Узнав, что завтра будут брать Орехово, решил идти вместе со своими казаками. Его отговаривали, ведь атаману было 53 года. Но Валентин Иванович шёл в бой рядом с солдатами. И он спас своих ребят, отбив атаку боевиков» [7] Казаки Минераловодского отдела Терского казачьего войска свято чтут память отважного атамана. В конце апреля горстка казаков - остатки батальона - были выведены в Прохладный и распущены по домам.

В составе батальона имени Ермолова воевал наш земляк родовой казак Метликин Валерий Степанович. Валерий Степанович родился в городе Тбилиси. Детство, юность и молодость Валерия Степановича прошли на Урале. В 1992 году приехал в Ставропольский край, в село Побегайловку и сразу же вступил в казачье общество. Начавшиеся события в Чечне не оставили его равнодушным, и возрасте 54 лет он оказался в зоне военного конфликта. Как вспоминает походный атаман Губенко О.В., 8 марта1996 года, когда батальон выполнял первую боевую задачу, Валерию Степановичу исполнилось 55 лет. По возвращении из Чечни Валерий Степанович продолжил свое дело в казачьем обществе, получил чин есаула, был избран атаманом. Метликин Валерий Степанович являлся председателем совета стариков Минераловодского отдела, членом Совета стариков Терского казачьего войска. Во вторую чеченскую компанию, 2000 году, в тех же местах воевал сын Метликина Валерия Степановича, Александр.

Батальон имени генерала Ермолова А.П. стал уникальным явлением в истории казачества, истинным примером казачьего возрождения. Ермоловцы стали наставниками для молодого поколения. После распада СССР и изменения международной обстановки у границ России стали возникать региональные конфликты. Российские власти не вмешивались во внутренние дела суверенных государств, ссылаясь на международное право. Поскольку в ходе региональных вооруженных конфликтов страдало русскоязычное население, среди жителей России нашлось много желающих оказать помощь этим регионам. Одними из первых отозвались казаки. Так было в Приднестровье, в Абхазии. Поддержка абхазскому народу оказывалась не только политическими средствами, но и участием казачьих отрядов в боевых действиях.

О славе русского казаков знают не понаслышке и на Балканах. Балканские народы в самые сложные моменты своей истории находили поддержку русской армии, в том числе и казаков. Поэтому в период Боснийского кризиса в 1992-93 годов у сербов и боснийцев появилась идея собрать в районе Вишеграда значительное количество русских добровольцев, которые зарекомендовали себя в боях с моджахедами. Позднее там появился и действовал казачий отряд численностью около сорока человек, так называемая, Первая казачья сотня. Казакам - добровольцам пришлось участвовать в самом тяжелом бою - за высоту Заглавак. Бой длился четыре часа, трое бойцов было убито и еще трое получили тяжелые ранения, а моджахеды объявили о гибели нескольких десятков своих бойцов. Всего в Вишеграде сейчас девять могил русских добровольцев, одна из улиц города носит имя Козачка - она названа в честь казаков, воевавших там в 1993 году. Как признают сербы, именно русским принадлежит заслуга в том, что Вишеград сейчас не в руках мусульман.

В последний год весь мир говорит о конфликте на Украине. Мир говорит, а помогают защищать жителей Донбасса опять же казаки. Мы нескоро узнаем имена этих героев, без сомнения среди них есть наши земляки, казаки – минераловодцы. Я горжусь ими.


 

Заключение

Особенностью последних лет выступает стремление казачества отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными институтами и политическими партиями, с субъектами Российской Федерации и странами ближнего зарубежья.

  Постепенно сформировалось приоритетное направление работы казачьих обществ – это работа с молодежью. Она подразумевает военно-патриотическое воспитание допризывников; взаимодействие с образовательными учреждениями, реализующими региональный казачий компонент государственного образовательного стандарта; физическая подготовка молодежи в казачьих клубах и секциях.

3-4 октября 2015 года воспитанники спортивной секции, которую патронирует городское казачье общество стали призерами на чемпионате Ставропольского края по кик-боксингу. Среди них были учащиеся Побегайловской школы братья Комлевы Максим и Артем, оба заняли вторые места.

Большую просветительскую работу среди молодежи Побегайловки проводит ансамбль казачьей песни «Желанка». Ансамбль был создан в октябре 1991 года по инициативе Овчинниковой Натальи Андреевны, при поддержке казачьей общины. Наталья Андреевна училась в Краснодарском институте культуры у Захарченко Виктора Гавриловича, профессора, народного артиста СССР, руководителя Кубанского народного хора. Ансамбль, в основном работает на материале своего края, имеет большие связи с народными исполнителями, носителями казачьего народного творчества. В репертуаре преимущественно терские казачьи песни, а также кубанские, донские и хоперские. Звание «народный» ансамбль получил 2 июля 1995 года.

Коллектив ансамбля знакомит молодое поколение с традициями, обрядами казаков. Самым главным делом ансамбля считает Наталья Николаевна сохранить и передать накопленный казачий этнографический материал молодежи. Поэтому при ансамбле действует детская вокальная группа. Воспитанники Натальи Андреевны на разных концертных площадках, участвуют в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах. Например, Семендяева Валерия стала победительницей вокального конкурса « Жемчужина Кавказа». Овчинникова Наталья Андреевна является и моим наставником, любовь к казачьей песни у меня я уверена от прабабушки Марии.

      

В заключении хочу сказать, как бы ни относились обыватели к непростому процессу возрождения казачества, благодаря этому возрождению у потомков появилась возможность узнать о боевых делах своих предков. Огромное спасибо всем тем, кто не на словах, а на деле возрождает казачество, его историю, культуру и боевую летопись. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Прозрителев Г.Н. Ставропольская губерния в историческом, хозяйственном и бытовом отношении.- Ставрополь,1925 г.

2. Жупикова Е. Ф. История Чечни 10-х-30-хгг.XX века. Терское казачество: история, современность. Сборник статей и докладов. Москва

3. Из выступления председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики В. Нахушева в Москве 16 марта 1999 г. Терское казачество: история, современность. Сборник статей и докладов. Москва

4. Воспоминания Колпиковой Е.Д

5. Воспоминания Елового А.А.

6. Интернет ресурс. Сайт партии «Единая Россия»

7. Губенко.О.В. - «Записки Ермоловца»

8. Заседателева Л.Б. Терские казаки. М.: Наука, 1974

9.Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). Ставрополь: Кавказская библиотека, 1991. Т. 1. Т. 2. региональной практической конференции. Кизляр, 2006

10. Воспоминания Кравцовой В.И. Материалы школьного уголка-музея

11.http://kborthodoxy.ru/

12.http://soko.terkv.ru/index

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.