Кроссворд «Тайны целых чисел»
Автор публикации: А. Дьяченко, ученица 6А класса
Кроссворд «Тайны целых чисел»
Автор: Дьяченко Александра, ученица 6 «А» класса
Руководитель: Чигарева Светлана Федоровна, учитель математики и физики высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГОУ "С(К)ОШ-И I-II, V видов", город Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Возраст: 12 лет
Особые условия: Ученица коррекционной речевой школы.
Пояснительная записка
Цель работы: Систематизация и закрепление знаний по темам «Делимость чисел» и «признаки делимости», развитие логического мышления.
Задачи:
Повторить и проверить знание определений (делитель, кратное, простое, составное и др.) и признаков делимости.
Расширить кругозор за счет исторических фактов о математиках (Евклид, Эратосфен, Пифагор).
Способствовать развитию внимательности и точности в работе с определениями.
Время выполнения: две недели
Идея создания: Для Саши математика — это не просто школьный предмет, а любимый мир логики и чисел, который она исследует с неутомимой жаждой знаний. Изучение признаков делимости была отправной точкой, но именно вопрос — «А кто это всё придумал?» — превратил учебный материал в идею для кроссворда. Ученица заинтересовалась древними учеными, которые стояли у истоков математики, и захотела сделать скучную тему «Делимость чисел» более увлекательной, объединив правила с историческими личностями.
Этапы работы:
Прочтение и анализ исторической справки в учебнике «Математика 6», дополнительный поиск информации о математиках - Евклиде, Эратосфене, Пифагоре.
Выделение терминов из темы «Делимость чисел» (делитель, кратное, простое, составное и т.д.) для создания словарной базы кроссворда.
Составление вопросов, чтобы они были интересны и понятны одноклассникам.
Написание мини-сочинения для привлечения внимания «Путешествие в Древнюю Грецию» и создание рисунка в карандаше, чтобы заинтересовать одноклассников.
Создание кроссворда с использованием выбранных слов и вопросов на онлайн-платформе «Тест-Пад».
Кроссворд «Тайны целых чисел» (по теме «Делимость чисел. Признаки делимости») представляет собой многофункциональный дидактический материал, который может быть использован педагогами, работающими с учащимися 5-6 классов, на разных этапах учебного процесса.
Кроссворд создан с использованием бесплатного онлайн-сервиса для создания тестов, опросов и кроссвордов Online Test Pad.
Ссылка: https://onlinetestpad.com/ru (сайт требует регистрации).
На платформе Online Test Pad предусмотрена возможность прохождения тестов, решения заданий и разгадывания головоломок в режиме онлайн с автоматической фиксацией и сохранением всех решений, предоставленных учащимися.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ 1. Какое натуральное число не относится ни к простым, ни к составным? Ответ: ЕДИНИЦА 4. Если число заканчивается не нулём, а какой-то другой цифрой, но при этом делится на 5, какая это цифра? Ответ: ПЯТЬ 6. Если мы точно знаем, что число поделилось и на 2, и на 3, то на какое ещё число оно точно поделится? Ответ: ШЕСТЬ 8. На какое число обязательно должна делиться сумма всех цифр заданного числа, чтобы само число поделилось на 9? Ответ: ДЕВЯТЬ 9. Сколько нулей в конце числа нужно, чтобы оно делилось на 100? Ответ: ДВА 11. Что должно быть равно нулю, чтобы деление считалось выполненным нацело? Ответ: ОСТАТОК 12. Если одно число делится на другое, то первое называется его…. Ответ: КРАТНОЕ 13. Любое число, которое поделилось на 9, обязательно поделится и на какое другое число? Ответ: ТРИ 15. Если одно число делит другое число ровно, без остатка, как мы называем это число Ответ: ДЕЛИТЕЛЬ 16. Как мы называем числа, у которых делителей больше, чем два? Ответ: СОСТАВНОЕ 17. Если у числа есть только два делителя (оно само и 1), как оно называется? Ответ: ПРОСТОЕ | ПО ВЕРТИКАЛИ 2. Как называется то число, которое мы собираемся делить? Ответ: ДЕЛИМОЕ 3. На какое число точно делится любое число, если оно заканчивается на 0? Ответ: ДЕСЯТЬ 4. Чьё имя носила самая первая школа, где начали изучать, как делятся числа? Ответ: ПИФАГОР 5. Как мы называем число, которое делится на 2? Ответ: ЧЁТНОЕ 7. Какой очень древний греческий учёный придумал самый известный способ, чтобы быстро найти НОД двух чисел? Ответ: ЕВКЛИД 9. Какое наименьшее число, кроме 1, является делителем для всех чётных чисел? Ответ: ДВА 10. Кто придумал "решето", чтобы "отсеять" все простые числа? Ответ: ЭРАТОСФЕН 14. Какое действие мы должны сделать со всеми цифрами числа, чтобы проверить, делится ли оно на 3? Ответ: СЛОЖЕНИЕ |
мини-сочинение
Путешествие в Древнюю Грецию
Я сидела над учебником, пытаясь запомнить все признаки делимости, и немного скучала. Вдруг, читая историческую страничку, я увидела очень древние и красивые имена: Пифагор, Эратосфен, Евклид. Я задумалась: кто были эти люди и почему они придумали столько правил для обычных чисел? И тут я представила, что отправилась в путешествие.
Сначала я увидела Пифагора. Он был очень важным, но добрым, и он не просто считал, а относился к числам как к живым существам. Он объяснял, что числа бывают простыми — они ни с кем не хотят делиться, только с собой и единицей, — и составными, которые очень общительны и имеют много друзей-делителей. Вся его школа верила, что числа управляют миром!
Потом я встретила Эратосфена. Он стоял у огромного листа пергамента, который был похож на решето. Он объяснил, что с помощью этого «решета» он находит самые редкие и особенные числа — те самые, простые. Он показал мне, как быстро отсеять все лишнее и оставить только самые главные, нерушимые кирпичики математики.
А в библиотеке я нашла мудрого Евклида. Он был очень стареньким, но его глаза светились умом. Он показал мне один очень хитрый способ, как, не перебирая все подряд, мгновенно найти наибольший общий делитель даже для очень больших чисел. Это было похоже на волшебный фокус, но основанный на чистой логике.
Вернувшись к домашнему заданию, я поняла, что признаки делимости — это не просто скучные правила, а настоящий секретный код, который придумали ученые. И тогда я поняла, как скучные правила помогают понять, как устроен мир чисел.

Список использованной литературы и источников
Виленкин, Н. Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – Москва: Мнемозина, 2013. – 288 с.
Решето Эратосфена [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Sieve_of_Eratosthenes
Шинкаренко, К. Пифагор и его школа: индивидуальный проект / К. Шинкаренко // Обучонок: индивидуальные проекты и исследовательские работы. – [Электронный ресурс]. – 2024. – URL: https://obuchonok.ru/node/10727
Наибольший общий делитель: алгоритмы нахождения [Электронный ресурс] / Команда Тетрики // Тетрика : онлайн-школа. – 04.09.2024. – URL: https://tetrika-school.ru/blog/naibolshii-obshchii-delitel/
5

Елена Алексеевна