Автор публикации: М. Гончарова, ученица 9И класса
Предварительный просмотр презентации
Ложкарный промысел Выполнила ученица 9И класса Гончарова Милена
Ложкарный промысел был распространён в Вятской, Архангельской, Оренбургской губерниях. Особенно широкого развития он достиг в Нижегородской. Более, чем в 130 сёлах Семёновского уезда занимались ложкарным делом на промышленной основе. Ложкарный промысел был распространён в Вятской, Архангельской, Оренбургской губерниях. Особенно широкого развития он достиг в Нижегородской. Более, чем в 130 сёлах Семёновского уезда занимались ложкарным делом на промышленной основе. Уезд насчитывал боле 8000 ложкарей, которые в год вырабатывали до 150 млн ложек, которые расходились по всей России. В основном, ложкарное дело развивалась в областях, богатых лесами, но где слабо было развито сельское хозяйство. Тем не менее, ложкарством занимались, по большей части, в холодное время года, когда не было полевых работ.
Ложки изготавливались из тех древесных пород, которые были под рукой у мастеров: берёзы, осины, ольхи, груши, яблони, рябины, ивы, клёна. Но основным материалом была липа — мягкая и лёгкая. Есть документальные свидетельства изготовления ложек из самшита: через Каспийское море по Волге древесину доставляли на Нижегородскую ярмарку, а оттуда она попадала к ложкарям.
Изготовлением ложек мог заниматься как один мастер, так и несколько. В семье, как правило, процесс делили на операции. Первый этап — битьё баклушей: от чурбака топором отбивали края, которые служили заготовками для ложек. С этой работой справлялись дети 5-6 лет и старики. Затем тесальщик (подросток лет 10-15) выдалбливал черновую форму ложки. И уже ложкарь вырезал начисто. В среднем на изготовление одной ложки уходило 20 минут. Затем женщины ножом скоблили ложки, убирая шероховатости и неровности.
На этом процесс изготовления ложки можно было считать законченным, если речь шла о простейших изделиях. Более дорогие ложки подвергали дальнейшей обработке: завивальщик на токарном станке вытачивал черенок ложки, придавая ему художественную форму, и передавал красильщикам. Хорошо высушенные ложки обрабатывали специальным составом из мела и глины для отбеливания, натирали сырым льняным маслом и оставляли сушиться. Затем олифили и расписывали. В каждом регионе были свои традиции росписи ложек; наиболее известная — хохломская. После росписи ложки сушили в специальной печи 10-12 часов. Черенки ложек нередко украшали резьбой. Расписные ложки были дороже и шли в употребление только по праздникам; в обычные дни использовались простые деревянные неокрашенные ложки.
Елена Гаврииловна Гончарова
Татьяна Volkova
Елена Алексеевна
Татьяна Volkova