Проектная работа «Мастерица вязального дела»
Автор публикации: С. Харитонова, ученица 10 класса
ПРОЕКТ
«Мастерица вязального дела»
Подготовила:
Харитонова Светлана Сергеевна,
учащаяся 10 класса
МБОУ Раково- Таврической СОШ №6,
х.Жуково- Татарский
Кагальницкого района
Ростовской области
ул. Ленина 20 а
347705
Домашний адрес:
Ростовская область,
Кагальницкий район,
х. Родники,
ул. Гагарина, д.36 а
347705
Тел. (89381346967)
Руководитель:
Шило О.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Раково- Таврической СОШ №6
х.Жуково- Татарский
Кагальницкого района
Ростовской области
ул.Ленина 20 а
347705
Тел. (8928769519105)
х. Жуково- Татарский
2018 год
Оглавление
Введение ..............................................................................................................стр.3
Основная часть.
Знакомство с талантливым человеком: интересные факты из жизни Логонюк Л. А. …………………………………………………………..стр.5
Техника изготовления изделий спицами и крючком.…….…………стр.6
Вклад работ вязальщицы в творческое наследие хуторов
Родниковского поселения……………………………………………….стр.8
Выводы…………………………………………………………..........................стр.9
Заключение…………………………………………………………….............стр.9
Библиография………………………………………………………………….стр.10
Приложение
Введение
Донской край – край замечательных людей. Среди них имена писателей, художников, кинорежиссёров, конструкторов, получивших всемирную известность. Также на Дону живут люди, пока еще не так знамениты, но в районе уже узнаваемы по работам, сделанными своими умелыми руками. Речь идёт о жительнице хутора Родники Логонюк Людмиле Александровне.
В настоящее время человек занят своими повседневными делами и редко обращает внимание на талантливые работы, способные пробудить даже в «захудалой» душе любовь и уважение к родному краю, к духовному миру своих земляков. Как волонтёр я считаю, чтобы творчество одарённых людей было замечено, способствовало духовному обогащению окружающих. В этом и вижу АКТУАЛЬНОСТЬ проекта, ЦЕЛЬЮ которого является знакомство с художественным миром жительницы хутора Родники Логонюк Л. А. через освоение замысла вязания игрушек и техники их изготовления.
Для достижения цели были поставлены ЗАДАЧИ:
Познакомиться с интересными фактами из жизни вязальщицы.
Изучить техники изготовления поделок вязания крючком и спицами.
Определить неоценимый вклад работ Людмилы Александровны Логонюк в развитие творческого наследия жителей села.
В ходе работы над проектом была выдвинута ГИПОТЕЗА, что мастерство Людмилы Александровны- это не только талант от природы, но и мастерство, отточенное годами в ходе вязания одежды, предметов быта и мягких игрушек.
Смотришь на работы и удивляешься: сколько доброты, терпения и умения творца они содержат. Поэтому ОБЪЕКТОМ исследования является творчество Логонюк Л.А. , а ПРЕДМЕТОМ- её работы, представленные разными темами и техниками вязания.
Исследования проводились в доме, где проживает мастер, по улице Комсомольской д.1, кв.2 хутора Родники Кагальницкого района, а также по месту организованных выставок работ - в здании Сельской библиотеки, СДК.
Основными МЕТОДАМИ при написании исследовательской работы были:
интервьюирование;
описательный метод;
метод сравнительного анализа;
статистический метод;
метод опроса.
Не обошлось без дополнительных источников, позволивших ближе познакомиться с особенностями техники вязания игрушек крючком. В этом помогли данные, взятые из сети Интернет, а также из специальной литературы по изготовлению вязаных игрушек (см.: Библиография).
Основная часть
Знакомство с талантливым человеком: интересные факты из жизни Логонюк Л. А.
Для человека с талантом и любовью
к труду не существует преград.
Л. Бетховен
В хуторе Родники Кагальницкого района живет замечательная вязальщица Логонюк Людмила Александровна. Её дом находится по улице Комсомольская, 1 кв.2- это музей вязаной игрушки. Попасть в него легко: живет кукольных дел мастер у главной улицы, прямо на въезде в хутор. Мне довелось побывать у мастерицы в гостях.
Людмила Александровна встречает с порога радушно, приглашает в дом и угощает сладким чаем с печеньем. Думаю: вот и выдался случай познакомиться с моей односельчанкой поближе, узнать, чем же известна в нашем районе, казалось бы, обычная пенсионерка. Но это не так!
Узнаю, что Людмила Александровна родилась в хуторе Красные Лучи Зерноградского района Ростовской области. Уже с раннего детства стала заниматься рукоделием. Первые её работы- это вязаные шарфы, носочки, кофточки для себя и для её домочадцев. И только уже в зрелом возрасте, примерно 6 лет назад, освоила технику вязания игрушек. А началось это с предложения её близкой подруги связать Дракона и Деда Мороза. После этого, по словам хозяйки дома, она так и не смогла остановиться. Да к тому же пришло время пенсии, так свободного времени появилось больше. Рукоделие, по словам мастерицы, не только трудоёмкая, но и затратная работа. Это Людмилу Александровну не останавливает: она носит очки, глаза устают, с финансами помогают родственники. К тому же, дочь рукодельницы тоже занимается вязанием, но только, в основном, цветами. Какими работами радует нас Людмила Александровна? Всем на удивление- куклами!
Вот хозяйка приглашает меня в зал. Захватывает дух от сказочных персонажей: Чебурашка и Крокодил Гена, Грибы, Драконы, Волк, Коза и семеро козлят, персонажи Репки, тут же находятся дома сказочных героев, цветочки в горшках. Невозможно охватить глазами сразу всех обитателей комнаты игрушек, есть здесь совсем миниатюрные, помещающиеся на ладошке, а есть куклы- великаны величиной с двухлетнего ребенка (см.: Приложение, табл.1., рис.7). Ходишь по импровизированному выставочному залу, любуясь куклами, восхищаясь мастерством создателя, а куклы словно провожают тебя взглядом: с добром ли пришел, с лаской…
«Больше ста кукол, но это часть кукольной страны,- с улыбкой говорит гостям хозяйка- мастерица.- Столько же хранится у дочери».
Яркие, красочные цвета, тончайшая, почти ювелирная работа мастерицы не могут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых. Покорили они и меня.
2. Техника изготовления изделий спицам и крючком
История вязания спицами и крючком давняя. Это занятие было широко распространено в европейских странах как занятие весьма полезное. Как не странно, вязание было исключительно мужским занятием, а в сейчас в основном- женским. Первыми создали схему рисунка для вязания голландцы. А целостная система знаков для вязания появилась позже, в 19 веке. Теперь же какой только техники вязания не существует! И всё можно найти в сети Интернет. Попробуй, разберись в этой системе значков без начальных азов.
Для изготовления игрушек Людмила Александровна применяет технику кругового вязания, при которой в первую очередь провязывается кольцо- основание поделки. Часто при этом полотно вяжется без соединительных столбиков, что создаёт эффект бесшовного изделия: «амигуруми — это японское искусство создания вязаных миниатюрных игрушек с помощью спиц или крючка» (Слижен, 2016,7).
Этой техникой были связаны Бабка и Дед из сказки «Репка» (см.: Приложение, рис.1), а также все мелкие игрушки, размер которых оставляет около 10-15 сантиметров.
Для отделки связанных кукол используются любые материалы, которые есть под рукой: тонкие шнуры, бисер, ткани, фетр и др. Образ игрушки дополняется различной вышивкой: умелые руки вязальщицы вышивают ротики и брови, полоски на шкуре, нашивают стеклянные глаза. И тут волшебство: игрушки оживают, обретают свою душу.
Людмила Александровна все время совершенствует свое мастерство, используя в работе новые методики утяжки для рта и ушей, углубления для глаз, осваивает нанотехнологии и материалы. Кажется, куда дальше стремиться- перед нами великолепные работы, но мастер анализируя свои
творения, как добрая мать наблюдает за становлением детей, находит промахи, несовершенство в работах, поэтому куклы становятся все сложнее в изготовлении (см.: Приложение, рис.6).
Нужно отметить, что руки Людмилы Александровны творят чудеса и крючком, и спицами: кружевные покрывала украшают диван и кресла, дорожка в кукольном царстве тоже творение рук мастерицы, на стенах панно, связанное крючком (см.: Приложение, рис.2). Мастерица вязания освоила многие способы вязания крючком, среди них способы вязания столбиков с накидкой, удлинённые и рельефные столбики, а также такой вид вязаний как «рачий шаг», когда крючком обвязывают края изделия и оно сохраняет форму. Техника брумстик или так называемое перуанское вязание придает изделиям Людмилы Александровны ажурный вид. Все эти способы видны в деталях игрушек и других вязаных изделиях, ели приглядеться внимательнее.
Счёт вязаных игрушек переходит за две сотни, и каждое может включать в себя несколько способов вязания. Это в очередной раз подтверждает сложность изготовления изделия и мастерство его автора.
3.Вклад работ вязальщицы в творческое наследие хуторов Родниковского поселения.
Работы Людмилы Александровны, сделанные с любовью, несут добро, дарят частицу душевного тепла всем, кто видит прекрасное творение прекрасных рук сельской женщины.
Её работы можно увидеть на выставках и в сельской библиотеке, и в СДК, даже в выставочном павильоне жителей села на праздновании Ивана Купала. Так, в предверии 75-летия со дня образования Ростовской области 12 сентября в х. Родники состоялось праздничное мероприятие «Я тем горжусь, что родом из Донского края». В фойе сельского клуба была оформлена первая выставка работ Логонюк Людмилы. И с этой выставки жители узнали о таланте своей землячки, и её работы стали чаще появляться на праздниках.
Работы Людмилы Александровны нельзя не заметить. Конечно, по своей тематике они близки детям. В преддверии Нового года сельским библиотекарем в 2017 году была организована выставка новых работ мастерицы, они-то и вызвали большой восторг у малышей. На выставку прибегали толпы детворы и из детского сада, и из школы (см.: Приложение, рис.3). Даже старшее поколение было заинтересовано работами мастера, чтобы научиться тоже вязальному делу.
О таланте Людмилы Александровны напечатано в сентябрьском номере газеты «Кагальницкие вести» за 2017 год (см.: Приложение, рис.4). Жители хуторов Родниковского сельского поселения уже по сами работам узнают имя их автора. Об этом говорят результаты соцопроса, проведённого среди жителей села Жуково- Татарский. Опрошено было 25 человек. Из них 21 человек узнал в изделиях мастерицу Любовь Логонюк (см.: Приложение, рис.8).
Итак, вклад работ землячки в творческое наследие жителей села велик. Её изделия сделаны с любовью и несут тепло рук мастера, а сказочные персонажи помогают верить только в добро и побеждать зло.
Выводы
В ходе изучения творчества жительницы х. Родники выдвигалась гипотеза, что мастерство Людмилы Александровны- это не только талант от природы, но и мастерство, отточенное годами в ходе вязания одежды, предметов быта и мягких игрушек. Это предположение находит своё подтверждение в самих работах, которые с годами становятся сложнее, соединяя в себе несколько техник вязания крючком и спицами. В дальнейшем продолжу наблюдения за новыми работами вязальщицы и их тематикой. Данные моих исследований помогут пополнить информацией школьный музей о талантливых людях сёл Родниковского поселения. Это в свою очередь даст возможность и другим жителям знакомиться с творческим наследием наших земляков. Можно сделать вывод, что поставленная цель исследовательской работы была достигнута.
Заключение
Я считаю, что творческое наследие жителей села- важное направление в исследовательской работе волонтёрского движения молодёжи Кагальницкого района.
Хутора Родниковского сельского поселения не так многолюдны, и редкостью являются талантливые жители. Мы гордимся такими сельчанами, творческие работы которых несут в себе один позитив!
В процессе работы над проектом я познакомилась с таким талантливым человеком- вязальщицей кукол. Своим вниманием к её творчеству привлекла одновременно внимание и моих сверстников к работам вязальщицы– великолепным игрушкам. В результате –собрала большой материал для школьного музея. А самой Людмиле Александровне было приятно общение с молодым поколением, проявляющим интерес к её мастерству.
Хочется выразить благодарность за оказанную помощь в сборе информации по теме работы вязальщице Логогнюк Людмиле Александровна, а также сельскому библиотекарю Бызовой В.И. и работнику СДК, исполняющей обязанности директора Емельяновой Т.И.
Библиография
Слижен С. Конструктор вязаных игрушек. -М.: «Эксмо», 2016.
Анни С.И.185 узоров вязания крючком.- М.: Мода и рукоделие, 2010.
Интернет- ресурсы:
1.Вязание: техника и приёмы [электронный ресурс].-Режим доступа.- http://www.darievna.ru/category/vyazanie
2. Вязание амигуруми игрушек крючком [электронный ресурс].-Режим доступа.- http://bebi.lv/rukodelie.-vjazanie-kryuchkom-i-spicami/kak-svyazat-igrushku-amigurumi-kryuchkom.html
3.Техника вязания игрушек [электронный ресурс].-Режим доступа.- http://nauchitsya-sdelat.ru/vyazhem-igrushki-kryuchkom/
Приложение
Рис.1
Герои сказок. Вязание крючком и спицами.
Рис.2
Кружевные изделия. Игрушки.
Рис.3
Выставка игрушек в здании сельской библиотеки.
Рис.4
Публикация в газете «Кагальницкие вести»
Рис.5
Фото мастерицы и её творений
Рис.6
Сложность техники вязания на примере игрушек –героев
мультфильма «Ну! Погоди!»
Таблица 1
(составлена автором)
Тематика вязаных игрушек
№ п/п |
Название темы |
Количество, шт. |
Всего игрушек- 224 шт. В % отношении от общего кол-ва |
1 |
Герои русских народных сказок |
42 |
19% |
2 |
Герои мультипликационных фильмов |
37 |
17% |
3 |
Животные- символы Нового года |
8 |
4% |
4 |
Другие животные |
39 |
17,3 |
5 |
Растения |
27 |
11% |
6 |
Прочие игрушки (предметы героев, кукольные домики и т.д.) |
71 |
31,7 |
Рис.7
(составлен автором)
Тематика вязаных игрушек, в %
Рис.8
(составлен автором)
Результаты соцопроса