Проект «Дело мастера боится»
Климов А.И.
педагог технологии
МБОУ «Школа – интернат №8»
Проект «Дело мастера боится»
Пояснительная записка.
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся.
В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Одна из основных задач – профессиональная подготовка детей с нарушением интеллекта к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве; повышение престижа рабочих профессий.
Актуальность.
Обучающиеся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-трудовой адаптации является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, в применении знаний в практической деятельности. А также обусловлена тем, что занятия ручным трудом развивают мелкую моторику рук, глазомер, скорость и координацию движений, физическую силу и выносливость, внимательность и усидчивость, улучшают память и речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, выбранная тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат для реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.
Предлагая ребятам участие в проекте «Дело мастера боится», мы знакомим их с организацией работы деревообрабатывающих предприятий, эффективным использованием древесных материалов, оборудования, соответствующих расчетов, параметров технологического процесса, проведение стандартных испытаний древесных материалов и изделий.
Процесс освоения данных компетенций поможет в дальнейшем при выборе таких профессий, как столяр, плотник, краснодеревщик.
Новизна проекта заключается в том, что данный проект рассчитан
на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончанию школы. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Особенности проекта.
Организация профориентационной работы посредством внеурочных занятий профильного труда на базе МБОУ «Школа – интернат №8»
Практико – ориентированная деятельность, моделирующая элементы определенного вида технологического (производственного) процесса, позволяющая обучающимся сформировать целостное представление о конкретных профессиях и сделать предварительные выводы о своей готовности к ней.
Целью проекта является расширение спектра социальных компетенций подростков, проявляющих интерес к столярному делу.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию интереса и представлений о многообразии профессий людей, связанных с обработкой древесины.
2. Предоставить детям возможность для творческой самореализации посредством работы на станках, а также при использовании различных инструментов.
3. Совершенствование коммуникативных умений и навыков.
4. Содействовать расширению кругозора и социальной компетенции детей с ОВЗ.
Участники проекта: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса МБОУ «Школа – интернат №8».
Сроки реализации проекта: занятия проводятся 2 раза в неделю по 40мин. Реализация проекта в течение 1 учебного года.
Этапы реализации проекта.
Поисковый этап (подготовительный).
Технологический этап.
Заключительный этап.
План реализации проекта.
№ | Наименование темы | Мероприятие | Количество часов |
Поисковый этап. | |||
1. 2. | Знакомство с профессиями людей, связанных с обработкой древесины. Обоснование необходимости изготовления изделия. | Видеоролики об организации работы деревообрабатывающих предприятий, лесозаготовительных предприятий. Рассказ о значении профессий: столяр, плотник, краснодеревщик. Функциональное предназначение изделия. Требования к изделию. Экологические требования. | 4ч. 4ч. |
Технологический этап. | |||
3. | Разработка конструкции и технологии изготовления изделия. | Знакомство с оборудованием. Подбор материалов и инструментов. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы. | 2ч. 2ч. 2ч. 4ч. 42ч. |
Заключительный этап. | |||
4. | Окончательный контроль готового изделия. | Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проектного изделия. | 2ч. 2ч. 4ч. |
Формы организации деятельности.
В профессиональной ориентации детей с ОВЗ использовались различные формы работы, такие, как групповые занятия по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладали индивидуальные формы работы. Профориентационной работе предшествовало ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростков, а также учитывалась специфика основных нарушений обучающихся.
Учебно-материальная база мастерской, оборудование, оснащение.
Для изготовления изделий из древесины, ДВП, ДСП, фанеры необходимо использовать ручные деревообрабатывающие инструменты, станки и оборудование:
- столярный верстак;
- разметочный инструмент: угольник, карандаш, чертилка и рейсмус;
- столярная ножовка;
- рубанок;
- стамеска;
- киянка;
- сверлильный станок;
- токарный станок.
Материалы:
Разные породы древесины, ДВП, ДСП, фанера.
Ожидаемые результаты:
1. Изготовление изделия из древесины, ДВП, ДСП, фанеры.
2. Наличие представлений о технологии изготовления сборочных единиц, распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
3. Получение практического опыта при работе на станках и при использовании различных инструментов.
4. Проявление личной инициативы, активности, ответственности и творческих способностей при создании изделий.
5. Изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы.
Оценка рисков.
Существуют риски в реализации данного проекта. Изготовление изделия - процесс поэтапный и сложный, который требует концентрированности внимания, и мелкую, порой кропотливую работу. Фантазия детей безгранична, а возможности наших детей имеют ограничения из-за некоторых особенностей. Многие ребята испытывают затруднения в запоминании материала, без многократных повторений они быстро забывают материал, так как приобретенные ими условные связи быстро угасают, и они не могут вовремя воспользоваться приобретенными знаниями на практике. Также у обучающихся низкая мотивация участия в проекте.
Чтобы снизить данные риски в процессе работы, мы применяем дифференцированный и индивидуальный подход, предлагаем посильные задания для каждого ребенка, учитывая его физиолого-психические особенности.
Перспектива дальнейшего развития проекта.
Выбор будущей профессии – важное решение в жизни молодого поколения. Поэтому задача родителей и педагогов, сориентировать подростка при выборе профессии, опираясь на его способности, интересы и возможности. Дальнейшее развитие проекта предполагает изготовление предметов домашнего быта и участие ребят в мастер – классах, экскурсиях на производство и деревообрабатывающие предприятия нашего города. Это поможет расширить представления и знания ребят в интересующей их профессиональной области, проанализировать и проиграть те ситуации, которые могут произойти с ними в будущем, активизировать интерес к рабочим профессиям.
Способы и методы оценки проекта: участие в конкурсах, выставках.