Проект «Дело мастера боится»

1
0
Материал опубликован 31 October 2022


Климов А.И.

педагог технологии

МБОУ «Школа – интернат №8»

Проект «Дело мастера боится»

Пояснительная записка.

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся.

В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Одна из основных задач – профессиональная подготовка детей с нарушением интеллекта к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве; повышение престижа рабочих профессий.

Актуальность.

Обучающиеся в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья имеют разнообразные социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические проблемы, разный уровень психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-трудовой  адаптации   является одной  из  самых  актуальных  и острых  проблем  в  современном  обществе.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, в применении знаний в практической деятельности. А также обусловлена тем, что занятия ручным трудом развивают мелкую моторику рук, глазомер, скорость и координацию движений, физическую силу и выносливость, внимательность и усидчивость, улучшают память и речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, выбранная тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат для реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.

Предлагая ребятам участие в проекте «Дело мастера боится», мы знакомим их с организацией работы деревообрабатывающих предприятий, эффективным использованием древесных материалов, оборудования, соответствующих расчетов, параметров технологического процесса, проведение стандартных испытаний древесных материалов и изделий.

Процесс освоения данных компетенций поможет в дальнейшем при выборе таких профессий, как столяр, плотник, краснодеревщик.

Новизна проекта заключается в том, что данный проект рассчитан

на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений воспитанников, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончанию школы. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Особенности проекта.

Организация профориентационной работы посредством внеурочных занятий профильного труда на базе МБОУ «Школа – интернат №8»

Практико – ориентированная деятельность, моделирующая элементы определенного вида технологического (производственного) процесса, позволяющая обучающимся сформировать целостное представление о конкретных профессиях и сделать предварительные выводы о своей готовности к ней.

Целью проекта является расширение спектра социальных компетенций подростков, проявляющих интерес к столярному делу.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию интереса и представлений о многообразии профессий людей, связанных с обработкой древесины.

2. Предоставить детям возможность для творческой самореализации посредством работы на станках, а также при использовании различных инструментов.

3. Совершенствование коммуникативных умений и навыков.

4. Содействовать расширению кругозора и социальной компетенции детей с ОВЗ.

Участники проекта: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса МБОУ «Школа – интернат №8».

Сроки реализации проекта: занятия проводятся 2 раза в неделю по 40мин. Реализация проекта в течение 1 учебного года.


Этапы реализации проекта.

Поисковый этап (подготовительный).

Технологический этап.

Заключительный этап.


План реализации проекта.

Наименование темы

Мероприятие

Количество часов

Поисковый этап.

1.










2.

Знакомство с профессиями людей, связанных с обработкой древесины.








Обоснование необходимости изготовления изделия.

Видеоролики об организации работы деревообрабатывающих предприятий, лесозаготовительных предприятий.

Рассказ о значении профессий: столяр, плотник, краснодеревщик.


Функциональное предназначение изделия.

Требования к изделию.

Экологические требования.


4ч.










4ч.

Технологический этап.

3.

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия.



Знакомство с оборудованием.

Подбор материалов и инструментов.

Организация рабочего места.

Инструктаж по технике безопасности.

Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.

2ч.

2ч.


2ч.

4ч.



42ч.

Заключительный этап.

4.

Окончательный контроль готового изделия.


Испытание изделия.

Анализ того, что получилось, а что нет.

Защита проектного изделия.

2ч.

2ч.


4ч.


Формы организации деятельности.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ использовались различные формы работы, такие, как групповые занятия по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладали индивидуальные формы работы. Профориентационной работе предшествовало ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростков, а также учитывалась специфика основных нарушений обучающихся.

Учебно-материальная база мастерской, оборудование, оснащение.

Для изготовления изделий из древесины, ДВП, ДСП, фанеры необходимо использовать ручные деревообрабатывающие инструменты, станки и оборудование:

- столярный верстак;

- разметочный инструмент: угольник, карандаш, чертилка и рейсмус;

- столярная ножовка;

- рубанок;

- стамеска;

- киянка;

- сверлильный станок;

- токарный станок.

Материалы:

Разные породы древесины, ДВП, ДСП, фанера.

Ожидаемые результаты:

1. Изготовление изделия из древесины, ДВП, ДСП, фанеры.

2. Наличие представлений о технологии изготовления сборочных единиц, распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.

3. Получение практического опыта при работе на станках и при использовании различных инструментов.

4. Проявление личной инициативы, активности, ответственности и творческих способностей при создании изделий.

5. Изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди обучающихся школы.


Оценка рисков.

Существуют риски в реализации данного проекта. Изготовление изделия - процесс поэтапный и сложный, который требует концентрированности внимания, и мелкую, порой кропотливую работу. Фантазия детей безгранична, а возможности наших детей имеют ограничения из-за некоторых особенностей. Многие ребята испытывают затруднения в запоминании материала, без многократных повторений они быстро забывают материал, так как приобретенные ими условные связи быстро угасают, и они не могут вовремя воспользоваться приобретенными знаниями на практике. Также у обучающихся низкая мотивация участия в проекте.

Чтобы снизить данные риски в процессе работы, мы применяем дифференцированный и индивидуальный подход, предлагаем посильные задания для каждого ребенка, учитывая его физиолого-психические особенности.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

Выбор будущей профессии – важное решение в жизни молодого поколения. Поэтому задача родителей и педагогов, сориентировать подростка при выборе профессии, опираясь на его способности, интересы и возможности. Дальнейшее развитие проекта предполагает изготовление предметов домашнего быта и участие ребят в мастер – классах, экскурсиях на производство и деревообрабатывающие предприятия нашего города. Это поможет расширить представления и знания ребят в интересующей их профессиональной области, проанализировать и проиграть те ситуации, которые могут произойти с ними в будущем, активизировать интерес к рабочим профессиям.

Способы и методы оценки проекта: участие в конкурсах, выставках.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.