Проектная работа в начальной школе «Сквер родного села» (3 класс)
Методическая разработка проектной задачи.
Тема проекта: «Сквер родного села».
Пояснительная записка.
Школа: МБОУ « Кишертская средняя общеобразовательная школа им. Л.П. Дробышевского».
Учитель: Ватолина Светлана Анатольевна
Рекомендуемый класс: 3
Тип задачи: межпредметный.
Предметы: краеведение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Рекомендуемое время: 2 урока и одно внеурочное занятие, каждое по 40 мин. В течение 3-х учебных недель.
Вид деятельности: творческий проект, экскурсия, игровой момент, групповая работа коллективная работа.
Цель: создание художественного дизайн - проекта на доске (проект-продукт) «Сквер родного села».
Задачи:
Познакомить с историей возникновения Кишертского сквера;
Формировать познавательный интерес к родному краю, к малой родине, к окружающей среде;
Организовать творческие группы «Ландшафтные дизайнеры», «Скульпторы», «Художники - архитекторы», «Мастера художественной ковки»;
Формировать умения целеполагания задания в каждой творческой группе;
Формировать навыки разработки плана работы в каждой творческой группе;
Формировать навыки последовательности в выполнении работы;
Развивать художественные и творческие способности, воображение и фантазию;
Развивать коммуникативные навыки групповой работы, навыки публичного выступления;
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к работе сверстников.
Необходимые предметные знания, умения, навыки для выполнения творческой проектной задачи:
Соблюдение правил техники безопасности, правил поведения на экскурсии;
Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке и внеурочных занятиях в пределах школы и на экскурсии;
Уметь задавать конкретные вопросы на экскурсии и по проектной задаче;
Уметь выбирать необходимые материалы и инструменты;
Уметь организовать рабочее место;
Уметь правильно работать с материалами;
Уметь находить верные решения и оптимальные варианты выполнения работы;
Уметь рисовать эскизы;
Анализировать рисунки и выбрать лучший вариант для выполнения;
Самостоятельно выбирать оригинальную изобразительную технику;
Знать и уметь пользоваться основными правилами цветоведения;
Уметь чертить простые планы;
Уметь подобрать цветовую гамму для деталей проекта и корректировать цвет в практической работе;
Уметь адекватно оценивать свою работу и работу сверстников;
Правильно отвечать на возникающие вопросы по проекту, отстаивать свою точку зрения.
Планируемые межпредметные результаты:
Участники проекта узнают:
Основную информацию о месте отдыха сквере;
О экологических возможностях сквера в сельской местности;
Историю появления Комсомольского сквера в Кишерти;
Деятельность художников;
Стили и элементы ландшафтного дизайна сквера;
Дети научатся:
Использовать информационные источники в творческой работе;
Планировать собственную и групповую работу;
Грамотно и гармонично использовать различные изобразительные материалы;
Использовать умения и навыки изобразительных нетрадиционных техник;
Выдерживать стилистическое направление в отдельных элементах общей композиции;
Создавать цветовые элементы композиции, с учетом стилистического коллективного проекта;
Передавать настроение в выборе формы и цветовой гамме объектов проекта;
Коммуникативным навыкам общения в коллективной, групповой работе.
Критерии оценивания:
Составление общей композиции из работ творческих групп на доске. Представление и защита работ творческих групп.
"Отлично" выставляется всей творческой группе, если работа выполнена в полном объеме, крупно, четко, аккуратно, ярко. Рисунки, аппликации, схемы, чертежи объектов выполнены в одной стилистике и соответствует эстетическим требованиям оформления скверов. Работа оригинальная, интересная.
Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Все принимали посильное (в соответствии своих возможностей) участие в работе.
Работа имеет возможность применения, интересно продумана и представлена защита работы творческой группы.
"Хорошо" выставляется всей творческой группе, если работа выполнена в полном объеме, но есть небольшие разногласия в стилистике общей композиции, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Принимали участие все, но не в полной мере.
Если объекты в виде рисунков, схем, аппликаций, выполнены аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны.
Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у некоторых участников группы наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Работа имеет хорошую возможность индивидуального применения. Защита представлена стандартно.
"Удовлетворительно" всей группе выставляется, если работа выполнена, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению объектов в плане его эстетического содержания, несоблюдения размерного плана, используется стандартный материал, простые формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес некоторых участников группы к изобразительной технике выполнения. В групповой работе участие принимали не все. Защита представлена, но с подсказками учителя.
Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
Итоги защиты проекта желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку художественного, декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.
Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.
Актуальность и обоснование темы проекта.
Важность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Введение новых образовательных стандартов требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены, как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность на уроках, в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Проект разработан для обобщения темы II четверти «Искусство на улицах твоего города. Тема обобщения четверти «Труд художника на улицах твоего города (села) по программе изобразительное искусство под редакцией Б.М. Неменского.
В течение уроков четверти обучающиеся узнавали памятники архитектуры России, Пермского края и родного села, вырезали из бумаги ажурные ограды и фонари, оформляли и украшали витрины, конструировали транспорт будущего, рисовали парки. Для обобщения темы четверти важно, чтобы дети осознали причастность художника к созданию всего предметного мира, окружающего человека.
Решение проектной задачи выполняется в четыре этапа. Первый подготовительный этап посчитала целесообразно провести во внеурочное время, на кружке. Так как занятие разделила на две экскурсии, виртуальную и реальную. 2 этап - конструктивный, 3-технологический, 4-заключительный этапы проекта запланированы на 2 обобщающих урока в четверти по программе.
Тему проектной задачи я постаралась связать с повседневной жизнью, с опытом и интересами детей, с окружающей действительностью в природе и жизни людей, с благоустройством родного села.
Дети с удовольствием принимают участие в проектах «переделках», где могут помечтать, пофантазировать и представить своё преображенное видение нашей жизни дома, во дворе, школе и на улицах родного села. Я считаю, что такие проекты вызывают позитивный эмоциональный отклик, стимулируют к познавательной школьной деятельности, сближает детский коллектив. Надеюсь, что в какой-то степени решение школьных проектных задач, помогает в выборе профессии и дальнейшего жизненного пути.
Технологическая карта проекта «Сквер родного села».
№ |
1.внеурочное занятие |
2.урок |
3.урок |
Этапы проекта |
Подготовительный. |
Конструктивный. |
Технологический. Заключительный. |
Тема занятия |
Экскурсия. |
Художники.
|
Творческая мастерская. |
Цель занятия |
Введение в проблему проекта. Формулировка цели проекта. |
Формирование творческих групп. Изучение и подборка материала для проекта. |
Создание объектов сквера, в любой изобразительной технике, с учетом расположения на доске. |
Необходимые материалы и оборудование |
Фотоаппараты, телефоны с камерами. Компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация. Доска, цветной мел. |
Компьютер, проектор, мультимедийный экран. Гаджеты с выходом в интернет. Изобразительные материалы для выполнения эскизов: бумага, простой карандаш, ластик и др. |
Художественные материалы: бумага, краски, кисти, вода, фломастеры, цветной картон, ножницы, клей и т.д. Бросовый материал: старые журналы, коробки, одноразовая картонная посуда, обрезки тканей, скотч и другой подручный материал. Магнитная доска с магнитами. |
Деятельность учителя. |
Виртуальная экскурсия в прошлое Комсомольского сквера (до 10 мин.) (Приложение 2.) Почему наш сквер называется Комсомольский? Экскурсия в Комсомольский сквер. (15 мин.) Организация (до 10 мин.) Беседа. Ребята мы пришли в сквер. А что означает слово - «сквер»? Зачем нужен сквер? Каждый день многие из вас проходят мимо сквера, а все ли вам, там нравится? (ответ детей) Задайте вопрос прохожим. Что сделать, чтобы наш сквер стал красивым, уютным, чистым? Кто это может сделать? (ответ детей) Да, именно художники, архитекторы, дизайнеры могут организовать неповторимое лицо города, села. Итак, тема проекта? Ответы. Какова цель проекта? Ответы. При необходимости учитель корректирует, правильные ответы. Фотографирование объектов сквера: ограды, скамеек, памятников, растений. |
Формирование творческих групп по интересам (по 3-4 чел.) (до 7 мин.) 1.Художники-архитекторы. 2. Ландшафтные дизайнеры. 3.Скульпторы. 4.Мастера художественной ковки по металлу. Учитель помогает определиться каждому участнику проекта в выборе творческой группы. Показ презентации с комментариями и беседой в свободной форме (до 7 мин.) (Приложение 3.) Учитель организует паузу и проводит физкультминутку. (Приложение 1.) Учитель выступает в роли консультанта художников. |
Коррекция работы творческих групп, помощь участнику в роли главного архитектора. Учитель организует паузу и проводит физкультминутку. (Приложение 1.) |
Ресурсы поиска к заданиям. |
https://rozarii.ru/stilii/varianty-landshaftnogo-dizajna-2.html |
||
Деятельность участников проекта. |
Просмотр презентации. Поиск ответов на вопросы. Формулировка темы и цели проекта. Наблюдение. Фотографирование объектов в сквере. |
Распределение ролей в группе. Планирование работы творческой группы и каждого участника в группе. Художники-архитекторы (главный архитектор, чертежник, инженер объектов (беседки, сцена, трибуна, скамейки). Ландшафтные дизайнеры (дизайнер клумб, дизайнер форм растений, дизайнер декоративных дорожек). Скульпторы (скульптор арт - объектов, скульптор обелисков и стел, скульптор памятников) Мастер художественной ковки по металлу (кузнец декоративных оград, кузнец декоративных элементов скамеек, урн). Выбор стиля оформления сквера. Рисование эскизов объектов каждым участником. Участник проекта в роли главного архитектора разрабатывает общий план-схему сквера. А так же помогает всем творческим группам и корректирует работу с целью соблюдения единого выбранного стиля оформления сквера (до 20 мин.). |
Практическая работа. (до 20 мин.) Расположение объектов на доске, в течение работы. Ответственный организатор - главный архитектор. |
Ожидаемый Вывод. Результат. |
Без художников, не возможно гармонично организовать красивые, уютные, функциональные места отдыха. Скверы, парки поддерживают и улучшают экологию, в городах и селах. Необходимо обустроить наш Комсомольский сквер, при этом сохраняя памятник, обелиск, растения. |
Выполнение эскизов к оформлению сквера. Выбор лучших эскизов совместно всеми участниками в каждой творческой группе. Выбор лучших эскизов главным архитектором самостоятельно, при затруднении с обращением за консультацией к учителю (во время рефлексии). |
Защита. Каждая творческая группа выбирает способ представления своих объектов (реклама, стихотворение, юмористическая история, сказка и т.д.) (до 15 мин.). |
Рефлексия. Итог. |
Нарисуй на доске смайлик впечатлений от занятия (грустный, нейтральный, веселый) Каких смайликов больше? Почему, как вы думаете? (до 5 мин.). |
Придумайте эмблему своей творческой группе. Экспресс групповая работа. Лист А 4, фломастер (до 5 мин.). |
Совместное оценивание. Оценка, согласно критериям оценивания. Фотосессия (до 7 мин.). |
Домашнее задание. |
Узнай, какие художники работают в проектировании и оформлении сквера. Найди с родителями фотографии Комсомольского сквера летом, осенью. |
Подобрать изобразительный, художественный, бросовый материал, для выполнения объектов, при желании сделать заготовки объектов, договариваясь о работе с участниками своей творческой группы (общение в соц. сетях), привлекая родителей. |
По желанию. 1. Создать презентацию или фильм о своей работе или работе творческой группы, о коллективной работе в проекте. 2. Написать статью о проекте в школьную газету. 3. Фотоотчёт.
|
Теоретические источники для методической разработки:
ФГОС Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 кл. Под редакцией Б.М.Неменского М. «Просвещение» 2012г.
ФГОС Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. М. «Просвещение» 2010г.
http://tvorcheskie-proekty.ru/plan
http://tvorcheskie-proekty.ru/node/70
https://www.syl.ru/article/339409/chto-takoe-skver-skver---eto
Приложение 1.
Физкультминутки.
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она. (Встаем с места, руки разводим в стороны)
Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом повторяем, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад)
Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать — раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души и на место вновь спешим. (Дети идут на места)
Неделя.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
https://gymnasium406.ru/sites/default/files/images/pedagogam_i_uchaschimsya/fizkultminutka.pdf
Приложение 2.
Презентация «Исторический очерк. Комсомольский сквер»
Комсомольский сквер
PPTX / 3.08 Мб
1 слайд. Тема презентации.
2 слайд. 1932г. Центр с.Усть-Кишерть. На фото перекресток ул. Коммунистической и ул. Советской. Слева на углу перекрестка сейчас библиотека, детский сад. Справа, на фото ничего нет, сейчас там сквер. Заложен Комсомольский сквер в 1940 году, так же был установлен гипсовый памятник В.И.Ленину.
3 слайд. 1946г. История закладки деревьев.
Из рассказа очевидца Ватолиной Ирины Фёдоровны.
«Ватолина Ирина Фёдоровна работала первым секретарём райкома комсомола. Ирина Федоровна позвонила заведующему коммунальным отделом Зеленину, чтобы он дал транспорт для работы. Транспорта в то время никакого не было. Он разрешил взять лошадь. Комсомолец Федя Кулик собрал несколько ребят, и они поехали на Спасо-Бардинскую гору, чтобы накопать саженцы маленьких берёзок. Остальные приглашённые парни копали ямки в саду. А девочки носили воду в вёдрах на коромыслах с Молёбного озера (в 50 метрах от сквера).
А ещё в это же время в райком комсомола позвонил заведующий Кишертским лесничеством и попросил помощь выгрузить из вагона саженцы акаций, и желательно поскорей, а иначе за простой вагона полагался штраф. То есть вслед за саженцами берёзок тут же посадили и акации. Их, кстати, больше не добавляли, вот так они и растут с тех пор.
Посередине Комсомольского сквера была разработана земля для большущей клумбы, туда насадили цветов. В посадке цветов принимало участие даже начальство – заместитель председателя райисполкома Марченкова Екатерина Степановна.
Позже, чтобы эти саженцы не объели козы (не встреченные вовремя хозяевами с пастбища), решили составить список комсомольских организаций Кишерти и устроить дежурства. То есть комсомольцы вынуждены были дежурить, чтобы сохранить эти саженцы. И все были очень дисциплинированы.
Акации сохранились до сих пор, как и берёзки. Ирина Федоровна говорит, что приятно, что каждый год их облагораживают, обламывают сучья с боков, убирают пожухлую траву.
Федя Кулик уехал позже вместе со своей женой, которая работала медсестрой, жить в Лысьву. Это было очень давно, ещё до 1969 года. Приезжал как-то ко Дню Победы порадоваться этому саду».
4 слайд. 1954г.
5 слайд.
Вы видите место за сквером, сейчас там кинотеатр. Обратите внимание, на деревянную ограду, которую заменили на металлическую в 1986 году.
6 -7 слайды. 1972-80гг.
В 1972 году в Комсомольском сквере открыт обелиск в память погибших в годы Великой Отечественной Войны. В памятник была вмонтирована капсула с фамилиями погибших земляков. Памятник В.И.Ленину перенесен, в 1982 его обновили, он стал металлическим.
8 слайд.
В 2005 году взамен старому обелиску, построен мемориал к 60-летию Победы (пермским архитектором С.А. Карасевым). В торжественной обстановке капсула была передана в музей Кишертской школы.
Источники для исторического очерка:
Сборник краеведческих материалов/ И. В. Шестакова; Кишертский районный центр народного творчества - с. Усть–Кишерть, 2011 г.
https://ok.ru/kishertsky/album/53827039461389/855381368333
http://kishert.permarea.ru/O-rajone/Naselenije/
http://forum.vgd.ru/post/102/17861/p325034.htm
Приложение 3.
Презентация «Стили ландшафтного дизайна парков и скверов»
Стили дизайна сквера
PPT / 11.04 Мб
На сегодняшний день в ландшафтном дизайне существуют множество стилей, в которых присутствуют два основных стилевых направления – это регулярное и пейзажное. В создании современных объектов ландшафтного используют эти два основных стилевых направления, в смешанном или чистом виде.
Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые помогут вам в создании собственных идей стиля проекта сквера.
1 слайд.
Название презентации «Стили ландшафтного дизайна парков и скверов»
2-3 слайды
Регулярный стиль. Правильный, симметричный план аллей и дорожек, четкие контуры водоемов и открытых площадок, выполненных в виде геометрических фигур, большие площади газонов, высокие живые изгороди, топиарные формы растений. Особенностью такого парка, как правило, являются роскошные фонтаны, наличие монументов, статуй, беседок и ротонд, выполненных в стиле классицизм.
4 слайд
Пейзажный стиль
Пейзажный стиль подчёркивает красоту естественной природы. Он характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоёмов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон. Скамейки незаметны в тени деревьев.
5-6 слайд
Японский и китайский стиль.
Пространство гармонично обустроено. Парки и скверы такого типа являются миниатюрной моделью мироустройства, в которой каждая стихия имеет свое предназначение и занимает строго отведенное ей место. Центральное место в парковой композиции всегда занимает небольшой водоём, от которого расходятся ветееватые дорожки, вымощенные натуральным камнем, по всей территории парка, образовывая иногда орнаменты и символы. Все материалы, используемые только природные. Один из важнейших принципов – естественность. Сад, сквер, парк выглядит так, будто он создан не руками человека, но самой природой.
7-8 слайд
Современный стиль.
Парки и скверы, созданные в этом стиле, должны соответствовать стилю жизни нашего времени, вписываться в урбанистическую среду. Меняются материалы, формы, стили, приёмы в организации среды обитания. Меняются и места отдыха, где уместно использование «неживых» материалов: стекла, металла, пластика для скамеечек, скульптур и других объектов. В современном стиле, часто сочетаются различные элементы разных дизайнерских стилей.
Источники для создания презентации:
Шаблон презентации: https://presentacii.ru/presentation/stili-landshaftnogo-dizajna
Текст и фото к презентации: http://www.promixpark.ru/info/Sovremennyj-stil
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Аладышева Татьяна Петровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Пинчук Лилия Валентиновна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина
Ватолина Светлана Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Залевская Наталья Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна