12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щелева Галина Яковлевна51
учитель истории и обществознания
Россия, Челябинская обл., с.Карсы, Троицкий район
3

«Материнский подвиг (история моего рода)»



Троицкий муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карсинская средняя общеобразовательная школа»


Районная научно-исследовательская конференция

по общеобразовательным предметам для обучающихся 3-11 классов

«Мир без границ»


Подготовила:

ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХХ

обучающаяся 8 класса

МБОУ «Карсинская СОШ»

Адрес образовательной организации:

457146 село Карсы Троицкого района

Челябинской области ул. Восточная д.81

Руководитель: Щелева Галина Яковлевна, учитель истории и обществознания

с. Карсы, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Основная часть

Начало жизни

Революции, войны, семья.

Голод

Раскулачивание

Жизнь без отца

Завод – спасение

Школа

Война!

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложения


Введение

История предков интересна каждому человеку. Хочется знать, кем были наши предки, чем занимались, что пережили. Может быть, среди них найдутся известные люди или обнаружатся общие корни с представителями знатных русских родов. А возможно, что они обычные люди, давшие жизнь твоим родителям, а те, в свою очередь, подарили радость жизни тебе. И нам необходимо найти и сберечь эту тонкую связующую нить между поколениями.

«В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными, как внешне, так и внутренне…» Эти слова принадлежат философу и публицисту И. Ильину. В современном мире, в котором так много суеты и забот, мы не должны забывать не только о своих родных людях, которым мы обязаны жизнью, но также и о далеких предках. Свою родословную мы должны не только знать, но и бережно хранить, чтобы впоследствии передать эти сведения дальше, своим детям и внукам.

Актуальность моего исследования заключается в том, что в моем роду есть люди, в чьих биографиях ярко отражаются очень драматичные события истории нашей страны в первой половине двадцатого века. Мне думается, что очень важно сохранить память о них, предать будущему поколению, чтобы история моего рода не исчезла бесследно.

Цель моего исследования: с помощью архива, воспоминаний родственников, воссоздать историю жизни моих предков в первой половине двадцатого века; способствовать развитию интереса у моих ровесников к изучению истории своей семьи, жизни и судьбе предков в сложные периоды отечественной истории.

Для реализации поставленной цели, мне необходимо было решить следующие задачи:

-- исследовать историю родовых связей семьи, собрав из разных источников всю возможную информацию;

-- изучить семейный архив, фотоальбомы, опросить родственников;

проанализировать, сопоставить события истории страны с событиями жизни моих предков, обобщить материал;

--составить ветвь генеологического дерева по линии прапрапрапрабабушки Жмак Дарьи Сергеевны.

В ходе исследования я выдвинула гипотезу, что в истории моей семьи отразятся события российской истории 10-40-х годов 20 века.

Предметом исследования явился архив семьи, документальные источники, воспоминания родственников.

Объект исследования: жизнь семьи и ее связь с историей страны.

В ходе работы я использовала такие методы исследования, как

практический (получение информации путём опроса, беседы, сбора документальных источников, изучение архивных материалов) и теоретический (анализ, сопоставление фактов, документов семейного архива и исторических источников).

При написании работы были использованы источники устной информации – рассказы близких родственников; источники документальной информации – семейный архив; исторические источники.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что я стану хранительницей истории моего рода и всем близким смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.

Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, в котором показана актуальность темы, определены цель и задачи исследования, предмет и объект исследования; основной части раскрывающей содержание работы; заключения, в котором подводятся итоги и сделаны выводы, и приложения.

II Основная часть

Многочисленных родственников моей семьи объединяют не только кровные узы, но и память о прародительнице рода Жмак Дарьи Сергеевны. В семье хранится дневник ее воспоминаний о жизненном пути, записанный дочерью со слов самой Дарьи Сергеевны (приложение 1). Описываемый период охватывает события, происходившие в десятые- сороковые годы 20 века. Подробное описание событий, переживаний, надежд и невзгод делают дневник моей прапрапрапрабабушки Жмак Дарьи Сергеевны уникальным источником исторической правды. Благодаря этим воспоминаниям, дающим пищу для размышлений и одновременно задевающим все струны души, я очень многое узнала и об истории родной страны, и о тяготах жизни и чаяниях моих предков в те далекие времена.

История России первых десятилетий ХХ века насыщена событиями, полностью изменившими российское общество, власть, политику и самих людей. Все это оставило след в жизни каждой российской семьи, в том числе и моей.

Двадцатое столетие началась для России бурными событиями: русско-японская война 1904-1905 гг., первая мировая война 1914-1918 гг., революция 1917-го г., гражданская война и победа сторонников большевиков. Затем пойдут события коллективизации и создания колхозов, индустриализация и Великая Отечественная война.

На все эти исторические события я хочу посмотреть глазами Жмак Дарьи Сергеевны посредством ее дневника.

Начало жизни

Повествование о себе Дарья Сергеевна начинает с того момента, как семья в поисках лучшей доли перебралась жить на Урал.

«Родилась я в 1894 г. в Черниговском округе Полтавской губернии с селе Константиновка. В 1902 г. мы переехали жить с Украины на Урал. В семье нас всего было 14 детей, но на Урал приехало нас шестеро (шестеро умерли еще на Украине), а потом ещё прибавилось двое.

Отец мой на Украине земли имел очень мало, поэтому ходил по деревне и подрабатывал, так как был хорошим плотником и сапожником. Вот так с топором и молотком и приехали на Урал.

Помню, приехали на Урал, увидели - какой простор, земли много! Но она тоже несвободна, в то время были помещики. Помещиками были с Германии немцы, а у моего отца денег не было, на первом году он ходил плотничал, чеботарил (чинил обувь). Потом дали нам немного земли и мы её обрабатывали, а отец так и продолжал ходить по деревням с топором и молотком. А какое место было – залюбуешься! Деревня небольшая вся утопала в зелени, прекрасный лес и озеро, а птиц видимо-невидимо, а какое звучание в лесу! Из хаты выйдешь прямо в лес, ребята и девчата с гармошкой песни украинские как запоют, так и кажется, что земля и небо с нами вместе поют. Ох, как было хорошо! Так и началась наша жизнь на Урале.

Однажды приходит отец и говорит: «Дочка, недалеко от нас есть деревня немецкая, называется Культура. Такая образцовая деревня, все дома цветные, сама деревня чистая. Есть там одна семья очень богатая, культурная. Вот им нужна горничная». В 1910 году это было. Повел меня отец в этот поселок. Приходим, встала у порога и боюсь проходить дальше- такая чистота, все блестит, комнаты большие, светлые. Так началась моя работа за ребенком ходить, гостей встречать, столы накрывать. По душе я пришлась моей хозяйке, она мной гордилась, особенно, когда гости хвалили меня, а мне было приятно, когда меня хвалили. Хозяйка у меня была красивая, очень аккуратная. Ее в деревне звали «барыня». А хозяин был строгим к своим рабочим, требовал чистую работу, страшно не любил лодырей. В общем, у меня хозяева попались хорошие, уж сами не сидели, а вместе с рабочими следили за порядком и работали. А хозяйка из кухни не уходила, вместе со своими кашеварками готовила всякие закуски, а готовила она такие блюда, что у нас в России никто так не готовил, кое-чему я у нее научилась. Работала я безотказно и за это меня хозяйка любила, в свободное время сидела вышивала рушники для себя, а позднее стала вышивать хозяйке. Хозяйка была ко мне любезная, бывало каждому престольному празднику мне подарки дарила, а если гости приходили, то она старалась меня получше приодеть, чтобы слышать похвалы от гостей: «Ох, какая она красивая да трудолюбивая». Отношение хозяйки ко мне не как к горничной, а как к дочере и однажды она мне говорит: «Дашенька, все подарки, которые я тебе даю, складывай в сундучок вместе с вышиваниями. Это будет твое приданное. А то у твоих родителей нечего брать, они бедные, да и вас у них много». Однажды приезжают к моим хозяевам сваты, сватать меня, а хозяйка моя растерялась- как же меня именовать, или дочерью, или горничной. Поговорили и ни до чего не договорились, отложили дело на другую неделю. А сами быстро собрались, меня забрали и поехали до моих родителей. Хозяйка к моему отцу: «Сергей Гордеевич, что будем делать? Приезжали ко мне сваты, вашу дочь сватать, но я ни чего им не сказала. Они думают, что Даша дочь или наша близкая родственница. Жениху она очень понравилась и семья богатая». Мой отец и говорит: «Скажите им как есть, что она из бедной семьи и, что семья у них большая. Если не побрезгуют, то я не возражаю. Только чтоб не было упреков со стороны жениха». В общем, договорились. Объяснила моя хозяйка жениху и его родителям, но родители жениха от меня отказались и уехали, а жених на этом не успокоился. Приехал ко мне и повенчались мы без родительского благословения со стороны жениха. Я бы не пошла, но моя хозяйка настояла, что семья хорошая и такую красавицу они не обидят, говорит: «Твое богатство- это красота да трудолюбие. У тебя золотые руки». Живу год, живу два, уже двух детей нажила. Анна у меня родилась в 1914 году, Прокопий в 1915. Родители моего мужа стали попрекать меня и мужа, что взял голодранку. Билась я билась, так и пришлось мужа просить, чтобы меня с детьми увез к родителям. А хозяйка моя, у которой я жила, уехала к себе на родину в Германию».

Революции, войны, семья

Первая мировая война 1914-1918гг. — один из двух мощнейших и самых страшных вооруженных конфликтов в человеческой истории.

Крупные потери на фронтах и затягивание войны вызывали недовольство в стране. Кризис власти стал приобретать необратимый характер. Самодержавие теряло способность управлять страной и вести войну. Социальная напряженность привела к коренному изменению внутренней обстановки. В России свершилась и победила Февральская революция. Под давлением обстоятельств 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола, а в октябре 1917 года к власти пришли большевики.

Началась Гражданская война. Для крестьян понять происходящее было очень непросто, ведь они были далеки от политики. Главное – земля, посевная и уборочная, достаток семьи. Правительство страны было заинтересовано, чтобы продовольствия в стране производилось как можно больше, так как экспорт сельскохозяйственной продукции был основным источником получения средств для проведения в стране индустриализации.

В личном дневнике Жмак Дарья Сергеевна так описывает свою жизнь в этот тяжелый период для страны.

«Так я жила у родителей года два, пока не появился ваш отец. Как говорится земля слухом полнится, а тем более в деревне, там все друг от друга передается. Вот дошел до вашего отца слушок, что где-то на Кусоимово живет жинка с двумя детьми у отца, разведенная с мужем. А у вашего отца тоже жизнь сложилась неудачная. Он был красивый, один у отца, а пятеро девчат его в доме любили и баловали. Был хороший гармонист в деревне, девки за ним гужем ходили, и чтобы он не совсем свихнулся, родители его женили в 1899 году. Взяли невесту хорошую, богатую, но ленивую. Отделил их отец, и дали с невестиной стороны надел земли, и также дедушка ваш дал надел вашему отцу. Дом, хозяйство и можно бы жить, но пошли войны одна за другой и вашего отца забрали на войну. Жена оставалась дома, а муж приходил, да уходил. Так нажили четверых детей.

А в 1917 году случился переворот власти и вашего отца снова забирают на фронт. Дома он оставляет детей и больную жену и никакого хозяйства, что от отца оставалось, тем и жили. Вдруг курьер привозит весть, что умерла жена и остались дети одни. Отца отпускают домой, чтобы устроить детей, а потом обратно на фронт. Сроку дали месяц. Он недалеко был, в Троицке, километров 60 от их деревни. Приехал, жену похоронил. А куда же детей? И вот тут нашлись люди и предложили меня, хотя я была младше на 14 лет. Он, не задумываясь, сразу заслал сватов. Увидела я его, а он такой красивый, стройный, так и похож на Чапаева, мне как-то жутко стало. А он садится и говорит: «Мне нужна в доме хозяйка, а для моих детей мать». Очень мне было страшно, ведь чужие дети и дети большие, а вдруг не по душе буду им? Ну что, поговорили и подошли к одному мнению- у него 4 дочки, а у меня дочь и сын, будем жить семьей.

Повенчались мы, раньше без венчания грешно было. Привез меня к себе и говорит: «Вот мое хозяйство. Дом разваливается, одна коровка, одна лошадь и то я на ней воюю. А богатство у меня большое», - и показывает на своих детей. Говорит им: «Ну, дети, я вам привез мать. Зовите ее мамой, а это сестра и брат будут вам». Моим Анне было и Прокопию 3 и 2 года, а у него дети Паша 15 лет, Анна 13, Оля 8 и Поля 5 лет. Вот они забились в угол и изподлобья на меня смотрят. Когда поехали венчаться, то детей моих сразу на свою фамилию переписал, чтобы в одной семье была единая фамилия. Уехал мой казак на фронт, а я осталась в саманной хатейке с худой крышей. Как раз была осень, дожди. Пришлось моим братьям мне помочь поправить крышу. А когда хозяин уезжал на фронт, то он у своего дяди занял пшеницы, чтобы семью прокормить, и велел своим сестрам приглядывать. Прошло недолго времени и вернулся мой хозяин. Тут уже мне стало полегче, а девчонки так и не зовут меня мамой. Ходят, дуются ничего не говорят. Маленькие Оля и Поля меня назвали мамой потому, что мои меня так звали и они, играя вместе, меня тоже стали называть мамой. Так пошла моя вторая жизнь с Дмитрием Петровичем.

Живем, а хата у нас плохая. Идет мой хозяин к своему дяде и просит денег и пшеницы чтобы хату другую купить. Дядя у него был старенький, у него четыре сына все погибли на фронте. Он любил вашего отца. Вот он пришел к дяде, а тот с печи: «Что же ты, Митяша, не приходишь? Говорят, у тебя жена, что тебе царевна, хоть б показал, пока я жив, но говори что пришел? Я твоему горю помогу, ты ж у меня один остался, я тебя больше своей жизни люблю». Не дождался слова, позвал своего работника: «Гришенька, пойди- ка сюда, насыпь Митяше три короба пшеницы, да не забудьте мяса дат». Насыпали нам три короба пшеницы, дал денег и купили мы в эту пору себе дом под железом- рубленный пятистенник.

Началась наша самостоятельная жизнь. Мои родители и родные очень любили Дмитрия Петровича. Был он обходительный, грамотный. До революции работал писарем, его ценили и считали в некоторой степени ученым. Вот тебе революция, 1918 год. Забирают вашего отца на фронт и остаюсь я одна в доме с детьми, но благодаря моим братьям и отцу мне помогали сеять и убирать, да и девки уже мне помогали по хозяйству. Помню, ничего не было по хозяйству. Была одна коровенка и подтелочек, поросеночек, лошадь, на которой отец ваш воевал, несколько овечек и птица была -куры, гуси и утки, всего было понемножку. В общем, поднялось мое хозяйство только при помощи родных, из котоых я была самая бедная, только богата была детьми. Родные помогали мне хорошо своей силой, лошадями и плугом, позднее у меня все было.

В 1919 году по стране свирепствовали тиф и холера. Не помню, какого числа привозят вашего отца с фронта полумертвого- у него тиф. Я испугалась, все с него сняла, в печки сожгла, на него одела все чистое. Ухаживала за ним и сама заболела. Приходят его сестра Лида, Оля и Анна я им говорю: «Берегите детей и ходите за Дмитрием Петровичем, а меня отвезите к родителям на Кусаимово». Так они и сделали. Лежу у родителей на печке. Мои родители ждут из-за дня в день, что вот помру и вдруг утром, после бреда, я проснулась и у матери попросила картошки с капустой. Они так боялись, что это я перед смертью прошу. Мать в слезы, меня уговаривает, что острое кушать нельзя, а я реву, как дитя, и прошу, чтобы мне дали. И вот когда я съела чашку капусты с картошкой, я встала, стала поправляться, поправилась и попросила к детям. Приезжаю, а ваш отец тоже стал немного поправляться, но из детей не смогли спасти Полечку, умерла она от тифа.

После болезни у нас все наладилось, мы поправились, стали хозяйство разводить. Посевы у нас были хорошие и в тот год такой был урожай сильный, оставили сколько для себя, а остальное продали. И я для всей семьи купила материала, обуви, все необходимое. Уж очень дети ждали, когда отец поедет в город и привезет гостинец, который давал лесной заяц. На всю жизнь мне запомнились ваши детские смеющиеся лица, и сколько было радости у вас, когда что-то новое для вас купишь. Особенно ваш отец из города привозил баранки или длинные конфеты, и вам всем говорил, что ехал мимо леса и мне зайчик дал. Этому подарку вы еще больше радовались, и с аппетитом все съедали. После длительной болезни отца на фронт уже не взяли, а назначили уполномоченным по работе с населением Излишки, хлеб, яйцо, масло, пушнину должен был собирать и увозить в Троицк, сдавать для рабочих города и фронта.

А страна наша от недостатка пищи бедствовала, да еще тиф шел по всей России. А сколько было у нас врагов? Грамотных не было и вот во все точки, где нужны были грамотные люди, влезли кулачье и вредили как могли. Помню один случай. Напросилась я с отцом с вашим поехать в Троицк и посмотреть, как храниться наше добро. А была я беременная. Приезжаем, отец меня оставил около возов, а сам пошел оформлять документы. И что я увидела? Подошла к кучам, а там лежит хлеб, который уже «загорелся» и покрылся плесенью. В другой склад зашла- яйцо лежит побито и уже воняет, тухлое стало, масло все позеленело. Тут я не выдержала, нашла старшего и говорю: «Что вы делаете? Мы собираем золото, вам сдаем, люди с голоду дохнут, а вы здесь такое добро гноите. Да вас надо за это дело расстреливать!» А он напустил шум на весь элеватор и кричит, что это провокаторша и надо ее забрать. Они не знали чья я и посадили меня в холодный сарай и только отец меня выручил. Приходит, а меня нет, куда не кинется все говорят, что не видели, а он одно- ищет и каждого спрашивает: «Не видели, здесь стояла беременная женщина?». Собрался уже ехать домой, а я уже вторые сутки сижу в холодном сарае и он меня не может найти. Вдруг увидел односельчанина. Отец еще не успел свое горе сказать, как он к нему с вопросом: «Дмитрий Петрович, а что с твоей бабой? Ее подхватили и увели вон к тем сарайкам». Он побежал к начальству и стал на их напирать, а они одно утверждают, что ничего не видели. «А ну, пошли к сараям!». Открыли, а я сижу, вся посинела, дрожу. А они одно твердят: «Она же провокаторша». Я рассказала. Как было дело. Отец возмутился: «Ах, так вот в чем дело, значит, вы ее за правду посадили! Да знаете, что я вам сделаю. Я сейчас же донос напишу самому Ленину, чем вы здесь занимаетесь. А я, дурак, собираю продовольствие как получше да посвежее, а они здесь гниют. А советские солдаты с голода помирают! Нет, этого я не прощу. Жаль, что вы мою бабу изнурили и сейчас мне некогда вами заняться, надо ее спасать. У меня еще дома шестеро детей, да она тяжелая, Но учтите, что в другой раз я приеду и если опять такое будет, то я уже молчать не буду Я вам найду место, где не будете гноить добро!». Приехали домой, а я, конечно, заболела и ваш отец так и не смог поехать, послали другого. Но ваш отец за все беспокоился, а потом узнал, что была комиссия и многих сняли и навели порядок, потому что отец ваш все-таки сообщил куда следует».


Голод

В сельском хозяйстве происходят большие перемены. В 1929 году было объявлено о проведении социалистических преобразований в деревне. Эти преобразования означали создание коллективных хозяйств (колхозов) и проведение раскулачивания. Объявлялась война кулакам, а кулаками в то время называли всеx зажиточныx крестьян, которые нанимали для работы в своем хозяйстве батраков.

Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Они должны были весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия сдавать в колхоз. Земли крестьян тоже объединялись в единые колхозные поля. Теперь крестьяне ничем не должны были владеть. Все стало общим.

«В 1921 году в стране случился сильный голод, страшная засуха. В сельских местах стали организовывать коммуны, а вашего отца поставили уполномоченным в селе по питанию населения. Поскольку в стране не было хлеба, то обратились к Америке. Америка нам очень помогла хлебом. Привезли нам муку в белых мешках. Мука белая, мягкая, пушистая, а хлеб стряпать не получается. А пробовать стряпать хлеб заставили меня. Сделала одну выпечку для пробы, а хлеб получился солоделый, как камень сырой. Вспомнила я свою хозяйку, у которой жила, у нее была разная опара, и я сделала смешанную опару. Хлеб у меня удался такой хороший, что американский посол аж ахнул и говорит: «Как я поеду домой, то вы мне состряпайте булку, а я покажу своим женщинам, какой хлеб с нашей муки пекут женщины России». Даже просил, чтобы я с ним поехала в Америку и поучила их женщин. И отца вашего просил, чтобы он отпустил, но отец ни в какую, да я и сама бы не поехала. После этого хлеба меня заставили стряпать на людей, которые были в коммуне и так мы пережили этот голод. Это страшно сказать, но все-таки в нашем поселке с голоду никто не умер.

После голодного 1921 года в 1922 году посеяли и такой урожай, что удалось немного вздохнуть. Хоть слабая страна была после голодовки, а про учение думали, что надо грамоте детей учить. Здесь ваш отец тоже пригодился. Поставили его учителем. В первом классе главное научить детей писать да читать.

Когда все уладилось, ваш отец стал работать приказчиком. Работал он долго, сам за товаром ездил на своей лошаденке. Ассортимент был небольшой, но по качеству хороший. Магазин был смешанный, там и продукты, и промтовары. Бывало уедет в город получать товар, а меня оставит, чтобы за магазинчиком следила. А люди просят что-нибудь, вот я и отпускала то сахару, то нитки, в общем все по мелочи. А я же неграмотная, но считать умела хорошо и все помнила, что почем. Отец, бывало, приедет, а я ему и докладываю - что я продала и на сколько. Он все боялся, что я проторгуюсь, снимет бывало остатки. Увидит, что все в порядке и говорит: «Ты у меня хорошая помощница». Однажды он завез хороший товар: шелк, сукно, сатин, кашемир и уехал за продуктами. А я воспользовалась моментом и для дочек отрезов накупила и потом постепенно от каждого привоза брала отрезы и клала на дно сундука. А сундук у меня большой (у хохлов сундуки выше стола, высокие) и вот на самый низ клала, и так наложила половину сундука отрезов. Отец ничего не знал – деньги-то я вкладывала, а он отчитывался всегда точно и недостач не было. Однажды я ему говорю: «Отец, у нас девки уже большие, надо о них подумать. Вдруг придут сваты, что ты будешь делать, у них ничего нет ни одеть, ни обуть. Ведь тебе будет стыдно, а меня будут судить, что мачеха виновата. Если бы родная мать была бы, то у дочерей все было, а вот мачеха ничего не сделала». Но он одно твердил, мол пусть работают, а не бегают. Он правильно говорил, а то как посевная, так собираются Прасковья и Анна и пешком в город, в Челябу, к тетке (материной сестре). Вот у нее просидят, когда идет посевная, а мы думаем, что они там в городе работают. Уже через месяц-полтора являются, когда все уже дома сделано, а как только жатва начинается, обратно собираются и уходят к тетке в город. И так за каждым разом каждый год. Тут отец смотрел, смотрел и говорит: «Мать, собери им пищу и отправь в Челябу и пусть они там устраиваются на работу, и пусть работают в городе, если они не хотят жить в деревне и работать, и чтобы домой не возвращались, хватит». Собираю их, сама плачу. Дала им узелок с питанием, собрала им смену белья и отправила. Живем, а от них ни звука. Посылаю отца проведать, а он не едет. Через некоторое время получили письмо от их тетки. Пишет, что Пашка и Анна сидят дома и о работе и не думают. Уже где-то осенью, было холодно, Ольга прибегает ко мне и около меня мнется и уже к вечеру она мне сказала, что в бане Анна с Пашкой сидят голодные. Не сказав ничего отцу, я скрепя сердце, побежала к ним, унесла молока, хлеба. А они на полок забрались, друг к другу прижались и сидят. Баня как раз была вытоплена, тепло было. Говорю им: «Ночуйте сегодня здесь, а я отца буду просить, чтобы домой забрать вас». Настало утро, скотину убрали, я к отцу: «Отец, у нас новость какая. Девчонки пришли из города». «Как пришли?! Да я их сейчас кнутом отстегаю!». Я его схватила за руки, ползаю у его ног, умоляю, чтобы он этого не делал, а он меня оттолкнул. Я в слезах встаю и говорю: «Если тебе не надо детей, значит и меня не надо, я уеду к родителям!», а сама плачу да причитаю: «Кто их пожалеет, если ни родители». Успокоился мой хозяин и уже больше от нас девчата не уходили, стали помогать дома. Стали девицами, с ребятами уже водятся. Загоревала я, что же будем делать, это не ребята- им много не надо, а девкам надо какое-то приданное. Живем, отец продолжает работать приказчиком, а я продолжаю помаленьку у него отрезы на парочки брать и так, постепенно и наложила сундук на двоих. А вас у меня стало уже восемь человек, трое уже взрослые, а пятеро еще маленькие. Подошел этот момент, пришли сваты, да не за одной, а сразу за двумя. Это так было неожиданно! Ушел мой хозяин в горницу, взялся за голову. «Не горюй, отец», - сказала я, когда ушли сваты и открыла сундук. Выкладываю все, что я напрятала от него, что он и не знал, а он бросился ко мне в ноги кланяться: «Да ты с сердца пудовую гирю оторвала, да какая ты у меня умница, я бы до этого не додумался, спасибо тебе!».

Раньше такой был порядок, если барышня выходит замуж, то собирают сходки, на которых кто вышивает, кто прядет, кто ткет, кто шьет, кто стежет одеяло и это все надо сделать до венчания. Сидели ночами, днями, работали по переменке. И так я им справила приданое. А еще дали земельный надел, да упряжку каждой и скотину.

В этот момент отца обратно поставили уполномоченным. Это было с 1924 по 1927 годы. Было тяжело, как раз начиналось раскулачивание, а грамотных нет. Снимают отца с уполномоченных и ставят учить детей. И пошла работа у вашего отца - днем учит детей, а вечером на дому открыл «ликбез» - учил взрослых. Ему пообещали, что как только область выучит учителей, то пришлют опытного учителя. В 1928г. прислали молоденькую учительницу. Звали ее Анастасия Константиновна. Она учила детей, а отца поставили директором школы. Позднее из школы он ушел и снова его поставили приказчиком в лавочке».


Раскулачивание

Постоянные кочевания крестьян в поисках жилья и пропитания, именно это и вспоминает Дарья Сергеевна.

Одновременно началась борьба с кулаками. Кулаки были объявлены врагами трудового народа. Все имущество у кулаков отбирали и передавали в колхоз. Кулаков вместе с семьями выселяли из деревень в Сибирь и на Дальний восток.

Кулаком могли объявить любого крестьянина, если бы у него была хоть какая-то собственность. Например, если он имел хороший дом, лошадь, одну-две коровы добротный сельскохозяйственный инструмент. Никто не разбирался, нанимал он батраков для работы или нет. У такого крестьянина все отнимали и выселяли вместе с семьей. Имущество, отобранное у кулаков, свозилось в общественный сарай. Часто его не использовали, и оно там портилось.

Так в течение нескольких лет из деревень были выселены самые работящие крестьяне. Иx хозяйства были разорены, а имущество досталось колхозу. Такая политика вызывала возмущение у крестьян.

Дочь Жмак Дарьи Сергеевны рассказывает нам о том, как семья Замятина Дмитрия Петровича пережила период раскулачивания.

«В 1929 году началась очистка поселков от кулаков. Раскулачивались в нашей деревне зажиточные семьи. Уже я не помню фамилию семьи, но был такой случай. Пришли делегаты с обыском, а их не пустили. А надо их обыскать, очень хлеба у них много. Бились, бились и никак не могут войти хотя бы во двор. Приходит отец и говорит дяде Ване: «Иван, возьми всех школьников и охватите весь двор Михаила Афанасьевича, проникните в сарай и пригоны, и вилами и лопатами найдите у него хлеб. Задача нелегкая, потому что вам надо не через ворота проникнуть, а через высокие заборы и постройки». А сам хозяин у центральных ворот стоит с оружием. Жена и дочь- по бокам, одна с вилами, а другая с палкой бегают вдоль своего двора за ребятишками. Но ребят не так-то просто поймать, один дразнит, а другой уже перелез и уже во дворе во всю шуруют. Изъяли хлеба возов десять. А кто им это всё обрабатывал? Сами? Нет, очень было много батраков, которые на эту семью работали. А семья у них было всего из трех человек, а жили в деревне всех богаче. Кто больше нанимал в работники? Михаил Афанасьевич. Вот за счёт чужого труда он богател. Забрали у них всё и в кооперацию сдали. Самих в Сибирь потом сослали.

Это было где-то в марте или в апреле1930 года.  Михаил Афанасьевич обвинил во всем отца и решил кляузу пустить на Дмитрия Петровича. Вызывают нашего отца в район и оттуда приезжают к нам с обыском. Отец говорит: «Что вы у меня будете искать? Хлеба у меня нет, денег тоже нет, у меня богатство это детей одиннадцать душ». Но раз им поручили это сделать. Ничего не поделаешь. Я помню мы, дети, сидим на полатях, а они зашли в горницу, а мы с палатей все слезли и в горницу они из сундука всё выбрасывают. Оглянулись, а мы стоим один одного меньше. Повезли нашего отца в район и ему предъявляют протокол, что он держал работников. А отец говорит: «Не было у меня никаких работников, у меня своя сила была- шестеро детей взрослых да зять, старшей дочери муж». Отпустили его, но всё-таки не оставили без наказания. Дали два года условного.

Обиделся отец сильно. До этого хотел вступить в колхоз, а теперь собрал нас всех, запряг лошаденку в фургон, сзади прицепил короб, а в короб нас посадил и поехали мы из Сосновки до Челябы. Добирались долго. В лесу ночевали. Помню, день был хороший, где-то около Михайловки была дорога под горку и надо было съезжать тихо. А лошадь так разбежалась, что не могли ее остановить и короб перевернулся. И горе, и смех, а из деревни все повыскакивали, глазеют да смеются.

Так доехали мы до Челябы.  Остановились возле бора и кусов, рядом с бараками и Марьяновским кладбищем. Неделю мы жили в этих кустах. Растянули полог над фургоном и коробом и так ночевали. Отец сходил в посёлок Калупаевку, чтобы хоть какую-нибудь землянку найти. Однажды приходит и говорит: «Здесь недалеко есть какой-то сарай без хозяина, хоть от дождя спастись можно, а уж потом купим домик». А это оказался не сарай, а чья-то кузница. Тут мы и остановились, в этой кузнице. Пока в кустах под открытым небом спали, то никто нас не трогал, и мы не боялись. А здесь нас обворовали и остались мы в чём были, да кое-что не успели взять. Деньги отец всегда прятал и был очень с деньгами аккуратен. Спрятал и ещё для него самое дорогое -молитвенная притча и ещё в чёрном переплете книга, или магия, или Библия. Ничего он так не ценил, как эти две книги.

Наконец, в Колупаевке, купили небольшой домик- землянушку. Отец устроился на работу в Райтопово при железной дороге кладовщиком на товарной базе. Помню бывало, все гуртом приедем к нему на склад и очень любили лазить по бочкам, которые были из-под мёда и повидла. Лакомились, особенно отец любил и баловал Васю.  Тот был самый маленький, да единственный сын в семье. Помню немного я из разговоров мамы: «Когда жили в деревне, часто я вас рожала. Что ни год, то у меня ребёнок, и все девчонки. И вот, наконец, в 1928 году родила Васеньку. Ты бы видела, дочка, какое была в нашем доме торжество! Так не только в нашем доме и деревне, а в округе за 50 км и дальше разнеслось, что у Дмитрия Петровича сын родился. А отца вашего уважали все и считали его благородным человеком, потому что был грамотный. А в деревне это означало чуть ли не приравнивание к богатым. Но богатство у нас было -это много детей. Бывало над вашим отцом подсмеивались: «Что же, Дмитрий Петрович, твоя красавица всё девок, да девок носит. Хоть бы одного сына, а то и твоей фамилии не будет». Отец бывало скажет: «Не смейтесь. Не смотрите, что у меня девки. Они у меня будут учеными инженерами». И так у меня своих детей было 12 человек, да его четверо. Так что семейка не была маленькой. А в Челябу приехали как цыгане- в нашей семье были и дети, и взрослые. А потом отец попал под сокращение и после этой работы он устроился на митрофановский спиртзавод».


Жизнь без отца

К концу первой пятилетки (1928-1932гг.) большинство крестьянских хозяйств было объединено в колхозы. Десятки тысяч крестьянских семей с детьми и стариками объявили кулаками и выселяли в дальние районы страны. Крестьян, которые сопротивлялись такому насилию со стороны властей, расстреливали или отправляли в лагеря.

Насильственное объединение крестьян в колхозы привело к массовому разорению деревни. В 1932 году в стране начался невиданный голод. Во время голода погибли тысячи крестьян. Зерно у колxозов отбирали и отправляли за границу, так как стране нужны были средства для строительства промышленных предприятий. Таким образом за счет крестьян проводилась индустриализация.

Во время проведения коллективизации многие крестьяне уходили из деревни в города. Там они устраивались работать на стройки, где всегда не хватало рабочих.

Семья моих предков была очень огромная и каждый из них старался оставить свои воспоминания о событиях прошлого. Дочь Жмак Дарьи Сергеевны, записывающая воспоминания матери, добавляет в повествования свои воспоминания.

«С 1930 года по 1932 год жили мы без метриков (документов). В 1932 году мама поехала в деревню за метриками, отец стал болеть и когда мама приехала, то отец лежал уже в постели.  В 1932 году 4 ноября в возрасте 52 лет у нас отец умер.  И вот остались мы с мамой, без отца.  Когда в деревне, жили мама у нас только знала рожать, да хлеб стряпать, ну и иной раз в поле выезжала помогать снопы вязать, жать пшеницу, рожь. Однажды рожь жала так, что Танюшку под фургоном родила. И вот теперь осталась наша мама с такой оравой одна. А в городе сплошная безработица, в то время заводов еще не было.  Был один завод и маленькие организации куда не кинется на работу- не берут. Нас было восемь, да ещё мама беременная была. Спросят сколько у вас детей, как только скажет, что у меня их восемь, да скоро девятый будет, так на работу и не берут. Куда только она не ходила, нигде её не брали из-за детей, ведь много надо было давать продуктовых карточек. И так наша мама 1932-1933 годы нас тянула. Кормила крапивой и лебедой, носила на коромысле барду, бардой кормила. По полю картошку собирала уже высохшую и стряпала с лебедой оладушки. Больше старалась спасти Васютку, он же был маленький.  На последнем дне своей жизни отец говорил: «Ох, как тебе будет тяжело с детями. Постарайся их спасти». Вскорости умерла Верочка, а после ее ещё двое и остался самый маленький Вася. Мы уже все лежали, стали опухать. А такая засуха была! Все горело. Умирало очень много людей. На кладбище штабелем складывали покойников в общую могилу, а собирали и свозили их и в ямы складывали и зарывали без гробов.  Бывало мама придет, а мы лежим, она нас всех схватит руками и как завоет и говорит: «Я боюсь домой идти. Иду, а сердце бьётся и думаю, вдруг приду, а вы у меня все мёртвые». Сколько раз у нее рвалось сердце от таких дум, уже она выбилась из сил.»

Завод – спасение жизни

К воспоминаниям Дарьи Сергеевны присоединяется ее дочь, которая хорошо запомнила то время, когда матери удалось устроиться на Челябинский металлургический завод и это было спасением семьи от голодной смерти.

«В 1933 году весной пустили ЧМЗ. Кинулась мама туда, стоит у окна бюропайка и говорит, что если меня здесь не возьмут, то я уже домой не пойду, а пойду под поезд брошусь, чтобы я не видел, как у меня умирают дети. И тут мужчина вмешался в мой странный разговор и, дай бог ему здоровья, он-то маме и помог. Народу было много, он меня прямо к окну втискал и я оказалась первой. Он посоветовал не говорить про всех детей, сказать про двоих. А я, грешница, никогда не обманывала и не любила врать. И вдруг окно открывается и объявляют, что надо одного человека в механосборочный цех, а в кузницу двоих. Я стою перед окном и меня спрашивают, сколько детей, и как это у меня получилось, что из моих уст вырвалась громко: «Двое!».  Мне сказали идти в механосборочный цех. Я себя в этот момент не помню, стою и думаю, не во сне ли мне это снится и, хотя не было у меня сил и была я слабая, но меня несло, как нечистая сила. Я оформилась и мне сразу дали 9 карточек!  Бегу домой, а у самой сердце так и хочет вырваться и сказать: «Не спеши, твои дети живые». А я всё думаю, приду, а вы уже мертвые. Прихожу, а вы все зашевелились. Я обрадовалась и говорю детям, что мы ещё будем жить, ведь я же на работу устроилась!». Мы тоже счастливые, все плачем, а мама нас целует и все повторяет: «Будем жить! Будем жить!».

Из рассказа Жмак Дарьи Сергеевны:

«Итак, я стала работать на заводе. К печи меня не допустили, потому что я была очень слабая, а поставили в столовую посудомойкой. Как на обед садимся, то все едят, а я всё в узелок складываю да вам несу, а у самой в глазах темно. Однажды заметил директор столовой, что я не ем, а в узелок складываю, подходит и спрашивает, а я заплакала и говорю, что у меня дома дети умирают с голоду. Он мне говорит, а если вы умрете, то кто тогда их будет кормить? А я не могу есть, мне не лезет, я о детях думаю, ведь они у меня все опухли от истощения.  Тогда директор, не отходя от меня, вызвал заведующего производством и велел меня кормить каждый день понемногу, пока не наберусь сил, а детям дать сухарей, сахара и чаю. Вы у меня повеселели и стали подниматься и так я вас и выходила». 

Из рассказа дочери Жмак Дарьи Сергеевны:

«Помню мы уже стали вставать и ходить по комнате, сидим и ждём маму у окна. Смотрим, выходит наша мама из-за переулка и несёт полные руки мешочков. Заходит, а мы к ней- что там? В каждом мешочке по 3-4 кг печенья, сахара, пряников, крупы, хлеба. Вы бы только видели, как мы прыгали! И как только она всё это донесла? 

Поправившись, наша мама из столовой ушла работать в механосборочный цех каменщицей и стала немного зарабатывать. Этого директора всё время вспоминала, что он очень ей помог в трудный момент».


Школа

Как ни тяжело жилось всей стране и отдельным семьям, все же большое внимание уделялось получению образования. Дарья Сергеевна понимала, что образование даст больше возможностей детям устроиться в жизни. Из воспоминаний дочери:

«Летом 1933 года С Колупаевки мы переехали на ЧТЗ. Надо в школу нам идти, а у нас нечего одеть. Заработки были низкие, жили постоянно недоедая, босые, голые. В конце 1933 года пошли брат и сестра работать на ЧТЗ, но денег все равно не хватало. Но вот настал момент и в 1934 году мама отвела нас пятерых в 1 класс школу №48. Отучились одну четверть, как нас расформировали. Меня и Марию отправили в школу№49, а троих оставили в школе№48. Поскольку здоровье у нас была неважное и сильно мучили малокровие и головные боли, да при том нечего было одеть, то приходилось пропускать дни и потому все трое остались на второй год, а я и Мария переходили из класса в класс. Всё-таки мы были постарше, хотя тоже пропускали уроки и много раз, придя в школу, не могли сидеть. Бывало в глазах потемнеет, а после этого сильные головные боли и нас отправляли домой, а дома неделями лежали с больной головой, да еще и голодные.  Бывало придёт мама с работы, а дома ни крошки хлеба. Мы видим, что мама горюет, что она сама голодная. Обычно Вася делал так, как только мама приходит, он прыгает к ней на колени и обнимает за шею, а мы продвигаемся к ней ближе и песни поем. И вдруг наша мама повеселеет! Мы только так могли поднять настроение, чтобы не ощущала мама нашего голода. А иной раз она приносила булочку под пазухой, которую ей давали на усиленное питание, так как она работала на вредной работе и она, не съедая ее, отдавала Васе.  Вася у нас был слабенький и самый маленький. Мама старалась недоесть, а ему что-то принести. Мы не обижались и наоборот, старались что-то достать ему. Напротив нашего дома был хлебный магазин и я ходила туда и просила милостыню. А потом ходила я каждый год в летнее время по нянькам и мне хозяева давали булочки с маслом, чтобы я уносила домой, а к школе мне хозяйка давала карандаши, краски, тетради.

Из-за постоянного недоедания мама часто болела и все время лежала в больнице.  Старший брат стал выпивать, да еще связался с одной девкой, которая с него деньги тянула.  Вытянет все деньги и снова должна мама кормить его.  Старшая сестра получит зарплату и всю на себя потратит, а мама должна выкручиваться и одна кормить всех. В 1934 году где-то осенью сестра вышла замуж и от нас ушла. Когда переехали на ЧТЗ брат, у нас устроился в хлебный магазин грузчиком. Все крошки из-под хлеба он приносил домой и мы их с кипятком заваривали и ели. А потом брат сильно заболел, по ноге пошли открытые раны. Ой, как он кричал день и ночь! В больнице ему предложили отнять ногу, но он не дался. Решила мама его сама лечить. Достала заячьи шкурки и каждый день на ночь на свежую шкурку намазывала вазелином и накладывала на раны. И эта шкурка вытягивала всю гадость из ноги. Мама снова промывала шкурку, сушила на батарее и опять намазывала вазелином. И так она вылечила ему ногу. И вот после этого брат пошёл работать на ЧТЗ.

Вот мы учимся учеба, проходила очень тяжело, так как у всех головы кружились и в школе бывать приходилось на половине занятий, остальное время -дома валялись в постели с больной головой.  Я не знаю, сколько надо было терпения маме и как только это она выдержала!  Однажды идёт она домой с работы с первой смены и встречает ее комендант и говорит: «Что-то у тебя дети сегодня целый день в патефон играют», а она отвечает: «Да у меня нет патефона. Это они сами поют, когда голодные, чтобы не прислушиваться как сосет желудок. Вот они песней и заглушают свой голод».

Вернулась обратно к нам сестра уже с ребёнком и мужем. А в нашей семье вечные недостатки, вот муж от неё и ушёл. Осталась она с ребёнком у нас, а в скорости ребёнок у неё умирает. В 1937 году она попадает по ток, её спасают, но была сильно повреждена мозговая оболочка и, проболев восемь месяцев сестра умерла. Большую утрату мама перенесла после ее смерти, стала часто болеть. А мама была в цехе стахановка, хотя и неграмотная, участвовала в общественной жизни и ее выбрали от месткома в комиссию по охране труда. Ей за хорошую работу давали бесплатную путевку в дом отдыха каждое лето.

В 1936 году маме дали бесплатную путевку в дом отдыха. Возвращается, идет на работу, а у неё на проходной забирают пропуск, сказав, что она попала под сокращение. «Как под сокращение? Мне же дали премию да путёвку бесплатно? Какая причина?». Оказывается, пришла какая-то комиссия, подняли все списки и у мамы обнаружили много детей. И вот решили сократить. Мама обратилась в охрану труда и суд. Суд присудил восстановить ее на работу и лично из зарплаты начальника цеха уплатить сполна.  Мама «прогуляла» месяц получила 800 рублей, да и с месткома нам решили выделить 200 рублей на человека. Мама поехала в магазин и всех сразу одела и обула.  А в тридцатых годах в магазинах ничего не было, никаких товаров, но нам всё дали из базы».


Война!

Еще более суровым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Из совхозов Челябинской области было мобилизовано в Красную Армию шоферов - 80%, трактористов и комбайнеров – 60%, инженеров – 50% и механиков – 79%. Оставшиеся в деревнях женщины, подростки и те мужчины, без которых невозможно было организовать снабжение фронта и тыла хлебом, работали самоотверженно. За годы войны Урал поставил государству свыше 12 млн. тонн хлеба, а Челябинская область около 4 млн. тонн, кроме этого свыше 146 тысяч тонн мяса и почти 1,86 млн. тонн молока. Давалось это тяжелым крестьянским трудом в основном женщин и детей. Все эти события отражаются в судьбе семьи моих предков.

«Долгие голодные годы не прошли для нас бесследно. Вся наша семья страдала от малокровия. И так оно нас мучило всех!  Врачи маме посоветовали сменить место жительства, а иначе погибнет сама и детей сиротами оставит.  Решила мама ехать в деревню. Это было в 1940 году. Мы все пошли в колхоз работать на полевые работы. Маму поставили телятницей. Школу мы бросили, так как не в чем было ходить, да и в нашем посёлке школа была только до 4 класса, а нам надо было идти в пятый класс и шестой класс.

В 1941 году началась война. Забрали у нас брата на фронт, а я пошла учиться на тракториста. Три недели нас учили, а потом мужиков всех забрали, а нас девчонок посадили на трактора-«колесники» и оставили одного мужчину бригадиром. Обрадовалась я, что хоть немного помогу в хлебе. В то время был такой закон, что есть урожай или нет, а от 3 кг пшеницы получи за трудодень.  Но нам, конечно, не давали, всё шло на фронт. А мы здесь чуть не падали от голода да усталости. В то время председателем колхоза был старый коммунист, партизан по фамилии Сбитнев. Он не жалел колхозников, все отправлял на фронт.  А мы, бывало, скажем: «У нас здесь тоже фронт. Мы боремся за хлеб, сеем, убираем. И это от девчонки до старухи –женщины, дай хоть немного, удели и для нас хлеба». А работали по многу часов, и я для мамы оказалась плохая помощница. Приду домой, а она лепёшки состряпает со жмыхом, жмых столчет и картошки натрет и вот еда вся.  В бригаде стало всё труднее и труднее работать, многие стали болеть. Вот мама и говорит: «Поезжайте на производство, там хоть паёк будете получать, а то что получается, маленькими были - не дала вам погибнуть, а уже большие и погибать никак нельзя». 

Если бы не война, то со временем и мы бы в деревне стали лучше жить. Плохо, что не было у нас в семье крепких мужских рук! Вася был маленький, а Прокопий перед войной к нам приехал и сразу его на фронт забрали. Так в 1943 году мы перебрались в Челябинск обратно, а мама оставалась в колхозе с Лидой и Васей. Позднее Лида и Вася тоже перебрались в Челябинск. Мама прожила всю войну одна в деревне, а когда кончилась война и вернулся брат в деревню, женился, взял маму к себе. Потом она жила у Марии, помогая нянчить детей. Помогала всем своим детям. Так она у нас прожила до 85 лет».

Последние записи в дневнике, сделанные дочерью Дарьи Сергеевны, подводят итог жизненному пути матери, которая преодолев все трудности и невзгоды, сумела выжить, сохранить жизнь детям и дать им путевку в жизнь: «Мамина жизнь прошла в нужде и горе. Сколько раз она смотрела в глаза смерти, сколько ей приходилось раз своих детей хоронить, сколько вынесла эта женщина все наземные трудности! И после этого она ещё успела помочь своим внучатам. Кончаю писать и даю наказ внукам: помните свою бабушку, была она душевная, сознательна, сочувственная, старалась помочь любому человеку в трудную минуту!».

Старая тетрадь с записями стала не только реликвией семьи Колбиных-Замятиных, но и заветом предков для последующих поколений. Также в семейном архиве бережно хранятся фотографии многочисленных родственников, сделанные в разное время, посвященные разным семейным событиям и большой семьи (приложение 2).


III. Заключение

Изучив исторические события России 1910-40-х годов и исследовав дневниковые записи с жизнеописанием моих предков, я пришла к выводу, что основные перемены, кардинально менявшие жизнь и судьбы моих родственников очень тесно связаны с переменами в жизни страны, происходившими в этот период. В ходе исследования я выдвигала гипотезу, что в истории моей семьи отразятся события российской истории 10-40-х годов 20 века и своей работой мне удалось это доказать. Жизнь семьи и история страны тесно переплелись и взаимовлияли друг на друга. Считаю, что цель работы достигнута и моя гипотеза подтвердилась.

При написании работы я использовала рассказы моих родственников, а также те документы, которые они сохранили. Мне удалось составить ветвь генеологического дерева по линии Жмак Дарьи Сергеевны (приложение 3). В ходе работы я поняла, как хрупка память о людях и как важно сделать все возможное, чтобы сберечь ее. Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам.И именно эта цель стала для меня главной при написании моей работы.

Вероятно, история моей семьи очень похожа на тысячи других, ведь все события, происходящие в нашей стране, в той или иной степени затрагивают каждого из нас. Однако для меня она дорога тем, что в ней есть место именно мне и я ощущаю себя частью этой истории, а, следовательно, и частью истории всей России.

IV.Список литературы


1. Данилов А.А. История России ХХ - начало ХХI века. 9 класс: учеб. Для обшеобразоват. организаций/А.А.Данилов,Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2014.

2.Обухов Л.А.Шкерин В.А., ШкребеньГ.С. История Урала ХIХ-ХХ веков:Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. - Екатеринбург:Изд-во «Сократ», 2006г.-144с.:ил.

3.СалминаМ.С. История Южного Урала. ХХ-началоХХI века:Учеб. Пособие для 9-го кл. осн. общеобразов. шк.-Челябинск: «Взгляд», 2004.-254с.:ил.

4.Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев - Челябинск: Каменный пояс, 2008 Т.3-К-Л.-832с.: илл.

5.Челябинская область в фотографиях, 1920-1940/Авт. Проекта Богдановский В.И., авт. Очерков Шишов К.А., Лушникова А.В.-Челябинск: ТО «Каменный пояс», 2001.-356с.

6.Википедия (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://wiki2.org/ruИстория_Челябинской_области

  7. Онлайн-конструктор семейного древа – 100% бесплатно (dnaweekly.com)

Архив семьи Колбиных- Замятиных

32

Автор материала: Г. Щелева (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.