МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ «СОТВОРЕНИЕ АДАМА». Сочинение-описание
Автор публикации: В. Кирьянов, студент 1 курса
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ «СОТВОРЕНИЕ АДАМА»

О чем говорят картины?
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | ФИО | Калягина Ирина Владимировна |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5. | Название ресурса | Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». |
6. | Вид ресурса | Сочинение-описание по картине. |
7. | Студент, автор сочинения | КИРЬЯНОВ ВСЕВОЛОД. |
8. | Курс, группа | 1 курс, группа 9ТД-11. |
9. | Специальность СПО | 38.02.08 Торговое дело. |
10. | Орфография | Авторская. |
11 | Количество знаков | Количество знаков без пробелов без учета заголовка и плана – 3184 |
12. | Примечание | Для сочинения-описания студент выбрал ту картину, которая очень нравится, исходя из собственных художественных предпочтений. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрация | |
Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»
План сочинения-описания:
1. Кто автор картины и что изображено?
2. Что изображено на переднем и заднем плане, в центре? Какие краски использует художник?
3. Какое настроение вызывает картина?
Картина «Сотворение Адама» написана Микеланджело Буонарроти примерно в 1511 году.
На переднем плане фрески доминируют две центральные фигуры, расположенные на одном визуальном уровне: Бог-Отец и первый человек, Адам. Адам изображен обнаженным, в расслабленной, почти лишенной силы позе. Он полулежит на склоне зеленеющего холма, его левая рука едва поднята, а указательный палец вяло протянут навстречу Творцу. Его тело прекрасно и физически развито, но в нем нет еще «искры жизни» — он существует, но не живет в полном смысле. Его взгляд, обращенный к Богу, выражает томление и глубочайшую надежду. Бог-Отец предстает в образе могучего, седовласого старца, облаченного в просторную легкую тунику розоватого цвета. Он изображен в стремительном движении, его фигура наполнена энергией. Он окружен сонмом ангелов, которые поддерживают Его. Его правая рука решительно и властно протянута к Адаму, а указательный палец готов вот-вот соединиться с пальцем человека. Взгляд Бога сосредоточен и полон творческой воли. Главный драматический и смысловой центр всей композиции — пространство между двумя руками. Микеланджело оставляет между пальцами Бога и Адама крошечный, но невероятно значимый зазор, в котором сконцентрирована вся напряженность момента Творения.
Задний план условно можно разделить на две части. Первое это фигура Бога и ангелы: Бог-Отец не парит в пустоте, а является частью мощной композиционной группы. Он находится внутри огромной, развевающейся мантии, которую поддерживают ангелы в виде простых человек. Их фигуры переплетаются, создавая динамичную и сложную форму, напоминающую одновременно и облако, и человеческий мозг (что стало темой для многих позднейших научных интерпретаций). Эта группа символизирует Небесную сферу, источник божественной энергии. Второе - это пейзаж за Адамом: за спиной Адама простирается пустынный земной пейзаж — склон горы и голубая полоса воды (возможно, океан, омывающий остров, на котором был создан Адам). Этот фон подчеркивает изначальное одиночество человека и «пустоту» мира до получения божественной искры.
Картина обладает пастельными, приглушенными, но благородными тонами. Преобладают телесные оттенки (цвета кожи Адама и Бога), которые контрастируют с холодным голубым неба и зеленью склона. Главные цветовые акценты — это розовато-лиловая туника Бога и ярко-красный плащ позади Него, который притягивает взгляд и подчеркивает Его центральную роль. Зеленый платок, обвивающий одну из фигур в свите Бога, добавляет дополнительный цветовой штрих. Цвета не отвлекают от главного — монументальных фигур и их драматического взаимодействия. Они работают на создание ощущения величия, гармонии и сосредоточенности на главном действии.
Микеланджело гениально изобразил не физический акт лепки тела из глины, а момент передачи жизненной энергии, души и разума. Застывшее мгновение перед соприкосновением пальцев — это кульминация Творения. Автор показывает, что жизнь — это не просто материальная форма, а божественный дар, «электрическая искра», передаваемая от Творца к творению. Композиция строится на диалоге и взаимном стремлении. Если Бог активен и движется навстречу, то Адам пассивен, но его жест, его взгляд полон жажды этой встречи. Это идея не одностороннего действия, а богочеловеческого отношения. Адам изображен как идеально прекрасное физическое существо, воплощающее античные представления о гармонии. Микеланджело, как истинный гуманист Возрождения, возвеличивает человека, показывая его не как раба, а как венца Творения, достойного принять божественную искру и ставшего партнером в акте собственного оживления. Таким образом, идея фрески — это торжество человеческого духа и разума, полученного от Бога, и величайший момент, когда смертное и бессмертное встречаются для завершения акта Сотворения.