Исследовательская работа «Мой будущий бизнес»
Автор публикации: К. Ширченко, ученица 7Б класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 8
им. Н.Н. Боголюбова
Реферат на тему:
«Мой будущий бизнес»
Выполнила: ученица 7 б класса
Ширченко Ксения
Руководитель: учитель обществознания
Назарова М.Е.
Дубна, 2018
План работы
Введение 3
1. Правовая основа предпринимательской деятельности 4
1.1. Гражданского правовое регулирование предпринимательской деятельности 4
1.2. Гражданская правоспособность несовершеннолетнего 5
1.3. Налоговые обязанности предпринимателя. 7
2. Производственный план 10
2.1. SMART метод определения цели развития бизнеса 10
2.2. SWOT-анализ 11
2.3. Определение себестоимости продукции и расчет прибыли 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Введение
Тема моей исследовательской работы - «Мой будущий бизнес». Я думаю, что вопрос о возможности получения самостоятельного дохода — один из самых важных в жизни подростка, ведь взросление это возможность принимать самостоятельные решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои действия. На уроках обществознания мы обсуждали вопросы правоспособности несовершеннолетних, и у меня возник вопрос: могу ли я с получением паспорта открыть свой бизнес?
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования определяется моим интересом к выбранной теме, а также реальной возможностью реализовать мой проект в будущем.
Объектом моего исследования является предпринимательская деятельность, ее правовое регулирование и экономическое содержание.
Предметом исследования является выяснение возможности осуществления предпринимательской деятельности несовершеннолетним и составление бизнес-плана производства пряников.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы составить бизнес-план производства пряников.
Для достижения поставленной цели мне нужно решить следующие задачи:
- проанализировать гражданское и налоговое законодательство РФ, регулирующее предпринимательскую деятельности без образования юридического лица;
- поставить цель стратегического развития и провести маркетинговый анализ;
- составить производственный план проекта.
В моей исследовательской работе я выдвинула несколько рабочих гипотез, которые будут доказаны или опровергнуты в ходе работы над темой исследования:
- верно ли то, что если я хочу зарабатывать деньги, я должна получить статус предпринимателя;
- если я получу паспорт и решу открыть свое дело, то я имею ли я право подать заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- чтобы организовать свое дело нужно не только желание, но и специальные знания.
Для решения стоящих передо мной задач я буду использовать как теоретические, так и практические методы исследования. Теоретические: изучение гражданского законодательства РФ, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, экономической литературы по теме исследования. Практические: наблюдение, беседа, калькуляция, моделирование, маркетинговые методы — SWORT и SMART.
1. Правовая основа предпринимательской деятельности
В первой части моей исследовательской работы я рассмотрю правовые аспекты предпринимательской деятельности.
1.1. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности
Ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение предпринимательской деятельности - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Ст. 23 ГК РФ определяет, что заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. Важно отметить, что совсем недавно в эти статьи по поручению Президента РФ были внесены изменения с целью освободить от дополнительного административного бремени так называемых самозанятых граждан. Федеральный закон от 26.07.2017 №199-ФЗ предусматривает, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (оказание услуг разного рода другим физическим лицам в индивидуальном порядке) законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Первый вопрос, на который мне предстоит ответить, прежде чем обращаться в регистрирующий орган — является ли моя будущая деятельность предпринимательской.
Проанализировав определение предпринимательской деятельности я выделила признаки, которые отличают данную деятельность от других видов занятости граждан, и сделала сравнительную таблицу. Табл. 1
Предприниматель |
Наемный работник |
Самозанятый гражданин |
|
Характер деятельности |
самостоятельный |
Определен трудовым договором |
самостоятельный |
Определенность |
связана с риском |
Работа определена, в случае ее отсутствия ответственность за это несет работодатель |
Связана с риском |
Цель |
систематическое извлечение прибыли |
Получение заработной платы |
Систематическое извлечение прибыли |
Источник |
пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг |
Трудовая деятельность |
Оказание персональных услуг физичеким лицом |
Правовой статус |
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя |
Права, обязанности и ответственность определены трудовым договором |
Уведомление налогового органа о ведении деятельности |
Ответственность |
Гражданско-правовая (Предпринимательская) п. 3 ст. 401 ГК РФ |
Дисциплинарная (Трудовой кодекс РФ) |
Гражданско-правовая |
Сравнив трудовую и предпринимательскую деятельность я пришла к выводу, что не каждый способ заработка может называться предпринимательской деятельностью. Однако, планируемое мной производство пряников является предпринимательской деятельностью, т.к:
1. я буду заниматься этой деятельностью за счет собственных средств;
2. я планирую заниматься изготовлением продукции регулярно, постепенно расширяя клиентскую базу и ассортимент продукции;
3. я буду работать над анализом издержек, связанных с производством, а также над другими факторами с целью увеличения прибыли;
4. деятельность по производству и реализации пряников связана с определенными рисками, т.к. невозможно точно предсказать какой будет сбыт продукции.
1.2. Гражданская правоспособность несовершеннолетнего
Предпринимательская деятельность, как было отмечено в п.1.1 моей работы, является видом гражданско-правовых отношений, участники которых должны обладать гражданско-правовой правосубъектностью, т.е. гражданской правоспособностью и гражданской дееспособностью.
Следующая задача, которую мне необходимо решить — с какого возраста я могу стать участником предпринимательской деятельности и что для этого необходимо сделать.
Табл. 2
Дееспособность малолетних |
Дееспособность несовершеннолетних |
|
Норма ГК РФ |
28 и 1073 |
26 и 1074 |
Возраст |
6-14 |
14-18 |
Объем |
Исключительный: только мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли; сделки по распоряжению денежными средствами, предоставленными законным представителем |
Ограниченный: право распоряжаться своим доходом, заключать договоры и вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки |
Ответственность лица |
Не несут ответственности |
Несут ответственность, в том числе за причиненный вред |
Ответственность родителей (законных представителей) |
Несут, если не докажут обратное |
Несут дополнительную ответственность |
Действительность сделок |
Являются оспоримыми |
Совершаются с письменного согласия родителей |
Возможность расширения объема дееспособности |
нет |
Есть (ст. 27 ГК РФ «Эмансипация»), с 16 лет после вступления в брак |
Ст. 22.1
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации) (паспорт гражданина РФ);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним) (эмансипация);
Я проанализировала гражданское законодательство РФ, определяющее предпринимательскую правосубъектность, и пришла к выводу о том, что получить статус предпринимателя я смогу только с 16 лет. Для этого мне нужно иметь согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности и обратиться в регистрирующий орган с заявлением.
1.3. Налоговые обязанности предпринимателя.
Задумываться над тем, какую систему налогообложения выгоднее выбрать, нужно еще на стадии планирования бизнеса, ведь от того, по какой системе налогообложения работают индивидуальные предприниматели, зависит налоговая нагрузка на бизнес.
Вопрос налогообложения очень сложный и требует четкого понимания, т.к. предприниматель несет ответственность за неисполнение обязанности по оплате налогов. За разъяснениями по выбору подходящего мне варианта налогообложения я обратилась к специалисту по вопросам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ширченко Екатерине Федосеевне:
- Добрый день, Екатерина Федосеевна! Мне необходима консультация по вопросу подбора системы налогообложения для индивидуального предпринимателя, планирующего заниматься изготовлением и реализацией пряников ручной работы.
- Добрый день. Ксения. Конечно, для начинающего предпринимателя разобраться в тонкостях различных систем налогообложения может быть непросто. Очень правильно, что ты решила обратиться к специалисту.
Для индивидуальных предпринимателей существует три основные формы налогообложения:
- упрощенная система (ст. 346.11 Налогового кодекса РФ);
- патентная система (ст. 346.43 Налогового кодекса РФ);
- единый налог на вмененный доход (ст. 346.26 Налогового кодекса РФ)
Основными критериями при выборе той или иной системы налогообложения являются: планируемый вид деятельности, наличие (или отсутствие) наемных работников, объем планируемых доходов и расходов и периодичность оплаты налога.
1. Если мы рассматриваем «упрощенку», то в рамках это системы существует две налоговые ставки:
6 % от всех полученных доходов;
15% от разницы между доходами и расходами
Данная система применима к абсолютно любым видам деятельности, но существуют определенные ограничения по количеству наемных работников (не более 100 человек) и годовому объему дохода(не более 150 млн.рублей за год)
Данная система налогообложения предполагает ведение бухгалтерского учета и сдачу бухгалтерской отчетности, что может быть сложно для начинающего предпринимателя.
2. Если начинающий предприниматель планирует все делать самостоятельно, т.е. без привлечения других работников, и его вид деятельности подпадает по перечень определенный в ст. 346.43 Налогового кодекса РФ, то для него скорее всего выгоднее будет применять патентную систему налогообложения.
Основным ее отличием от «упрощёнки» является то, что патент приобретается единоразово на весь отчетный год (или на определенное количество месяцев в году), его стоимость рассчитывается автоматически в зависимости от региона ведения бизнеса, вида деятельности и наличия (или отсутствия) наемных работников, ставка налога составляет 6% от предполагаемого дохода за год.
Данная система не требует от предпринимателя ведения бухгалтерской документации и сдачу отчетности, ты просто приобретаешь патент и спокойно работаешь весь год.
Например, если ты планируешь заниматься изготовлением пряников на дому без привлечения наемных работников в Московской области, то годовая стоимость патента для такого вида деятельности как «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий» составит 12528 рублей (это можно рассчитать на онлайн-калькуляторе на сайте http://patent.nalog.ru/info/
Сумма налога будет оплачиваться двумя платежами - 1 платеж в размере 4176 руб. - в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, 2 платеж в размере 8352 руб. - в срок не позднее срока окончания действия патента.
3. Есть еще третья система налогообложения – единый налог на вмененный доход. Эта система также применяется только к определенным видам деятельности, определенным в ст. 346.26 НК РФ, и в зависимости от вида деятельности и региона размер налога рассчитывается по ставке 15% от предполагаемого годового дохода. При ее применении предприниматель должен вести бухгалтерскую документацию и сдавать бухгалтерскую отчетность 4 раза в год (в каждом квартале).
Мне кажется, что для выбранного тобой вида деятельности наиболее оптимальной будет патентная система налогообложения, поскольку она не потребует от тебя постоянного контроля за годовым доходом, количеством расходов, которые нужно документально подтверждать ведения бухгалтерии и сдачи отчетности.
Кроме того, не забудь, что в соответствии с законодательством РФ до 31 декабря 2020 года продлено действие «налоговых каникул» (т.е. полное освобождение от уплаты налогов) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной и социальной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
- Спасибо, Екатерина Федосеевна, за подробный рассказ.
По итогам беседы, я составила сравнительную таблицу по системам налогообложения.
Табл.3
Упрощенная система налогообложения ст. 346.11 Налогового кодекса РФ |
Патентная система налогообложения ст. 346.43 Налогового кодекса РФ |
Единый налог на вмененный доход ст. 346.26 Налогового кодекса РФ |
|
Вид деятельности |
применяется к любому виду деятельности |
применяется только к определенным видам деятельности (ст. 346.43 НК РФ) |
применяется только к определенным видам деятельности(ст. 346.43 НК РФ) |
Ставка налога |
6% от доходов; 15% от разницы между доходами и расходами |
6% от предполагаемого дохода за год |
15% от вмененного в зависимости от вида деятельности дохода |
Особенности применения |
ограничения по численности наемных работников и размеру годового дохода; ведется бухгалтерская документация и ежегодно сдается отчетность |
стоимость патента зависит от региона ведения бизнеса, вида деятельности и наличия наемных работников; бухгалтерия не ведется и отчетность не сдается |
Размер налога зависит от вида деятельности, есть ограничения по численности работников, ведется бухгалтерия и ежеквартально сдается отчетность |
порядок оплаты налога |
ежегодно |
двумя платежами оплачивается стоимость патента |
оплачивается поквартально |
Проанализировав рекомендации специалиста и свою таблицу, я пришла к выводу о том, что патентная система налогообложения для меня будет наиболее выгодной.
2. Производственный план
Во второй части моей исследовательской работы я покажу на примере моего проекта использование SMART-метода постановки цели, который используется в стратегическом планировании и менеджменте. Во втором параграфе я рассмотрю SWOT-анализ маркетингового исследования рынка, который можно использовать как на этапе подготовки бизнес-проекта, так и в ходе ведения предпринимательской деятельности.
2.1. SMART метод определения цели стратегического развития
Одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности, как я выяснила в параграфе 1 главы 1 моей работы, является цель — систематическое получение прибыли. Возникает закономерный вопрос, достаточно ли поставить такую неопределенную цель, чтобы задуманный проект был успешным? На этот вопрос я отвечу в этом параграфе.
Постановка любой цели начинается с мечты. Цель – это результат деятельности, то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Имея перед собой цель, легче представить себе способы ее достижения, легче формулировать конкретные задачи.
Задача – это последовательность действий, направленных на решение возникающих затруднений. Это движение можно представить в виде SMART-метода. Этим термином обозначают один из способов формулировки ближайших целей.
SMART-цели - это цели, которые удовлетворяют следующим требованиям:
S - specific, significant, stretching - конкретная, значительная. Поставленная цель должна отвечать на вопросы: что; когда; сколько.
M - measurable, meaningful, motivational - измеримая, значимая, мотивирующая. Цель должна быть измеримой, причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному.
A - attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented - достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия.
R - realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented - реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты.
T - time-based, timely, tangible, trackable - на определенный период, своевременная, отслеживаемая. Срок или точный период выполнения - одна из главных составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период.
В ходе работы над своим проектом я тренировалась в формулировке SMART-целей. Освоение этого метода очень полезно не только для организации предпринимательской деятельности, но и для учебы.
Моя SMART-цель на подготовительном этапе (2018-2020 год):
Разработать ассортиментный ряд изделий (по форме, качеству, дизайну) и оптимизировать издержки производства, связанные с их изготовлением, а также разработать и продвинуть свой сайт (блог), чтобы начать формировать клиентскую и партнерскую базу, а также заработать на продвижении своего сайта начальный капитал.
Для анализа промежуточных результатов я буду делать план работы на год и на каждый месяц, и контролировать его выполнение.
2.2. SWOT-анализ рынка.
Основная цель SWOT-анализа – исследование сильных и уязвимых сторон предприятия. Должен быть проведен анализ потенциальных угроз от факторов извне, поиск и определение предположительных путей развития фирмы. Кроме того, анализ помогает установить связи между данными составляющими. Разработка SWOT-анализа принадлежит профессору Кеннету Эндрюсу.
Если говорить о названии анализа, следует отметить, что в аббревиатуру SWOT входят следующие значения:
S является «силой» (Strenght)
W - «слабостью» (Weakness)
O - «возможностью» (Opportunities)
T - «проблемой, угрозой» (Troubles, Threats).
Табл. 4
|
Положительные факторы |
Негативные факторы |
Внутренняя среда |
Сильные стороны - Strengths (характеристики коллектива или проекта, являющиеся преимуществами перед другими компаниями в отрасли) |
Слабые стороны -Weaknesses (характеристики, ослабляющие компанию или проект) |
Внешняя среда |
Возможности - Opportunities (внешние потенциальные возможности, т.е. факторы, которые могут помочь достичь цель) |
Угрозы - Threats (внешние потенциальные угрозы, т.е. факторы, которые могут стать препятствием на пути достижения цели) |
SWOT-анализ можно проводить на этапе планирования и на этапе развития дела.
Познакомившись с этим методом маркетингового исследования, я сделала SWOT-матрицу для своего планируемого бизнеса.
Табл. 5
Внешнее окружение |
Потенциальные возможности - О |
Потенциальные угрозы - Т |
o1 расширение круга потребителей за счет широкого ассортиментного ряда o2 развитие линий сбыта за счет он-лайн продаж |
t1 наличие на рынке конкурента t2 снижение интереса покупателей к продукции |
|
Внутренняя среда |
||
Сильные стороны - S |
||
s1 оригинальный дизайн s2 отличное качество товаров s3 разнообразная рецептура s4 доступная цена |
s1+o1 = + s1 + o2 = + s2+o1=+ s2+o2=0 s3+o1=+ s3+o2=+ s4+o1=+ s4+o2=+ |
s1+t1=+ s1+t2=+ s2+t1=0 s2+t2=+ s3+t1=+ s3+t2=+ s4+t1=+ s4+t2=+ |
Слабые стороны - W |
||
w1 ограниченное время для производственной деятельности w2 отсутствие собственного помещения для реализации продукции |
w1+o1= - w1+o2=+ w2+o1=+ w2+o2=+ |
w1+t1= - w1+t2= + w2+t1= + w2+t2= + |
В ходе проведенного SWOT-анализа я нашла сильные и уязвимые стороны своего будущего бизнеса, а также выявила потенциальные угрозы и внешние факторы. В результате проведенной работы я пришла к следующим выводам:
- на начальном этапе моего будущего бизнеса мне не понадобится отдельное помещение, так как продажу буду совершать Он-Лайн;
- важным условием для конкурентной борьбы с моей стороны – расширение ассортимента (по дизайну и рецептуре);
- я буду заниматься точечной рекламой и развивать свои он-лайн продажи
2.3. Определение себестоимости продукции и расчет прибыли
Для определения планируемой себестоимости продукции мне необходимо учесть постоянные и временные издержки, связанные с производством, а также производительность труда, которая определяется особенностями технологического процесса изготовления пряников.
Производственный процесс изготовления пряников состоит из следующих этапов:
замешивания теста (30 мин. + 4 часа в холодильнике);
изготовления пряников (раскатка и выпечка 20 мин.);
покрытие пряников глазурью (30 шт. за 2,5 часа)
Итого затраченное время около 4 часов, не считая времени для охлаждения.
Технология производства: ручное производство, не требующее специального оборудования кроме бытового холодильника и газового духового шкафа. В начале развития своего дела я буду пользоваться домашними бытовыми приборами.
Мука 200 гр
Манка 40 гр
Слив масло 100 гр
Шоколад 100 гр
Сахар 100 гр
мед 100 гр
имбирь, корица, разрыхлитель 650 гр теста, выход 30 штук.
Расчет производился исходя из средних цен на продукты и товары на момент разработки проекта. Я брала усредненные цены на продукты, которые я нашла в интернете.
Табл. 6
Наименование |
Цена за 1 кг, руб. |
Мука |
30 руб |
Манка |
20 руб |
Сливочное масло |
400 руб |
Шоколад |
900 руб |
Сахар |
30 руб |
Мед |
300 руб |
Итого |
1680 руб |
*Имбирь, корица, разрыхлитель — 60 рублей из расчета на 3 порции по 30 пряников, что дает прибавку к себестоимости порции 20 рублей.
Выход продукции 650 г. что составляет в среднем 30 пряников.
Расчет стоимости продуктов на 1 порцию (30 шт.):
Таблица 7
Наименование |
Цена за 1 кг, руб. |
Количество продуктов, расходуемое на 30 штук, гр |
Стоимость продуктов на 30 штук, руб. |
Мука |
30 руб |
200 |
6 |
Манка |
20 руб |
40 |
0,8 |
Сливочное масло |
400 руб |
100 |
40 |
Шоколад |
900 руб |
100 |
90 |
Сахар |
30 руб |
100 |
3 |
Мед |
300 руб |
100 |
30 |
Пряности, разрыхлитель |
60 |
20* |
|
ИТОГО |
1740 |
640 |
189,8 |
Стоимость суточных расходов на сырье 189,8 руб. (на 30 штук).
Таким образом, стоимость продуктов на 1 шт. – 189,8:30= 6,3 руб.
При расчете стоимости продукции, я учитывала стоимость такого ресурса как труд. Я предположила, сколько я могла бы платить наемному работнику за изготовление пряников. Я проверила несколько вакансий в Дубне и выяснила, что средняя заработная плата кондитера составляет около 22000 рублей (5-дневная рабочая неделя).
22000:22=1000 (руб) ЗП за один рабочий день
1000:30=33,3 (руб) стоимость труда на 1 единицу продукции
Итого себестоимость 1 пряника составляет:
6,3+33,3=39,6 (руб), для удобства расчетов я сделал округление — 40 руб.
Средняя рыночная стоимость подобного изделия составляет 150 рублей.
Таким образом, для занятия рынка на начальном этапе, я могу определить стоимость 1 пряника в 100 рублей.
Месячный производственный план составляет 400 пряников.
Определим выручку:
400*100=40000 (руб)
400*40= 16000 (руб) стоимость издержек производства
12528:12=1044 (руб) необходимо выделять ежемесячно для оплаты патента
Таким образом, ежемесячная прибыль составит
40000 — 16000 — 1044 = 22956 (руб) планируемая прибыль.
В моих расчетах я конечно не могла учесть всех расходов, в том числе реализационных, т.е. расходов на упаковку, изготовление рекламной продукции, на представительские расходы и т. д. Кроме того, я не учитывала расходы на аммортизацию оборудования и оплату газа и электроэнергии, т. к. я не могу выделить эти расходы из коммунальных платежей и планирую просто часть денег прибыли отдавать родителям.
Заключение
В ходе нашего исследования я достигла поставленной цели и составила бизнес-план производства пряников. В своей работе, я последовательно решила следующие задачи:
- проанализировала гражданское и налоговое законодательство РФ, регулирующее предпринимательскую деятельности без образования юридического лица и пришла к выводу, что планируемое мной производство пряников является предпринимательской деятельностью, которую я могу начать с согласия родителей в 16 лет. Оптимальной для моего бизнеса системой налогообложения является патентная система.
- поставила цель развития и провела маркетинговый анализ, который помог мне прийти к выводу что для развития мне нужно расширять ассортимент пряников по рецептуре и дизайну и заниматься точечной рекламой.
- посчитала расходы и планируемую прибыль.
В моей исследовательской работе часть рабочих гипотез, которые я выдвигала были мной опровергнуты.
Для организации своего дела, мне необходимо получить статус индивидуального предпринимателя, однако до его получения я могу зарабатывать деньги как наемный работник и откладывать их для моего будущего проекта. Получение паспорта недостаточно для получения статуса предпринимателя, мне нужно подождать еще 2 года чтобы подать заявление на регистрацию.
Однако, в ходе работы, я поняла, что для того чтобы организовать свое дело нужно не только желание, но и специальные знания.
Работа над моим проектом была для меня не только интересна, но и полезна. Я научилась:
- планировать свою работу и внимательнее относиться к своему времени
- ставить цели и задачи
- оценивать альтернативную стоимость ресурсов.
Кроме того, я поняла что многие товары, которые мы приобретаем стоят гораздо меньше на самом деле.
У меня есть еще три года, для того чтобы серьезно подумать о возможности открытия своего бизнеса и о том, что мне нужно сделать для его успешного развития.
Список нормативно-правовых актов
Гражданский кодекс РФ — правовая система Консультант - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
Трудовой кодекс РФ — правовая система Консультант - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
Федеральный закон № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - правовая система Консультант - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/
Список использованной литературы
Липсиц И.В. Экономика. М., 2016.
Основы экономической теории. В 2-х книгах. Книга 1. Учебник для 10-11 классов под ред. С.И. Иванова
Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. – СПб: Питер Ком, 1999. – 896с.
Список электронных ресурсов
Метод SWOT-анализа в стратегическом управлении — электронный ресурс - http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/
SWOT-анализ: 5 правил, которых стоит придерживаться — электронная публикация - https://geniusmarketing.me/lab/swot-analiz-5-glavnyx-pravil-kotoryx-stoit-priderzhivatsya/
Цели по SMART: подробный обзор — электронный ресурс - http://powerbranding.ru/marketing-strategy/smart-celi/
17