12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Демидович Лариса Николаевна388
Россия, Томская обл., Кожевниковский район с.Осиновка

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа»

Мой дом – моя крепость


Работу выполнила: Лялюхов Даниил

Руководитель: Демидович Лариса Николаевна

Учитель русского языка и литературы

 


 

2016

Содержание

 

1.Введение стр. 3

2.Система защиты дома от нечистой силы стр. 4-6

3. Заключение стр. 7

4.Литература стр.8

 

Введение

Есть в нашем селе Осиновка дома, на которые смотришь - и глаз отвести не в силах, и слов не найдёшь от восхищения.

Они как пришельцы из прошлых веков, из сказки. Не дома, а терема. Вдоль скатов крыш – резные доски, наличники на окнах в красивых орнаментах. И заборы-то особые. Такая красота, «что ни в сказке сказать, ни пером описать»! И позавидуешь от всей души хозяевам этих домов, потому что в них должны жить счастливые, здоровые люди.

Кому не известна поговорка: «Мой дом – моя крепость»? Вот как раз о том, что же делает наш дом крепким, посвящена моя исследовательская работа.

Цель исследования: знакомство со славянской системой защиты дома и выяснение что же делает наш дом крепким.

Задачи:

познакомиться со славянской системой защиты дома;

сравнить современные дома обшитые сайдингом и резные дома;

выяснить, что делает наш дом крепким.

 

Система защиты дома от нечистой силы

Готовясь к классному часу я узнал, что оберегает жителей таких домов от горя и несчастий. А знают ли мои односельчане о том, что вся эта модная в наши дни резьба по дереву с разнообразным орнаментом выполняет не только эстетическую функцию, но ещё и защитную?

В один из воскресных дней я отправился к хозяевам этих «пряничных» домов, надеясь найти ответы на волнующие меня вопросы.

Вопросы

1. Почему именно фигурка петуха венчает крышу дома?

(петух – вестник рассвета, победа сил света, символ восходящего солнца)

2. Каждый орнамент – это символ, который имеет определённый магический смысл. Назовите хотя бы один.

(символы солнца, земли, природы)

3. Оказывается, эти знаки стоят на пути злых сил. Как они называются?

(обереги)

4. Кого мы имеем в виду, называя их нечистой силой?

(черти, бесы, демоны, колдуны, бабаи, анчутки)

Как я и предполагал, ответы были одни и те же: все это было сделано только для красоты. И никто не знал, что данные украшения – это древние орнаменты – обереги, знаки, стоящие на пути злых сил. Они размещались на самых уязвимых участках. Обереги располагались на доме не произвольно, а по продуманной системе.

Где мог человек почерпнуть надёжную систему защиты от тёмных сил? Конечно же, в окружающем мире, в природе. Там, где он наблюдал всепобеждающее начало света, поэтому и защитная система дома была ориентирована на мир небесный.

Начнём с крыши. Рассмотрим самую привычную для нас – двускатную. Почему она имеет форму – подобие треугольника? Такая форма крыши как бы копирует дневное движение солнца по небосклону. Три же угла отмечают три основные позиции солнца на небе: восход, полдень и закат. Верхняя точка крыши – щипец – часто украшалась изображением головы коня или фигуркой петуха. Конь и петух

Вдоль скатов крыши располагались резные доски – причелины – с разнообразным орнаментом, в котором также был определённый магический смысл. Дело в том, что причелины изображали так называемые «хляби небесные» или верхнее небо, полное небесной влаги, готовой пролиться на землю.

Славянин – язычник верил в то, что в его доме действительно пребывали силы света, что они слышат обращённые к ним мольбы: «Месяц ты красный, сойди в мою клеть; солнышко ты привольное, взойди на мой двор». В доме, в жилище может присутствовать вся светлая сила природы:

Чудо в тереме показалось:

На небе солнце, в тереме солнце,

На небе месяц, в тереме месяц,

На небе звёзды, в тереме звёзды,

На небе заря, в тереме заря

И вся красота поднебесная.

 

Солнечные знаки располагались под причелиной. Виды солнечных знаков представлены на этом рисунке


 

 

Перед нами круги с шестью восьмью радиусами; круг с крестом; восходящее – заходящее солнце – половина круга; знак бегущего солнца.

Если мы посмотрим памятники архитектуры деревянного зодчества Томска, то там обязательно встретим солнечные знаки.

Дальнейшее рассмотрение защитного комплекса дома приближает нас к земле. Дело в том, что солярные знаки помещались всегда со знаками земли. На рисунке представлены знаки земли

Следующий интересный момент в защитной системе дома – символика окна. Сначала определим значение окна в доме. Окно – выход в другой мир, «глазок в белый свет». И наоборот: окно как бы даёт возможность заглянуть в дом снаружи недоброму глазу. От лукавого взгляда человек и стремился себя оградить.

Система оконных проёмов будет мало отличаться от того, что мы могли наблюдать в системе защиты дома. На наличниках и ставнях изображали солнечные знаки. Очень часто встречается и растительный орнамент – символика земли и плодородия.

 


 

Заключение

Итак, я попытался объяснить, почему наши умельцы, не жалея времени и сил, старались не только украсить свой дом, но и защитить его от тёмных сил разнообразными орнаментами и великолепной резьбой. Мне очень нравится, что народные традиции существуют и в наши дни, несмотря на то, что утратили первоначальный смысл знаковой системы орнамента.

Кроме оберегов на доме, существовали обереги и внутри дома. Оберег был и на народном костюме.

Работая над данной исследовательской работой, я пришёл к выводу, что надо не только охранять деревянное зодчество как памятник старины, но и при строительстве современных домов сохранять традиции своих предков.

Конечно, дома, обшитые сайдингом, тоже смотрятся неплохо. Но современное покрытие несёт с собой только физическую защиту, а не духовную.

Я убежден, что все наши неудачи поуменьшились, если бы поднялся уровень знаний об истории России.


 

Литература

1.Васильчеснко А.П. «Природа славян» Томск, 2000

2.Сипинёв Ю.А. «Русская культура и словесность» Петербург, 1997

3.Деревянное зодчество Томска Томск, 2010.

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.