12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Обносова Галина Викторовна25
Добрый день! Меня зовут Обносова Галина Викторовна. Я учитель истории и обществознания Имею высшее педагогическое образование Бакалавр «История». Закончила курсы экскурсовода по Санкт- Петербургу. Область моих профессиональных интересов История Спб.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Мост Ломоносова. Стойкий оловянный солдатик

«Мост Ломоносова. Стойкий оловянный солдатик».

«Мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из выдающихся памятников мостостроительной культуры города. Объект культурного наследия России федерального значения». Такова сухая характеристика моста Ломоносова. Признаться честно, каждый раз проходя рядом с ним, мы обращаем на него внимание. Это строение как-то выбивается из общей массы переправ через реки и каналы нашего любимого города. Нам повезло открыть для себя необычную историю моста Ломоносова, слегка прикоснуться к его судьбе и почувствовать его дух. И мы хотим поделиться всем этим с вами.



Мне снится Петербург весенними ночами

Каналы и мосты, и серый мрамор рек.

И катер на Неве, баюкая, качает...

И хочется забыть, про современный век…


Перенестись в прошлое легко: стоит только взойти на мост Ломоносова. Это единственная из переправ через Фонтанку, которой за более чем 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным. Мост построен по типовому проекту Жана Родольфа Перроне. Таких мостов-братьев было 7. Мост был построен в 1785—1788 годах (поскольку мост изначально не предусматривался проектом, для его сооружения пришлось разбирать недавно законченные гранитные набережные Фонтанки). Он сменил несколько наименований, прежде чем назваться мостом Ломоносова: до 1798 года — Екатерининский мост, c 1798 по 1948 год — Чернышев мост (в честь графа генерала Г.П. Чернышева), возле усадьбы которого он был сооружен. Первоначально, мост был разводным и деревянным, это было необходимо в связи с активным судоходством через реку. Он состоял из двух боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части — деревянного двукрылого разводного пролета. На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями. Со временем, когда судоходство на Фонтанке стало менее оживленным, пропала необходимость в разводном пролете. Его заменила постоянная деревянная подкосная ферма. Металлические цепи, в прошлом функционирующие как часть подъемного механизма, протянули вдоль моста и они стали просто элементом оформления сооружения. Настил боковых частей моста был замощен булыжником: до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые, средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста. Перила повторяли рисунок перил набережной Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок. На четырех углах моста у въездов стояли каменные фонарные столбы-обелиски с двумя фонарями овальной формы на металлических кронштейнах. Благодаря повышению движения транспорта через мост в середине XIX века, каменные мосты башенного типа (Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский) стали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными. Мост Ломоносова и Старо-Калинкин смогли максимально сохранить свой первоначальный вид, при этом первый — пожалуй, единственный из собратьев, кто простоял без внешних изменений более ста лет, периодически проходя ремонтные работы. В целом, некоторые изменения все же произошли с течением времени.



В 1911-1912 годах мост был капитально отремонтирован. Были усилены опоры, своды, деревянное пролетное строение в среднем пролете моста было заменено металлическим балочным. Годы Великой Отечественной войны не прошли бесследно для моста. Как и многие сооружения, он серьезно пострадал. Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В годы Отечественной войны во время бомбежек гранитные обелиски были сильно повреждены. В послевоенные годы начались реставрационные работы, фонари полностью восстановили.

Сейчас мост находится в практически первозданном виде. Он помнит всех правителей государства, начиная с Екатерины II; стал свидетелем различных эпох и государственных переворотов; его бомбили фашисты, и он пережил все блокадные дни и ночи. Но не сдался, а стойко сохранил себя, свой дух и внешность. Нам кажется, что если сюда прийти и прикоснуться к этим невероятным башням и перилам, то вместо холодного камня почувствуешь тепло, которое навсегда останется в твоей душе…



Четыре башни на мосту,

Простор Фонтанки дополняя,

Как часовые на посту,

Под полночь площадь охраняют.



Бюст Ломоносова взнесен,

На постамент твореньем смелым,

И благодарно осенен,

Навечно - русскою «Минервой».



Здесь «Ночью Белою» влечет,

Войти в парадное пространство,

Там зодчий Росси предстает,

В изяществе и постоянстве.



И не спешить, смотреть и жить,

Под небом города - музея.

И просто мимо проходить,

Вновь восхищаясь и светлея.









Авторы материала: А. Яковлев (5 класс), Д. Шутов (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.