12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евфимовская Алла Владиславовна1621
Окончила Самарский педагогический университет, работаю в МБОУ Школа №6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара, высшая квалификационная категория
Россия, Самарская обл., Самара
2

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»



Подробный конспект урока

 

Организационная информация

Тема урока

Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик.

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Программа

"Начальная школа XXI  века"

Автор урока (ФИО, должность)

Евфимовская Алла Владиславовна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара

Республика/край, город/поселение

Город Самара

Методическая информация

Цели урока

 

Предметные:

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• составлять план текста;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные:

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Средства обучения

Персональный компьютер, интерактивная доска или проектор.

 Учебник: Э.Э. Кац Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2,

Домашнее задание предыдущего урока.

Вариант 1.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и разделите её на части.
Вариант 2.
 Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и составьте к ней вопросы.
Вариант 3.
 Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и найдите другие издания этого произведения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Организационный момент.

Приветствует, предлагает выбрать один из квадратов( они разного цвета по количеству групп) и занять место в группе.

Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата.

2.     Постановка проблемы.

- Литературное чтение – это особый урок в школьном расписании, потому что на этом уроке мы с вами изучаем не науку, а волшебное искусство – искусство слова. Хотите убедиться в этом? Тогда закройте глаза и постарайтесь мысленно представить в своём воображении то, о чём я стану сейчас вам рассказывать.

- Итак, представьте, что перед вами на столе лежит лимон. Он ещё не совсем спелый:  у него зеленовато-жёлтая корочка. Чувствуете, как он пахнет? А теперь мы с вами берём нож и разрезаем этот лимон на две половинки. На кончике ножа повисает капля мутного лимонного сока.  Вы берёте половинку в рот и начинаете жевать…

- Ну, как, удалось ли вам по-настоящему «накислиться»? Да? А был ли настоящий лимон? Нет! Было только его художественное описание, созданное словами. Вот она, волшебная сила воображения, вызванная искусством слова!

 

- Именно этому волшебному дару учимся мы на каждом уроке литературного чтения. Каждое художественное произведение,  которое мы с вами читаем, - это ничто иное, как диалог с автором.

 

 

 

 

 

Учащиеся закрывают глаза и мысленно представляют то, о чём рассказывает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

3.     Проверка домашнего задания.

- Дома вы уже начали воображаемый диалог с автором, читая сказку Ганса Христиана Андерсена  «Стойкий оловянный солдатик». Какой вариант задания вы выбрали для себя и почему?

Учитель открывает слайд, на котором даны три  варианта домашнего задания, а затем предлагает детям поднятием руки указать свой вариант задания и объяснить свой выбор. После каждого задания  на доске фиксируется общее число выбравших каждую форму задания и предлагается желающим выступить с его выполнением.

Учитель благодарит всех троих отвечающих и тоже отмечает то, что понравилось ему. Например, я хочу поблагодарить Федю за то, с каким вниманием он выполнял это задание,( как точно он подметил…; как выразительно он представил свою работу)

 

 

 

 

Высказывания учащихся о выборе варианта задания.

 

 

 

 

 

Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное  в работе каждого из них, начиная следующими словами: «Спасибо, Петя, мне особенно понравилось, что ты сумел (как хорошо  тебе удалось)…

 

4.     Постановка учебных задач урока.

-Перед вами три  портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным.  Каким предстаёт перед нами  этот  человек?

   

- Чтобы больше узнать о любом человеке, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли? Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, ответ на который великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен даст нам своей замечательной сказкой.

- А теперь давайте все вместе будем искать ответы  на наши вопросы  в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Учитель указывает ребятам тот фрагмент сказки, в котором, на его взгляд  или,  по мнению кого-либо из ребят, можно отыскать ответ.

Учитель благодарит каждого и тоже выполняет эту работу по каждому вопросу, но только после сказанного детьми, начиная такими словами «Как вы замечательно (точно, интересно) подметили, спасибо! Я тоже хочу поделиться с вами своим открытием: мне кажется (показалось), что автор этим эпизодом (этими словами)  хочет выразить(говорит нам, читателям)  следующее:….»

 

Свободные высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети в течение 1 минуты обсуждают возможные вопросы, а затем, подняв «домиком» руки, показывают всему классу, что они готовы задать один очень важный вопрос. Учитель быстро записывает этот вопрос сначала на своём листочке, а затем по ходу работы выносит все три вопроса на доску.

 

 

 

 

Ребята зачитывают этот фрагмент выразительно вслух, после чего пытаются извлечь из содержания прочитанного нужное содержание, т.е. ответ.

5.     Музыкальная физпауза.

- Игра  в солдатики - самая любимая игра  для  мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть.

 

Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков»,  учитель вместе с детьми выполняет разные движения: ходьбу; движения, напоминающие игру в барабан; повороты в разные стороны; хлопки в ладоши и т.д.

 

6.     Работа с книжной выставкой «Сказка Г.Х. Андерсена Стойкий оловянный солдатик»

- Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно?

- Да, лучшие литературные произведения не только отечественной, но и зарубежной литературы доступны каждому из нас благодаря книгам. Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами.

- Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку?

- А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей  книге по следующему плану (план рассказа даётся на слайде)

- Как называется эта книга?

   - Это книга-произведение или сборник?

   - Когда и где она была издана?

   - Где ты отыскал эту книгу?

   - Кто иллюстрировал это издание?

   - Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему?

Для  детей этот план дан на отдельных листочках.

 

Свободные высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают книги и отвечают:  

- Это выставка разных изданий одной и той же сказки.

 

 

Рассказы детей о книге по плану.

7.     Работа с иллюстрациями.

Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное.

- Я тоже приготовила для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из разных изданий его замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик». Предлагаю вам, разделившись на группы, отыскать и прочитать не только текст того фрагмента сказки, который изображён художником-иллюстратором, но и постараться понять то, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки  подчёркивает соавтор-художник.

- Какой герой изображён на иллюстрации?

- Какие события ни ней изображены? И подтвердить высказывания словами сказки.

 

Работа в группах.

 

Дети, разделившись на четыре группы, получают по одной иллюстрации и в течение 3 минут коллективно выполняют задание. По истечении указанного времени каждая группа представляет свою работу всему классу, выбирая свой способ представления (чтение в лицах, «живую картину», коллективное чтение-декламацию и т.д.)

 

8.     Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения. Чему учились мы на этом уроке?

- Какой вид работы  на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось?

Свободные высказывания детей, учитель дополняет ответы.

 

Свободные высказывания детей.

9.     Домашнее задание.

- Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в  любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что есть добро, а что есть зло, что такое красота души, в чём она проявляется.

Как и на предыдущем уроке, я предлагаю не один  вариант домашнего задания. Вы  должны выбрать один из них и представить свою работу на этом листочке письменно.

Вариант 1.

   - 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об  этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём

Вариант 2.

   - Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

Вариант 3.

   - Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Вариант 4.

- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

 

-  Благодарю всех за работу. Желаю успешной и интересной работы дома. Не забудьте посоветоваться с кем-либо из взрослых.

Урок окончен.

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/b1451917710.pptx (Презентация к уроку) 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.