Подробный конспект урока чтения в 4 классе «Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»»
Пояснительная записка к презентации
Подробный конспект урока
Организационная информация |
|
Тема урока |
Г.Х. Андерсен Стойкий оловянный солдатик. |
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
4 класс |
Программа |
"Начальная школа XXI века" |
Автор урока (ФИО, должность) |
Евфимовская Алла Владиславовна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
МБОУ СОШ № 6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г. о. Самара |
Республика/край, город/поселение |
Город Самара |
Методическая информация |
|
Цели урока
|
Предметные: • выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; • составлять план текста; • подробно или выборочно пересказывать текст; • составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; • оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные: • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Выпускник научится: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
Средства обучения |
Персональный компьютер, интерактивная доска или проектор. Учебник: Э.Э. Кац Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2, |
Домашнее задание предыдущего урока.
Вариант 1.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и разделите её на части.
Вариант 2.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и составьте к ней вопросы.
Вариант 3.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и найдите другие издания этого произведения.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. |
Приветствует, предлагает выбрать один из квадратов( они разного цвета по количеству групп) и занять место в группе. |
Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата. |
2. Постановка проблемы. |
- Литературное чтение – это особый урок в школьном расписании, потому что на этом уроке мы с вами изучаем не науку, а волшебное искусство – искусство слова. Хотите убедиться в этом? Тогда закройте глаза и постарайтесь мысленно представить в своём воображении то, о чём я стану сейчас вам рассказывать. - Итак, представьте, что перед вами на столе лежит лимон. Он ещё не совсем спелый: у него зеленовато-жёлтая корочка. Чувствуете, как он пахнет? А теперь мы с вами берём нож и разрезаем этот лимон на две половинки. На кончике ножа повисает капля мутного лимонного сока. Вы берёте половинку в рот и начинаете жевать… - Ну, как, удалось ли вам по-настоящему «накислиться»? Да? А был ли настоящий лимон? Нет! Было только его художественное описание, созданное словами. Вот она, волшебная сила воображения, вызванная искусством слова!
- Именно этому волшебному дару учимся мы на каждом уроке литературного чтения. Каждое художественное произведение, которое мы с вами читаем, - это ничто иное, как диалог с автором. |
Учащиеся закрывают глаза и мысленно представляют то, о чём рассказывает учитель.
Ответы детей. |
3. Проверка домашнего задания. |
- Дома вы уже начали воображаемый диалог с автором, читая сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Какой вариант задания вы выбрали для себя и почему? Учитель открывает слайд, на котором даны три варианта домашнего задания, а затем предлагает детям поднятием руки указать свой вариант задания и объяснить свой выбор. После каждого задания на доске фиксируется общее число выбравших каждую форму задания и предлагается желающим выступить с его выполнением. Учитель благодарит всех троих отвечающих и тоже отмечает то, что понравилось ему. Например, я хочу поблагодарить Федю за то, с каким вниманием он выполнял это задание,( как точно он подметил…; как выразительно он представил свою работу) |
Высказывания учащихся о выборе варианта задания.
Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них, начиная следующими словами: «Спасибо, Петя, мне особенно понравилось, что ты сумел (как хорошо тебе удалось)…
|
4. Постановка учебных задач урока. |
-Перед вами три портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным. Каким предстаёт перед нами этот человек?
- Чтобы больше узнать о любом человеке, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли? Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, ответ на который великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен даст нам своей замечательной сказкой. - А теперь давайте все вместе будем искать ответы на наши вопросы в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» Учитель указывает ребятам тот фрагмент сказки, в котором, на его взгляд или, по мнению кого-либо из ребят, можно отыскать ответ. Учитель благодарит каждого и тоже выполняет эту работу по каждому вопросу, но только после сказанного детьми, начиная такими словами «Как вы замечательно (точно, интересно) подметили, спасибо! Я тоже хочу поделиться с вами своим открытием: мне кажется (показалось), что автор этим эпизодом (этими словами) хочет выразить(говорит нам, читателям) следующее:….»
|
Свободные высказывания детей.
Дети в течение 1 минуты обсуждают возможные вопросы, а затем, подняв «домиком» руки, показывают всему классу, что они готовы задать один очень важный вопрос. Учитель быстро записывает этот вопрос сначала на своём листочке, а затем по ходу работы выносит все три вопроса на доску.
Ребята зачитывают этот фрагмент выразительно вслух, после чего пытаются извлечь из содержания прочитанного нужное содержание, т.е. ответ. |
5. Музыкальная физпауза. |
- Игра в солдатики - самая любимая игра для мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть.
|
Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков», учитель вместе с детьми выполняет разные движения: ходьбу; движения, напоминающие игру в барабан; повороты в разные стороны; хлопки в ладоши и т.д.
|
6. Работа с книжной выставкой «Сказка Г.Х. Андерсена Стойкий оловянный солдатик» |
- Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно? - Да, лучшие литературные произведения не только отечественной, но и зарубежной литературы доступны каждому из нас благодаря книгам. Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами. - Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку? - А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей книге по следующему плану (план рассказа даётся на слайде) - Как называется эта книга? - Это книга-произведение или сборник? - Когда и где она была издана? - Где ты отыскал эту книгу? - Кто иллюстрировал это издание? - Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему? Для детей этот план дан на отдельных листочках.
|
Свободные высказывания детей.
Дети рассматривают книги и отвечают: - Это выставка разных изданий одной и той же сказки.
Рассказы детей о книге по плану. |
7. Работа с иллюстрациями. |
Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное. - Я тоже приготовила для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из разных изданий его замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик». Предлагаю вам, разделившись на группы, отыскать и прочитать не только текст того фрагмента сказки, который изображён художником-иллюстратором, но и постараться понять то, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки подчёркивает соавтор-художник. - Какой герой изображён на иллюстрации? - Какие события ни ней изображены? И подтвердить высказывания словами сказки.
|
Работа в группах.
Дети, разделившись на четыре группы, получают по одной иллюстрации и в течение 3 минут коллективно выполняют задание. По истечении указанного времени каждая группа представляет свою работу всему классу, выбирая свой способ представления (чтение в лицах, «живую картину», коллективное чтение-декламацию и т.д.)
|
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
- Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения. Чему учились мы на этом уроке? - Какой вид работы на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось? |
Свободные высказывания детей, учитель дополняет ответы.
Свободные высказывания детей. |
9. Домашнее задание. |
- Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что есть добро, а что есть зло, что такое красота души, в чём она проявляется. Как и на предыдущем уроке, я предлагаю не один вариант домашнего задания. Вы должны выбрать один из них и представить свою работу на этом листочке письменно. Вариант 1. - 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём Вариант 2. - Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»? Вариант 3. - Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому? Вариант 4. - В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?
- Благодарю всех за работу. Желаю успешной и интересной работы дома. Не забудьте посоветоваться с кем-либо из взрослых. Урок окончен.
|
|
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1451917710.pptx (Презентация к уроку)