3. | Актуализа- ция знаний (3 мин) | - Мы сегодня продолжаем работу над сказкой Г.К.Андерсена о стойком оловянном солдатике.
Запись даты и темы урока: Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании). Из рассказа “Великий сказочник”: “… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик. Мама мальчика сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой… Мама подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь”. Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тОтчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…” - Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
- Кто является главными героями сказки? (оловянный солдатик и танцОвщица)
| Слайд 3 (силуэт Андерсена)
Х.К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» |
6. | Исследова- тельская работа
| - Давайте примерами из текста попробуем доказать стойкость характера оловянного солдатика. - Для этого вспомним, какие испытания преодолевал оловянный солдатик. (ответы детей) - Работа в парах. Возьмите листы голубого цвета, здесь представлены пройденные испытания. Разместите их на столе в таком порядке, как их преодолевал оловянный солдатик. (встреча с троллем из табакерки, падение из окна, плавание на лодочке по бурлящей канавке, преследование водяной крысы, лодочку выносит в большой канал, солдатик тонет, в желудке рыбы). - Проверим выполнение работы. - Молодцы!
- От темы урока отступите 10 клеток вниз и запишите «стойкий оловянный солдатик», определим и запишем вокруг – качества характера главного героя.
|
|
| - Найдите и прочитайте, как повёл себя солдатик, когда ему угрожал тролль? (с. 51: но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит). - Почему он так себя повёл? (не обращал внимание на провокацию) - Когда выпал из окна и беспомощно застрял между камней? (с. 53: но он считал неприличным кричать на улице – ведь он был солдат и носил мундир). - Какие качества характера мы увидели в таком поведении героя? (достоинство)
| Слайд 7 Сюжетная картинка – тролль из табакерки, рядом – падение из окна.
достоинство
|
- Какое следующее испытание встретилось на пути солдатика? (плавание на лодочке по бурлящей канавке). - Прочитайте, как вёл в этой ситуации солдатик? (с. 52 Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал, но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!)
- Найдите, что делал солдатик в тот момент, когда водяная крыса плыла за ним вдогонку? (с. 53: но оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё). | Слайд 8 Сюжетная картинка – плавание на лодочке,
Слайд 9 Водяная крыса плывет за ним.
|
- Посмотрите, какую характеристику я дала солдатику к этим испытаниям, согласны вы со мной - твёрдость, трусость, верность, хитрость, умение владеть собой, нерешительность, отвага? (нет) - Это проделки злого тролля! Помогите восстановить правильную характеристику. На листах светлого оттенка вычеркните не верные качества солдатика. Работа в парах.
| Слайд 10 Твёрдость, трусость, верность, хитрость, умение владеть собой, нерешительность, отвага
|
- Проверим работу. Какие качества характера вы оставили? (твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага). Запись слов в тетрадь. - Кому был верен оловянный солдатик? (танцовщице, даже в минуты опасности он думал о ней) | твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага
|
- Продолжим наше исследование. Во время чтения о следующем испытании подчёркивайте карандашом его поведение. (с. 53 со слов: Тут лодочку понесло еще быстрее, и оловянный солдатик наконец увидел впереди свет. До слов с. 54: вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и наконец замерла.) - Как держался солдатик здесь? (но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не сморгнул; приготовился с честью погибнуть). - Как повёл себя солдатик, когда стал тонуть? (Пел песню) - Как держался солдатик, когда его проглотила рыба? (но оловянный солдатик и тут держался стойко, он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал своё ружьё). - О чём свидетельствует такое поведение? (о силе духа, непоколебимости характера, смелости и др.)
|
Слайд 11
Слайд 12
смелость сила духа |
- Считается, что испытание славой, известностью – очень важное испытание для человека. - Было ли испытание славой у солдатика? При каких обстоятельствах это произошло? (с. 54: сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние) - Как же прошел это испытание наш герой? Сказано ли это в тексте? Подумайте, какой вывод можем сделать? (скромность – одно из качеств характера героя). | Слайд 13
скромность |
- Солдатик собой ничуть не загордился, проявил силу духа, твёрдость характера даже в смертельной опасности! Но почему же чуть не заплакал, чем он был так тронут? (увидел танцОвщицу) - Что восхитило его в танцовщице? (по-прежнему стояла на одной ноге) - Какими словами он выразил своё восхищение? (Вот так стойкость!) - Каким открылся нам солдатик в этом поступке? (добрым, чутким) |
доброта, чуткость |
| Итог | - Проведя исследование, что мы установили, что главный герой сказки – оловянный солдатик наделён такими качествами характера, как: смелость, достоинство, твёрдость, верность, умение обладать собой, скромность, доброта. - Соответствуют ли эти качества определению слова «стойкий» в его переносном значении?
- Вернемся к вопросу, который мы поставили. Почему же солдатик назван стойким? (у него был стойкий характер…)
- Как заканчивается сказка? (сгорает в огне вместе с танцовщицей). - Почему после гибели солдатика остался кусочек олова именно в форме сердечка?
|
Слайд 14 |