Конспект урока литературного чтения по произведению Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

5
0
Материал опубликован 19 October 2021

Пояснительная записка к презентации


Презентация. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
PPTX / 1.21 Мб

/data/files/l1634666963.pptx (Презентация. Х.-К. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик") 

Конспект урока литературного чтения по произведению

Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»


Тема урока: «Может ли оловянный солдатик быть стойким?»

Класс: 3 (УМК «Планета знаний»)


Цели: - дать понятие о стойкости, как о важном качестве характера человека на основе анализа поступков и поведения главного героя сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»;

- способствовать формированию общеучебных навыков работы с текстом произведения, самостоятельности суждений;

- развитию творческих способностей;

- воспитывать любовь к предмету, чувства сопереживания, сострадания.


Этап урока

Ход урока

Примеч.

1.

Оргмомент

(2 мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сядем за свой стол.


Слайд 1 (автор, название сказки)

2.

Речевая разминка

(1 мин)

- Проведём речевую разминку. Прочитайте с разной интонацией предложения.

Мы любим сказки? (с удивлением) 

Мы любим сказки! (с восторгом)


Слайд 2

3.

Актуализа-

ция знаний

(3 мин)

- Мы сегодня продолжаем работу над сказкой Г.К.Андерсена о стойком оловянном солдатике.


Запись даты и темы урока:

Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Из рассказа “Великий сказочник”:

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.

Мама мальчика сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…

Мама подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь”. Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тОтчас убежал.

Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

- Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.


- Кто является главными героями сказки? (оловянный солдатик и танцОвщица)


Слайд 3 (силуэт Андерсена)



Х.К. Андерсен.

«Стойкий оловянный 

солдатик»

4.

Постановка проблемы

(5 мин)

- Ученик нашего класса нарисовал главных героев сказки. Узнаёте их?

- Проверим, из этой сказки герои или нет? Как узнать? (найти описание внешности в тексте)

- Откройте учебники и найдите описание внешности солдатика и танцОвщицы.

- На какой странице мы впервые встречаемся с ними? (с. 48-49, работают самостоятельно)

- Кто готов прочитать описание солдатика?

(с. 48: они были очень красивы: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный с синим. Чудо что за солдатики! … а 25-ый солдатик был одноногий. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твёрдо, как другие на двух).


- Как выглядит танцОвщица? (с. 49: она была также вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф…)


- Получилось ли ученику передать главные детали, по которым мы узнали оловянного солдатика и танцОвщицу? Он внимательно читал, видно, очень понравились эти персонажи сказки! А вам? (ответы детей).


- А сам автор любит своих героев? Какими словами он их называет?

Запись на доске под картинками:

чудо-солдатик

стойкий солдатик

оловянный солдатик

прелестная

милее всего

красавица


- Можем теперь сделать вывод, как относится Андерсен к солдатику и танцОвщице? (он их любит, они ему нравятся)


- Почему солдатик назван оловянным? (сделан из олова, старой ложки)

- Вот почему автор назвал его стойким? (подчеркнуть красным мелом и поставить вопрос)

- Какой вопрос мы можем поставить перед собой и найти на него ответ в течение урока? (Может ли оловянный солдатик быть стойким? Почему солдатик назван стойким? и др.)


Картинки солдатика и танцовщицы














































Слайд 4

Вопрос: Почему солдатик назван стойким?

5.

Работа с толковым словарём

(2 мин)

- Перед началом работы надо уточнить значение слова «стойкий». Чем воспользуемся? (толковым словарём Ожегова)

- Сегодня дежурный библиограф – …. (имя ученика). Заранее она получила задание и нашла в толковом словаре, что означает это слово.

- Сколько значений у слова «стойкий»? (2)

- Прочитай первое, это прямое значение. (прочный, неослабевающий; пр: стойкий кирпич, стойкий запах)

- Второе значение? (непоколебимый, упорный, твёрдый; пр: стойкий характер).

- Это какое значение? (переносное)

- В прямом или переносном значении употребил автор слово стойкий по отношению к солдатику? (высказывают свои мнения, обязательно сказать о стойкости характера).










Слайд 5

«стойкий» - прямое значение.


Слайд 6

«стойкий» - переносное значение

6.

Исследова-

тельская работа



- Давайте примерами из текста попробуем доказать стойкость характера оловянного солдатика.

- Для этого вспомним, какие испытания преодолевал оловянный солдатик. (ответы детей)

- Работа в парах. Возьмите листы голубого цвета, здесь представлены пройденные испытания. Разместите их на столе в таком порядке, как их преодолевал оловянный солдатик. (встреча с троллем из табакерки, падение из окна, плавание на лодочке по бурлящей канавке, преследование водяной крысы, лодочку выносит в большой канал, солдатик тонет, в желудке рыбы).

- Проверим выполнение работы.

- Молодцы!


- От темы урока отступите 10 клеток вниз и запишите «стойкий оловянный солдатик», определим и запишем вокруг – качества характера главного героя.




- Найдите и прочитайте, как повёл себя солдатик, когда ему угрожал тролль? (с. 51: но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит).

- Почему он так себя повёл? (не обращал внимание на провокацию)

- Когда выпал из окна и беспомощно застрял между камней? (с. 53: но он считал неприличным кричать на улице – ведь он был солдат и носил мундир).

- Какие качества характера мы увидели в таком поведении героя? (достоинство)


Слайд 7

Сюжетная картинка – тролль из табакерки, рядом – падение из окна.


достоинство


- Какое следующее испытание встретилось на пути солдатика? (плавание на лодочке по бурлящей канавке).

- Прочитайте, как вёл в этой ситуации солдатик? (с. 52 Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал, но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!)


- Найдите, что делал солдатик в тот момент, когда водяная крыса плыла за ним вдогонку? (с. 53: но оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё).

Слайд 8

Сюжетная картинка – плавание на лодочке,







Слайд 9

Водяная крыса плывет за ним.


- Посмотрите, какую характеристику я дала солдатику к этим испытаниям, согласны вы со мной - твёрдость, трусость, верность, хитрость, умение владеть собой, нерешительность, отвага? (нет)

- Это проделки злого тролля! Помогите восстановить правильную характеристику. На листах светлого оттенка вычеркните не верные качества солдатика.

Работа в парах.


Слайд 10

Твёрдость, трусость, верность, хитрость, умение владеть собой, нерешительность, отвага


- Проверим работу. Какие качества характера вы оставили? (твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага). Запись слов в тетрадь.

- Кому был верен оловянный солдатик? (танцовщице, даже в минуты опасности он думал о ней)

твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага


- Продолжим наше исследование.

Во время чтения о следующем испытании подчёркивайте карандашом его поведение.

(с. 53 со слов: Тут лодочку понесло еще быстрее, и оловянный солдатик наконец увидел впереди свет. До слов с. 54: вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и наконец замерла.)

- Как держался солдатик здесь? (но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не сморгнул; приготовился с честью погибнуть).

- Как повёл себя солдатик, когда стал тонуть? (Пел песню)

- Как держался солдатик, когда его проглотила рыба? (но оловянный солдатик и тут держался стойко, он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал своё ружьё). - О чём свидетельствует такое поведение? (о силе духа, непоколебимости характера, смелости и др.)
















Слайд 11


Слайд 12



смелость

сила духа

- Считается, что испытание славой, известностью – очень важное испытание для человека.

- Было ли испытание славой у солдатика? При каких обстоятельствах это произошло? (с. 54: сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние)

- Как же прошел это испытание наш герой? Сказано ли это в тексте? Подумайте, какой вывод можем сделать? (скромность – одно из качеств характера героя).

Слайд 13










скромность

- Солдатик собой ничуть не загордился, проявил силу духа, твёрдость характера даже в смертельной опасности! Но почему же чуть не заплакал, чем он был так тронут? (увидел танцОвщицу)

- Что восхитило его в танцовщице? (по-прежнему стояла на одной ноге)

- Какими словами он выразил своё восхищение? (Вот так стойкость!)

- Каким открылся нам солдатик в этом поступке? (добрым, чутким)









доброта, чуткость


Итог

- Проведя исследование, что мы установили, что главный герой сказки – оловянный солдатик наделён такими качествами характера, как: смелость, достоинство, твёрдость, верность, умение обладать собой, скромность, доброта.

- Соответствуют ли эти качества определению слова «стойкий» в его переносном значении?


- Вернемся к вопросу, который мы поставили. Почему же солдатик назван стойким? (у него был стойкий характер…)


- Как заканчивается сказка? (сгорает в огне вместе с танцовщицей).

- Почему после гибели солдатика остался кусочек олова именно в форме сердечка?










Слайд 14

7.

Домашняя работа

с. 56 № 5, 6


8.

Рефлексия

(5 мин)

- На родине Г.Х. Андерсена в Дании в городе Оденсе люди поставили памятник стойкому оловянному солдатику.

- А сам автор сравнивал свою жизнь с жизнью своего любимого героя, называл себя стойким оловянным солдатиком, потому что сам преодолел в жизни немало испытаний. Почитателями его сказок были многие люди – бедняки, министры, студенты и даже датский король.


Продолжите фразу:

Я понял, что…

Было интересно...

Я узнал…

Слайд 15











Слайд 16



Предварительный просмотр презентации

Ханс Кристиан АНДЕРСЕН

Мы любим сказки? Мы любим сказки? Мы любим сказки!

Вопрос Почему солдатик назван стойким? Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Из словаря С. Ожегова Стойкий – 1. прочный, неослабевающий, Например: стойкий кирпич, стойкий запах Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Из словаря С. Ожегова Стойкий – 2. непоколебимый, упорный, твёрдый. например: стойкий характер Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

твёрдость твёрдость трусость верность хитрость умение владеть собой нерешительность отвага Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Вопрос Почему солдатик назван стойким? Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик город Оденсе

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации