Наш знаменитый земляк –деятель народного просвещения П.М.Миронов
Автор публикации: С. Утеева, ученица 11 класса
Автор публикации: В. Ларионова, ученица 11 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоильмовская средняя общеобразовательная школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Тема работы: «Наш знаменитый земляк –деятель народного просвещения П.М.Миронов»
Тип работы: учебно-исследовательская работа
Работу выполнили: Ларионова В., Утеева С.,
МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа»,11 класс
Руководитель работы: Гафуров Реис Зиятдинович, МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа», учитель географии
село Новое Ильмово
2021
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….... | 3 |
Практическая часть…………………………………………………………..... | 5 |
1.1. Жизненный путь П.М.Миронова…………………………………………... 1.2. Наследие П.М.Миронова…………………………….……………………… | 5 6 |
1.3. Связь времен ………………………………………………………………… Заключение ………………………………………………………………………... Список используемой литературы ……………………………………………… | 7 9 10 |
| |
| |
Введение
История предков всегда любопытна
для того, кто достоин иметь Отечество.
Н.М. Карамзин.
История страны, республики, деревни складывается из биографий и судеб отдельных граждан.
Знание истории родного края, жизни и деятельности замечательных людей, которые жили и живут на нашей земле, пробуждают у нас чувство гордости за свой родной край. Мы верим, что благодаря таким удивительным людям будет жить Россия, процветать народ, а среди нас не вырастут «Иваны, не помнящие родства».
«Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Много людей прославили наш край своими открытиями и достижениями в области науки, искусства, спорта, в политике. Нашему селу Новое Ильмово тоже есть кем гордиться. Много славных имен можно написать на его исторической карте.
Предлагаемая учебно-исследовательская работа познакомит вас с одним из таких людей , нашим известным земляком -деятелем народного просвещения на рубеже19-20-х веков ,методистом , кавалером орденов святой Анны , святого Станислава и св. Владимира,, автором 20 книг по педагогике, математике, статским советником Павлом Мироновичом Мироновым
Актуальность темы исследования
Чувство любви к своей стране возникает на основе любви к малой родине, её природе, людям. Поэтому нам хотелось узнать как можно больше о человеке, который возвеличил те места, где живём мы и наши близкие.
Тема исследовательской работы: «Наш знаменитый земляк –деятель народного просвещения П.М.Миронов»
Гипотеза: Можно предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.
Цель исследования: изучить и рассказать о людях интересной судьбы, которые прославили своим трудом, интеллектом, мастерством свою малую родину.
Представить исторические лица и современников разных профессий, чей труд получил заслуженное государственное и общественное признание
Задачи исследования:
1. Провести опрос учащихся по теме исследования .
2.Проанализировать различные виды источников информации по теме исследования.
3.Собрать информационные материалы, архивные материалы о жизни и деятельности П.М.Миронова
4. Систематизировать полученные материалы
5. Оформить результаты исследования.
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования: биография земляков, их деятельность.
Методы исследования:
анализ источников информации;
наблюдение;
интервью;
личная беседа;
обработка полученных результатов.
Новизна исследования: в работе впервые систематизированы факты биографии нашего земляка,
Практическая значимость: материалы, представленные в работе, могут быть использованы для проведения воспитательных внеклассных мероприятий (бесед и классных часов) о наших великих земляках.
1.Практическая часть
1.1 Жизненный путь
Павел Миронович Миронов — видный чувашский педагог, математик, общественный деятель, ученик И. Я. Яковлева. Родился 3 ноября 1861 года в бедной крестьянской семье в с. Новоильмовый Куст Буинского уезда Симбирской губернии.
Осенью 1872 г. П. М. Миронов был доставлен в Симбирск для поступления в чувашскую школу, основанную И.Я.Яковлевым.
В 1879 г. в числе лучших учеников П. Миронов окончил Симбирскую чувашскую школу и несколько месяце он практиковался учителем математики в начальной школе, открытой в при Симбирской центральной чувашской школе, а затем учительствовал в сельских школах Буинского уезда.
В 1881 г. Миронов поступил в Оренбургский учительский институт, в 1884 г. окончил его с золотой медалью.
Таким образом, к 23 годам он закончил два педагогических учебных заведения.
В 1881 году из-за нехватки учительских кадров его направляют в школу села Матаки, но вскоре как хорошего специалиста переводят в село Шемурша (ныне райцентр Чувашской Республики). Павел Миронович не ограничивается школьными занятиями, а в свободное время после уроков вместе с учениками проводит постоянное наблюдение за природой, изучает растительный мир в окрестностях села, преподает наряду со своими основными предметами и ботанику. Кроме того, Павел Миронович усиленно готовится к поступлению в Оренбургскую учительскую семинарию и помимо собирания гербариев и наблюдений за природой читает научно-технические журналы, пишет научные труды по арифметике. Прилежание и целеустремленность приносят свои плоды — Миронов поступает в семинарию и в 1884 году оканчивает ее с золотой медалью и правом преподавания в городских училищах.
По окончании института П. М. Миронов преподавал математику в Оренбургском трехклассном городском училище, а в 1892 г. приехал в г. Уфу. Здесь он работал в уездном училище, обучая математике с 1893 г. и одновременно служил и в женской гимназии, преподавал педагогику. В июле 1901 года его назначают директором этой гимназии. В том же году он становится учителем-инспектором в городском трехклассном училище.
В 1905 году Миронов на короткое время выезжает за границу. Он побывал во Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии, где встречался со многими учеными, беседовал с ними, но остался верен своему постоянному увлечению — значительно пополнял свои гербарии.
15 апреля 1907 года попечитель Оренбургского учебного округа Н. А. Бобровников назначил П. М. Миронова инспектором (директором) народных училищ Уральско-Темировского района Уральской области. В 1908—1909 годах П. М. Миронов издавал ежемесячный журнал «Циркуляр по инспекции народных училищ Уральской области».
С 1890 по 1914 год П. М. Миронов разработал и издал 14 учебников по математике. Каждый учебник переиздавался до 8 раз и поступал во все города России. В 1890 году в городе Самаре П. М. Миронов издал учебник «Приготовительный курс геометрии». В 1896—1897 годах в Уфе издал «Учебник геометрии» в 4 частях. В 1898 году выпустил «Учебник геометрии с приложением вопросов для повторения геометрических упражнений», в 1900 году — «Арифметику» и «Краткий курс геометрии с приложением собрания геометрических задач» и др.
Павел Миронович считался одним из опытнейших методистов в Оренбургском округе, заслужил множество благодарностей от попечителя, 14 мая 1896 г. за отличие был награжден орденом святого Станислава III степени, 2 июня 1897 г. — медалью в память Александра III, в 1903 г. - орденом святой Анны III степени.
В 1896 и 1897 гг. в Уфе вышли два его учебника по математике. В письме от 6 апреля 1900 г. он писал И.Я.Яковлеву: «Еще когда Вы меня учили арифметике, думал я о том, что в будущем напечатаю свою арифметику». Все свои учебники он подарил И.Я.Яковлеву.
Созданные им учебники, учебные пособия и другие опубликованные труды не потеряли своего значения по сей день.
В 1918 году Миронова пригласили в город Уральск на должность заведующего областным отделом образования, но из-за пошатнувшегося здоровья он предложение отклонил. Его главной целью на тот период жизни стало открытие среднего учебного заведения по подготовке учителей для работы с чувашскими детьми. И в 1918 году в Уфе открывается Чувашская учительская семинария.
Павел Миронович возглавил ее и оставался здесь директором до самой смерти. Умер Павел Миронович 20 сентября 1921 года, похоронен в Уфе.
В настоящее время в бывшем здании училища в Уфе размещены открытая сменная общеобразовательная школа № 6 и чувашская воскресная школа им. П. М. Миронова. Сохранился деревянный флигель, в котором жил учитель-инспектор. На нем установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что выдающийся чувашский педагог и просветитель И.Я. Яковлев встречался здесь со своим учеником в начале ХХ в.
1.2 Наследие
Труды П.М.Миронова:
1.Арифметика : (систематический курс целых и дробных чисел; отношения и пропорции; способы решения задач на правила: тройное, процентов, учета и проч.).– Уфа : [б. и.], 1900.
2.Геометрия : курс городских училищ. – Уфа : [б. и.], 1905. – Составлен по программам городских по положению 31 мая 1872 года училищ.
3.Краткий курс геометрии, собрание геометрических задач. – Уфа : [б. и.], 1900.
4.Приготовительный курс геометрии. – Уфа : [б. и.], 1890
5.Приготовительный курс геометрии с приложением собрания геометрических задач и разверток тел : курс 3 и 4 отд-ний город. училищ. – Уфа : [б. и.], 1904.
6.Решение основных задач на правила: тройное, процентов, учета векселей, пропорционального деления и смешения. – Уфа : [б. и.], 189
7.Учебник геометрии : учеб. составлен применительно к программе городских по положению 31 мая 1872 года училищ
1.3 Связь времен
«Ульяновская правда» на своих страницах рассказала о талантливом математике Павле Миронове из чувашского села Ильмово Дрожжановского района Татарстана, ранее входившего в состав Симбирской губернии. Поведал нам историю о жизнедеятельности Павла Миронова его земляк, краевед Николай Казаков из села Ильмово республики Татарстан. Он же в свою очередь ссылается на воспоминания своего отца – также краеведа села Ильмово Александра Казакова.
По следам Павла Миронова – О математике Павле Мироновиче Миронове я впервые услышал, когда учился в 4-5 классах (1944-45 годы), – рассказывал Александр Ананьевич Казаков. – О нем нам поведал старожил села Никифор Егорович Егоров. Мы жили на улице Пасаркасси (ныне улица имени Павла Миронова). Семья будущего математика жила напротив дома Никифора Егоровича. Хотя он и был младше Павла Миронова на 20 лет, знает о нем много. В частности, рассказал он о том, что Павел Миронов был болезненным мальчиком, существовал впроголодь, ходил босиком, учился только на пятерки. Способного мальчика взял к себе на обучение великий чувашский просветитель и педагог Илья Яковлев. Далее судьбой известного земляка Миронова Александр Казаков стал интересоваться, когда уже сам встал на ноги. Однажды в местном «Чувашском календаре» за 1970 год он наткнулся на короткую заметку Н. Краснова «Известный математик», здесь же нашел целую статью Г. Трофимова «Французы тепло приветствуют». В ней говорилось о том, что в начале ХХ века математик-педагог П.М. Миронов переписывался с Французской академией наук, доказал теорему Ферма. До самой своей смерти в 1921 году жил и работал в Уфе республики Башкирия. В 1974 году, будучи в Казани на курсах повышении квалификации учителей Татарстана, Александр Казаков повстречался с доцентом журналистики Казанского университета К.П. Петровым, разговор с которым вывел его на след Павла Миронова. Новый знакомый рассказал о своем товарище из Уфы, поэте-революционере Тайоре Тимкки. Он в свою очередь хорошо знал чуваша Миронова, поведал давнюю историю. В Казани в 1906 году жандармерия за революционную деятельность начала преследовать соратника Тайора Тимкки – Тимофея Николаева (Хури), он бежал в Уфу, где и спрятался в доме Павла Мироновича. Этот эпизод отображен в романе-хронике К. Петрова «Тайор». В следующий раз о Павле Миронове он услышал в 1983 году, а вернее прочитал в Дрожжановской районной газете «Сене сул» («Новый путь») в рубрике «Изучи историю родного края». Там была опубликована небольшая заметка «Помогите пожалуйста найти родственников Павла Миронова». Ее автор заместитель председателя Совета краеведческого музея имени Ленина из города Чебоксары Петр Золотов в ней призывал: «Дорогие друзья! Я прошу вас, помогите нам пожалуйста с материалами о Павле Миронове; живы ли его родные, дети, друзья-товарищи, и где они живут». Заслуженный работник культуры Чувашской АССР, член Союза журналистов СССР, Отличник народного образования, Петр Терентьевич уже на протяжении трех лет занимался изучением жизнедеятельности Павла Миронова. Есть контакт! Тогда Александр Казаков откликнулся на призыв и написал статью «Наш земляк – знаменитый ученый-математик» на основе воспоминаний старожилов села Ильмово Ильи Тарасова, Емельяна Ишметова, Павла Быкова и Ильи Кустова. Они, пусть и были моложе Павла Миронова, но многое рассказали о нем. Статья была опубликована на страницах Дрожжановской районной газеты в декабре 1984 года. Эти статьи попали в руки Петра Золотова, и он первый вышел на связь с Александром Казаковым. С тех пор завязалась активная переписка и плодотворная совместная работа по изучению творческого наследия математика Павла Миронова. Длилась она вплоть до смерти ветерана культуры. – Я, как Вы чувствуете, кладу только начало изучению жизни и деятельности Миронова, – писал Петр Золотов в одном из последних писем Александру Казакову. – Впереди непочатый край работы. Нас интересует вся его деятельность. Мне хочется верить, что найдутся люди, которые займутся Мироновым и даже издадут о нем книгу. Он этого заслуживает. Его не стало 1 мая 1989 года. Однако за пять лет сделано было немало. В журнале «Ялав» («Знамя») и в сборнике научных трудов Научно– исследовательского института при Совете Министров ЧАССР были напечатаны статьи о творчестве Павла Миронова. В архивах Уфы нашлись его фотографии. Оставшись без поддержки единомышленника, Александр Ананьевич не опустил руки. Нашлись энтузиасты, заинтересовавшиеся творчеством знаменитого земляка. Так, депутаты Ново-Ильмовского сельского совета единогласно решили назвать в честь ученого улицу, где он родился и вырос, его именем. Появились статьи о Павле Миронове в газетах «Ленинское знамя», «Ульяновская правда», «Урал сасси» («Голос Урала»), «Вучах» («Очаг»), «Канаш» и т.д. Встал вопрос о присвоении имени и школе, в которой он учился, правда, пока он так и остался нерешенным. Правда, в школе села Новое Ильмово имеется солидный уголок, посвященный великому математику. Татарский художник из Казани подарил школе его портрет. – Очень жаль, что мы так мало знаем о нем, – пишет в конце своего жизненного пути краевед Александр Казаков. – Хотелось бы больше узнать из солидных статей и книг о жизни и творчестве известного ученого-математика Павла Мироновича Миронова. Работа продолжается Сегодня Александра Ананьевича уже нет в живых. Но же дело, начатое им, продолжается. В Уфе работает воскресная школа имени П. Миронова, издаются его книги, проводятся вечера памяти. По инициативе губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на базе музея-квартиры И. Я. Яковлева в Ульяновске прошли экскурсионные мероприятия с программой о жизни и деятельности П. Миронова с приглашением студентов ульяновского педуниверситета. Организован круглый стол «Миронов – математик, биолог, музыкант» в Центре чувашской культуры средней общеобразовательной школы №6. В библиотеке национальной литературы народов Поволжья «Содружество» проведен тематический вечер «Памяти ученого посвящается». К юбилею знатного земляка вышла тематическая страница в областной чувашской газете «Канаш». Прошли юбилейные торжества на его родине, которые организовал местный краевед Г. Н. Карсаков при поддержке Главы Новоильмовского сельского поселения Шихранова Н. И. и директора средней школы Мискина В. А. В наши дни краевед Николай Казаков, сын Александра Ананьевича, не оставляет дела отца, более того, выяснил, что род Казаковых и Мироновых – далеко не чужой друг другу. Он получил письмо из Таганрога от своего родственника Николая Ананьевича Казакова. В нем он прочитал следующее: «Ты просишь написать о начале нашей фамилии. Это было еще 17-18 веках. Жили три брата. Двое получили высшее образование. Один из них Прокопий – по линии богословия – добрался до города Курган, где работал архиереем. Второй брат Павел был математиком, работал инспектором народных училищ города Уфы, а третий – Семен – служил в царской армии. Во время боев в Крыму Семен попал к казакам, заслужил Георгиевский крест. Домой вернулся в воинской форме и на коне. Занимался земледелием. Однако боевого коня не запрягал, а ездил все время верхом под седлом. Так его все в селе называли казаком. У него родились сыновья, он им дал другую объединяющую фамилию Казаков. Вот отсюда пошли Казаковы. Каждый сын повел свое племя, но они все были Казаковы. Жили очень дружно. Все праздники собирались вместе. Наш потомок видимо был старший…». Отец математика Павла Миронова приходился родственником Прокопия и Семена. Фамилии их детей произошли от имен отцов. Семеновы, Прокопьевы, Мироновы – родные братья. Родившихся у них детей позже записывали под фамилией Казаковы. Отца будущий математик потерял в раннем детстве, жил вместе с матерью. Перебравшись в Уфу, забрал к себе пожилую мать. Знаменитый математик и его мать были похоронены на одном из кладбищ Уфы. Вот только места их захоронений неизвестны. А значит, работа над изучением интересной судьбы математика из чувашской глубинки продолжается.
Заключение
В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. В жизни так бывает, что человек родился в одном месте, а прожил всю жизнь в другом краю.. И для нас это место является малой родиной, дорогим сердцу уголком.
Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.
Работая над , данным исследованием мы открыли для себя много нового: изучили историю своего края, много интересного узнали о жизни людей, живущих с нами рядом, наших земляках. Эти замечательные люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, Татарстана ,России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.
Нам очень повезло , что в ходе своей работы смогли пообщаться с многими замечательными людьми, у них есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это планы на будущее. В дальнейшем, мы планируем продолжить работу в этом направлении. Многое еще нами не открыто, поэтому есть над чем работать.
Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России, нашего села будет в наших руках. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, наши земляки. Спасибо им, нашим замечательным труженикам, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в трудовую славу, трудовое наследие нашей большой страны.
Список используемой литературы :
1.Культурное наследие Чувашии http://nasledie.nbchr.ru/personalii/uchenye/mironov-pavel-mironovich/
2.Википедия https: //ru.wikipedia.org
3.Чувашская энциклопедия http://enc.cap.ru/?t=prsn&lnk=278
4.Национальная библиотека Чувашской республики http://www.nbchr.ru/PDF/mironov_kn_3.pdf
5. Статья в чувашской газете " Канаш"(№46 2016г.)
6.Посреди России (информационно-аналитическое издание) https://posredi.ru/matematik-pavel-mironov.html
7. Симулин, А. М. Известный деятель просвещения / А. М. Симулин // Их имена останутся в истории : биогр. очерки. – Чебоксары, 1994. – Вып. 2. – С. 30- 36.
8. Казаков, Н. Один из первых / Н. Казаков // Совет. Чувашия. – 1991. – 12 сент.
9. В краеведческом музее Дрожжановского района отметили 155-летие ученого-математика П.М.Миронова http://drogganoye.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/783727.htm
11