Классный час на тему «Мои знаменитые земляки!»

1
0
Материал опубликован 24 January 2023

Тема: Мой знаменитые земляки!

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к родному городу
Задачи:
• расширить знания школьников об известных людях;
• формировать умение работать с информацией.
Форма проведения: классный час
Предполагаемые результаты мероприятия:
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к Родине.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- презентация в MS Power Point

Ход классного часа


1. Орг. момент
2. Постановка цели классного часа

Учитель: «Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.»
К. Д. Ушинский

Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине – Череповце, а точнее, об известных людях Череповца, которые прославили наш город.

Изучение нового материала

Знаменитым называют человека, которого знают и уважают многие люди, который известен (толковый словарь Дмитриева).

Прославленный, пользующийся очень большой известностью (толковый словарь Ушакова).

Пользующийся всеобщей известностью (словарь Ожегова).

Именами этих людей названы улицы, площади, библиотеки, учебные заведения.

Назовите, кого вы знаете из известных людей Череповца.

Сегодня ваши товарищи расскажут о людях, прославивших наш город. В конце занятия мы проверим, кто был самым внимательным.

Докладчик 1

Милютин Иван Андреевич

Родился в мещанской семье, занимавшейся мясной торговлей. Учился в школе всего один год, всю жизнь совершенствовался в самообразовании. В 9 лет остался без отца. С 16 лет занялся торговлей хлебом. С 19 лет, после смерти матери, возглавил семейное дело.

Совместно с братом Василием построил судоремонтный завод, Алексеевский сухой док. С 1860-х годов был председателем Рыбинского биржевого комитета. В 1870 году явился соучредителем и одним из первых акционеров основанного в Санкт-Петербурге Волжско-Камского коммерческого банка. В 1870-е годы — крупный судовладелец, осуществлявший перевозки грузов по Мариинской водной системе.

В 1861 г. избран городским головой Череповца и руководил городом до конца жизни, но с перерывами. В 1896 году был удостоен чина действительного статского советника, получил потомственное дворянство.

За время его деятельности на посту городского головы:

было создано 7 учебных заведений, в том числе:

Александровское техническое училище (1868 — школа при механическом заводе, с 1869 г. — техническое училище, с 1 января 1874 г. передано в ведение министерства финансов);

Учительская семинария;

реальное училище (1873) — первое общеобразовательное среднее учебное заведение для мальчиков;

женская Мариинская гимназия;

женское профессиональное училище (1887).

Устроены освещение улиц, телефонная связь;

открыты общественная библиотека, музей, книжный магазин, аптека, типография, богадельня при соборе, дом призрения во имя св. Филиппа и Марии;

достигнуто проведение через Череповец Северной железной дороги;

создана гавань.

Похоронен в Череповце. Могила не сохранилась.

В Череповце есть музей, который находится на Соборной горке, предлагаю его посетить.

Докладчик 2

Амосов Николай Михайлович

Родился 6 (19) декабря 1913 года в крестьянской семье в селе Ольхово Череповецкого уезда Новгородской губернии близ города Череповца (затоплено Рыбинским водохранилищем, ныне на землях Вологодской области). Мать была акушеркой. Хотя семья жила бедно, мать Амосова никогда не принимала подарков от пациенток, и это послужило для него примером на всю жизнь.

С 12 до 18 лет учился в Череповце в школе, потом в Череповецком механическом техникуме, окончил его и стал механиком на электростанции в Архангельске. Осенью 1932 года начал работать в должности начальника смены на электростанции при большом лесопильном заводе — новостройке первой пятилетки.

В 1934—1940 годах учился во Всесоюзном заочном индустриальном институте, по окончании которого получил диплом инженера-теплотехника. В 1935 году вместе со своей первой женой поступил в Архангельский медицинский институт, который в 1939 году окончил с отличием. После окончания медицинского института уходит на практическую работу ординатора-хирурга Череповецкой межрайонной больницы.

В 1941 году призван в ряды Красной Армии и в течение всей Великой Отечественной войны служил ведущим хирургом в полевых подвижных госпиталях на Западном, Брянском, 1, 2 и 3-м Белорусских фронтах, а также на 1-м Дальневосточном фронте (1945).

После демобилизации из рядов Советской Армии работал в Москве заведующим главным операционным корпусом Московского научно-исследовательского института скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

В 1948 году на основе клинических наблюдений военного времени защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую первичной обработке ран коленного сустава.

В 1952 году был приглашён как крупный специалист по грудной хирургии в Киевский институт туберкулёза и грудной хирургии им. Ф. Г. Яновского для руководства специально созданной клиникой торакальной хирургии.

В марте 1953 года защитил докторскую диссертацию.

В 1960 году возглавил отдел биокибернетики Института кибернетики Академии наук Украинской ССР.

17 января 1963 года провёл первое в СССР протезирование митрального клапана сердца.

Был Амосов очень простым человеком — без какого-либо  высокомерия.

В 1983 году назначен директором Института сердечно-сосудистой хирургии (ныне Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии имени Н. М. Амосова НАМН Украины).

12 декабря 2002 года умер от инфаркта в возрасте 88 лет в Киеве.

Именем Амосова названо медицинское училище Череповца: «Череповецкий медицинский колледж имени Н. М. Амосова». В Соломенском районе Киева имя Николая Амосова носит улица, на которой расположен Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии имени Н. М. Амосова АМН Украины. Также его имя носит улица села Святопетровское Киево-Святошинского района. С февраля 2016 года улица Амосова есть и в Харькове. Старокрымской городской больнице было присвоено имя Амосова.

Докладчик 3

Василий Васильевич Верещагин – знаменитый русский художник, большой мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года в г. Череповце, в семье помещика.

В 1853 году, в возрасте 9 лет, он был определен в морской кадетский корпус. После окончания обучения, Василий недолго был на военной службе. Бросив службу, поступает в знаменитую Академию Художеств, что в Петербурге, где обучался с 1860 по 1863 годы.

За одну из своих картин получает малую серебряную медаль и, не закончив обучение, едет в Европу. Оказавшись во Франции, в славном городе Париже, Верещагин стал учеником художника Жерома.

В 1865 году возвращается на Родину и едет на Кавказ, в Тифлис. В Тифлисе художник преподавал рисование. Помимо преподавания Василий Васильевич не прерывал своей творческой деятельности, и с особым усердием писал картины.

В 1867 году командующий русской армией в Средней Азии, Кауфман, приглашает художника на службу. Он должен был нести службу при Кауфмане, в чине прапорщика русской армии. Верещагин согласился. При обороне Самарканда  был ранен и получил орден святого Георгия четвертой степени.

В 1869 году Верещагин устраивает «туркестанскую выставку», на которой показывает свои работы, написанные за время пребывания в Средней Азии. В последующие годы он живет в Европе, и работает над новыми картинами. В 1877 году началась русско-турецкая война. Художник покидает Париж, и едет в Россию. По приезду тут же отправляется в действующую русскую армию, участвует в нескольких сражениях, и в итоге получает серьезное ранение.

В 1884 году едет в Палестину и Сирию.  В своем путешествие Верещагин пишет серию картин на Евангельские сюжеты. Жизнь Великого русского художника оборвалась  31 марта 1904 года. Он был одним из тех, кто во время русско-японской войны, героически защищал Порт – Артур. Погиб на флагманском корабле «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым и всем Генеральным штабом Тихоокеанского флота.

Василий Васильевич Верещагин – один из сильнейших художников Европы.  Его выставки всегда имели большой успех за рубежом. Биография его полна взлетов и падений, человек удивительный, в истории найдется немного художников, участвовавших в военных баталиях.

В честь Василия Васильевича назван город Верещагино Пермского края, а также малая планета 3410 Верещагина, открытая советским астрономом Людмилой Журавлевой в 1978 году. Улица Верещагина в Череповце названа в честь Василия Верещагина, также в Череповце есть исторический дом-музей и памятник Верещагину, училище искусств, также названо именем художника.

Докладчик 4

Николай Васильевич Верещагин, уроженец села Пертовка неподалеку от Череповца. Младшим братом Николая Васильевича был русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин.

Морской офицер по образованию, Николай Васильевич заинтересовался сельским хозяйством, молочным скотоводством, изготовлением молочных продуктов по западному образцу.

Николай Васильевич, благодаря своему труду и упорству не просто создал технологию производства вологодского масла, и не просто стал родоначальником русского сыроварения и маслоделия. Он сотворил всю молочную промышленность в России (до Верещагина её просто не существовало).

С целью подготовки кадров для новой индустрии Верещагин старший создает молочные школы. На базе одной из таких школ, расположенных в 15 верстах от Вологды, в 1911 году был учрежден Вологодский молочно-хозяйственный институт (сегодня – Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагина).

Рождение вологодского масла

В 1870 году Н. В. Верещагин работал экспертом на Всемирной выставке по молочному хозяйству в Париже, где попробовал нормандское сливочное масло с приятным "ореховым" привкусом.

Возвратившись домой, он задался целью создать подобное масло в России, используя молоко, полученное от коров, пасущихся на вологодских заливных лугах. Николай Васильевич долго разгадывал секрет нормандского масла, и первые опыты были неудачными.

Верещагин, подобно своему другу Менделееву, нашел разгадку во время сна. Правда, ответ не приснился ему, подобно периодической таблице химических элементов. Технология родилась, когда Верещагин элементарно проспал очередной опыт, забыв сливки на подогреве дольше обычного. А потом решил их переработать, и получилось! "Вот оно - масло моей мечты!" Именно нагревание высокожирных сливок до экстремально высоких температур легло в основу технологии "гретых сливок".

"Верещагинская" технология на протяжении многих лет совершенствовались его последователями - учеными и практиками. Менялись режимы пастеризации, изобреталось новое оборудование, строились современные предприятия. Но цель оставалась неизменной - получить в готовом продукте нежный вкус и аромат пастеризованных сливок, напоминающий «вкус жареного грецкого ореха».

Вологодское масло при Верещагине называлось Парижским. В 1879 году на петербургской выставке вологодские маслоделы впервые обошли по количеству наград прибалтов и финнов. Вслед за вологжанами Парижское масло начали готовить во многих губерниях: Ярославской, Тверской, Смоленской и др., а также в Западной Сибири.

На европейском рынке сливочное масло из России быстро приобрело поклонников и стал известным российским брендом. Шведы называли его "Петербургским, а немцы "Голштинским".

Благодаря труду Н.В. Верещагина, уже к 1906 г. по экспорту масла Россия занимала второе место в мировом рейтинге (после Дании). К 1913 году в дореволюционной России работали 6405 маслодельных предприятий, которыми было произведено 129 000 тонн масла, в т.ч. 78 000 тонн на экспорт. Доход страны от экспорта сливочного масла составил 60 млн. руб. и в 2 раза превысил доход от золотодобычи во всей Российской империи.

"Парижское масло" существовало в России 63 года, после чего в 1939 году масло было переименовано в "Вологодское".

Докладчик 5

Леонид Парфенов будущий журналист и телеведущий родился в городе Череповце в 1960-м году в простой советской семье, и был старшим из двоих сыновей у своих родителей.

Глава семейства был инженером-металлургом, и трудился на местном металлургическом комбинате ведущим специалистом по электротехническим сталям. Мама работала учителем истории в школе.

В 1966-м году в семье родился второй ребенок, которого назвали Владимиром. Младший брат Леонида стал предпринимателем, и ныне он владеет крупной компанией по продаже медицинского оборудования.

В школьные годы маленький Леня тяготел к гуманитарным предметам, а более всего мальчика увлекала история. Эта любовь передалась ему от матери. Мальчик много читал, рано научился правильно формулировать и грамотно выражать свои мысли. Еще в подростковом возрасте он начал печататься в различных советских изданиях, и уже тогда понял, что хочет связать свою жизнь с журналистикой, поступив Ленинградский государственный университет на факультет журналистики.

В студенческие годы статьи Леонида регулярно появлялись на страницах авторитетных советских изданий. В частности, он печатался в «Московских новостях», «Огоньке», «Красной Звезде» и даже в «Правде».

После окончания обучения Парфенов стал корреспондентом издания «Вологодский комсомолец», где писал статьи на различные актуальные темы.

Нередко он писал об искусстве, современной молодежной культуре и модных веяниях. Среди его работ можно найти заметки о рок-клубах из Северной столицы.

В этот период Леонид сдружился с начинающим рок-музыкантом и поэтом Александром Башлачевым.

Леонид устроился работать на телевидение в родном городе, и трудился там несколько лет, до своего отъезда в столицу в середине 80-х годов.

На заре 90-х годов начинающий телеведущий вел авторский проект «Намедни», но вскоре его отстранили за «неправильные» изречения относительно происходящих в стране.

За свою биографию Леонид Парфёнов выступил автором многих проектов. Среди них: «Песни о главном», цикл «Новейшая история», несколько циклов «Намедни», множество телефильмов («Весь Жванецкий», «Птица Гоголь», «Жизнь Солженицына», «Современница», «Век Набокова» и многие другие).

Докладчик

Александр Башлачев родился в городе Череповце 27 мая 1960 г. Школьный период жизни Александра Башлачева Его родители были довольно обеспеченными, интеллигентными людьми: отец работал начальником цеха, а до этого строил металлургические заводы в Индии, Иране, Пакистане, Алжире; мать преподавала химию в политехническом институте.

Хорошая зарплата позволяла им нанимать для Саши няню, иметь личный автомобиль «Волга». Кстати, один из его сокурсников вспоминал, что башлачев приехал поступать в Уральский университет в джинсах стоимостью в две зарплаты советского инженера. Однако это не сделало Сашу классическим «золотым» мальчиком, напротив, как говорила его учительница, он был с детства типичным диссидентом. Умным, начитанным, талантливым, но при этом диссидентом. Из «золотого» у него был только вставной передний зуб, который он выбил в 12 лет. Золотой зуб Саши - его визитная карточка
Башлачев активно принимает участие в студенческой жизни, пишет тексты для студтеатра. До 1981 года никто не считал, что Башлачев хорошо играет на гитаре, но он стал брать уроки у своего сокурсника и вскоре для многих было откровением увидеть, как он блестяще исполняет песни под собственный аккомпанемент.
В 1983 году Саша возвращается в Череповец, начинает работать в газете «Коммунист» (теперь она называется «Речь»), писать о молодежи, вести рубрику «Семь нот в блокнот», и его газетный стиль резко отличается от привычного - его читает молодое поколение.

В этом время Башлачев создает «Грибоедовский вальс», «Поезд №193», «Хозяйка», затем, в 1984, написаны «Влажный блеск наших глаз», «Время колокольчиков», «Подвиг разведчика», «Слёт-симпозиум», «Зимняя сказка», «Лихо», «Некому берёзу заломати» и другие. В принципе, все самые яркие его произведения написаны в 1983-1986 гг. А потом словно иссяк источник вдохновения.

Башлачев увольняется из газеты, уезжает из родного города, мотается между двумя столицами, записывает свои песни в домашней студии в Москве, начинает давать так называемые квартирники в Москве и Ленинграде. Это очень яркий период в биографии Александра Башлачева.

В 1986 г. окончательно выбирает Ленинград местом жительства, где вступил в местный рок-клуб. Чтобы его не привлекли за тунеядство, он фиктивно работает в коммунальном отделе Мосрайсовета Ленинграда, а потом в знаменитой всем котельной «Камчатка» на Блохина, 15 в Питере (теперь там клуб-музей) вместе с Цоем и другими рокерами.
Башлачев работает над созданием особого, русского стиля в роке, ищет национальные формы для выражения русской души.

1987 год был очень сложным для Александра, он понимает, что иссяк как поэт. Он находится в глубокой депрессии, доводит себя до истощения, практически до цинги, но отказывался есть, отказывался петь.

В начале 1988 года Александр дал несколько концертов в Москве, его принимали отлично. 17 февраля он должен был приступить к съемкам фильма «Город», но утром этого дня Башлачев выбросился из окна квартиры на проспекте Кузнецова.

Многие рокеры посвятили ему песни, о нем сняты фильмы, посмертно изданы альбомы его песен, в Череповце открыт музей Башлачева. На здании череповецкой филармонии сегодня установлен бюст Башлачёва. .

Закрепление материала:

Известные люди- это..

Какая должность была у Ивана Андреевича Милютина?

Какие учреждения были открыты при Иване Андреевиче?

Что было создано в Череповце при Иване Андреевиче?

Какое учебное заведение окончил Николай Михайлович Амосов в Череповце?

В какой должности воевал Николай Михайлович Амосов?

Какое открытие в области кардиологии сделал Николай Михайлович?

Именем Амосова названы….

Художник-баталист, показывавший ужаса войны, участник 3-войн?

Создатель вологодского масла?

Популярный телеведущий центральных каналов?

Кто автор этих стихов?

В чистом поле — дожди косые.
Эй, нищета — за душой ни копья!
Я не знал, где я, где Россия
И куда же я без нея?


Рефлексия:

1. Сегодня узнал (а)….

2. Мне хочется ещё больше…

3.Мне понравилось…

4. Мне было скучно, потому что….



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.