О чем говорит картина С.А. Григорьева «Вратарь»?
Автор публикации: А. Хазиахметова, ученица 7А класса
О чем говорит картина С.А. Григорьева «Вратарь»?
Хазиахметова Айзиля, 7 «А» класс, МБОУ «Школа № 136» г.Казани
План:
Вступление. Несколько слов о картине
Основная часть:
А) всё внимание на вратаря!
Б) без болельщиков в игре никуда!
В) цвет – помощник художника;
Заключение. Моё впечатление о картине
Одной из самых знаменитых картин народного художника Советского Союза Сергея Алексеевича Григорьева является полотно «Вратарь». Глядя на нее, у меня возникают мысли о детстве моих родителей. Потому что папа часто рассказывал мне, как после уроков играл вместе с своими одноклассниками и друзьями на пустыре недалеко от своей школы.
На картине мы видим школьников, которые после уроков (на это указывает темно-коричневая форма одной из девочек, изображенных мастером), участвуют в футбольном матче. Среди всех персонажей, изображенных С.А. Григорьевым, в глаза сразу бросается центральная фигура – вратарь. Это светловолосый мальчик, одетый совсем не по погоде, на нем легкие шорты и кофта, старая обувь. Несмотря на такое пренебрежение к одежде, на нем хорошие новые перчатки, которые необходимы любому вратарю. Мальчик защищает условные ворота, созданные из портфелей и учебников ребят. Вратарь готов к отражению атаки, он пригнулся, опираясь руками в колени, одно из которых перебинтовано. Сосредоточенный, пристальный взгляд игрока направлен на то, что происходит за пределами картины. Скорее всего, вратарь следит за перемещениями игроков. Поза и выражение лица мальчика, перебинтованное колено говорит о том, что перед нами опытный футбольный игрок, который не в первый раз стоит в воротах.
Чуть позади вратаря расположились болельщики. За ходом игры следят собравшиеся дети и взрослый мужчина. Игра напряженная. Все застыли в ожидании удара мяча по воротам. Один из детей наклонился вперед, другой вытянулся, чтобы лучше видеть происходящее. Даже девочки с интересом следят за игрой. И только маленькая белая собачка спит, расположившись у ног ребят. Живописец мастерски изобразил мягкую шерсть животного и яркие акценты во внешности детей: ярко-красный бант на голове одной из девочек, алую шапочку ребенка, куклу, которую укачивает болельщица. Взрослый болельщик наблюдает за игрой с не меньшим интересом, чем дети. По его напряженной позе можно подумать, что он готов вскочить на ноги в любой момент, а улыбка на его лице говорит о том, что происходящее доставляет ему большую радость. Скорее всего, мужчина проходил мимо, но, увидев футбольный матч, задержался и остался поддерживать ребят.
Особое внимание художник уделил цветовой гамме. С помощью серо-голубых тонов, различных оттенков зеленого Сергей Алексеевич изобразил раннюю осень. Даже многоэтажные дома, находящиеся на заднем плане произведения, утопают в дымке, как это часто бывает осенью. Они «расплываются» в воздухе, но при этом остаются материальными, реальными. Глядя на это, словно ощущаешь свежесть и прохладу осеннего воздуха.
Мне кажется, эта картина очень настоящая и реалистичная. В ней нет лишних деталей, всё гармонично. Поэтому она мне очень понравилась. Художнику удалось передать те чувства и эмоции, какие можно ощутить при личном присутствии на футбольном матче, передать напряжение вратаря и болельщиков, при этом оставив «за кадром» саму игру. В этом проявился особый талант С.А. Григорьева.