Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Сочинение по картине С.А. Григорьева "Вратарь"»
Тема: Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
Учитель Рахимова Гульнара Хучахметовна
Оборудование урока:
- репродукция с картины «Вратарь»;
- альбом «С. Григорьев»;
- компьютер;
- интерактивная доска, проектор;
- презентация к уроку.
Цели и задачи урока: (Слайд 2)
- изложить содержание картины с элементами описания;
- учить учащихся правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия, писать портрет героя;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Методические приемы: беседа по вопросам, устное описание картины, словарная работа.
УМК: учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.; Поурочные разработки по русскому языку. Автор Н. В. Егорова.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цель урока.
2.Лингвистическая разминка:
Синтаксический разбор предложения, записанного на доске; объяснение орфограмм и пунктограмм; определение грамматических характеристик деепричастия.
Почу…ствовав опас…ность к своим воротам по(д, т)т…нулись игроки нашей команды.
(Почувствовав опасность, к своим воротам подтянулись игроки нашей команды. Почувствовав – деепричастие совершенного вида, образовано от глагола почувствовать с помощью суффикса – в).
3.Проверка домашнего задания.
1.Рассказать о деепричастиях совершенного вида.
2.Упражнение 208: проверка по цепочке.
3.Чтение выдержек из статей спортивного характера. Запись предложений с описанием действий спортсменов, с использованием деепричастий.
Если деепричастий в предложениях нет, перестроить их, используя эту часть речи.
4.Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь».
5.Сообщение о художнике, по картине которого будет проводиться работа.(Слайд 3)
Сергей Алексеевич Григорьев родился в городе Луганске в 1910 году. Отец его был железнодорожным рабочим.
В 1922 году, после окончания пятого класса, Григорьев был принят в Запорожскую художественную школу.
В 1925 году он сдает экзамены и едет учиться в Москву.
В 1927 году приезжает в Ленинград в Академию художеств. Однако вскоре он заболел и вынужден был вернуться к семье, которая жила в то время в Запорожье. Свое образование он продолжает в Киевском художественном институте, после окончания которого работает сначала в Харькове, а потом в Киеве. В годы Великой Отечественной войны был на фронте. В это время много рисует с натуры. После демобилизации в 1946 году продолжает упорно работать. Известность пришла к Григорьеву в послевоенный период. В период рассвета творческой деятельности Сергей Алексеевич дважды удостаивался звания лауреата Сталинской премии второй степени: 1950 г. – за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол», 1951 г. – за картину «Обсуждение двойки».
Григорьев С. А. в своем творчестве не ограничивался только жанровой живописью. Он также является автором многих портретов и пейзажей. Однако наиболее известными произведениями художника являются полотна, посвященные детям.
С. А. Григорьев – народный художник Украины.
Им написаны следующие картины: «Красный галстук», «Прием в комсомол», «Внучка художника», «Обсуждение двойки», «Девочка с яблоком», «Вратарь» и др.
(Учитель показывает слайды с изображением этих картин). Картина «Вратарь» показывается последней. (Слайды 9)
6.Рассматривание картины и ее анализ: (Слайд 9 )
А) описываем вратаря,
Б) обращаем внимание на мальчика, стоящего за вратарем (загольный),
В) описываем « болельщиков» (откуда видно, что это «болельщики»?)
Г) пейзаж (осенний).
7.Работа по развитию речи:
А) подобрать синонимы к глаголу смотреть (чтобы избежать трафаретных выражений: «Мальчик смотрел», «Девочка смотрела», «Вратарь смотрел»…):
Видеть, следить за…,
Наблюдать, реагирует на игру,
Рассматривать, увлечен игрой…
Всматриваться, отдался переживанию…
Б) описание вратаря:
(предупредить ошибку: «у него были»).
«Полусогнувшись, стоит в воротах вратарь, упершись руками в колени. Поза его очень устойчива и в то же время отражает напряжение всего тела, готового к прыжку, к броску…»;
В) описание «загольного»:
«Привлекает своей непринужденностью фигура мальчика в красном лыжном костюме.
Широко расставив ноги и заложив за спину руки, слегка выпятив живот, мальчуган наблюдает за игрой…»;
Г) «болельщики»:
«Взволнованно, вытянув шейку, смотрит на игру пионер в зеленом костюмчике».
«Очень оживленно реагирует на игру малыш в сером капюшоне».
«Более чинно наблюдают за событиями на поле девочка с куклой и стоящая позади нее школьница с красным бантом».
«Пригнувшись, чтобы ей была лучше видна игра, упершись руками в колени, смотрит девчушка в красном капюшончике»;
Д) о взрослом:
«Полон азарта молодой парень, истый любитель футбола, который совершенно искренне, явно забыв о том, что перед ним детская команда, увлечен игрой. Он сидит рядом с ребячьей «мелюзгой» так, как сидят только на стадионе – готовый вот-вот вскочить. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстегнут.
Увлеченный игрой, он присел на минутку и забыл обо всем на свете, целиком отдавшись переживанию игры…»;
Е) пейзаж:
Осень – солнечная, теплая, золотая;
день – ясный, светлый, теплый;
листья – лежат желтым ковром… шуршат под ногами…
опавшие золотые листья устилают землю…
8.Составление плана.
1.Художник С. А. Григорьев и его картина «Вратарь».
2.Содержание картины:
1) Описание вратаря.
2) «Болельщики».
3) Время года, описание природы.
4) Чем кончилась игра.
3.Мое впечатление от картины.
9.Словарная работа: (Слайд 13)
пиджак позади нее
бутсы капюшончик
реагирует девчушка
слегка увлечен
10.Устное сочинение по картине. Работа учащихся.
11.Написание черновика сочинения.
12. Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя глаголы, причастия и деепричастия. (Слайд 15)
Примерное сочинение.
Многие картины принадлежат кисти украинского художника С. А. Григорьева. Он написал такие картины: «Юные натуралисты», «Пионерский галстук», «Прием в комсомол» и другие. На одной из его картин мы остановимся. Эта картина называется «Вратарь».
Стоит золотая осень. Опавшие листья приятно шелестят под ногами. Кое-где пучки завядшей травы пробиваются сквозь желтый ковер листьев. И вот на фоне этой природы изображена группа ребят, пришедших сюда после уроков играть в футбол.
На переднем плане изображен вратарь. Он стоит в непринужденной позе, упершись руками в колени. Вся его поза говорит о том, что он весь сосредоточен и готов броситься на мяч. Он одет в весьма не обычную форму: свитер, перчатки, вероятно, выпрошенные у отца на этот случай; калоши, подвязанные веревочкой; на правом колене повязка.
За вратарем, чуть выпятив живот, стоит «загольный» в красном спортивном костюме. Он ждет только случая, чтобы броситься на мяч, если он выкатится за линию ворот.
На краю площадки, на штабеле досок, сидят «болельщики». Особенно интересен один мальчик. Он весь отдался переживанию и, вытянув шейку, старается не упустить ни одной подробности. За ним стоит девочка-школьница с красным бантом. Она тоже с интересом следит за игрой, хотя и не подает виду. Другие девочки ведут себя чинно. Они спокойно наблюдают за игрой.
Рядом с ними сидит малыш в капюшоне, он озабоченно смотрит на ребят: что это они так толкаются.
Рядом с ребячьей «мелюзгой» примостился парень в зеленом костюме. Он, видно, заядлый болельщик: ворот его рубахи расстегнут, пиджак распахнут, в руках книги. Он, наверное, шел куда-нибудь, но его привлекла ребячья игра, и он позабыл обо всем на свете.
Наш вратарь пропустил три мяча, а его противник два, и игра окончилась в их пользу.
Усталые, голодные, но веселые возвращались они домой.
Мне картина понравилась: в ней хорошо показана картинка из ребячьей жизни.
Мухамедова Наталья Александровна