Урок на тему «Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева "Вратарь"»
Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева "Вратарь"
Цель урока: подготовить воспитанников к сочинению-описанию по картине С. А. Григорьева "Вратарь".
Задачи:
Образовательная составляющая: дать понятие о жанровых особенностях репортажа, подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей, которых изобразил художник; формировать навыки написания чернового варианта сочинения в жанре репортажа, отрабатывая орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая составляющая: развитие коммуникативной компетенции – умение создавать собственное высказывание; развитие креативного мышления у воспитанников.
Воспитательная составляющая: воспитывать потребность здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.
Методические приёмы:
рассказ учителя
беседа по вопросам
устное описание картины
словарная работа
работа с репродукциями картин
заполнение «Карты урока»
Оборудование урока:
Мультимедийная презентация к уроку;
Учебник «Русский язык. 7 класс» Т. А. Ладыженской.
«Карта урока».
Репродукция картины С.А. Григорьева "Вратарь"; сигнальные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок развития речи.
Эпиграф к уроку:
Свиданье с ним я предвкушал с утра,
Тая в душе знакомое волненье.
Футбол – это народная игра,
Часть жизни, и мужчин общенье.
Неважно, рядом кто юнец или старик,
Здесь каждый каждого на всех
трибунах слышит.
Здесь общий стон или победный крик –
Ведь стадион одним порывом дышит!
А. Крамов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово (тема, цель формируют воспитанники)
Ребята, как вы считаете, чему будет посвящён наш урок?
Объяснение нового материала.
- Чем объединены эти фото? (Темой спорта)
- Зачем нужно заниматься спортом?
- А есть среди вас увлекающиеся спортом?
- Чем интересен футбол?
Сегодня вы будете в роли спортивных журналистов. Ваша задача – создать материал на спортивную тему.
Спортивная журналистика – нелёгкое дело. Труд репортера очень важен, нужен, требует сил, внимания и находчивости.
Наша главная задача на урок – поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре репортажа.
- Что вы знаете о репортаже? (Репортаж – жанр публицистического стиля)
- В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует). Лучшие комментаторы и обозреватели иногда создают настоящие художественные произведения, их материалы читаешь с захватывающим интересом.
II. Отработка орфографических и пунктуационных умений воспитанников.
Вот некоторые предложения из газеты «Спорт».
Задание: Кто быстрее выполнит задание. За правильный ответ засчитывается «забитый гол», за ошибки – штрафные очки». Работа с «картой урока».
III. Беседа по картине. Знакомство с художником.
- Оказывается этот удивительный вид спорта привлекал внимание разных людей: писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня мы будем говорить о картине С. А. Григорьева «Вратарь».
Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.
Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.
Давайте познакомимся с воспоминаниями Виктора Зарецкого о художнике.
Физкультминутка
IV. Анализ картины.
- Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили?
(Осень. Листья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)
- Где происходит действие, изображенное на картине?
(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)
- Кто является главным действующим лицом картины?
(Мальчик-вратарь)
- Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)
- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину, малыш в красном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).
- Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. (Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).
- Кто равнодушно относится к происходящему на поле?
(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).
- Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
(Футбол интересен всем. Футбол - любимый вид спорта. Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)
Угадайте героя.
IV. «Футбольный диктант».
Не говори гол, пока вратаря не обвёл. (Владимир Семенов)
В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание сложных слов.
Футбольное состязание, кожаные перчатки, пиджак, капюшон, увлекательный матч, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, защищая ворота сборной школы, растирая рукой ушибленное колено, не прикасаясь рукой к мячу, арбитр, голкипер, разгоревшаяся схватка в центре поля, на помощь нападающему.
Работа с помощью сигнальных карточек.
VI. Составление плана.
1.Художник С. А. Григорьев и его картина «Вратарь».
2.Содержание картины:
1) Описание вратаря.
2) «Болельщики».
3) Время года, описание природы.
4) Чем кончилась игра.
3. Мое впечатление от картины.
VII. Работа над репортажем с места событий.
Какими качествами должен обладать репортёр? На что вы обратили внимание во время его комментария? Создалась ли у вас цельная картинка с футбольного поля?
Рефлексия:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Получили ли вы полное представление о картине и жанре спортивного репортажа?
VIII. Задание для самоподготовки. Написать черновик по упр. 187:
1 гр. - сочинение – описание по картине.
2 гр. - создание репортажа с места событий.
IX. Выставление оценок.