Обратная аппликация "Хохлома"

23
8
Материал опубликован 3 March 2022 в группе

Автор публикации: В. Фирсткова, ученица 1А класса

Пояснительная записка

Всероссийский конкурс прикладного искусства для учащихся 1–4 классов

«Народные промыслы»

Автор: Фирсткова Василина

Руководитель: Фокина Лидия Петровна

Название поделки: "Хохлома"

Материал: шаблон, пластилин, рамка А4, красная бумага для фона

Техника исполнения: обратная аппликация

Срок выполнения: 4 занятия внеурочной деятельности по 40 минут

Трудности при выполнении работы: трудность была следовать рисунку шаблона.

Работа выполнена самостоятельно.


t1646318511.jpg

Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.

История промысла

Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья. Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.

Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.

Где находится Хохлома? Населенный пункт раскинул свои просторы в Нижегородской области. На левом берегу Волги располагалось большое количество поселений, жители которых увлекались росписью по дереву. Обитатели Глибино, Шабаши, Хрящи привозили в Хохлому продукцию на продажу.

Многие связывают специфическое окрашивание «под золото» со старообрядцами из Заволжья. Они придерживались «старого вероисповедания» и обычно селились вдали от людской суеты, выбирая глухие лесные чащи.

Среди них было большое количество невероятно талантливых живописцев, которые с помощью тонкого кистевого изображения расписывали иконы и декорировали старинные книги. Обитатели Заволжья считались умелыми мастерами, они преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Соединение двух направлений и способствовало зарождению росписи под хохлому.

Промысел вобрал в себя вычурность иконописцев и безупречность линий от умельцев Заволжья, гармонично сочетал шикарную подачу и классические формы.

Существует несколько красивых легенд относительно зарождения росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Цвета хохломской росписи

image-20220303214130-1.jpeg

Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры. С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.

Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.

Крайне редко роспись хохлома наносилась на бирюзовый, изумрудный, оранжевый или красный фон. Главная задача мастера состояла в том, чтобы выразить свою идею с помощью гармонично сочетающихся оттенков, создавая технологичную и невероятно сложную игру мазков.

Источник информации: https://7kul.ru/promysly/gordost-russkogo-naroda-hohlomskaya-rospis

Шаблон для работы: http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_zhar_ptitsa15.jpg

Комментарии

Очень качественно выполненная работа у Василины! Она большая умничка!

3 March 2022

Спасибо, Светлана Валерьевна.

3 March 2022

Умница Василина! Очень аккуратная работа!

3 March 2022

Светлана Николаевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв

4 March 2022

Очень красиво, аккуратно! Молодцы автор и руководитель!

3 March 2022

Наталья Алексеевна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв

4 March 2022

Мне кажется - даже я не смогла бы сделать лучше!!!

3 March 2022

Ольга Анатольевна, конечно, смогли бы. Большое спасибо за внимание к работе и отзыв

4 March 2022