Образ женщины в русской живописи
Автор публикации: К. Барболина, ученица 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Направление Изобразительное искусство
Образ женщины в русской живописи
Проектная работа
Выполнена обучающейся 6 класса Барболиной Кариной Андреевной Научный руководитель – учитель Румянцева Марина Витальевна |
Никольск
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть | |
Раздел 1. Теоретический | |
Особенности изображения женщины в русской живописи............................................ | 4 |
Раздел 2. Практический | |
Портрет мамы…………………….………………………………………………………… | 8 |
Заключение…………………………………………………………………………………. | 9 |
Библиографический список……………………………………………………...……… | 10 |
Приложения ………………………………………………………………………………... | 11 |
Введение
Почти все художники-портретисты, когда-либо обращались к образу женщины в своих работах. В них отражались не только взгляды и эстетика самого живописца, но и исторически сложившиеся представление о роли женщины в обществе.
С изменением самого общества, менялось понятие о женской красоте, но основные представления переходили через века и сохранились до наших времен. Выбор данной темы объясняется желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций русской культуры. В этом и заключается актуальность работы.
Цель работы: определить особенности изображения женщины в русской живописи
Задачи:
отбор и анализ литературы по теме;
выявить особенности изображения женщины в русской живописи;
написать женский портрет с учетом выявленных особенностей.
Объект исследования: русская портретная живопись.
Предмет исследования: особенности изображения женщины в русской портретной живописи.
Методы исследования: анализ литературы и живописных полотен, сравнительный, практический.
Практическая значимость: разработанный материал применим на уроках ИЗО, внеклассных мероприятиях и кружках.
Мной были изучены и обработаны материалы, среди которых учебная, справочная, научно-популярная литература и интернет-ресурсы.
Структуру работы можно представить так: введение, основная часть, состоящая из двух разделов (теоретического и практического), заключение, библиографический список и приложения.
Раздел 1. Теоретический
Особенности изображения женщины в русской живописи
Портрет в живописи – это жанр изобразительного искусства, при котором художники добиваются не столько внешнего сходства, сколько стараются отразить внутренний характер изображаемого человека. У каждой эпохи свой идеал женского образа, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили. По портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, искусство и сама живопись. Женский характер всегда привлекал особое внимание художников и музыкантов. Созданные в портретном искусстве образы несут идеал и единство душевных качеств и внешних черт.
В разные времена, в разные эпохи был свой идеал женщины с точки зрения её внутреннего и внешнего облика. Для первобытного общества – это продолжательница рода. Лицо не обозначено, так как для первобытного человека, вероятно, лицо не осознавалось как предмет достойный поклонения и изображения. В Древней Греции, напротив, красота воспринималась как дар богов. Перед ней преклонялись, ее обожествляли. Женская красота для древних греков - это не сосуд, «в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде». И в то же время положение женщины-«семьянинки» в античном обществе, как известно, было далеко не идеальным. С точки зрения внешней красоты оценивали в древности и женщину Китая. В Древнем Китае настоящая женщина должна обладать маленькой ножкой. В средние века идеал Дамы сердца должен обладать тактом, любезностью, светской обходительностью, благородством, разумом, способностью вести светскую беседу и прочим набором «благонравных» признаков. Идеальной женщиной в эпоху Возрождения (с точки зрения внешних данных) считали ту, у которой высокий лоб как символ особой духовности.
Идеал русской женщины представлялся долгие-долгие годы и даже века по канонам, сформулированным в «Домострое»: преданная мужу, самозабвенно заботящаяся о «чадах своих», домовитая хозяйка, бессловесная исполнительница «воли мужней». «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу» - говорится в одном из его постулатов. Русская красавица 18 века пышет здоровьем, отличается дородностью. Людям той поры казалось, если она богата телом, то, как следствие, - богата душой.
Ярким примером этого периода служат работы Алексея Петровича Антропова. Искусство художника отмечено чертами национального своеобразия. Оно привлекает правдивостью и простотой. Портреты Антропова незамысловато построены, написаны откровенными яркими красками, нет в них свойственных работам иностранных мастеров нежности и красоты. Но зато они привлекают меткостью и силой характера, здоровым народным восприятием мира. «Не мудрствуя лукаво», изображает Антропов немолодых и грузных, ярко раскрашенных придворных дам. Он точно передает внешний облик, одежду, украшения, знаки отличия, но за всем этим всегда ощущается правдивый и живой образ человека.
Именно этими чертами примечателен и портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой. Ярко накрашенные щеки, насурьмлённые брови, белый парик, украшенный розой, не только не скрывают, но даже усиливают, подчеркивают живую прелесть круглого простоватого лица русской женщины с задорно вздернутым носом и веселыми живыми глазами.
Еще одним наиболее известным женским образом в творчестве А.П.Антропова является Анастасия Михайловна Измайлова. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини. Она исполнена достоинства, во взгляде сквозят уверенность и спокойствие, поза сдержанна и величава.
К концу XVIII века русский портрет в живописи достигает наивысшего расцвета. И одной из самых главных и популярных тем становится изображение женского очарования. Совершенно необыкновенным явлением в живописи этого времени можно считать Федора Степановича Рокотова и его парадные, и камерные портреты. Он создал свою собственную манеру живописи. В работах Ф.С.Рокотова представлены женские образы, наделенные загадочным взглядом, лёгкой таинственной улыбкой, поэтичностью внутренней жизни, одухотворённостью и затаённостью чувств. Рокотовские женщины с «миндалевидными» глазами, в которых «полуулыбка, «полуплач», «полувосторг», «полуиспуг» отражают «души изменчивой приметы», сложность духовного мира его современниц конца XVIII века. Лица находятся в некоем мерцающем полумраке, а контура покрыты легкой дымкой, именно эта приглушенность тонов и дает портретам своеобразную интимность даже в парадном портрете. Девушки в его живописи, как будто только что выскочили с бала, чтоб показаться и убежать обратно. Все они молоды, красивы, счастливы, несмотря на тяжелые судьбы. Ярким примером является портрет Александры Петровны Струйской, он поражает своей нежностью, статностью и спокойствием сильной, но заботливой женщины, которая совсем не похожа на вычурных дам своего времени. В ее глазах – гордость и душевная чистота.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» — одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным направлением его творчества можно назвать стремление показать достоинство и красоту человека, вне зависимости от его сословия. Ему случалось писать и знать, и простолюдинов. И везде он находил божью искру в человеке, ту черту, которая делала его прекрасным. «Портрет неизвестной в русском костюме» изображает крестьянку в традиционном наряде. Но если не знать об этом, или не задумываться, девушка на картине кажется ровней знатным дамам, с таким спокойствием она держится. У неё простое мягкое лицо. Чуть вздернутый нос, нарумяненные щеки, на губах играет легкая улыбка, брови ровные, тонкие, выгибаются дугами. Волосы аккуратно убраны под расшитый золотом кокошник, в ушах поблескивают серьги, на шее переливаются крупные красные бусы. Белая чистая рубашка с единственной алой бусиной, расшитый сарафан.
Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца 18 – начала 19 веков Владимир Лукич Боровиковский. Во множестве созданных им женских портретов, в том числе в одном из своих непревзойденных шедевров «Портрет М.И.Лопухиной», воплотил в своём творчестве представления времени (начала 19 века) о женской прелести, «возвышенной чувствительности» души, что связано, прежде всего, с сентиментализмом. На его полотнах изображены мечтательные и томные девушки на фоне «натуральных» парков, где рядом с поникшими сиреневыми розами произрастают даже васильки и ржаные колосья, утверждая новый идеал нежного сердца, возвышенной человечности и благородства.
В начале 19 века портретист, академик живописи Алексей Гаврилович Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью.
Часто к женскому образу обращался и такой великий художник как Карл Брюллов. В серии портретов Брюллова особенно выделяется портрет светской красавицы княгини Марии Аркадьевны Столыпиной (в первом браке Бек, во втором Вяземская). Дело в красоте самой модели. Форма лица почти идеальная, но главный акцент — на глазах. Старшая дочь декабриста и литератора Аркадия Алексеевича Столыпина, двоюродная тётка поэта М.Ю. Лермонтова, жена дипломата, сенатора и литератора князя Павла Вяземского, статс-дама Мария Аркадьевна. На картине ей 21 год. Чувственный, живой взгляд и загадочная полуулыбка заставляют всматриваться в этот портрет дольше, чем мы готовы рассматривать другие портреты.
В живописи 20 века мы также встречаем образ женщины. Пример наиболее яркого художественного воплощения женщины проявляется в творчестве живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Женский идеал художник отразил в картинах: «Мать»(1913, 1915),«Петроградская мадонна», «Богоматерь. Умиление злых сердец» и др.
Все описанные выше примеры доказывают, что из века в век женщины неизменно воодушевляли русских художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, относятся к разным слоям общества, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния.
Изображая русскую женщину, художники стремились показать не только внешнюю красоту, но особенно внутреннюю.
Проанализировав упомянутые в тексте живописные работы великих мастеров, можно выделить характерные особенности изображения женщин в русской живописи:
правдивость, живость образа;
величавость и достоинство, независимо от сословия;
сдержанность, спокойствие, доброта;
простое мягкое лицо, живой взгляд;
очень часто пышность, округлость форм, женственность;
нежность и заботливость;
часто появляется образ матери, одухотворёнен и благороден;
женщина-хозяйка, работница, мастерица;
в выражении лица присутствует полуулыбка, задумчивость, тайна.
Конечно, это не все черты, которые стремились отобразить в своих работах мастера изобразительного искусства. Время, события, конкретные ситуации – всё имело влияние на создание того или иного образа. Тема женщины в искусстве неисчерпаема. Но, любуясь прекрасными женскими образами наших художников, всегда возникает чувство умиротворения, тепла, чего-то родного и близкого.
А русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов так писал о русской женщине: «Как героизм в мужчине конечно есть добродетель, - так главная добродетель в женщине, "семьянинке и домоводке", матери и жене, есть изящество манер, миловидность (другое, чем красота) лица, рост небольшой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая. Это те, которых помнят; те, которые нужны человеку, обществу, нации; те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого».
Раздел 2. Практический
Портрет мамы.
Мне захотелось попробовать себя в роли художника и написать женский портрет с учетом выявленных в предыдущей главе особенностей. Так как художники часто обращались к образу матери, то и я решила не отставать от них и написать портрет своей мамы. Мама - самый близкий и дорогой для меня человек, мама всегда рядом и всегда готова прийти в трудную минуту. И именно мамин образ мне знаком больше всех женских образов.
После обдумывания и поиска композиции было решено написать портрет на формате А3 гуашевыми красками. Самая главная проблема заключалась в том, что у меня пока недостаточно знаний и умений, чтобы нарисовать лицо человека. Поэтому в построении частей головы пришлось прибегнуть к хитрости – приёму «рисование по клеточной сетке».
После того, как рисунок был готов, пришло время перейти к следующему этапу – работе в красках. Я остановилась на светлой цветовой гамме, символизирующей заботу и нежность. Чтобы еще больше подчеркнуть очертания светлого облика, фон был выполнен в затемненных сиренево-синих тонах.
В портрете нет никаких аксессуаров, портрет прост и не перегружен деталями. На губах пулуулыбка. Взгляд умиротворенный и добрый.
На завершающем этапе работа была оформлена в белое паспарту.
Заключение
В процессе исследования были проанализированы литература и некоторые полотна великих мастеров, выявлены основные особенности изображения женщины в русской живописи. С учетом этих особенностей написан женский портрет – «Портрет мамы». Цель работы достигнута.
Образ женщины за несколько веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранил неменяющиеся вечные достоинства: материнство, нежность, мягкость доброту, живость, внутреннюю красоту.
Библиографический список
Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ - М., 2001
Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986
Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000
Панченко И.А.Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х 1870-е гг.) / И.А.Панченко. – Текст:электронный// cyberleninka.ru: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskie-obrazy-v-russkom-portrete-serediny-xix-veka-konets-1840-h-1870-e-gg
Сирик Ю. Образ женщины в русской культуре. – Текст: электронный.- URL: https://www.academia.edu/24154418/Chap
Приложение 1
А. П. Антропов
Портрет Т.А. Трубецкой Портрет А. М.Измайловой
Ф. С. Рокотов И.П.Аргунов Портрет А. П. Струйской Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
В.Л.Боровиковский А.Г.Венецианов
Портрет М.И.Лопухиной «На пашне.Весна»
К. Брюллов
Портрет Марии Бэк с дочерью Марией Портрет Марии Бэк
К.С.Петров-Водкин
«Мать», 1915
«Мать»,1913
«Богоматерь. Умиление злых сердец»