12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Вера Владимировна1216
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пурпе
Материал размещён в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
5

Урок внеклассного чтения по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Пленительные образы России!»

Урок внеклассного чтения

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

 

Тюрина В.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко" п. Пурпе ЯНАО

«Пленительные образы России!»

Цели урока:

  • обучающие: проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин: жён-декабристок; обучение приёмам характеристики литературного героя.
  • развивающие: способствовать развитию общеучебных навыков – анализировать, сравнивать, обобщать; коммуникативных навыков – выразительно читать, полемизировать, отстаивать свою точку зрения; интеллектуальной сферы учащихся – внимания, восприятия, памяти, мышления.
  • воспитывающие: способствовать воспитанию любви к русской литературе и родному слову, интереса к истории своей Родины; формированию таких нравственных качеств, как патриотизм, верность долгу, ответственность в любви; умение сопереживать, прийти на помощь   ближнему.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, эпиграф, мультимедиапрезентация, костюмы эпохи.

 

Ход урока:

Организационный момент.

(Слайд: эпиграф)

  Эпиграф :  Пленительные образы! Едва ли
                 В истории какой-нибудь страны
                 Вы что-нибудь прекраснее встречали.
                 Их имена забыться не должны…

                                                 Н.А. Некрасов

 

Мотивация и целеполагание.

Слово учителя:

Урок, посвященный изучению поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины», мы открываем словами автора, которые являются эпиграфом нашей работы. Сегодня на уроке мы не только проанализируем поэму Н.А.Некрасова «Русские женщины», дадим характеристику основным персонажам, но и постараемся ответить на вопрос: в чём заключается подвиг  жён декабристов, последовавших  за своими мужьями в Сибирь?

(Слайд: восстание декабристов)

Сообщение ученика:

14 декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт - Петербурга произошло восстание декабристов. Вот как описывает его А.Н. Некрасов в своей поэме:

…Стоял уж там Московский полк,

Пришли еще полки,

Побольше тысячи солдат

Сошлись. Они «Ура!» кричат,

Они чего-то ждут…

Народ галдел, народ зевал,

Едва ли сотый понимал,

Что делается тут…

Приспели новые полки:

«Сдавайтесь!»- тем кричат.

Ответ им – пули и штыки,

Сдаваться не хотят.

Какой – то бравый генерал,

Влетев в каре, грозиться стал –

С коня снесли его.

Другой приблизился к рядам:

«Прощенье царь дарует вам!»

Убили и того.

Тогда-то пушки навели,

Сам царь скомандовал: «Пали!»…

 

(Слайд: казнь декабристов)

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 579 человек, пятеро из декабристов – Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – были повешены в Петропавловской крепости, более ста человек сосланы на каторгу в Сибирь.

(Слайд: отправка декабристов на каторгу)

Слово учителя:

Первыми открыто выразили участие опальным декабристам женщины. Женщины, уделом которых в то время была семья, и не подозревали о существовании тайных обществ, о том, что их мужья участвовали в заговоре против царя. Известие об этом было подобно удару грома. Но сразу же после катастрофы женщины начали бороться за своих близких, пуская в ход всё: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». Все было напрасно.

И тогда любящие жены решаются на добровольное изгнание, они просят царя разрешить им следовать за своими мужьями в Сибирь.

 

(Слайд: портреты Е. Трубецкой, Николая I)

Инсценирование отрывка:

Е.И. Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.

— Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство! Зачем вам каторжник Трубецкой ?!

— Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.

— Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!

— Ваше величество, я должна быть с мужем…

Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...

Несмотря на это, Екатерина Трубецкая, первая из жен декабристов, в 1926 году, на следующий день после отъезда мужа, отправляется за ним в ссылку.

 

(Слайд: карта – изображение пути жен-декабристок)

Слово учителя:

Свой путь начинают она от порога родного дома. «Бог весть, увидимся ли вновь...», — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу? «Увы! Надежды нет». Почему же «княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь»? Что заставляет её покинуть дом и родных? Найдём главные слова, которые нам это объяснят.

(Ответы учащихся)

Слово учителя:

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово «гордись» и однокоренное с ним «гордость» — они будут переходить со страницы на страницу.

Первая часть поэмы «Русские женщины» состоит из двух равных по объёму частей, 1ч. представляет описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. Несмотря на то, что на каждой станции княгиня щедро награждает ямскую челядь, путь до Тюмени занимает двадцать дней.

В какие мысли погружена княгиня? О чем думает? Найдите цитаты в поэме.

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

(Ответы учащихся)

Совершенно верно, это антитеза, с этим приемом на протяжении поэмы мы встретимся еще не раз. Противопоставляя счастливое прошлое и ужасное настоящее, автор еще раз подчеркивает, какая нелегкая участь ожидает Екатерину в Сибири.

 

(Слайд: встреча Е. Трубецкой с губернатором Цейдлером)

Инсценирование отрывка: диалог княгини с губернатором.

Слово учителя:

Вторая часть поэмы напоминает драматическое произведение.

 

(Слайд: толкование слов «драма», «диалог», «монолог»)

Как вы думаете, почему разговор губернатора и княгини дан в драматургическом варианте?

(Сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей).

Слово учителя:

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? Проследим за аргументами персонажей в споре и расширим характеристику героини. Первая группа найдет в тексте, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине. Вторая группа – как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе желание быть рядом с мужем, разделить с ним все тяготы каторги.

(оформление тетради, эти же записи появляется и на экране)

Доводы генерала

Возражения княгини

1. Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда!

1. Готов ли экипаж?

2. (Ваш отец)…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей!

2. Мне вам рассказывать смешно,

как я люблю отца…
Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовёт…

(княгиня выдерживает напоминание о горе отца)

3. Трудности быта в тюрьме

Пускай ваш муж- он виноват…

А вам терпеть…за что?

3. Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

(она морально готова к жизни на каторге)

4. Трудности природных условий

… Тот климат вас убьёт!

Ваше присутствие усилит страдания мужа.

4. …Живут же люди в том краю,

– мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.

(бесстрашие княгини)

5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того,

Чья безвозвратно голова погибла (мужа)…

…В себе он будет сознавать причину ваших слёз…

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

(твердость и мужество)

6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

Закон позволяет.

6. Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.

(на разрыв с прежней жизнью Трубецкая решается осознанно, разделяя убеждения мужа)

7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба!

7. Нет, я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!
…К родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

(высота гражданских чувств княгини)

8. 2 день Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

8. Вам наши кажутся права

Правами – не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. через 6 дней Вас по этапу поведут

С конвоем…

…Весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт…

9. Неделя целая прошла…

…Уж шла бы я давно…

(готовность к героическому поступку)

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

 

Слово учителя:

В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

(Ответы учащихся)

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!

Как воспринимается финал этого поединка?

(Ответы учащихся)

3. Подведение промежуточных итогов урока.

 Слово учителя:

Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Нравственную победу одержала княгиня Екатерина Трубецкая, характер которой уже сложился, мужественный сильный.                                                                                                                                   

(Слайд: портрет М. Волконской)

Слово учителя:

Вторая героиня поэмы «Русские женщины» - Мария Волконская. Она оставила «Записки» о своей жизни, поэтому об этой женщине знают больше, чем о других декабристках. Воспоминаниями Марии воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Сообщение ученика о М. Волконской:

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Едва Маше исполнилось восемнадцать лет, отец подыскал ей жениха — героя войны 1812 года, любимого государем генерала Сергея Волконского. Девушку смущало то, что жених был много её старше и она совсем его не знала.

Прошло две недели — и я под венцом
С Сергеем Волконским стояла,
Не много я знала его женихом,
Не много и мужем узнала…

Маша ничего не знала об участии мужа в тайном обществе и восстании декабристов. О том, что князь Волконский был заговорщиком и готовил низверженье властей, Мария узнала только из приговора — и тут же решила, что отправится вслед за мужем в Сибирь. Но для того чтоб последовать за ним, Маше пришлось выдержать сопротивление всей своей семьи.

(Инсценирование отрывка)

Теперь расскажу вам подробно, друзья,
Мою роковую победу.
Вся дружно и грозно восстала семья,
Когда я сказала: «Я еду!»
Не знаю, как мне удалось устоять,
Чего натерпелась я... Боже!..
Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже:

Отец «образумить» меня приказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам господь подкреплял,
Их речи ее не сломили!
А много и горько поплакать пришлось...
 

…Кибитка была уж готова.

Сурово молчали родные мои,
Прощание было немое.
Я думала: «Я умерла для семьи,
Всё милое, всё дорогое
Теряю... нет счета печальных потерь!..»
Мать как-то спокойно сидела,
Казалось, не веря еще и теперь,
Чтоб дочка уехать посмела,
И каждый с вопросом смотрел на отца.
Сидел он поодаль понуро,
Не молвил словечка, не поднял лица, —
Оно было бледно и хмуро.
Последние вещи в кибитку снесли,
Я плакала, бодрость теряя,
Минуты мучительно медленно шли...
Сестру наконец обняла я
И мать обняла. «Ну, господь вас храни!» —
Сказала я, братьев целуя.
Отцу подражая, молчали они...
Старик поднялся, негодуя,
По сжатым губам, по морщинам чела
Ходили зловещие тени...
Я молча ему образок подала
И стала пред ним на колени:
«Я еду! хоть слово, хоть слово, отец!
Прости свою дочь, ради бога!..»
Старик на меня поглядел наконец
Задумчиво, пристально, строго
И, руки с угрозой подняв надо мной,
Чуть слышно сказал (я дрожала):
— Смотри! через год возвращайся домой,
Не то — прокляну!.. —

                                        Я упала...

(Слайд: портрет М. Волконской)

Сообщение ученика:

Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном — не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!
 

Слово учителя:

Добившись у Цейдлера разрешения ехать дальше, Волконская на крестьянской телеге добирается до далекого Благодатска. Но это уже не прежняя мечтательно – веселая, избалованная успехом светская девушка. Ее стойкость, самоотверженность показывает поэт в заключительной части поэмы, в сцене свидания Волконской с мужем. Она бесстрашно спускается в подземные шахты рудника как светлая и радостная вестница «края родного».

(Слайд: встреча М. Волконской с мужем в подземелье)

Выразительное чтение отрывка:

Сергей торопился, но тихо шагал.
Оковы уныло звучали.
Да, цепи! Палач не забыл никого
(О, мстительный трус и мучитель!), —
Но кроток он был, как избравший его
Орудьем своим искупитель…
…И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: «Маша!»
…Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук,
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком «иду!» я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом
Навстречу призывному звуку...
«Иду!..» Посылало мне ласку свою
Улыбкой лицо испитое...
И я побежала... И душу мою
Наполнило чувство святое.
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки,
И силу его... и готовность страдать!
Невольно пред ним я склонила
Колени, — и прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!..

Слово учителя:

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями в ссылку. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили.

(Слайды: изображение декабристок, последовавших за своими мужьями)

А.Н. Некрасов в своей поэме рассказал нам о двух декабристках, но всего их было одиннадцать: молодых, богатых, знатных женщин, которые отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.

Почему вся поэма названа “Русские женщины”?

(Ответы учащихся)

В характерах жён декабристов проявились главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.

4. Подведение итогов урока, рефлексия.

Слово учителя:

Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?

(Ответы учащихся)

Слово учителя:

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: «Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...» Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями.

Подвиг жен декабристов и сейчас не оставляет нас равнодушными и привлекает внимание художников, кинематографистов, музыкантов, поэтов.

(Слайд: эпиграф к уроку)

Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.

И какие бы взгляды мы
Ни старались выплёскивать,
Генерал Милорадович
Не узнает Каховского.

Хоть по мелочи биты мы
Чаще самого частого,
Но не будут выпытывать
Имена соучастников.

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.