«Общественный приговор вредным привычкам»

0
0
Материал опубликован 5 July 2021

Автор публикации: Е. Серобян, ученица 9Б класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Киренска»











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ



НА ТЕМУ

«Общественный приговор вредным привычкам»





Выполнила:

Серобян Екатерина Михайловна

Ученица 9 «Б» класса

Руководитель проекта:

Скорнякова Елена Дмитриевна

Социальный педагог





г. Киренск, 2021

Оглавление:

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Изучение теоретических основ..........................................................3

1.1 Что каждый должен знать о курении.........................................................3

1.2 Отказ от курения: миф или реальность.....................................................8

1.3 Что должен каждый знать об алкоголе.....................................................9

1.4 Отказ от алкоголя: миф или реальность..................................................11

Глава 2.

2.1. Проведение и анализ социологического опроса обучающихся.............12

Заключение.....................................................................................................15


Список литературы

















Введение

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей.

«Человек может жить до 100 лет,- говорил академик И.П.Павлов. –Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот срок до гораздо меньшей цифры».

Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была и остается актуальной для молодого поколения. Одной из самых распространенных вредных привычек сейчас является курение и употребление алкогольных напитков.

Многие люди, особенно в молодом возрасте, безжалостно относятся к своему организму.

Цель нашей работы - выяснить, как влияют на здоровье человека алкоголь и никотин.

Задачи:

Изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека.

Выяснить, какой вред наносят алкоголь и никотин здоровью человека.

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ.

1.1. ЧТО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О КУРЕНИИ.

Не все сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное развитие организма. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном отношении, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют.

Как зарождается вредная привычка?

Почему подростки приобщаются к курению?

Большинство начинают курить под влиянием примера взрослых, из-за

мнимой престижности этой привычки, склонности подражать, стремления к возмужанию. Некоторые пробуют курить из-за любопытства. Сигарета, другая, третья… Привычка быстро закрепляется, появляется тяга к действию никотина. А что за этим?

Подростки, начинающие курить, порой не имеют даже малейшего представления о том, столь пагубно курение воздействует на их здоровье, да и на здоровье окружающих тоже.

Между тем существуют красноречивые цифры. Статистика со всей определенностью свидетельствует, что каждый четвертый из курящих людей умирает от болезней, которые находятся в прямой зависимости от этой вредной привычки. Ежегодно «всемирная эпидемия» злоупотребления табачными изделиями уносит свыше миллиона жизней.

Курящего человека легко отличить от некурящего по бледной, несвежей, с ранними морщинами кожей лица, пожелтевшим пальцам, табачному запаху изо рта и от волос, сиплому голосу. Он выглядит старше своих лет. Как правило, у него набухшие и кровоточащие десны, рано начинают разрушаться зубы, язык обложен серовато-белым налетом. У курящих со временем краснеют кончик носа, ушные раковины, щеки, багрово- синюшной становится кожа кистей и стоп. Следы, оставляемые курением, особенно заметны на представительницах женского пола. Об этом необходимо подумать, начавшим курить школьникам.

Что же происходит в организме, когда человек бездумно затягивается сигаретой?

Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма составная часть его, никотин, уже проникает внутрь клеток головного мозга. Спустя некоторое время наступает снижение его активности. Вот почему у курящих школьников ослабевает внимание, ухудшается восприятие учебного материала.

Объективные исследования показывают, что курящие водители чаще нарушают правила управления автомобилем, чем некурящие; некурящие, призванные в ряды Российской Армии и Военно - Морского Флота, быстрее овладевают техникой, успешнее действуют на учениях. Они выносливее физически, более устойчивы к психическим нагрузкам, стрессовым ситуациям. Установлено, что после 1-2 выкуренных сигарет или папирос снижается точность движений, уменьшается острота зрения и цветоощущений. У курильщиков со стажем могут возникнуть необратимые поражения зрительного и нервного слухового нервов. У курящих людей часто болит голова, отсюда - раздражительность, неуравновешенность, беспокойный ночной сон.

Никотин стимулирует выделение гормонов, которые и без того при стрессовых ситуациях выбрасываются надпочечниками в кровь в избыточном количестве. Гормоны вызывают сужение сосудов, способствуя тем самым повышению артериального давления, что вынуждает сердце работать с большей нагрузкой. Со временем у курильщика развивается гипертоническая болезнь. Никотин и указанные выше гормоны вызывают спазмы, то есть сокращение сосудов, снабжающих кровью мышцы сердца. В результате учащается сердцебиение, отмечаются перебои в ритме пульса. Более того, никотин ослабляет действие антисвертывающей системы крови и активизирует свертывающуюся систему. А это может привести к тромбообразованию в кровеносных сосудах жизненно важных органов: сердца, мозга, почек.

Коварство табачного дыма усугубляется еще и тем, что окись углерода,

попав в организм, соединяется с гемоглобином эритроцитов. Образуется стойкое соединение – карбоксигемоглобин. Вследствие этого уменьшается

доля гемоглобина, способного соединяться с кислородом. Создаются условия постоянной кислородной недостаточности организма в целом и сердечной

мышцы в первую очередь.

Проиллюстрировать снижение возможностей сердечно-сосудистой системы у курящего школьника или школьницы можно следующим приме-

ром. Кто во время занятий по физкультуре не преодолевал так называемую стометровку? Так вот, врачи установили, что после пробежки учащение пульса у курящих значительно больше, чем у некурящих. При этом в обычную норму он приходит за более длительный промежуток времени.

И вообще, у курящих частота пульса в покое больше, чем у тех, кто не курит.

Это свидетельствует о том, что сердце курящих постоянно перегружается.

Таким образом, курящие подростки уже с раннего детства подрывают свое здоровье.

Несколько цифр для подтверждения опасной ситуации. Загрязненность табачного дыма значительно выше – в 4,25раза – загрязненности выхлопных газов автомобилей; в 248 раз выше отработанного газа кухонной горелки, более чем в 1000 раз (!) — выдыхаемого человеком воздуха.

При выкуривании пачки сигарет в день курильщики фактически дышат воздухом, загрязненность которого в 600-1200 раз превышает гигиенические нормы. И еще одно сравнение. При выкуривании даже одной сигареты получаемая токсическая нагрузка соответствует пребыванию человека на оживленной магистрали в течение полутора суток.

Отравляющее действие компонентов табачного дыма на курящих школьников много больше, чем на взрослых. Порой приобщение к курению они скрывают. Тайное курение сопровождается торопливостью, затягивание дыма происходит энергично, из-за экономии сигарета выкуривается до конца. Все это приводит к попаданию в верхние дыхательные пути и легкие наибольшего количества токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника такого важного для него отдыха между уроками, поскольку подростки курят в основном именно в школе, на переменах.

Табачный дым с его многочисленными компонентами ведет к развитию воспалительных явлений в носоглотке, гортани, голосовых связках, трахее, бронхах. Воспалительный процесс в зеве предрасполагает к ангинам. Вот почему у курильщиков часто отмечаются вспышки этого заболевания. Страдают легкие, так как понижается устойчивость легочной ткани к инфекциям. Могут легко возникать очаги воспаления. У курильщика намного чаще определяют хроническую пневмонию, эмфизему легких, развитие легочно - сердечной недостаточности, одним из проявлений которой является одышка.

Целесообразно также напомнить юным курильщикам, что в их жизни наступит пора, когда курение будет совершенно противопоказанным. Прежде всего, оно недопустимо в период беременности. У курящих женщин часто бывают осложнения при родах. Каждый пятый из погибших новорожденных был бы жив, если бы их матери не курили. Дети, появившиеся на свет у курильщиц, ослаблены, их вес ниже нормы. Все это связано исключительно с токсическим действием на плод веществ, поступающих веществ в организм матери с табачным дымом. Курильщицы наносят вред своему ребенку и в период кормления грудью.

Результаты научных исследований показывают, что курильщики сокращают свою жизнь в среднем на 6-12 лет. Это вреднейшая привычка – одна из основных причин инвалидности. Печальный перечень разрушающего действия табака можно было бы продолжить.

Бросать курить нужно сразу. И сделать это не трудно, поскольку « стаж» приверженности к коварной струйке дыма у школьников небольшой. Учащиеся должны знать, что только при отказе от курения можно стать сильным и ловким, быть космонавтом или покорителем горных вершин, заниматься полноценным плаванием, самолетным или парашютным спортом; курение может воспрепятствовать участию в серьезных соревнованиях по бегу, теннису, борьбе, плаванию, фигурному катанию и т.д. Курение и спорт несовместимы.

Курящим не курить, некурящим - не начинать!

1.2. ОТКАЗ ОТ КУРЕНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.

Миф 1. Я могу сам отказаться от табака в любой момент.

К сожалению, это не так. Самостоятельно бросить курить в состоянии не более 5 человек из 100. При помощи врача это могут сделать человек 25-30. Международный критерий, показывающий, удалось ли вам полностью избавиться от этой заразы, - не курение в течении года. По данным статистики, из тех, кто брал в руки сигарету, 70% вновь начинают курить, из не куривших 3 месяца- 50%, полгода-30%, год-5%.

Миф 2. Бросать курить? - здоровье все равно не восстановишь.

Как только курильщик бросает курить, включается процесс дезинтоксикации: организм начинает активно самоочищаться. Уже через три месяца, максимум через три года, организм курильщика может полностью избавиться от всего того, что в нем накопилось. А значит, риск развития заболеваний, связанных с табачной интоксикацией, будет приравниваться к тому, как если бы он не курил. Надо только иметь в виду, что даже 1-2 сигареты в день блокируют включение процесса очищение организма. Так что если хотите оздоровиться от табака полностью, не курите вообще.

Миф 3. Если бросить курить, растолстеешь.

Увеличение веса при отказе от курения возникает у 20-30% людей. При отказе от табака довольно быстро восстанавливается нормальная секреция желудочного сока, увеличивается усвояемость веществ, и это может дать прибавку в весе. Чтобы избежать этого, переходите на дробное питание (5-6 раз в день) и пейте побольше жидкости (носите с собой бутылочку воды без газа). Голодать не нужно. На этом режиме достаточно побывать месяц, и за это время пищеварительная система перестроится.

1.3. ЧТО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ОБ АЛКОГОЛЕ.

Спирт, содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсическим, наркотическим и мутагенным свойствами.

Рефлекторное свойство проявляется в отторжении алкоголя организмом: это жжение слизистых оболочек рта и желудка. Оно обусловлено способностью спирта активно связывать воду, что вызывает последующее резкое повышение слюноотделения и рвоту. Таким образом, организм защищается и предупреждает человека об опасности отравления. Эта реакция организма аналогична реакциям на многие отравляющие вещества.

Токсическое свойство алкоголя проявляется в разрушении организма, так как он непосредственно растворяет липидные оболочки клеток, особенно нервных, и впоследствии отравляет весь организм, то продукты его распада, напротив, остаются в человеке надолго, отравляя его.

Наркотическое свойство этанола обусловлено подобием его биохимического воздействия на нервные окончания воздействию собственных эндоморфинов человека. Снимая барьеры прохождения нервных импульсов, этанол выступает в роли искусственного аналога, то есть взаимодействует с организмом человека так же, как и более сильные наркотики, например морфин или опий. При постоянном, даже незначительном, поступлении этанола в организм создаются условия избыточности биопсихорегулирующего вещества, при которых наблюдается постепенное снижение способности вырабатывать эндоморфины. Происходит переключение организма на внешние источники, последующая утрата способности к выработке собственных эндоморфинов и полная зависимость от этанола.

Степени отравления.

1-я степень отравления (дурашливость) – слабое опьянение, которое появляется после приема малой дозы алкоголя; характеризуется ненормальным возбуждением, в связи с которым появляются повышенная подвижность, дурашливость, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

2-я степень отравления (буйность) – опьянение, при котором достигается наибольшая патологическая возбужденность мозга, озлобленность, склонность к скандалам и дракам. Если пьяного никто не тревожит, он может вести себя спокойно.

3-я степень отравления (параличность) – степень опьянения, при которой токсическое возбуждение сменяется токсическим, все усиливающимся торможением мозга. Характерным признаком третьей степени является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: речь, работа рук, ходьба.

4-я степень отравления (безумство) – такая отравленность мозга алкоголем, при которой имеет место функциональный распад мозга. Утрачивается тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, поэтому пьяный не соображает, что он делает и говорит, бормочет всякие нелепости. Способность думать нарушена. Признаки

безумности наблюдаются и в первых трех стадиях, но здесь они переходят в безумство.

5-я степень отравления (усыпленность) – алкогольный сон. Пьяный полностью не утрачивает чувствительность, поэтому его тем или иным способом можно разбудить, даже поставить на ноги, однако координация движений будет нарушена.

6-я степень отравления (наркозность) – алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванной, в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне и т.д.

1.4. ОТКАЗ ОТ АЛКОГОЛЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ.

Миф 1. Алкоголизм неизлечим, все предложения лечения алкоголизма – это просто способ выкачать деньги.

Реальность: лечение алкоголизма – сложный процесс, но выздоровление возможно и даже неизбежно при выполнении всех рекомендаций специалистов и целенаправленной активности самого больного.

Миф 2. Лечение алкоголизма – это прием тех или иных лекарств и медицинских процедур.

Реальность: зависимость от алкоголя имеет не только биохимическую, но и психологическую основу, лечение алкоголизма требует изменений во всех этих сферах, для чего необходимо сотрудничество и сознательная активность пациента.

Миф 3. Существуют лекарства (порошки, микстуры, настойки), которые лечат алкоголизм без ведома самого больного.

Реальность: таких лекарств нет, лечение алкоголизма больше похоже на реабилитацию после тяжелой операции – человек учится жить по-новому, принимая неизбежные ограничения (отказ от спиртного) и реализуя открывающиеся возможности.

Миф 4. Лечение алкоголизма имеет смысл только на начальных этапах заболевания, а если человек уже «совсем спился», ему не поможешь.

Реальность: больному можно помочь на любом этапе заболевания, зачастую на поздних этапах лечение алкоголизма даже эффективнее – потери и проблемы в результате употребления помогают удерживаться в трезвой жизни.

Тревожные факты

Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и нередко для окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован!

Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, разрушает чувство гордости, чести, ответственности, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность и т. д.

По данным ВОЗ, на одно самоубийство в трезвом состоянии приходится до 80 самоубийств в состоянии опьянения. По данным судебно-медицинской экспертизы, около 60% убитых и 80% убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии («Аргументы и факты», 1997, №8).


2.1. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Анкета «Сделай свой выбор – курение, алкоголь или здоровье»

(для учащихся)

Пол – _______ Возраст - _______

Вы когда-нибудь пробовали курить?

а) да; б) нет;

Курите ли Вы?

а) да; б) нет; в) иногда.

Как давно вы курите (для курящих)?

а) меньше года; б) год-два; в) два-четыре года; г) 5 и более лет.

По какой причине начал курить (для курящих)?

а) интерес; б) предложение друга; в) желание выделиться.

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете (для курящих)?

а) 1-2; б) до 10; в) пачку и более.

Как Вы относитесь к курению ваших близких (друзей, родственников)? а) нормально; б) мне все равно; в) плохо; г) очень плохо.

Бросил бы курить, если бы бросили друзья?

а) да; б) нет; в) не знаю.

Как вы реагируете, когда рядом с вами курят?

а) мне все равно; б) мне не нравится, но я промолчу; в) я сделаю замечание;

Как Вы относитесь к курению вообще?

а) положительно; б) нормально; в) мне все равно, это меня не касается; г) отрицательно.

Ты когда-нибудь пробовал/а выпивать? __________

Кто впервые дал вам попробовать спиртное?___________________

Сколько тебе было лет, когда ты впервые попробовал/а алкогольный напиток? _____

Какие алкогольные напитки ты употребляешь чаще всего?__________

Выпивают ли твои друзья? _________

Рассказываешь ли ты своим друзьям о вреде алкоголя, если они выпивают? _________

Беседуют ли родители с тобой на тему о вреде алкоголя? ___________

Считаешь ли ты необходимым бороться с алкоголизмом, какие меры считаешь наиболее эффективными?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ.

Анкетирование было проведено среди учащихся 14-16 лет. Приняли участие 20 человек.

Отношение к курению

Положительное – 5 %

Нормально – 35 %

Всё-равно – 5 %

Отрицательное – 55 %





Отношение к алкоголю

Положительное – 55 %

Отрицательное – 40 %

Не дали ответа – 5 %



В результате анализа анкет об отношении к курению мы получили следующие цифры: курящих учащихся среди опрошенных 40 %, из них 40 % мальчиков. Положительно относятся к курению 5 %, отрицательно - 55%.

В результате анализа анкет об отношении к алкоголю мы получили следующие цифры: пробовали алкогольные напитки 75 % учащихся, из них девочек 50 %, мальчиков 25%. Положительно относятся к употреблению алкоголя – 55 %, отрицательно – 40 %, не дали ответа на этот вопрос – 5 % учащихся школы.

Заключение

О пьянстве и курении - вредных для здоровья факторах – говорилось и говорится очень много. Но факт остается фактом – алкоголем и никотином злоупотребляют миллионы жителей планеты.

Некоторые подростки, стараясь казаться взрослыми, начинают курить и постепенно это «баловство» становится привычкой. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно

бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Проблема употребления алкоголя также очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

В школе целесообразно повышать культурный уровень через проведения классных часов, встречи с врачом и вовлечение подростков в различные спортивные мероприятия, пропагандируя ЗОЖ.








Список литературы:

1. Бабаян Э.А. Гонопольских , М.Х. Наркология, Учеб. пособие -2-е изд. - Медицина, Москва, 1990

2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - 2-е изд., испр. и доп. -СБб: "Невский Диалект", 2000.

3. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев Школа здоровья

4. Леонид Гелибтермана "Винная азбука"

5. В.А.Таболин, С.А. Жданова " Алкоголь и потомство"

6. И.В.Галина "Алкоголь и дети"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.