12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Картунен Светлана Андреевна2055
Учитель начальной школы, руководитель методического объединения учителей начальных классов. Педстаж-27 лет.
Россия, Карелия респ.


МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»








Педагоги Ильинской школы - участники Великой

Отечественной войны



Подготовила: Муруева Ксения Юрьевна

учащаяся 6 класса

МКОУ «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»


Руководитель: Картунен Светлана Андреевна,

учитель, МКОУ «Ильинская средняя

общеобразовательная школа»




п. Ильинский

2020


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Основная часть

Глава 1.Развитие Ильинской школы в годы Великой Отечественной Войны и
послевоенный период 4

Глава 2. Учителя Ильинской школы - ветераны Великой Отечественной войны

Бакулина Валентина Ивановна 6

Корзун Александра Ивановна 6

Люлько Мария Ивановна 7

Мелентьева Нина Васильевна 7

Ющиева Нина Ивановна 8


Результаты исследования 9

Заключение 10

Список использованных источников 10

Приложения 11






















Введение.

Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

Война... Какое страшное, холодное и колючее слово... Она ворвалась в каждый дом, меняя устоявшуюся мирную жизнь. Сколько бед и лишений, разрушенных судеб, мгновения надежды и отчаяния, боль потерь, безмерность отваги и радость победы она принесла. Она была, и мы, потомки, должны помнить о войне, о людях, которые ценой своих жизней принесли нам Победу, беречь её.

Актуальность данной работы в преддверии 75-летнего юбилея Дня Победы очевидна. Что мы знаем о войне? Что знаем о педагогах нашей школы, участвовавших в этой войне и приближавших великую Победу? В каких частях они служили, за что получали боевые награды? Так появилась тема моей исследовательской работы. Захотелось больше узнать о военном времени, о педагогах-ветеранах нашей школы, помочь школьному музею пополнить материалами данного исследовательского проекта свою копилку и в дальнейшем использовать в работе с детьми и населением. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Я хочу рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, педагогах Ильинской школы, сражавшихся на фронтах войны и трудившихся на благо нашей Родины, выполняя свою главную задачу по воспитанию подрастающего поколения.

Вместе с руководителем я познакомилась и проанализировала материалы и фотодокументы, хранящиеся в музее, работала с документами семейного архива респондентов. Затем провела первичную обработку материала, описала его, подготовила презентацию, которую можно использовать педагогам и обучающимся школы для работы по теме Великой отечественной войны.

Предмет исследования - особенности жизни и деятельности педагогов Ильинской средней школы, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Цель исследовательской работы: изучение страниц военной биографии педагогов Ильинской школы, прошедших Великую Отечественную войну. Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать документальные источники об учителях школы п. Ильинский, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Сохранить и использовать собранную информацию для учеников и родителей в школьном музее.

Продолжить сбор информации и изучение истории своей школы в лицах учителей и учащихся школы.

Методика проведения исследовательской работы. Сбор информации о наших учителях, участниках Великой Отечественной войны, оказался достаточно сложным делом. На данный момент в МКОУ «Ильинская СОШ» нет учителей, которые работали с учителями-ветеранами. У некоторых ветеранов-педагогов родственники не проживают на территории села.

Основным методом исследования является беседа с родственниками ветеранов, коллегами по работе, бывшими учениками.

Для сбора информации о наших учителях, участниках Великой Отечественной войны, я работала со школьными архивными документами. Работала с Интернет-ресурсами по оформлению исследовательской работы, делала презентацию работы. Глава


1.Развитие Ильинской школы в годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период

В 1940-1941 учебном году в нашей республике Карелия насчитывалось 746 общеобразовательных школ, в которых обучались 91,4 тысяч детей. Развитие народного образования в РСФСР, как и других отраслей социально-культурного строительства в 1941 году было нарушено нападением гитлеровской Германии. В первые же дни войны перед Карельской партийной организацией встали задачи эвакуации населения, в том числе и детей школьного возраста, из районов военных действий. Ущерб, нанесенный, немецкими войсками составлял - 63,5 млн. рублей. Было уничтожено 250 школьных зданий.1 В 1942-1943 учебном году на территории Карелии, не занятой врагом сохранилось 96 школ.

К началу 1940 - 1941 учебного года в Ильинской семилетней школе было 8 классных комплектов, 14(780 м2) классных помещений. Обучалось 170 детей. Работал интернат, в котором на этот учебный год находилось 28 детей.

На первое сентября 1940 года в первые классы было принято 64 человека, в пятые - 145 человек. В район школы входят следующие населенные пункты: Новый поселок, Котчала, Новая деревня.

В ноябре 1941 года школу эвакуировали. Дети, которые не были эвакуированы, стали ходить в школу, которую открыли финские оккупационные власти. Учителем работал финский солдат, специально прикрепленный к школе. Русским языком он владел плохо и поэтому преподавал на финском языке. За не понимание и плохое поведение, а так же за вранье, он наказывал очень строго - бил палкой по рукам.

В 1944 году финнов изгнали. Жизнь постепенно стала возвращаться в прежнее русло. В поселок реэвакуировали школу, которая начала свою работу уже с 1 сентября 1944 года. Однако основному школьному зданию требовалось восстановление, поэтому, пока школу не отремонтировали, она располагалась в старом здании, построенном еще до революции.

После окончания войны, финны освобождая поселок, школу подожгли. От уничтожения здание школы успели спасти жители.

Перед началом учебного года началось активное восстановление и ремонт школьного здания, чтобы уже в сентябре открыть двери учащимся. В восстановлении активное участие принимал совхоз, районный отдел народного образования и сами жители, которые активно красили, белили, дрова заготавливали.

В 1944-1945 учебном году в школе было первых 3 класса, насчитывающих 49 - детей. Учителей работало 13 человек. Всего детей обучалось 244 человека, из них 129 девочек и 37 мальчиков.

В школе преподавали русский и финский языки. Во время летних каникул школьники трудились в колхозах. Нужно было разрабатывать запустевшие поля, удобрять их, заготавливать сено, проращивать семена. Все работы проводились вручную.

В одном классе обучались дети разного возраста, так как за время оккупации многие дети не ходили в школу. Несмотря на то, что школе помогал отдел народного образования, выделялись средства на приобретение учебников и письменных принадлежностей, книг все равно не хватало.

Ученики вместе с родителями на каникулах заготавливали дрова для школы. В мае был организован субботник, на который вышли учителя вместе с учащимися, жители поселка. Восстанавливали пришкольный участок, высаживали деревья по поселку. Таким образом, закладывалась традиция помощи школе со стороны трудящихся. В целом, школа активно работала и в годы оккупации и венное время. С помощью жителей поселка и самих учащихся здание школы было быстро восстановлено и подготовлено к началу учебного года.


Глава 2. Учителя Ильинской школы - ветераны Великой Отечественной войны


1. Бакулина Валентина Ивановна

Бакулина Валентина Ивановна (Приложение 1. Рис.1,2) хорошо знала финский язык - была переводчицей, призывала противника прекратить воевать. Партизанка, десантница.

После высадки группа товарищей, которой руководил Василий Ольховский (муж и командир), добралась до пункта назначения 3 суток через лес. Путь был трудным. Парашют, на котором спускалась Валентина, застрял на сосне. Отрезав стропы, девушка упала на камни, потеряла сознание, очнулась через 4 часа. Спать приходилось на деревьях ( боялись волков), питались мёрзлой тушёнкой. В феврале закончилось продовольствие. Посланный на помощь группе самолёт, был сбит фашистами.

Из рассказа Валентины Ивановны: Когда подошли к Онежскому озеру, дорога тут на Петрозаводск. Это Шокша. Проходя одно болото, увидели след саней. Сено брали , значит заметили нас. Мы остановились на берегу, развели костёр. Я пошла в лес. Вдруг, слышу крики и стрельбу. Всё произошло так быстро. Слышу мне кричат : «Зарывайся в снег!» Я упала. Выскочил солдат и говорит мне по-фински: «Убью!» А второй говорит: «Нет, не надо». Ударили прикладом по голове.

А Василий был ранен. Один из финнов выстрелил ему в голову. Финны привели нас к дороге. Там стояла машина, на которой повезли нас в Шокшу. Приехали в штаб, который находился в крестьянском доме . После допроса , нас повезли в Петрозаводск в тюрьму. Там снова допросили. Первое время не избивали, допрашивали с презрением. На пятый день привезли на станцию Свирь, сводили в баню, дали одежду- тряпьё. Утром повели в село Михайловское, а потом перевели в лагерь города Олонца. В лагере очень жестоко относились к пленным, избивали резиновой плёткой. Один финский солдат хвастался, что побил этой плёткой 500 русских. Однажды привезли из Лодейного поля машину наших солдат. Сильный мороз, а они в одних гимнастёрках.


В лагере у Валентины Ивановны родилась дочь.

После войны долгие годы работала учителем начальных классов в Ильинской средней школе.


2. Корзун Александра Ивановна

По материалам школьного музея

Александра Ивановна (Приложение 1. Рис.3) в 1938 году поступила в педагогическое училище г. Петрозаводска. На фронт не взяли из-за проблем со зрением. В 1941 году была эвакуирована в Беломорский район, где работала воспитателем в ФЗО. Работа была трудной. Дети были старательными, добрыми, несмотря на все трудности (плохое питание, не хватало тетрадей, приходилось писать на старых бумажных мешках). 3

В военное время приходилось много работать не только взрослым, но и детям. Зимой в классах было очень холодно. Дети сидели за партой в верхней одежде. Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

В п. Ильинский приехала в 1965 году. Работала в школе учителем. Имеет медаль «За трудовую доблесть».


3. Люлько Мария Ивановна

Люлько Мария Ивановна (Приложение 1. Рис.4) работала учительницей в Ильинской средней школе. В 20 лет избрана в Верховный Совет депутатов.

Люди, прошедшие через войну и ставшие потом педагогами, являлись и остаются символ стойкости и героизма для детей разных поколений. Они очень хотели жить, ждали и верили в будущий мир, пройдя страшную войну! И за тех, кто погиб, они старались дать знания и передать свой личный опыт, опаленный войной. Одним из самых главных стимулом в педагогике является личный пример. Опыт, который получили педагоги в войне, позволял на собственном примере, наиболее достоверно донести до детей все необходимые нравственно-гражданские и военно-патриотические знания, необходимые для воспитания будущего поколения - гражданина и защитника своей Родины.

Имеет награды: медаль « За победу над Германией», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»


4. Мелентьева Нина Васильевна

Нина Васильевна Корнышева (Мелентьева - по мужу) 1922 года рождения. В сентябре 1944 года после окончания Педагогического училища в г. Петрозаводск пошла добровольцем на фронт в батальон 33 ОКЗ ДПВО. Она служила прибористом расчёта «ПУАЗО» - прибор управления артиллерийским зенитным огнём в отдельной артиллерийской дивизии (Приложение 1. Рис.5,6) )Они прикрывали войска и важные военные объекты. Днём работали на приборе, где орудия стреляли по видимым целям, а ночью батарея стреляла заградительным огнём, чтобы самолёты не прорвались кохраняемым объектам. Принимала участие в боях за освобождение Советского Заполярья, г. Подольска, Познань. Победу встретила в Германии.4

После войны, С 1945 по 1977 год работала учителем начальных классов в Ильинской средней школе до выхода на заслуженный отдых.

.Награждена орденом «Отечественной войны 2 степени», медалями « За победу над Германией», «За оборону Заполярья»


5. Ющиева Нина Ивановна


( из воспоминаний дочери Нины Ивановны, Галины Алексеевны Кобелевой)

Нина Ивановна (Приложение 1. Рис.7). родилась 12 января 1922 года в этой деревне, в семье сельской учительницы и сельского доктора. Семья была большая и очень дружная.

Объявление о начале войны Нина Ивановна услышала, когда была в Петрозаводске на учительской конференции, шла по Мариинке (ныне проспект Карла Маркса) и прозвучало грозное объявление из 3 громкоговорителя. Быстро добралась до родной деревни. И в сентябре 1941 года семья отправилась в эвакуацию в Архангельскую область. До Лодейного Поля добирались на лошадях. Там пересели на баржи и по Свири и Онежскому озеру добрались до Вытегры. Было отправлено две баржи с эвакуированным населением, но в одну баржу попала бомба, все люди погибли. Было очень страшно. Вторая баржа благополучно добралась до берега. И снова на лошадях семья добралась до села Конево в Архангельской области. Здесь, в Конево, для семьи было предоставлено жилье - поселили в доме, у одинокой бабушки. Жили все вместе: мама Елена Алексеевна, дочери Анастасия и Нина, сыновья - Леонид и Павлик.

Дочери были уже взрослые, и они начали работать - Анастасия Ивановна в клубе, а Нина Ивановна - в библиотеке. Был страшный голод и холод. Валенок не было, на работу приходилось бегать в туфлях (что было).

Нина Ивановна вспоминала, что питались варёными картофельными очистками. Анастасия Ивановна не выдержала такой голод, уволилась с клуба и ее сразу взяли на лесозаготовки (это очень тяжелый, мужской труд). Вскоре вся семья переехала к Анастасии Ивановне в Архангельск. Там стало жить легче. Нина Ивановна устроилась на работу в столовую, официанткой. Затем ей предложили работать в штабе 2-го Белорусского фронта. Нина Ивановна была принята на довольствие как вольнонаемная в Батальон авиаобслуживания (БАО). В штабе главной обязанностью Нины Ивановны быловыписывать накладные для получения бензина для самолетов. Всегда ждали возвращения
самолетов с вылетов. Так прошли со 2-м Белорусским Фронтом Ленинградскую область,
Белоруссию, Западную Украину, Польшу и Германию.

Победу они встретили в Померании, в 200 километрах от Берлина (Приложение 1. Рис.8). Там это было 8 мая. Была непередаваемая радость. Устроили митинг. Нина Ивановна выступила на митинге. Затем они занимались описью частного хозяйства в Германии Немцы встречали победителей доброжелательно. 3 сентября 1945 года их отправили домой, эшелонами. Провожал сам командующий 2-м Белорусским фронтом Рокоссовский на белом коне.

Добрались до Лодейного Поля, оттуда на грузовике до Олонца и на лошадке в свою родную деревню Герпеля. Вся деревня встречала победителей.

С 21 ноября 1945 года Нина Ивановна уже принята на работу в Еройльскую начальную школу. 32 года работы в школе - это следующая страница биографии женщины -фронтовика, женщины - учителя, женщины - матери, женщины - старожила Ильинского сельского поселения, деревни Герпеля.

Галина Алексеевна бережно хранит награды своей мамы, Нины Ивановны. Наиболее важными и значимыми является Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", которой была награждена Нина Ивановна 16 июля 1946 года. Юбилейные Медали ко Дню Победы, знак Фронтовик, Медаль Жукова - всё это напоминание о Великой Отечественной войне.5

Результаты исследования

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Бессмертен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Велика роль ветеранов-педагогов нашей школы в воспитании подрастающего поколения. В Бакулиной В. И., Корзун А. И., Люлько М. И., Мелентьевой Н. В., Ющиевой Н. И. У каждого ветерана богатая военная биография, есть награды за военные подвиги. Каждый из них внёс свою лепту в общую победу, каждый смотрел в лицо смерти не один раз. Но такие вот военные трудности не сломили дух мужества и силу воли наших воинов. Они с честью и достоинством все выдержали и все преодолели. Такие мужественные люди работали в нашей школе.

Все наши ветераны-педагоги уважаемые и замечательные люди, мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире. Цель работы по изучению страниц военной биографии педагогов Ильинской школы, прошедших Великую Отечественную войну достигнута. В ходе работы нам удалось систематизировать документальные источники об учителях школы п. Ильинский, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, оформить материал, чтобы сохранить собранную информацию для учеников нашей школы.

Заключение

В 2020 году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!

Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого человека в нашей стране. Много людей погибло от голода и холода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу. Ещё сейчас списки погибших или пропавших без вести пополняются, ежегодно поисковые отряды проводят новые захоронения останков воинов, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Люди, пережившие войну, никогда ее не забудут. Люди, для которых отвоеван мир, никогда не должны забыть тех, кто его отвоевал.

Данная исследовательская работа позволит учащимся, учителям школы, родителям узнать больше о педагогах-ветеранах, работавших в Ильинской школе. Историю школы в лицах учителей необходимо сохранять и продолжать. Для меня День 75-летия Победы - это память, гордость и честь за наших предков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.

Список использованных источников

Информанты.

Кобелева Галина Алексеевна, дочь Ющиевой Нины Ивановны, проживает в д. Герпеля Олонецкого района.

Яковлева Вера Васильевна, младшая сестра Меленьевой (Корнышёвой) Нины Васильевны, проживает в п. Ильинский Олонецкого района.

Информация из архива школьного музея. Литература.

1 . Кучепатов Н.Г. 40 лет (Краткий очерк народного образования в КАССР). С.66.

2. Г.А.Федорович восстановление и развитие системы народного образования в Карелии в 1946-1950 гг./ Г.А.Федорович.// Вопросы истории Европейского севера: сборник научных статей. Петрозаводск. ПГУ. 1986 г. С. 162.

3.Фотографии из личного архива Бакулиной В.И., Корзун А.И., Люлько М.И., Мелентьевой Н.В, Н. И. Ющиевой.

Рис.2.


Фото из школьного музея


t1604150175aa.gif










Приложение 1.

t1604150175ab.gif








Фотографии из семейного архива семьи Яковлевых

t1604150175ac.jpg

Рис.5 Корнышева Н.В. Рис 6. Красноармейская книжка Корнышёвой Н.В.

(Мелентьева) 1944 г




Фото из семейного архива Кобелевой (Ющиевой) Галины Алексеевны

t1604150175ad.gif

t1604150175ae.jpg





1Г.А.Федорович восстановление и развитие системы народного образования в Карелии в 1946-1950 гг./ Г.А.Федорович.// Вопросы истории Европейского севера: сборник научных статей. Петрозаводск. ПГУ. 1986 г. С. 162.

2Кучепатов Н.Г. 40 лет (Краткий очерк народного образования в КАССР). С.66.

3По материалам школьного музея

4 Из воспоминаний Яковлевой В. В.

5Из воспоминаний Кобелевой Галины Алексеевны



Автор материала: К. Муруева (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.