«Первый полет человека в космос»
Автор публикации: А. Левандовский, ученик 7А класса
«Первый полет человека в космос»,
Левандовский Арсений, 7 класс, ГБОУ СОШ № 285
«Жизнь показывает, что и космос будут осваивать
не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.»
Ю. А. Гагарин
12 апреля в России отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полета человека в космос, совершенного гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на космическом корабле "Восток" 12 апреля 1961 года.
«Мир ликовал:
— Слышите, слышите? Человек в космосе! Русский! Советский!
В эфире торжественно звучали слова: «Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса...» В середине XX века Страна Советов поставила невиданный эксперимент. Начался штурм космоса — новая эра в истории человечества.
Время неумолимо стирает в нашей памяти малозначительные события прошлого, но героические свершения людей на многотрудном пути прогресса со временем сверкают все ярче и ярме, они вес больше и больше привлекают к себе внимание. К таким свершениям относятся и полеты в космос. Идеи К. Э. Циолковского, мечтавшего «своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед», успешно воплощаются в жизнь. Эту звездную эстафету мужества и дерзания с честью несут наши герои-космонавты, ученые, конструкторы, рабочие, чьими руками, энергией и отвагой умножается мощь советской космической пауки и техники.» (1)
В литературе и интернет источниках можно найти очень много информации о Юрии Алексеевиче Гагарине, но не все учащиеся знают подробности биографии этого известного человека, а ведь в 2021 году наша страна отметила 60-летие первого полета в космос человека. Это историческое событие открыло путь для исследования космического пространства на благо всего человечества.
За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, автоматические аппараты побывали на многих планетах Солнечной системы.
Биография Юрия Алексеевича Гагарина.
Гагарин Юрий Алексеевич родился в маленькой деревеньке Клушино, расположенной недалеко от Смоленска. Произошло это 9 марта 1934 года. Юрины родители были обычными сельскими тружениками. Семья Гагариных была многодетной. У Юры было два брата – старший Валентин и младший Борис, а также старшая сестра Зоя. Отец Юрия, Алексей Иванович, любил мастерить из дерева различные поделки и научил этому мастерству своих детей.
В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентина Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми.
Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу. Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр.
После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. В Москве он жил у родственников и поступил в ремесленное училище, параллельно учился в 7 классе в школе рабочей молодёжи. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум.
В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики. Впервые познакомившись с выкладками Циолковского, молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. (4)
Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин, уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете и был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью. В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось.
Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить.
Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который не все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека. Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал. Научиться сажать самолет ему удалось после того, как на кресло пилота положили подкладку, позволившую увеличить угол обзора.
Окончив в 1957 году летное училище, Гагарин отправился в Мурманскую область для прохождения дальнейшей службы.
Юрий Гагарин стал одним из двадцати членов отряда космонавтов. В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ).
14 марта 1960 г. у будущих космонавтов начались теоретические занятия. Объём знаний и умений, которые должны были получить будущие космонавты, был огромен. Им читали лекции по авиационной и космической медицине, по ракетной технике и динамике полёта, по конструкции космического корабля и его многочисленным системам, и ещё по многим узкоспециальным дисциплинам.
Были тренировки в барокамере, термокамере, сурдокамере, на центрифуге, вибростенде, полёты на невесомость и регулярные спортивные занятия. Парашютные занятия с прыжками самой разной сложности продолжались целый месяц. Потом еще предполётная подготовка (почти 6 месяцев). За полгода надо было досконально изучить космический корабль и то, как функционируют все его системы.
20 марта в одной из лабораторий монтажно-испытательного корпуса будущие космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандра.
В отряде была жесточайшая конкуренция. Несмотря на это, Юрий пользовался всеобщей любовью. Доброжелательный, сильный, надежный юноше ни к кому не испытывал зависти, упорно работал и с легкостью брал инициативу на себя. Он обожал небо и всецело отдавался занятиям. Когда в отряде был проведен анонимный опрос на предмет того, кто более всех подходит для самого первого полета в космическое пространство, большинство назвало Гагарина. Хотя Юрий ни в одной дисциплине не был лидером, по сочетанию показателей психологической устойчивости, черт характера и имеющихся навыков именно он оказался лучше всех приспособлен для полета в космическое пространство.
СССР постоянно соперничал с США, кто первым отправится в космос. В 1961 году решено было срочно подобрать подходящую кандидатуру и не позднее апреля осуществить запуск космического корабля. Поступили сведения, что американцы планируют запустить человека в космос двадцатого апреля, поэтому важно было опередить их. Из трех кандидатов главным претендентом выбрали Гагарина. Его дублером командование назначило Германа Титова.
3 апреля 1961 года Сергей Павлович Королёв с группой специалистов вылетел на полигон. На космическом аппарате ЗКА №3 (будущем космическом корабле «Восток-1») проводились заключительные операции для стыковки с ракетой-носителем.
В тот же день космонавтов Гагарина и Титова в последний раз одели в резервные скафандры, чтобы заснять на пленку, как они забираются в «Восток». Будущие покорители космоса по очереди произносили прощальные речи у подножия пусковой башни. На этих кадрах Р-7 не видна, потому что ракета лежала в сборочном ангаре, а подробности ее конструкции хранились в величайшем секрете. То была государственная тайна. Техники воспроизвели процесс запирания космонавтов в шар (это было проделано в другой зоне главного ангара, служившего для подготовки корабля, а не на самой площадке).
В последующие месяцы некоторые из этих постановочных эпизодов смонтировали с короткой подлинной съемкой подготовки к старту, осуществленной оператором Владимиром Суворовым в куда менее благоприятных условиях. В тот великий день предстартовая группа просто не могла предоставить ему такой же широкий доступ к кораблю и пусковым устройствам, как при репетиции в ангаре.
Выбирая кого отправить в космос, Королёв провёл небольшой экзамен. У всех кандидатов были схожие физические параметры, одинаковые воинские звания, похожие уровни подготовки. Однако в личных беседах, которые Королев проводил с каждым претендентом, Гагарин проявил себя, как наиболее честный, порядочный и открытый человек. Остальные кандидаты заявились, что подготовка проходит идеально, тогда как Юрий не постеснялся рассказать и об имеющихся у него проблемах. Королеву было очень важно узнать после полета, какие именно трудности возникали у космонавта во время полета, поэтому он остановил свой выбор на Гагарине.
Полет и посадка корабля «Восток»
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Позывной у Гагарина был «Кедр».
Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
За один час 48 минут облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.
Хотя проблем возникло множество, Гагарину удалось благополучно возвратиться на Землю. Космический аппарат приземлился с отклонением от заранее намеченного места. Космонавта доставили в ближайший поселок. Из него он связался с начальством по телефону, доложив об успешном приземлении. Полет был строго засекречен. Поэтому даже представителям советской прессы удалось узнать об этом грандиозном событии лишь на следующий день.
Проблемы полета
Полет в космос на советском космическом корабле «Восток» был сопряжен с очень большими рисками. Запуск космического корабля готовился в огромной спешке. Многие важные системы судна продублированы не были. На корабле не было системы мягкой посадки, а также экстренного аварийного спасения. Поэтому шанс того, что космонавт погибнет еще до запуска ракеты было чрезвычайно велик.
Во время запуска с оборудованием судна возникли серьезные неполадки:
Проблемы с люком
После посадки Гагарина в корабль "Восток" и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трех контактов "Люк закрыт" не замкнулся. Состояние этого контакта было принципиально важным: за счет его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт (пришлось отворачивать 30 гаек!), контакт поправлен, а люк закрыт заново.
Слишком высоко
Выведение проходило нормально, но один из приборов сломался, и команда на выключение двигателя центрального блока ракеты не прошла с Земли. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчетной скорости на 22 м/с.
В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчетной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) примерно на 85 км выше, чем планировалось.
Штатная орбита была рассчитана так, чтобы корабль мог вернуться на Землю за счет трения об атмосферу примерно за четверо суток, если не сработает тормозная двигательная установка. На достигнутой орбите корабль мог находиться до месяца, в то время как системы жизнеобеспечения "Востока" были рассчитаны максимум на 10 суток. Если бы не сработала тормозная двигательная установка, первый космонавт бы погиб.
Тормоза недоработали
Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального полета, и "Восток" с начал спуск. Однако тормозная двигательная установка не выдала полный импульс из-за потери части топлива.
Причиной стало неполное закрытие обратного клапана наддува бака горючего. Двигатель отключился по предельному времени работы (44 секунды), но орбитальную скорость "Востока" удалось снизить лишь на 132 м/с вместо расчетных 136 м/с. Корабль пошел на спуск по более пологой траектории. Также не по плану пошли и последующие операции.
Нарушение логики стабилизации корабля
В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости.
"Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения", — рассказывал потом Гагарин.
Приборный отсек
Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу, если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком.
Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.
Перегрузки
В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки, видимо, до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания.
"По моим ощущениям перегрузка была за 10g. Был такой момент, примерно секунды 2 – 3, когда у меня начали "расплываться" показания на приборах. В глазах стало немного сереть", — вспоминал космонавт.
Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идет к потере сознания. Обычно такое происходит при 10 – 12g, но Гагарин смог выдержать и это испытание.
Недолет до места посадки
Так как корабль вышел на более высокую орбиту с большим периодом обращения, тормозной импульс был выдан на большем расстоянии от расчетной точки, что приводило к недолету. Но на компенсацию недолета работали неполная выдача тормозного импульса и более высокая орбита, из-за которой внеатмосферный участок спуска был примерно на минуту длиннее. С другой стороны, скорость и угол входа были немного выше расчетных, усиливая недолет. Все эти факторы отчасти компенсировали друг друга, и спускаемый аппарат с Гагариным не долетел до расчетного района посадки всего 180 км. Между тем силы поиска и спасания ждали его почти в 200 км от этого места.
На двух парашютах
После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись.
"Я стал спускаться на основном парашюте. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин.
Спустя некоторое время раскрылся второй парашют". "Дальше я спускался на двух парашютах", — говорится в отчете первого космонавта. Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом.
Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.
Без воздуха
Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды.
"Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть, никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин.
Без лодки и пистолета
Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ). Внутри была надувная лодка, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет.
Первые корабли серии «Восток» напоминали их пилотам консервные банки. Гагарин, Титов, Попович не то чтобы встать в полёте, но даже шевельнуть рукой не могли.
Говорят, вернувшись на землю, Гагарин не смог вспомнить месяц, число, забыл имя конструктора Королева; всегда жизнерадостный и весёлый, он в течение недели адаптации пребывал в жесточайшей меланхолии. (1)
Семья.
Личная жизнь первого космонавта была счастливой и безоблачной. Со своей будущей супругой Юрий Гагарин познакомился до того, как стал членом отряда космонавтов. Валентина Горячева была медиком, она являлась сотрудницей Центра управления полетами.
В 1959 году у Гагариных родилась дочка Лена, а за месяц до полета Юрия в космос у него появилась вторая дочь – Галя. Юрий обожал дочек. Как и они, он очень любил животных. В доме космонавта жили цыплята, утки, лань, белка. Валентина поначалу была недовольна этим увлечением зоопарком, однако впоследствии смирилась с ним.
Общественно-политическая деятельность Ю.А. Гагарина.
Когда о полете Гагарина стало уже известно широким массам, космонавт тут же стал звездой всемирной величины. Немалый вклад в это внес Хрущев, который настоял, чтобы в честь космонавта состоялось грандиозное чествование. Произошло это через день после полета.
Через месяц космонавт отправился с «Миссией мира» в тур по двадцати с лишним странам. Во время этой поездки космонавт проявил личную харизму, зарекомендовав себя в качестве обаятельного, тактичного молодого человека. Это позволило укрепить положительный образ Советского Союза.
В течение нескольких следующих лет Гагарин занимался, главным образом, общественной деятельностью, практически, оставив летную службу.
В 1964-1968 гг. Ю. А. Гагарин работал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Проводил большую общественно-политическую работу, дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (6-го и 7-го созывов), членом ЦК ВЛКСМ (на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), был президентом общества советско-кубинской дружбы. С 1966 года он являлся почетным членом Международной академии астронавтики.
Он внес ощутимый вклад в процесс популяризации космонавтики, мечтал оказаться в составе лунного космического экипажа. Получив звание майора, он поступил на учебу в инженерную военно-воздушную академию. Через месяц после окончания этой академии Юрий Гагарин погиб.
27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. (8)
Звания и награды Ю.А. Гагарина
Первой полученной Гагариным после космического полета наградой стала медаль "За освоение целинных земель". Ее вручили после посадки подобравшего его вертолета. Впоследствии эту медаль стали вручать и другим космонавтам при посадке.
Родина и многие другие страны удостоили первопроходца космических трасс многих высоких государственных наград. (3)
В целях увековечения памяти Ю. А. Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской области переименованы соответственно в г. Гагарин и Гагаринский район. Имя Ю. Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия имени Ю.А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю.А.Гагарина. Его имя носят Центр подготовки космонавтов, некоторые учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Смоленске, Софии - памятники космонавту, в г.Гагарине - дом-музей первопроходца космоса.
Заключение.
Работая над данной темой, я проанализировал большое количество информации, узнал много нового, интересного и познавательного.
Мужество этого космонавта потрясло меня. Мы всегда будем помнить исторический день 12 апреля 1961 года и слова Гагарина, сказанные им перед стартом: «Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунистического общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле».
Для того, чтобы состоялись эти 108 минут первого полета человека в космос были нужны годы титанической работы ученых, инженеров, конструкторов, врачей, рабочих — людей разных специальностей.
На сегодняшний день профессия космонавта является одной из самых редких профессий, но самых интересных и трудных. Космонавт должен обладать мужеством, огромной волей и трудолюбием. Именно такой человек - Юрий Алексеевич Гагарин.
Как говорил Нил Армстронг, «Гагарин всех нас позвал в космос». Достижения Юрия Алексеевича в изучении космоса настолько велики, что он просто не мог не войти в историю. В первую очередь, он смог, наконец, доказать, что полеты в космос уже не мечты, а сегодняшний день. После его успешного полета свершились такие события, как выход человека в открытый космос и высадка человека на луну.
Кроме того, такие понятия, как «научно-технический прогресс» или «техническая революция» еще долгие годы прочно ассоциировались у всего мира именно с Советским Союзом. Гагарин выиграл космическую гонку между своим государством и американцами, что вывело Советский Союз на совершенно новый уровень среди других государств.(5)
Космонавт благодаря своему обаянию и деятельности после полета смог стать для большинства народов так называемым «вестником доброй воли», который примерил долгое время враждующие страны. Причем Гагарину это удалось в суровых условиях холодной войны, что помогло избежать некоторых уже назревающих на тот момент времени конфликтов.
Юрий Алексеевич в своей деятельности смог продемонстрировать миру, что Советский Союз хорош не только на поле боя, но и в мирных делах, и что его страна обладает большим потенциалом для того, чтобы совершать прорывы и в последующем. У Советского Союза тоже есть выдающиеся люди, которые своими успехами прославят Родину!
Список литературы:
Каманин Николай, Скрытый космос (Книга 1, 1960-1963), РТССофт, 2013
Ребров Михаил, «Советские космонавты», Военное издательство, Москва, 1983, 90 с. (стр.18)
Интернет источники:
http://21mm.ru/news/sobytiya/problemy-poleta-yuriya-gagarina/
http://gagarin.ortox.ru/otrjad_pervykh_kosmonavtov
http://gagarin12.blogspot.com/p/blog-page_8.html
https://biographe.ru/politiki/youriy-gagarin/
https://silamira.ru/istoriya-yuriya-gagarina/
https://www.bbc.com/russian/features-43738843
https://www.roscosmos.ru/22011/
https://www.smoladmin.ru/o-smolenske/pochetnye-grazhdane/gagarin-yurij-alekseevich/