12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Новикова67
Россия, Московская обл., Электросталь

Group 5188

Group 4479


Цель проекта:

Провести исследования и ответить на вопрос: «Почему корабль не тонет?»

Гипотезы:

Материал, из которого сделан корабль, не даёт ему утонуть.

Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму.

Воздух внутри корабля держит его на плаву.

На корабль в воде действует сила, которая не даёт ему утонуть.

Задачи:

Провести опрос среди одноклассников.

Найти информацию о первых средствах передвижения по воде. Изучить историю возникновения и развития кораблестроения.

Изучить строение корабля и принцип его работы.

Провести опыты и доказать поставленные мною гипотезы.

Сделать макет корабля «Титаник».

Сделать выводы.

Вступление.

       Один из моих любимых фильмов - это «Титаник». В «Титанике» речь идет об ужасной катастрофе. Она случилась 12 апреля 1912 года в Атлантическом океане. Корабль наткнулся на айсберг и утонул. В ледяной воде погибли более 1500 человек.

Однажды после очередного просмотра фильма у меня появилось очень много вопросов:

Как такие огромные корабли могут плыть и не тонуть? Или наоборот, утонуть, как «Титаник». Ведь корабли сделаны из железа, и поэтому они очень тяжёлые.

Как строят корабли?

За счет чего они держатся на воде?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я начал читать энциклопедию и книги про корабли, а также искать информацию в интернете.

Group 5193

1. Опрос среди одноклассников

Я решил узнать в школе у ребят ответ на мой вопрос: «Почему корабль не тонет?» Вопросы были такие:

Плавал ли ты на корабле?

Почему корабль не тонет?

Ответы оказались очень разными. Не все ребята точно могут сказать, почему же корабль не тонет.

На вопрос «Почему корабль не тонет?» больше всего голосов ребята отдали ответу «на корабль действует сила, которая не даёт ему утонуть». А также ребята считают, что воздух внутри корабля держит его на плаву.

Таким образом, моя цель исследования ответить на вопрос: «Почему корабль не тонет?»

2. История возникновения и развития кораблестроения.

 Сначала я начал читать энциклопедию и искать информацию в интернете про корабли. И узнал много интересного.

Много тысяч лет назад самым первым судном, на котором человек поплыл по воде, был плот. Это связанные между собой брёвна. С помощью плота люди могли переплывать широкие реки и передвигаться с одного берега на другой. Но плот был не управляемый. Если дул ветер, то его уносило.

Тогда человек придумал первую лодку, которая управлялась длинной доской веслом. При помощи камня люди выдалбливали в дереве углубление и заостряли концы. Так у них получалась лодка. Называли её чёлн.

А эскимосы и чукчи натягивали звериные шкуры на каркас из веток.

Такая лодка называлась каяк.

Group 4859 Так как лодки каяк и чёлн были очень маленькие и в них вмещалось только 1-2 человека, люди решили сделать лодку побольше. Они взяли много досок и скрепили между собой. Придумали также парус, который помогал тянуть судно вперед. Такая большая лодка называлась ладья. На ладье уже можно было плавать не только по рекам, но и в открытом море, а также увезти несколько десятков войнов.

Затем суда стали строить ещё больше. На них уже отправлялись очень далеко на много месяцев. Такие громадные лодки стали называть кораблями. Корабли вмещали в себя уже сотни человек. Морские корабли были разными и назывались все поразному: каравеллы, фрегаты, шхуны, бригантины. У них уже было много парусов, которые располагались один над другим на высоких мачтах.

Group 3902 Ветер хороший помощник для передвижения по морям-океанам, но для этого требовалось много матросов. Тогда люди придумали паровую машину, которая без парусов двигала корабль по воде. Кочегары кидали уголь в топку, вода закипала в специальных котлах, превращалась в пар, и под его давлением начинали крутиться огромные колеса-лопасти. Так корабль двигался вперед. Судно так и стало называться пароход.

В наше время пароходов уже нет. Их заменили теплоходы, электроходы и атомоходы. Вместо колес-лопастей у него гребной винт, который на много быстрее двигает судно.

Group 3994 Современные суда строятся на судостроительных заводах и предназначены для разных целей.

Есть мощные военные крейсеры. У них толстая и крепкая броня. Они ходят по морским границам нашей страны и охраняют территорию от контрабандистов, браконьеров и других нарушителей. Есть громадные ледоколы. Они прокладывают путь другим кораблям своим тяжелым носом, ломая лёд, словно стекло. Есть корабли- пожарные, которые, если загорится нефть на море, тут же приплывут и потушат пожар. Есть корабли-рыболовы. Они ловят рыбу огромным сачкомтралом . Есть даже корабли - подъёмные краны, которые строят причалы и нефтяные вышки в море.

3. Строение корабля и принцип его работы

t1624136487ah.jpg

У каждого корабля есть основные части:

корпус

нос

корма

Корпус корабля имеет продолговатую форму, напоминающий глубокую тарелку.

Дно или днище - это нижняя часть корабля.

Палуба- это пол на корабле. Она закрывает корабль, как крыша.

Трюм- это нижнее помещение, которое находится между днищем и палубой.

Используется для размещения груза, запасов, судовых механизмов.

Надстройка - это закрытое сооружение, которое располагается от борта до борта на палубе корабля. Она защищает палубу от волн. У неё водонепроницаемые двери и люки.

Нос- это передняя часть корпуса корабля.

Корма – это задняя часть корпуса. Она делится на две части- подводную и надводную.

Борт- это боковые части корабля. Правый борт по ходу движения моряки называют штирбортом, левый – бакбортом.

Якорь- это железная конструкция. Его опускают в воду, когда необходимо удерживать корабль на месте.

Гребной винт - это движитель корабля.

Руль - это пластина, которая поворачивается вокруг. Находится в кормовой части корабля. Служит для поворота корабля в разные стороны.

t1624136487ai.jpg Ватерлиния – это специальная линия на корпусе корабля. Это контрольная линия, до которой можно загружать судно. Если она видна над поверхностью воды, то беспокоится не стоит. А если линия скрылась под водой, то корабль может затонуть.

Изучив информацию про корабли, мне по прежнему осталось не понятно:

Почему под водой мы поднимаем камень очень легко, а воздухе – с трудом?

Когда я плаваю в бассейне или море, мое тело выталкивает на поверхность какая-то сила. Как можно объяснить это явление?

Как же такие большие корабли, которые сделаны из металла и перевозят ещё и грузы, плавают и не тонут?

Поэтому я решил провести опыты и доказать гипотезы, поставленные мною и ответить на мой главный вопрос.

4. Опыты и эксперименты

Опыт №1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?»

Для проведения опыта я взял кусочки дерева, стекла, металла, пластмассы. Налил воду в миску. Начал опускать предметы в воду. Стекло и металл утонули. А дерево и пластмасса- нет.

А ведь современные корабли сделаны из металла!

Group 5198

Вывод:

Плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Следовательно, гипотеза 1 не верна.

Опыт №2 «Влияет ли форма корабля на его плавучесть?»

Я взял кусок пластилина. Опустил его в воду и увидел, что он утонул.

Потом я сделал из пластилина кораблик. Также опустил его в воду и увидел, что он держится на воде и не тонет.

Group 5201

Вывод:

Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму.

Следовательно, гипотеза 2 верна.

Опыт №3 «Влияет ли воздух внутри корабля на его плавучесть?»

Я взял воздушный шарик и опустил его в воду. В него попала вода, и он начал тонуть. Потом я надул воздушный шарик. И также опустил его в воду. Надутый шарик не утонул, даже если я нажимал на него сверху рукой.

Group 5204

Вывод:

Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву.

Следовательно, гипотеза 3 верна.

Опыт №4 «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»

Я очень люблю плавать в бассейне и море. И я заметил, когда я ныряю и пытаюсь задержаться на дне, то ничего не получается, вода выталкивает меня наверх.

Что это такое? Какая-то сила? Мне стало интересно, и я начал искать информацию в книгах и интернете.

Оказывается, когда-то давно учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел. Он сформировал один из основных законов физики.

«На тело, которое погружено в воду, действует выталкивающая сила, которая равна весу воды, вытесненной этим телом».

Эта сила называется силой Архимеда.

Если сила тяжести больше силы Архимеда, тело будет тонуть и опускаться на дно. Если сила тяжести меньше силы Архимеда или равна ей, то тело будет плавать и не тонуть.

t1624136487am.jpg

Опыт №4 «На корабль действует какая-то сила, которая не дает ему утонуть»

Значит, на корабль в воде действует сила Архимеда, которая позволяет ему держаться на плаву. Я взял пластиковый стакан, опустил его в кастрюлю с водой. Взял монетки 1рубль и потихоньку начал класть их в стакан. Наблюдал, как плавает стакан с монетками, а из кастрюли начала выливаться вода. При добавлении 69 монетки, стакан утонул. Затем я взвесил стакан с монетами и стакан с водой, которая вылилась. И увидел, что вес стакана с монетами больше.

Поэтому на корабль вдоль корпуса наносится специальная линия-ватерлиния, про которую я уже рассказывал. Это отметка, до которой можно загружать корабль, чтобы он не утонул.

Group 4819

Вывод:

Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости. В этом случае на корабль будет действовать выталкивающая сила, это сила Архимеда.

Следовательно, гипотеза 4 верна.

5. Макет корабля «Титаник»

Я сделал макет корабля «Титаник».

На самом деле корабль был огромный. Его длина была около 270 метров, а высота около 30 метров.

Если посмотреть на макет, то можно увидеть:

Палубы. Всего на корабле их было восемь. На верхних палубах жили богатые и знаменитые люди, на нижних- бедные. На верхних палубах располагались шикарные комнаты с дорогой мебелью для пассажиров и экипажа, рестораны, бассейн с тёплой водой ,тренажерный зал, баня и длинные палубы для прогулок. На нижних – маленькие комнаты для пассажиров, столовая и небольшая прогулочная палуба.

Нос и корма.

Гребной винт. Всего на корабле их было три.

Трубы. Они были очень большими, диаметром около 7 метров. Если одну из них представить, как тоннель, то через неё могли проехать три поезда вместе.

Group 4160

6. Вывод

В моей исследовательской работе я нашел ответ на свой главный вопрос:

«Почему корабль не тонет?»

Три моих гипотезы из четырёх подтвердились.

Благодаря проведённым исследованиям, я выяснил, что:

Кt1624136487ap.jpg орабль не тонет, потому что он имеет особую форму и плавучесть корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Воздух внутри корабля держит его на плаву.

На корабль действует сила Архимеда. Корабль не будет тонуть, если его вес будет меньше или равен весу вытесняемой им жидкости.

Из энциклопедии и интернета я узнал много о строении корабля,

чем современные корабли отличаются от деревянных, какие из них прочнее, быстрее и зачем на бортах рисуют красную линию, а также о истории кораблестроения и законе Архимеда.

Это было интересно и познавательно!

Литература:

1. Феданова Ю, Скиба Т. «Корабли»- Ростов н/Д: Владис, 2017

2.Феданова Ю.В. «Самая большая энциклопедия»- Ростов н/Д: Владис, 2016

3. Феданова Ю, Скиба Т. «Российская энциклопедия для детей от 6 до

12 лет»- Ростов н/Д, 2017

4.Корабль Википедия (wikipedia.org)

5.История кораблей (polnaja-jenciklopedija.ru)

Автор материала: Д. Шипарёв (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (5)

Фролова Елена Николаевна, 20.06.21 в 00:09 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа,молодец!!!
Панов Егор Игоревич, 20.06.21 в 02:35 0Ответить Пожаловаться
Интересный и познавательный проект!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.06.21 в 06:48 1Ответить Пожаловаться
Молодец, моя ученица готовила подобный проект!
Ковалева Галина Валентиновна, 20.06.21 в 07:08 0Ответить Пожаловаться
Молодец, отличный проект!
Смирнова Анжела Викторовна, 20.06.21 в 11:36 0Ответить Пожаловаться
Какая глобальная работа. Даниил настоящий исследователь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.