12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Татьяна Геннадьевна19

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»





Образовательная ситуация

«Почему не тонет апельсин?»





Технология: технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой


Возрастная группа: подготовительная к школе


Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие






Авторы: Федотова Т.Г., старший воспитатель высшей категории.

Кудрелеева О.В., воспитатель высшей категории.

Бурмистрова Ю.Н., воспитатель первой категории.












г. Ярославль

2019 год



Цель: формирование знания о свойстве воздуха удерживать тяжелые предметы на поверхности воды. 

Задачи: 

Способствовать развитию познавательного интереса детей. Создать условия для экспериментирования. Развивать умения детей в опытнической деятельности: формулировать предположение (гипотезу); фиксировать результаты наблюдений с помощью знаков; формулировать выводы на основе результатов экспериментирования. (Основная часть).

Закрепить знания о свойствах различных материалов (камне, пластилине, железе, стекле): о том, что предметы из этих материалов тонут. Воздух в оболочке («воздушная подушка») удерживает предметы из этих материалов на плаву. (Эксперименты № 1 и 2).

Развивать психические функции: внимание, наблюдение. (Все этапы занятия).

Развивать мыслительные операции: анализ свойств исследуемых объектов; обобщение (выявление общих свойств у группы предметов). (Все этапы занятия).

Продолжать учить детей работать в парах и уметь договариваться. (Эксперименты № 1 и 2).

Воспитывать в детях положительное отношение к игре и совместной деятельности. (Все этапы занятия).


 Предварительная работа: повторить названия и свойства различных материалов: камень, пластилин, железо, стекло.  

Материалы: 

Большой контейнер с водой. 

Фартуки для «лаборантов» (по одному на каждого ребенка), 1 взрослый халат. 

Бейджики с надписью «Лаборант» - 8 шт, «Старший научный сотрудник» - 1 шт.

Апельсины по количеству детей (половина из них в кожуре, половина - очищены). 

Полотенца по количеству детей. 

Набор материалов для экспериментирования - камень, шарик пластилина, шарик из стекла, монетки (по одному набору на каждого).

Контейнер с водой  на каждую пару детей.

Пакетики из пленки с пузырьками (16 шт).

Резинки для фиксации пакетов (16 шт).

Карты для фиксации результатов эксперимента № 1 – по числу пар детей.

Карты для фиксации результатов эксперимента № 2 – по числу пар детей.

Образец знаков для заполнения карты (красный крестик и зеленая галочка).

Зеленые и красные фломастеры (по одному на каждую пару детей). 

Изображения с вариантами использования воздуха для поддержания тяжелых предметов на плаву формата А4. 

Фрагмент мультфильма Фиксики № 123. Подводная лодка.

Доска.

Магниты.

Аквариум.

Стеклянные декоративные фигурки рыб и шарики с воздухом.


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дети собираются около воспитателя

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте познакомимся с ними. Подойдите к гостям, поздоровайтесь и скажите, как зовут вас. Спросите, как зовут гостей. 

Воспитатель вместе с детьми подходит к гостям. Дети знакомятся.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

- Ребята, скажите, любите ли вы играть?

- Какая ваша любимая игра?

- А вы знаете, в какую игру любила играть я, когда ходила в детский сад? (Нет, не знаем).

- Хотите, скажу? (Хотим).

- Я в детстве очень любила играть в ученых, ставить опыты и изучать все новое и невероятное. Это было очень интересно.

- Хотите так поиграть? (Хотим).

- Сможете? (Да).

- Почему вы так решили? (Умеем играть).

- Знаете, что вам для этого надо сделать? (Нет).

- Одеть фартуки и представить, что вы лаборанты. Еще надо произнести такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Вправо быстро обернись,

В лаборантов превратись.

Дети встают со стульев, надевают фартуки (на спинках стульев), закрывают глаза и произносят слова.

Воспитатель в это время надевает халат лаборанта.


- Вы - лаборанты. Я – старший научный сотрудник. Предлагаю вам разобраться в одном вопросе. Подойдите к столу. 

Дети подходят к столу, на котором расположена большая емкость с водой и 8 апельсинов (4 в кожуре и 4 очищенные). 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (тип № 2)

- Уважаемые лаборанты, перед вами – материалы для исследования. Назовите их. (Апельсины. Контейнер с водой).

- Возьмите апельсины в руки. Что вы можете сказать об их весе? (Тяжелые). 

- Напомните мне – тяжелые предметы тонут или плавают в воде? (Тяжелые предметы тонут).

- Как вы думаете, утонут ли апельсины? Почему? (Утонут, потому что апельсины тяжелые). 

- Я с вами согласна. Тяжелые предметы тонут. Но в научной лаборатории исследователи всегда все проверяют. Давайте и мы проверим. Опустите апельсины в воду. 

- Одни лаборанты говорят – утонут, другие говорят – нет. Давайте проверим. Опустите апельсины в воду. 

(Дети опускают апельсины в воду, апельсины в кожуре всплывают, очищенные тонут) 

t1600598881aa.jpg

- Что вы увидели? (Мы увидели, что часть апельсинов не утонула в воде).

- Задание было одно, а результат получился разный.

П А У З А

- Почему так получилось? (Ответы детей или пауза)

- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, почему одни апельсины утонули, а другие - нет)

- Что мы должны выяснить с помощью эксперимента? (Мы должны выяснить, что помогает тяжелым предметам держаться на плаву)

 Следуют индивидуальные ответы детей. 

- Правильно, молодцы. Сегодня цель нашего эксперимента – узнать, что помогает апельсинам и другим тяжелым предметам не тонуть.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дети садятся на стулья.

- Как вы думаете, что же помогло части апельсинов удержаться на плаву? (ответы детей). 

- Обратите внимание на апельсины: одинаковые ли они? (Одни в кожуре, другие нет) 

- Какие апельсины утонули? (Очищенные). А какие нет? (Те, что в кожуре).  

- Какой вывод мы можем сделать? (Апельсину не дает утонуть кожура). 

- Выскажите предположение, почему апельсины в кожуре не тонут? (Мы не знаем). 

- Кто из вас прав? (Не знаем)

- Хотите узнать? (Да) 

- Если мы чего-то не знаем, что нужно сделать, чтобы узнать? (Нужно спросить у специалиста, посмотреть в интернете, посмотреть в книге). 

- Молодцы! Как и в любой научной лаборатории, в нашей есть энциклопедия. Давайте в ней найдем сведения об апельсинах. 

«Апельсин – сладкий тропический фрукт оранжевого цвета. Снаружи покрыт толстой кожурой, содержащей пузырьки воздуха. Благодаря воздуху, кожура как спасательный круг держит апельсин на плаву». 


П А У З А

- Кто из вас был прав? (если дети высказывали предположения)

- Вы поняли, почему некоторые апельсины не утонули? (Их удерживал на плаву воздух в кожуре).

- А почему утонули другие? (У них нет кожуры), (Нет воздушной подушки). 

- Хорошо, у неочищенных апельсинов есть воздух в кожуре. Кожура – как воздушная подушка не дает утонуть тяжелым апельсинам. Это мы установили. Посмотрите вокруг. Как много тяжелых предметов. Как вы думаете, будет ли их удерживать воздушная подушка? (Да). (Нет).

- Что нам нужно проверить? (Удержит ли воздушная подушка тяжелые предметы на плаву).

- Молодцы, коллеги. Вы смогли сформулировать интересное научное предположение, которое в науке называется гипотеза.  

- Гипотезу необходимо проверить. Для этого вам нужно разделиться пары и провести несколько опытов. 

Дt1600598881ab.jpg
ети делятся на пары и подходят к столам, на которых стоят контейнеры с водой, лежат материалы: камень, пластилиновый шарик, монетка, стеклянный шарик, пакетики из пленки с пузырьками воздуха, резинки; карты для записей результатов эксперимента, красный и зеленый фломастеры.


Эксперимент № 1

- Посмотрите внимательно и назовите, какие материалы лежат перед вами (Камень, пластилиновый шарик, монетка, стеклянный шарик).

t1600598881ac.png

- Договоритесь с напарником, кто с какими материалами будет проводить опыты.

- Договорились?

- Один проводит опыт, другой записывает результат.

-t1600598881ad.png Положите перед собой карточку с номером один. В ней вы будете записывать результаты первого эксперимента.

-t1600598881ae.jpg В первом эксперименте будет четыре опыта. Каждый раз нужно будет опустить материал в воду и посмотреть, утонет ли он. Результаты наблюдений надо записать в карту № 1 (показать карту). Запомните, если предмет утонул, в клетке напротив него поставьте красный крестик. Если пред мет остался на плаву, поставьте напротив него зеленую галочку. 


Дети самостоятельно экспериментируют и фиксируют результаты. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу и разъяснения детям, нуждающимся в них.


Эt1600598881af.png ксперимент № 2

- Молодцы. А теперь давайте проверим наше предположение, что воздух может удержать тяжелые предметы на плаву. Каждый из четырех предметов положите в пакет из специальной пленки с пузырьками воздуха, плотно завяжите резинкой и по очереди опустите в воду. Результаты наблюдений запишите в карту № 2. 

Дети самостоятельно экспериментируют и фиксируют результаты.

- Молодцы ребята. Вы были очень внимательны, а это важное качество для любого исследователя.  

- Теперь возьмите ваши карты наблюдений и с помощью магнитов повесьте их на доске друг под другом по порядку.

(Дети вывешивают карты и садятся на стулья).

t1600598881ag.png

-t1600598881ah.gift1600598881ai.gift1600598881aj.gif Внимательно посмотрите на результаты первого эксперимента. Какой вывод можно сделать? (Все предметы утонули).

-t1600598881ak.gif Посмотрите на результаты второго эксперимента. Какой вывод можно сделать? (Предметы в пакете не утонули).

- Какой вывод мы можем сделать по результатам наших опытов? (Мы можем сделать вывод о том, что тяжелым предметам помогает не тонуть воздух). 

- Что помогает тяжелым предметам держаться на плаву?

- Молодцы, коллеги. Я приготовила для вас небольшой отрывок из научного фильма, который поможет вам понять, как действует воздушная подушка. Внимание на экран.

(Фрагмент мультфильма «Фиксики» № 123).


Воспитатель собирает детей около себя в центре группы.

- Коллеги, что мы доказали с помощью опытов? (Воздух может удерживать тяжелые предметы на плаву).

- Верно. Люди давно используют это свойство воздуха. А чтобы узнать, как, оглянитесь вокруг и найдите картинки - подсказки.  

Дети ищут изображения на подвесных модулях.

 Корабль 

Надувной круг и спасательный круг 

Нарукавники и спасательный жилет 

Матрас для плавания 

Шар для катания на воде 

Послание в бутылке 

Надувная лодка 

Буйки 

Катер на воздушной подушке 

Самолет на водных лыжах 

t1600598881al.gif

t1600598881am.gift1600598881an.jpgt1600598881ao.jpg

t1600598881ap.gift1600598881aq.jpgt1600598881ar.jpgt1600598881as.jpg


Варианты для проговаривания каждым ребенком ответа: 

- Корабль держится на плаву с помощью воздуха. И т.д. 

- Воздух помогает держаться на плаву кораблям и т.д. 

 

- Молодцы, коллеги, вы нашли очень много способов использования воздуха для поддержания тяжелых предметов на плаву. Вы были очень сосредоточенными и внимательными. Из вас получились замечательные исследователи. Работа в лаборатории подошла к концу. Повесьте рабочую одежду на стульчики и подходите ко мне. 


Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили играть.

Влево быстро обернись,

В детский сад опять вернись.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети садятся на стулья.

- Понравилось ли вам играть в лаборантов? (Да).

- Было интересно? (Да)

- Что удивило вас сегодня? Что запомнилось?

- Какой научный вывод вы сегодня сделали? (Тяжелым предметам помогает на плаву удержаться воздух или воздушная подушка).

- Теперь вы знаете, как люди используют это свойство воздуха. Но вы не назвали еще один. Подумайте.

ПАУЗА

- Я вам приготовила сюрприз. Оказывается и в создании интерьера, в создании красоты свойство воздушной подушки помогает. Хотите, мы вместе сделаем еще красивее нашу группу? (Да).

- Подойдите сюда. Возьмите по одной фигурке и аккуратно, по очереди опустите ее в аквариум.  

- Почему утонули крабик и лягушка? (У них не было воздушной подушки).

- Посмотрите, как аквариум украсил интерьер группы. Он будет напоминать вам о важном свойстве воздуха – удерживать предметы на плаву.

- Мы хорошо поиграли. Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.



«Апельсин – сладкий тропический фрукт оранжевого цвета. Снаружи покрыт толстой кожурой, содержащей пузырьки воздуха. Благодаря воздуху, кожура как спасательный круг держит апельсин на плаву». 



t1600598881at.png




Эксперимент № 1

Эксперимент № 2

t1600598881au.gif


t1600598881av.gif



t1600598881au.gif

+

t1600598881aw.gif


t1600598881av.gif



t1600598881ax.gif

t1600598881av.gif




t1600598881ax.gif

+

t1600598881ay.gif

t1600598881av.gif




t1600598881az.gif

t1600598881av.gif




t1600598881az.gif

+

t1600598881ba.gif


t1600598881av.gif



t1600598881bb.gif


t1600598881bc.gif



t1600598881bb.gif

+

t1600598881bd.gif


t1600598881av.gif





t1600598881be.gif

t1600598881bf.gif

t1600598881bg.jpg

t1600598881bh.jpg

t1600598881bi.gif





t1600598881bj.gif

t1600598881bk.gif





t1600598881bl.gif

t1600598881bm.gif

t1600598881bn.gif

t1600598881bo.gif

t1600598881bp.gif



t1600598881bq.jpg



t1600598881br.jpg


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 20.09.20 в 18:03 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс! Прекрасный опыт работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.