Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе «Почему не тонет апельсин?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Образовательная ситуация
«Почему не тонет апельсин?»
Технология: технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой
Возрастная группа: подготовительная к школе
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Авторы: Федотова Т.Г., старший воспитатель высшей категории.
Кудрелеева О.В., воспитатель высшей категории.
Бурмистрова Ю.Н., воспитатель первой категории.
г. Ярославль
2019 год
Цель: формирование знания о свойстве воздуха удерживать тяжелые предметы на поверхности воды.
Задачи:
Способствовать развитию познавательного интереса детей. Создать условия для экспериментирования. Развивать умения детей в опытнической деятельности: формулировать предположение (гипотезу); фиксировать результаты наблюдений с помощью знаков; формулировать выводы на основе результатов экспериментирования. (Основная часть).
Закрепить знания о свойствах различных материалов (камне, пластилине, железе, стекле): о том, что предметы из этих материалов тонут. Воздух в оболочке («воздушная подушка») удерживает предметы из этих материалов на плаву. (Эксперименты № 1 и 2).
Развивать психические функции: внимание, наблюдение. (Все этапы занятия).
Развивать мыслительные операции: анализ свойств исследуемых объектов; обобщение (выявление общих свойств у группы предметов). (Все этапы занятия).
Продолжать учить детей работать в парах и уметь договариваться. (Эксперименты № 1 и 2).
Воспитывать в детях положительное отношение к игре и совместной деятельности. (Все этапы занятия).
Предварительная работа: повторить названия и свойства различных материалов: камень, пластилин, железо, стекло.
Материалы:
Большой контейнер с водой.
Фартуки для «лаборантов» (по одному на каждого ребенка), 1 взрослый халат.
Бейджики с надписью «Лаборант» - 8 шт, «Старший научный сотрудник» - 1 шт.
Апельсины по количеству детей (половина из них в кожуре, половина - очищены).
Полотенца по количеству детей.
Набор материалов для экспериментирования - камень, шарик пластилина, шарик из стекла, монетки (по одному набору на каждого).
Контейнер с водой на каждую пару детей.
Пакетики из пленки с пузырьками (16 шт).
Резинки для фиксации пакетов (16 шт).
Карты для фиксации результатов эксперимента № 1 – по числу пар детей.
Карты для фиксации результатов эксперимента № 2 – по числу пар детей.
Образец знаков для заполнения карты (красный крестик и зеленая галочка).
Зеленые и красные фломастеры (по одному на каждую пару детей).
Изображения с вариантами использования воздуха для поддержания тяжелых предметов на плаву формата А4.
Фрагмент мультфильма Фиксики № 123. Подводная лодка.
Доска.
Магниты.
Аквариум.
Стеклянные декоративные фигурки рыб и шарики с воздухом.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети собираются около воспитателя
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте познакомимся с ними. Подойдите к гостям, поздоровайтесь и скажите, как зовут вас. Спросите, как зовут гостей.
Воспитатель вместе с детьми подходит к гостям. Дети знакомятся.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
- Ребята, скажите, любите ли вы играть?
- Какая ваша любимая игра?
- А вы знаете, в какую игру любила играть я, когда ходила в детский сад? (Нет, не знаем).
- Хотите, скажу? (Хотим).
- Я в детстве очень любила играть в ученых, ставить опыты и изучать все новое и невероятное. Это было очень интересно.
- Хотите так поиграть? (Хотим).
- Сможете? (Да).
- Почему вы так решили? (Умеем играть).
- Знаете, что вам для этого надо сделать? (Нет).
- Одеть фартуки и представить, что вы лаборанты. Еще надо произнести такие слова:
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть.
Вправо быстро обернись,
В лаборантов превратись.
Дети встают со стульев, надевают фартуки (на спинках стульев), закрывают глаза и произносят слова.
Воспитатель в это время надевает халат лаборанта.
- Вы - лаборанты. Я – старший научный сотрудник. Предлагаю вам разобраться в одном вопросе. Подойдите к столу.
Дети подходят к столу, на котором расположена большая емкость с водой и 8 апельсинов (4 в кожуре и 4 очищенные).
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (тип № 2)
- Уважаемые лаборанты, перед вами – материалы для исследования. Назовите их. (Апельсины. Контейнер с водой).
- Возьмите апельсины в руки. Что вы можете сказать об их весе? (Тяжелые).
- Напомните мне – тяжелые предметы тонут или плавают в воде? (Тяжелые предметы тонут).
- Как вы думаете, утонут ли апельсины? Почему? (Утонут, потому что апельсины тяжелые).
- Я с вами согласна. Тяжелые предметы тонут. Но в научной лаборатории исследователи всегда все проверяют. Давайте и мы проверим. Опустите апельсины в воду.
- Одни лаборанты говорят – утонут, другие говорят – нет. Давайте проверим. Опустите апельсины в воду.
(Дети опускают апельсины в воду, апельсины в кожуре всплывают, очищенные тонут)
- Что вы увидели? (Мы увидели, что часть апельсинов не утонула в воде).
- Задание было одно, а результат получился разный.
П А У З А
- Почему так получилось? (Ответы детей или пауза)
- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, почему одни апельсины утонули, а другие - нет)
- Что мы должны выяснить с помощью эксперимента? (Мы должны выяснить, что помогает тяжелым предметам держаться на плаву)
Следуют индивидуальные ответы детей.
- Правильно, молодцы. Сегодня цель нашего эксперимента – узнать, что помогает апельсинам и другим тяжелым предметам не тонуть.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Дети садятся на стулья.
- Как вы думаете, что же помогло части апельсинов удержаться на плаву? (ответы детей).
- Обратите внимание на апельсины: одинаковые ли они? (Одни в кожуре, другие нет)
- Какие апельсины утонули? (Очищенные). А какие нет? (Те, что в кожуре).
- Какой вывод мы можем сделать? (Апельсину не дает утонуть кожура).
- Выскажите предположение, почему апельсины в кожуре не тонут? (Мы не знаем).
- Кто из вас прав? (Не знаем)
- Хотите узнать? (Да)
- Если мы чего-то не знаем, что нужно сделать, чтобы узнать? (Нужно спросить у специалиста, посмотреть в интернете, посмотреть в книге).
- Молодцы! Как и в любой научной лаборатории, в нашей есть энциклопедия. Давайте в ней найдем сведения об апельсинах.
«Апельсин – сладкий тропический фрукт оранжевого цвета. Снаружи покрыт толстой кожурой, содержащей пузырьки воздуха. Благодаря воздуху, кожура как спасательный круг держит апельсин на плаву».
П А У З А
- Кто из вас был прав? (если дети высказывали предположения)
- Вы поняли, почему некоторые апельсины не утонули? (Их удерживал на плаву воздух в кожуре).
- А почему утонули другие? (У них нет кожуры), (Нет воздушной подушки).
- Хорошо, у неочищенных апельсинов есть воздух в кожуре. Кожура – как воздушная подушка не дает утонуть тяжелым апельсинам. Это мы установили. Посмотрите вокруг. Как много тяжелых предметов. Как вы думаете, будет ли их удерживать воздушная подушка? (Да). (Нет).
- Что нам нужно проверить? (Удержит ли воздушная подушка тяжелые предметы на плаву).
- Молодцы, коллеги. Вы смогли сформулировать интересное научное предположение, которое в науке называется гипотеза.
- Гипотезу необходимо проверить. Для этого вам нужно разделиться пары и провести несколько опытов.
Д
ети делятся на пары и подходят к столам, на которых стоят контейнеры с водой, лежат материалы: камень, пластилиновый шарик, монетка, стеклянный шарик, пакетики из пленки с пузырьками воздуха, резинки; карты для записей результатов эксперимента, красный и зеленый фломастеры.
Эксперимент № 1
- Посмотрите внимательно и назовите, какие материалы лежат перед вами (Камень, пластилиновый шарик, монетка, стеклянный шарик).
- Договоритесь с напарником, кто с какими материалами будет проводить опыты.
- Договорились?
- Один проводит опыт, другой записывает результат.
- Положите перед собой карточку с номером один. В ней вы будете записывать результаты первого эксперимента.
- В первом эксперименте будет четыре опыта. Каждый раз нужно будет опустить материал в воду и посмотреть, утонет ли он. Результаты наблюдений надо записать в карту № 1 (показать карту). Запомните, если предмет утонул, в клетке напротив него поставьте красный крестик. Если пред мет остался на плаву, поставьте напротив него зеленую галочку.
Дети самостоятельно экспериментируют и фиксируют результаты. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу и разъяснения детям, нуждающимся в них.
Э ксперимент № 2
- Молодцы. А теперь давайте проверим наше предположение, что воздух может удержать тяжелые предметы на плаву. Каждый из четырех предметов положите в пакет из специальной пленки с пузырьками воздуха, плотно завяжите резинкой и по очереди опустите в воду. Результаты наблюдений запишите в карту № 2.
Дети самостоятельно экспериментируют и фиксируют результаты.
- Молодцы ребята. Вы были очень внимательны, а это важное качество для любого исследователя.
- Теперь возьмите ваши карты наблюдений и с помощью магнитов повесьте их на доске друг под другом по порядку.
(Дети вывешивают карты и садятся на стулья).
- Внимательно посмотрите на результаты первого эксперимента. Какой вывод можно сделать? (Все предметы утонули).
- Посмотрите на результаты второго эксперимента. Какой вывод можно сделать? (Предметы в пакете не утонули).
- Какой вывод мы можем сделать по результатам наших опытов? (Мы можем сделать вывод о том, что тяжелым предметам помогает не тонуть воздух).
- Что помогает тяжелым предметам держаться на плаву?
- Молодцы, коллеги. Я приготовила для вас небольшой отрывок из научного фильма, который поможет вам понять, как действует воздушная подушка. Внимание на экран.
(Фрагмент мультфильма «Фиксики» № 123).
Воспитатель собирает детей около себя в центре группы.
- Коллеги, что мы доказали с помощью опытов? (Воздух может удерживать тяжелые предметы на плаву).
- Верно. Люди давно используют это свойство воздуха. А чтобы узнать, как, оглянитесь вокруг и найдите картинки - подсказки.
Дети ищут изображения на подвесных модулях.
Корабль
Надувной круг и спасательный круг
Нарукавники и спасательный жилет
Матрас для плавания
Шар для катания на воде
Послание в бутылке
Надувная лодка
Буйки
Катер на воздушной подушке
Самолет на водных лыжах
Варианты для проговаривания каждым ребенком ответа:
- Корабль держится на плаву с помощью воздуха. И т.д.
- Воздух помогает держаться на плаву кораблям и т.д.
- Молодцы, коллеги, вы нашли очень много способов использования воздуха для поддержания тяжелых предметов на плаву. Вы были очень сосредоточенными и внимательными. Из вас получились замечательные исследователи. Работа в лаборатории подошла к концу. Повесьте рабочую одежду на стульчики и подходите ко мне.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили играть.
Влево быстро обернись,
В детский сад опять вернись.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети садятся на стулья.
- Понравилось ли вам играть в лаборантов? (Да).
- Было интересно? (Да)
- Что удивило вас сегодня? Что запомнилось?
- Какой научный вывод вы сегодня сделали? (Тяжелым предметам помогает на плаву удержаться воздух или воздушная подушка).
- Теперь вы знаете, как люди используют это свойство воздуха. Но вы не назвали еще один. Подумайте.
ПАУЗА
- Я вам приготовила сюрприз. Оказывается и в создании интерьера, в создании красоты свойство воздушной подушки помогает. Хотите, мы вместе сделаем еще красивее нашу группу? (Да).
- Подойдите сюда. Возьмите по одной фигурке и аккуратно, по очереди опустите ее в аквариум.
- Почему утонули крабик и лягушка? (У них не было воздушной подушки).
- Посмотрите, как аквариум украсил интерьер группы. Он будет напоминать вам о важном свойстве воздуха – удерживать предметы на плаву.
- Мы хорошо поиграли. Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.
«Апельсин – сладкий тропический фрукт оранжевого цвета. Снаружи покрыт толстой кожурой, содержащей пузырьки воздуха. Благодаря воздуху, кожура как спасательный круг держит апельсин на плаву».
Эксперимент № 1 | Эксперимент № 2 | |||||
| | | + | | | |
| | | + | | | |
| |
| + | | | |
| |
| + | | |
Кияйкина Наталья Федоровна