Автор публикации: М. Гончарова, ученица 9И класса
Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
Поморы Выполнила ученица 9И Гончарова Милена
Происхождение поморов Поморы — это особая этнографическая группа, населяющая северо-западное побережье России, в основном, бассейн Белого моря, проживающая в частности в Архангельской области и на Кольском полуострове. С точки зрения этногенеза их обычно относят к русским и именно славянский компонент у них преобладает, однако, при этом среди их предков отмечают также определенный процент финно-угорских и норманнских народов. Предки поморов пришли на берега Северного Ледовитого океана много веков назад — согласно официальной картине истории считается, что их общность сложилась на заре средневековья. Колонизируя северные территории, они распространялись по побережью, создавая портовые поселения, монастыри и села. Эти поселения служили важными точками в торговых маршрутах «из варяг в греки», а позднее — навигационными базами для путешествий к берегам Шпицбергена и Новой Земли. Так, поморы, ограниченные с одной стороны огромным океанским пространством, а с другой — бескрайними северными лесами, выработали особенный образ жизни. Живя в тесном взаимодействии с суровой северной природой, они стали выдающимися рыбаками, мореходами, охотниками и мастерами морского промысла.
Главные промыслы Все занятия поморов, так или иначе, были связаны с морем. Основными промыслами считались: солеварение, рыболовство, ловля жемчуга, зверобойный промысел, судостроение и резьба по кости. Земледелием и скотоводством занимались в меньшей степени — только в тех районах, где позволяла почва и климат.
Язык, религия и верования поморов Главенствующей религией среди поморов, как и у большинства жителей России, было православие. Однако их религиозным практикам были присущи уникальные особенности, что было отчасти обусловлено изоляцией их общин от остального мира, особенно в долгие зимние месяцы. Они поддерживали старые обряды и традиции, в том числе строгое соблюдение постов и праздников. Наряду с общепринятыми церковными праздниками, такими как Пасха, Троица, Петров и Ильин день, в Поморье отмечались праздники поморского промыслового календаря, в частности, Никола вешний и Никола зимний. Образ святого Николая был особо любим и почитаем северянами. Религия поморов также в значительной мере сохраняла следы дохристианских верований. Их мифология и фольклор богаты рассказами о духах, домовых, русалках и других мифических существах. Важную роль играли обряды, связанные с морем, ловлей рыбы, охотой и сельским хозяйством. Например, в поморском промысловом календаре имели место праздники спуска судна на воду — водоноска и ледоноска, приходившиеся на начало и конец половодья. Также существовали обряды провожания реки во время ледохода, поклонение родникам и изготовление благодарственных крестов. Поморы говорили на своеобразном северном диалекте русского языка, включавшем в себя заимствования из финно-угорских, скандинавских и даже нидерландских языков вследствие активного морского торгового обмена. Он получил название «поморской говори». Для него характерно особое ударение, которое в основном приходится на первый слог и оканье, оставшееся у поморов неизменным по сей день. Сегодня поморский диалект продолжает сохранять многие древнерусские слова и формы, уже не встречающиеся в современном русском языке.
Национальный костюм Традиционная одежда поморов отличалась простотой и практичностью по ткани и покрою, и, в то же время имела свой уникальный стиль. У женщин это был шитый из льняного или шерстяного материала сарафан и рубаха, состоявшая из двух частей: верхней — рукава и нижней — стана или станины. Девичьим головным убором служила повязка, охватывающая голову вокруг и оставляющая верх открытым. Замужние женщины носили сороку с огромными наушниками и вышивкой солярных знаков. Мужской костюм состоял из подштанников, портов (штанов) и рубахи. В зависимости от сезона порты шили из холста, пестряди, домотканой или покупной шерсти и сукна. Летом голову венчала повседневная шапка — типаха, сшитая из сукна или нерпичьей шкуры, традиционным зимним мужским головным убором поморов была оплеуха — длинноухая меховая шапка.
Поморская кухня Основу рациона питания поморов составляла рыба. В будние дни варили простую уху, «пареную» в воде или собственном соку рыбу, а также похлебку из сушеной рыбы, измельченной до кашеобразного состояния. По праздникам готовили «жареху», запекая ценную рыбу в латках и печень трески в молоке. Хлеб и мучные изделия пекли главным образом из ржаной муки с примесью овсяной, гречневой и ячменной. Рыбакам на ближний промысел делали пресные лепешки или згибни — небольшие продолговатые хлебцы из кислого дрожжевого теста, которые можно было есть, не разрезая. Еще из выпечных изделий на Русском Севере были широко распространены шаньги и калитки. Первые выпекали из любой муки или крупы, с начинкой и без нее. В зависимости от этого шанежки назывались картовницами, овсяницами, гречишнами, репницами, тяпухами и др. Калитки или сочни преимущественно готовили из тонко раскатанного пресного ячменного теста с начинкой из творога, пшена, ягод. Культовыми блюдами поморской кухни являлись пироги — курник (с курицей и крупой), рыбник (с различными видами рыбы), а также щи и студень, их подавали как на праздничный стол, так и в обыденной жизни. В качестве напитков повсеместно употребляли квас, а к праздникам варили пиво из сахара и муки с хмелем либо на дрожжах и пареном хмеле. Со второй половины XIX века среди поморов, «ходивших» в норвежские земли или места, соседствующие с торговыми центрами, получили распространение кофе и чай.