Презентация
Автор публикации: А. Исрафилова, ученица 4 класса
О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ СКАЗКА? ИСТОРИЯ ЖАНРА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Выполнила: Исрафилова Амира Ученица 4 класса Асаликентской ООШ
Я люблю сказки. Сначала мне рассказывали сказки мама и бабушка. Мама- на русском языке, а бабушка- на лезгинском. Уже тогда я стал понимать, что в русских и дагестанских народных сказках есть и сходства, и различия. И мне стало интересно, насколько много в них общего и различного, были ли у русского и дагестанского народа схожие герои? На уроках русской и родной литературы мы изучаем народные сказки. Разберемся сначала, что же такое народная сказка. О чем может рассказать сказка? Историю возникновения жанра и его социальное значение.
Цель проекта :ознакомиться с русскими и дагестанскими народными сказками; привить любовь и интерес к народным сказкам; привить любовь и интерес к народному творчеству. Цель проекта :ознакомиться с русскими и дагестанскими народными сказками; привить любовь и интерес к народным сказкам; привить любовь и интерес к народному творчеству. Задачи: -расширение знаний о русских и дагестанских народных сказках; -ознакомить с историей возникновения жанра; -развитие интереса к русскому и дагестанскому народному творчеству; -развитие любви к чтению.
Объект исследования: главные герои сказок, классификация сказок, особенности волшебной сказки. Предмет исследования: Русские и дагестанские народные сказки. Методы исследования: размышления, чтение книг, анкетирование, анализ результатов
Гипотеза: русские народные сказки и сказки народов дагестана, несмотря на свою самобытность и разнообразие, похожи. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей.
Как же появились сказки? Как же появились сказки? Сказки пришли к нам из глубокой древности. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В стародавние времена сказочники ходили по русской земле и рассказывали сказки. Собирались вокруг них люди, и слушали, каждому хотелось узнать про диво дивное, про чудо чудное, про волшебство и приключения. Царь Алексей Михайлович запрещал слушать сказки, а сам держал при дворе сказочников, награждал их дорогой одеждой.
Иван Грозный тоже не обходился без сказки: три слепых сказочника неотлучно были в царских палатах. Не только в богатых теремах, но и в убогих избушках ─ сказка была самой любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие сказочники почти исчезли. Но сказка никуда не делась. В городах и сёлах рассказывали сказки детям нянюшки, мамы, бабушки. Отец дарил сказку сыну, бабушка ─ внучке. Значит, сказка самая мудрая и самое древнее произведение устного народного творчества. Она воспитывает у нас уважение к старшим, учит быть добрыми и смелым. Иван Грозный тоже не обходился без сказки: три слепых сказочника неотлучно были в царских палатах. Не только в богатых теремах, но и в убогих избушках ─ сказка была самой любимой утехой, и помощником. Позднее бродячие сказочники почти исчезли. Но сказка никуда не делась. В городах и сёлах рассказывали сказки детям нянюшки, мамы, бабушки. Отец дарил сказку сыну, бабушка ─ внучке. Значит, сказка самая мудрая и самое древнее произведение устного народного творчества. Она воспитывает у нас уважение к старшим, учит быть добрыми и смелым. Главная мысль любой сказки ─ победа добра над злом. Я считаю, что так должно быть и в жизни. Многие древние традиции моего дагестанского народа заложены в дагестанских и русских народных сказках.
В Дагестане 44 национальности, и значит на стольких языках, написаны сказки народов Дагестана. И каждая сказка таит в себе свои традиции, свои адаты, свои притчи. Я считаю, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней. Когда я читаю сказки, я окунаюсь в волшебный мир, и испытываю иногда радость, а иногда грусть за героев любимых сказок. Наша учительница нам сказала, что в русском и дагестанском фольклоре много общего. И я с ней полностью согласен. Я узнал из прочитанного, что сказки можно разделить на народные и литературные , а по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые.
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК СКАЗКИ НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ О животных (медведь,волк,кот,лиса,коза,петушок,курочка) Бытовые (мужик,барин,муж,жена) Волшебные(Иван-Царевич,Иванушка-дурачок.Змей Горыныч,Баба-ЯГА) «ТЕРЕМОК», «РЕПКА», «КУРОЧКА РЯБА» «СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ» «ДВЕННАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
В бытовых сказках высмеивают глупость, лень, жадность. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
Бытовые дагестанские сказки имеют самую тесную связь с реальностью, действующие лица всегда принадлежат к бедному сословию. Один из основных признаков бытовых сказок - это отсутствие волшебства. В них народ прославляет ум человека, ловкость, которые главный герой проявляет в борьбе с отрицательными персонажами в лице ханов, богачей, которые в реальной жизни были врагами горцев. В бытовых сказках восхваляются достоинства и высмеиваются недостатки людей. Так, в бытовой сказке «Преданные друзья» говорится, как бедные юноши нашли клад в пещере и честно поделили поровну. Справедливость, дружба и преданность сделали этих молодых людей состоятельными. Бытовые дагестанские сказки имеют самую тесную связь с реальностью, действующие лица всегда принадлежат к бедному сословию. Один из основных признаков бытовых сказок - это отсутствие волшебства. В них народ прославляет ум человека, ловкость, которые главный герой проявляет в борьбе с отрицательными персонажами в лице ханов, богачей, которые в реальной жизни были врагами горцев. В бытовых сказках восхваляются достоинства и высмеиваются недостатки людей. Так, в бытовой сказке «Преданные друзья» говорится, как бедные юноши нашли клад в пещере и честно поделили поровну. Справедливость, дружба и преданность сделали этих молодых людей состоятельными.
Волшебные сказки - это такие сказки, где происходит волшебство.В волшебных сказках есть волшебные предметы, сказочные персонажи и герои, которые умеют творить волшебство. В них действующими лицами являются Кощей Бессмертный, Морской царь, Морозко, Баба-Яга, Жар-птица. В них мы встречаем также чудесные предметы- живую и мертвую воду, ковер-самолет, волшебную палочку, шапку невидимку, ковер-самолет.
У дагестанских народов часто можно встретить образ коня-друга всадника.(Морской конь) У дагестанских народов часто можно встретить образ коня-друга всадника.(Морской конь) По понятиям горцев конь - настоящий друг и товарищ наездника. Он занимает особое место в устном народном творчестве Дагестана. Конь у дагестанцев – это умный советчик, добрый помощник и преданный друг. Коням героев присуще человеческие свойства: они могут не только разговаривать, но и советовать, рассуждать, поучать. Дружба между богатырем и конем – один из распространенных мотивов сказок. Конь всегда является верным помощником героя. В сказке «Морской конь» речь идет именно о таком коне, который до конца остается верным другом и советчиком героя.
В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому : медведь- глуповат ,заяц -трусоват, волк-жаден ,лиса -хитрее хитрых , обманет кого хочешь . В сказках о животных человек играет второстепенную роль.
Особое место среди дагестанских сказок занимает сказки о животных. В сказках о животных отражены народная мудрость, жизненные наблюдения и хозяйственные навыки горцев. У животных-персонажей те же проблемы, что и у людей. В основном сказки о животных, а некоторые из них со временем превратились в нравоучительные басни. В них даже слабый побеждает сильного, злого и глупого благодаря своему уму и находчивости. Например, в сказке «Бык, который стал царем» по своей глупости бык попадает в беду. Увидев свои большие рога и огромную комплекцию тела, он уходит с водопоя , хвастаясь собой и показывая свою силу и могущество. Так он стал царем лесных обитателей и стал таким жирным, что не мог двигаться с места. В конечном итоге все звери разбирали его по частям. У быка-хвастуна был плачевный конец, потому что он не думал о последствиях своего поступка. Эта сказка учит нас тому, что со всеми случается так же, кто берется за дело, которое ему не под силу. Особое место среди дагестанских сказок занимает сказки о животных. В сказках о животных отражены народная мудрость, жизненные наблюдения и хозяйственные навыки горцев. У животных-персонажей те же проблемы, что и у людей. В основном сказки о животных, а некоторые из них со временем превратились в нравоучительные басни. В них даже слабый побеждает сильного, злого и глупого благодаря своему уму и находчивости. Например, в сказке «Бык, который стал царем» по своей глупости бык попадает в беду. Увидев свои большие рога и огромную комплекцию тела, он уходит с водопоя , хвастаясь собой и показывая свою силу и могущество. Так он стал царем лесных обитателей и стал таким жирным, что не мог двигаться с места. В конечном итоге все звери разбирали его по частям. У быка-хвастуна был плачевный конец, потому что он не думал о последствиях своего поступка. Эта сказка учит нас тому, что со всеми случается так же, кто берется за дело, которое ему не под силу.
Сравнительная характеристика сюжета и композиции русских и дагестанских народных сказок . Зачин русских народных сказок: 1 «Жил старик со старухою» («Мальчик с пальчик», «Бык, баран, гусь, петух и волк») 2. «Ехали два брата: один бедный, другой богатый». («Дочь-семилетка».) 3. В старые годы у одного царя было три сына. («Царевна-лягушка») 4. Стоит в поле теремок(«Теремок.») Зачин дагестанских народных сказок: 1.Жили-были у старика Аракана осел (» Осел Аракана и козел Маракана»). 2. В близком селении, в далёком ханстве жил-был бедняк. («Проданный мальчик»). 3. Жил в одном ауле старшина по имени Токай. («Пейма-ханум») 4.Однажды медведь, лиса, кабан. («Лиса»). 5. То ли было, то ли не было — жил некогда в одном городе бедный старик («Друзья пастуха»)
Анкетирование учащихся начальной школы. Мы провели анкетирование среди учащихся. В анкетировании участвовало 17 школьников. На вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?» читаю ответили 5 человек, рисую – 3 человека, играю в компьютер - 5 учащихся, играю с друзьями – 4 школьников. Таким образом, видим подтверждение проблемы снижения интереса школьников к чтению. «Может ли человек обойтись без книг?» На данный вопрос большинство ребят ответило отрицательно, но все же 3 учащихся, к сожалению, ответили, что вполне могут прожить без книг. «Нравится ли тебе читать?» почти все школьники ответили утвердительно (12 человек), но 5 школьника все же ответили, что читать не любят. Здесь наблюдается противоречие, так как данные школьники на предыдущий вопрос ответили, что без книг обойтись нельзя, тогда как школьники, которые утверждали, что книги не нужны человеку, ответили, что очень любят читать. На вопрос «Какие книги (сказки, стихотворения, повести, рассказы) тебе нравится читать?» большинство ребят (15 учащихся), ответили, что любят читать сказки, однако другие 2 человек предпочитают рассказы. Однако ребята в анкете отметили и названия рассказов «Конек Горбунок» и тому подобное. Видим противоречие. Оказалось, что ребята просто не владеют информацией о жанре сказки, об особенностях данного жанра, и принимают авторские сказки за рассказы.
Заключение В ходе моего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских и дагестанских народных сказок, узнала значения непонятных мне слов, провела анкетирование среди учащихся своего класса по теме проекта, узнала из дополнительной литературы многое о сказках. По прочитанным сказкам я сделала выводы: кто главный герои сказок, как они выглядят, узнал о сущности самой сказки. Я узнала из прочитанного, что сказки можно разделить на народные и литературные, а по сюжету на сказки о животных, волшебные, бытовые. Я считаю, что каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней. Так же я узнал, что в русском и дагестанском фольклоре много общего и много различий. А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок. И, самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло. Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».