12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нетесова Л.В.459
Россия, Иркутская обл., рп Жигалово
Материал размещён в группе «географы»
3

Пригородный пассажирский транспорт на территории Жигаловского района

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

«Пригородный пассажирский транспорт на территории Жигаловского района»


Выполнил: Рудых Игорь Юрьевич,

учащийся 9 класса

Руководитель: Нетесова Л.В.,

учитель географии


Пригородный пассажирский транспорт относится третичному сектору экономики или сфере услуг. Сфера услуг не производит каких-либо материальных ценностей в экономике страны, основное ее предназначение состоит в оказании услуг по обслуживанию населения или удовлетворение бытовых и духовных потребностей человека. Таким образом, уровень развития сферы услуг на той или иной территории определяет качество жизни населения и степень ее социальной привлекательности.

Уровень, качество, полнота предоставляемых социальных услуг различаются по регионам, а также существенно отличаются между городом и сельской местностью. Развитие сферы обслуживания населения формирует степень закрепленности населения на той или иной территории.

Я решил рассмотреть уровень развития такой части сферы обслуживания населения на территории Жигаловского района как пригородный пассажирский транспорт, ведь именно он в большей степени определяет доступность сельских жителей нашего района различным направлениям сферы услуг.

Итак, цель моего проекта: выявить степень доступности и эффективности пригородного общественного транспорта для сельских жителей Жигаловского района.

Задачи проекта:

1. Узнать какие маршруты пригородного пассажирского транспорта развиты в нашем районе;

2. Установить охват сельского населения пригородным транспортом;

3. Рассчитать степень эффективности каждого из автобусных маршрутов на территории нашего района;

4. Рассмотреть возможности для улучшения автобусных сообщений.

Актуальность проекта состоит в том, что на территории Жигаловского района далеко не все сельские поселения имеют необходимый комплекс социальных услуг (например, медицинские услуги, среднее и среднее специальное образование, парикмахерские услуги и другое). В связи с этим фактом важным условием социального развития является наличие регулярных маршрутов пригородного пассажирского транспорта и транспортное сообщение районного центра со всеми сельскими поселениями нашего района. Регулярное транспортное пассажирское сообщение позволит населению района получать необходимые услуги в районном центре, не чувствовать себя далекой глубинкой, поддерживать здоровье, получать более широкий спектр образовательных, бытовых и других услуг. В этом состоит экологическая составляющая моего проекта.

Выявление состояния развития пригородного пассажирского транспорта нашего района позволит подготовить рекомендации для улучшения развития в данном направлении для администрации и автохозяйства нашего района.

В ходе работы со специалистами автотранспортного предприятия п.Жигалово я выяснил, что в расписание движения пригородных рейсов пассажирского транспорта включены следующие маршруты:

п.Жигалово – д.Кузнецовка - с.Тутура – д.Головновка;

п. Жигалово – д.Кузнецовка – с.Тутура - д. Якимовка – д.Грехово – с.Чикан;

п.Жигалово – с.Рудовка – д.Игжиновка;

п.Жигалово – с.Тутура - д.Головновка;

п.Жигалово – д.Пономарёво – д.Воробьёво – с.Петрово – д.Заплёскино;

п.Жигалово – д.Нижняя Слобода – с.Знаменка – д.Константиновка – с.Дальняя Закора – д.Тыпта;

п.Жигалово – д.Нижняя Слобода – с.Знаменка – д.Константиновка – с.Дальняя Закора – д.Качень – д.Чичек – д.Кайдакан – д.Бутырино – с.Тимошино;

п.Жигалово – д.Нижняя Слобода – с.Знаменка – д.Константиновка – с.Дальняя Закора – д.Качень – д.Чичек – д.Кайдакан – д.Бутырино – с.Тимошино – д.Байдоново – д.Бачай – с.Лукиново.

Представленные маршруты охватывают 27 сельских поселений, при этом, если поселения Нижняя Слобода, Знаменка, Константивновка, Дальняя Закора включены в состав трех маршрутов и имеют достаточный уровень транспортных услуг в течение одной недели, то оставшиеся поселения отличаются единичностью транспортных услуг. Это первая проблема пригородного пассажирского транспорта Жигаловского района.

Также мы видим, что ряд поселений, а именно Усть-Илга, Грузновка, Коношаново, имея постоянно проживающее сельское население, вообще не охвачены услугами пригородного пассажирского транспорта. При этом если до Грузновки и Коношаново не проложена грунтовая дорога, доступная для пассажирского сообщения, то транспортная доступность села Усть-Илга представлена. Это вторая выявленная проблема.

Пригородные маршруты отличаются значительной протяженностью и  редкими остановками, а значит, требуют достаточно больших расходов. Далее на основании показателей пассажирооборота, расстояния до населенных пунктов, расходов на горюче-смазочные средства (далее ГСМ), оплаты работы водителя автобуса и кондуктора я рассчитал рентабельность наиболее удаленных маршрутов. Данные расчеты произведены за декабрь 2020 года, общие результаты представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Затраты на некоторые пассажирские маршруты и средние показатели пассажирооборота


Маршрут

Общие минимальные затраты

Средний пассажирооборот за рейс

Средний пассажирооборот за месяц

Желаемый пассажиро-оборот

Жигалово-Лукиново

6753 р.

18-20 чел.

254 чел./мес.

750 чел./мес.

Жигалово-Тимошино

5404 р.

25-27 чел.

395 чел./мес.

720 чел./мес.

Жигалово - Тыпта

4888 р.

25 чел.

198 чел./мес.

707 чел./мес.

Жигалово - Чикан

4415 р.

25 чел.

83 чел./мес.

700 чел./мес.

Жигалово - Заплескино

6013 р.

23-24 чел.

51 чел./мес.

710 чел./мес.


Полученные результаты наглядно показывают, что желаемый для получения рентабельности пассажирооборот и тот же средний показатель за месяц существенно отличаются, что свидетельствует о низкой рентабельности пассажирских маршрутов, представленных в данной таблице. Все пять рассматриваемых маршрутов являются для автохозяйства убыточными. Это третья проблема пригородного пассажирского транспорта Жигаловского района.

Чтобы более детально рассмотреть данную проблему, возьмем самый дальний маршрут Жигалово-Лукиново-Жигалово:

Оказывает услуги населению 12 сельских населенных пунктов;

Расходы ГСМ с учетом пробега составляют 1360 л;

Стоимость ГСМ – 59880 руб.;

Расходы на заработную плату за рейс 2393,17 руб.; в месяц – 53615,38 руб.;

Общая выручка – 60371 руб.;

Рентабельность маршрута: – 53124,38 руб.

Как видим, проблема низкой рентабельности и убыточности пассажирских маршрутов очевидна. Основной причиной данной ситуации является низкий пассажирооборот, что связано с небольшой численностью сельских поселений. Основную часть выручки данного маршрута дают пассажиры наиболее близких к поселку сел и деревень, а значит, стоимость за проезд они дают минимальную. Возможно, рентабентальность в другие месяцы на данном маршруте будет выше, так как мы рассматривали перевозки за декабрь, который отмечался морозными днями, что снижает уровень пассажирооборота.

Для выяснения возможной стоимости проезда пригородным пассажирским транспортом с учетом рентабельности маршрута мы обратились к водителям, предоставляющим услуги такси, и сравнили стоимость проезда. Результаты исследования представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Сравнительный анализ стоимости проезда пассажирским автобусом и частным такси


Направление маршрута

Стоимость проезда автобусом

Стоимость проезда на такси

Жигалово – Чикан

170 руб.

1200 руб.

Жигалово – Рудовка

50 руб.

300 руб.

Жигалово – Тутура

35 руб.

150 руб.

Жигалово – Петрово

170

1200 руб.

Жигалово – Тимошино

265 руб.

Не было заказов

Жигалово – Знаменка

155

1100 руб.

Жигалово – Усть-Илга

-

900 руб.

Как наглядно показывает таблица, разница в стоимости проезда существенна, так как частное лицо, работающее на себя, не станет осуществлять нерентабельные перевозки. Это одно из правил рыночной экономики. Работа автотранспортного предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки на территории Жигаловского района, финансово поддерживается администрацией муниципального образования.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Пригородный пассажирский транспорт на территории Жигаловского района имеет достаточно широкий спектр направлений;

Ежедневные и достаточно регулярные автобусные перевозки пассажиров осуществляются из поселка в села Тутура и Рудовка, данные маршруты пассажирского транспорта являются наиболее выгодными;

Достаточный охват пригородным пассажирским транспортом имеют поселения Нижняя Слобода, Знаменка, Константиновка, Дальняя Закора;

Эпизодические сообщения установлены с поселениями Заплескино, Петрово;

Отсутствует налаженное пригородное сообщение с поселениями Усть-Илга, Грузновка, Коношаново (а также Головское, Сурово);

Работа автотранспортного предприятия, осуществляющего пригородное пассажирское сообщение на территории Жигаловского района является нерентабельной;

Услуги такси с учетом их стоимости доступны далеко не всем сельским жителям;

Поддержание сферы услуг района требует сохранение сложившейся системы пассажирского транспорта и дальнейшей финансовой поддержки администрации Жигаловского района.



Использованные источники:

География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И.Алексеев и др.- М.: Просвещение, 2020. – 239 с.

Городской и пригородный транспорт [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: https://studref.com/471451/menedzhment/gorodskoy_prigorodnyy_transport

Пригородные и междугородние автобусы: особенности и отличия /О.Бодня [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: https://5koleso.ru/avtopark/prigorodnye-i-mezhdugorodnye-avtobusy-soedinyaya-tochki-na-karte/

Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (принят Государственной Думой 18.10.2007 г.)

Материалы Жигаловского автотранспортного предприятия.



Презентация к проекту
PPTX / 288.62 Кб

 

Автор материала: И. Рудых (9 класс)
Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.