12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубинкина Евгения40

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»















Индивидуальный проект

по теме «Берут ли в армию с плоскостопием?»










Выполнил: ученик 10 класса

МБОУ «Бородинская сош»

Шамбер Глеб Сергеевич

Руководитель: учитель биологии

Дубинкина Евгения Николаевна








Паспорт исследовательского проекта



Название работы

«Берут ли в армию с плоскостопием?»

Руководитель работы

Учитель биологии МБОУ «Бородинская сош» Дубинкина Евгения Николаевна

Автор работы

Ученик 10 класса МБОУ «Бородинская сош» Шамбер Глеб

Актуальность

В настоящее время очень часто встречается деформация стопы, что сильно снижает качество жизни из-за выраженных симптомов.

Стадия проекта

Завершенная

Гипотеза

С плоскостопием в армию не берут.

Цель работы

Выяснить как взаимосвязаны между собой плоскостопие и служба в армии.

Задачи

1. Найти информацию в Интернете по данной теме.

2. Рассмотреть строение и функцию стопы.

3. Изучить степени и виды плоскостопия и категории годности к армейской службе.

4. Узнать методы профилактики и лечения плоскостопия.

5. Рассмотреть методики определения плоскостопия.

6. Провести исследование на выявление плоскостопия среди юношей 8-9 классов.

7. Подобрать упражнения для профилактики плоскостопия.












Содержание:


Введение ………………………………………………………...

4

1.

Теоретическая часть


1.1.

Стопа и ее функция …………………………………………….

6

1.2.

Степени и виды плоскостопия ………………………………...

7

1.3.

Профилактика и лечение заболевания ………………………..

8

1.4.

Плоскостопие и служба в армии ………………………... ……

10

1.5.

Методики определения плоскостопия ………………………..

11

2.

Практическая часть


2.1.

Организация и объект исследования …………………………

14

2.2.

Исследование собственной стопы …………………………….

14

2.3.

Исследование плантограмм школьников …………………….

15

3.

Заключение ……………………………………………………..

18

4.

Список литературы …………………………………………….

19


Приложение ……………………………………………………

20















Введение

Стопы, словно зеркало, отражают состояние здоровья всего нашего организма. Например, в китайской традиционной медицине воздействие на нужные точки поверхности стоп помогает корректировать работу органов и даже целых систем организма человека.

Здоровые стопы помогают нам твердо стоять на земле и комфортно передвигаться по жизни. Удивительно, но каждый человек рождается с плоской стопой. В процессе роста за счет работы мышц и связок формируются своды.

Актуальность. Стопа – это природный амортизатор, который предохраняет наш организм от тряски при ходьбе и беге. Также за счёт стопы человек удерживает равновесие при движении. Но в настоящее время очень часто встречается деформация данной части опорно-двигательного аппарата, что сильно снижает качество жизни из-за выраженных симптомов. В некоторых случаях приводит к инвалидности. Многие люди не воспринимают данное заболевание всерьез, не знают о профилактике данного заболевания. 

При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.

Со стороны кажется, что ничего страшного! Но в чем коварство плоскостопия? С этим недугом даже не берут в армию, вот только почему? Я решил изучить эту тему и найти ответы на интересующие меня вопросы.

Цель: Выяснить как взаимосвязаны между собой плоскостопие и служба в армии.

Задачи:

1. Найти информацию в Интернете по данной теме.

2. Рассмотреть строение и функцию стопы.

3. Изучить степени и виды плоскостопия и категории годности к армейской службе.

4. Узнать методы профилактики и лечения плоскостопия.

5. Рассмотреть методики определения плоскостопия.

6. Провести исследование на выявление плоскостопия среди юношей 8-9 классов.

7. Подобрать упражнения для профилактики плоскостопия.

Объектом исследования является стопа. Предмет исследования -плоскостопие. При работе использовались следующие теоретические и практические методы: сбор и анализ полученной информации, исследование, метод статистической обработки данных, сравнение, обобщение, выводы. В поисках теоретического материала использованы материалы Интернет-ресурсов.

В качестве гипотезы выдвинул предположение, что с плоскостопием в армию не берут.

В основной части работы рассмотрены общие теоретические вопросы о строении стопы и о причинах плоскостопия, о методах, позволяющих определить плоскостопие. В практической части представлены результаты проведенного исследования и даны рекомендации.

Применение данной работы возможно при проведении уроков биологии и физкультуры, родительских собраний, занятий внеурочной деятельности. Полученные знания пригодятся в медицинской сфере.




























Теоретическая часть Стопа и ее функция

Стопа является очень важной составляющей опорно-двигательного аппарата человека. Она состоит из 26 прочно соединенных между собой костей, образующих малоподвижные суставы. Весь скелет стопы делят на три части: предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

t1706106406aa.jpg

Рисунок 1. Строение стопы

Грациозность походки, быстрый бег и легкие прыжки, способность длительное время пребывать в вертикальном положении обусловлено уникальным строением стопы. Особенностью строения стопы человека является наличие ее сводов. Сводчатая конструкция стопы является характерным признаком человека, связанным с прямохождением. В ходе эволюции стопа человека сначала была похоже на кисть руки, только потом сформировалась полноценная стопа, которую мы привыкли видеть.

Такое строение возникло в связи с новыми функциональными требованиями, предъявленными к человеческой стопе: увеличение нагрузки на стопу при вертикальном положении тела, уменьшение площади опоры в сочетании с экономией строительного материала и крепостью всей постройки.

Строение стопы человека, в частности её свода, во многом обусловлено поддержкой связок и мышц, которые не позволяют своду уплощаться, и помогают в амортизационной функции стопы. Но если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы - она оседает и уплощается.

Изменения формы стопы вызывает нарушения во всем организме человека. Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата является плоскостопие.


Степени и виды плоскостопия

Плоскостопие ортопедическое заболевание, заключающееся в изменении конфигурации стопы. Оно не является деформацией. При плоскостопии наступает сглаживание естественных, характерных для здорового человека анатомических вогнутостей — сводов стопы. В норме стопа опирается на землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Своды на ступнях образуются по мере взросления. У детей до 3—х лет стопа плоская. У людей старше 3—х лет наличие плоских стоп — серьезная проблема.

Причинами плоскостопия могут быть:

травмы (перелом ступни или голеностопного сустава, повреждения свода стопы);

паралич мышц ступни, который может развиться после перенесенного полиомиелита;

рахит – кости становятся мягкими и податливыми, из-за чего под тяжестью веса тела деформируются;

ослабление мышечно-связочного аппарата, вследствие чего он не может поддерживать свод в нужном положении;

наследственность – плоскостопие может быть заложено в генах.

У некоторых людей плоскостопие развивается в более позднем возрасте. Увеличивают риск плоскостопия такие заболевания: травмы ахиллова сухожилия, сахарный диабет, синдром Дауна, ожирение и др.

t1706106406ab.jpg

Рисунок 2. Степени плоскостопия

Существует три степени болезни:

I степень. Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают.

II степень. Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выраженные.

III степень. Деформация стопы выражена, сопровождается поражением других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Постоянная боль в стопе, в голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются головные боли. Человек с большим трудом переносит спокойную непродолжительную ходьбу и в обычной обуви передвигаться уже не может.

При появлении симптомов плоскостопия надо срочно идти к врачу. Врач должен осмотреть, назначить рентгеновские снимки обеих стоп в прямой и боковой проекциях, выполненной под нагрузкой (стоя), и только тогда поставить диагноз. Изучение рентген-снимков, выполненных в двух проекциях позволяет классифицировать плоскостопие по виду и степени деформации стопы.

Плоскостопие бывает продольнымпоперечным и смешанным. Чаще всего встречается поперечное плоскостопие (более 55% случаев). При поперечном увеличивается ширина стопы (полнота обуви), при продольном – длина (размер обуви), соответственно, привычная обувь становится тесной и сильно жмет, либо вообще не налезает на ногу.

Продольное плоскостопие чаще встречается у людей в возрасте 16-25 лет, поперечное – в возрасте 30-35 лет.

Кстати, до недавнего времени бытовало мнение, что плоскостопие – исключительно мужской недуг, который является результатом неправильно подобранной обуви. То есть обувь без каблука и ортопедических стелек вроде кедов, сандалий, сланцев со временем приводит к тому, что выемка на подошвах ног исчезает, а размер стопы увеличивается. На самом деле плоскостопие встречается как у мужчин, так и у женщин.

Профилактика и лечение заболевания

Плоскостопие лечить сложно, особенно восстановить свод стопы проблематично с годами. Если в детстве на начальных стадиях можно вернуть физиологичную форму стопы, если вовремя забить тревогу, то у взрослых это уже невозможно. Поэтому особенно большая роль отводится профилактике этого заболевания. Основа профилактики – исключение факторов, которые провоцируют плоскостопие: неправильная обувь, большой вес, слабость связочного аппарата, длительная перегрузка стоп, отказ от ортопедических приспособлений.

Рассмотрим основные методы профилактики плоскостопия:

Массаж. Один из самых приятных и эффективных методов профилактики и лечения заболевания. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы сеансы были регулярными и длительными. Делать массаж должен опытный специалист с большим практическим опытом работы. Во время процедуры массируется не только стопа, но и вся нижняя конечность. В домашних условиях массаж можно делать при помощи специальных приспособлений (валики, шарики, массажный коврик).

Ношение удобной обуви. Она должна быть изготовлена из натуральных материалов, на небольшом каблуке. Внутри должна быть специальная стелька, которая приподнимает свод стопы. При этом обувь не должна быть узкой или чересчур свободной.

Закаливание. При контакте с холодом сосуды подошвы начинают рефлекторно сжиматься, а при контакте с теплом разжиматься. Таким образом, закаливание позволяет держать мышечную систему стоп в тонусе.

Использование специальных массажёров. Обычно это деревянные устройства с шипами, закрепленные на оси, которые необходимо вращать ногами.

Физические нагрузки. Чем больше ребенок бегает, прыгает, ходит, занимается спортом, тем лучше снабжаются кровью его связки, кости, мышцы на ногах.

Ходьба босиком. В летнее время желательно, чтобы ребенок больше гулял босиком по неровным поверхностям (морскому дну, земле, гальке, песку и так далее). Это отличная тренировка для стопы предотвращает развитие плоскостопия.

Лечение плоскостопия может различаться в зависимости от степени деформации. У взрослых этот процесс можно только замедлить, а детей есть шанс полностью излечить, пока кости и связки не сформировались до конца. Лечение плоскостопия, в основном, консервативное, но возможно и хирургическое вмешательство. При появлении плоскостопия лечение должно быть комплексным, направленным на снятие болевого синдрома, укрепления мышц и связок стопы, предотвращения развития осложнений и прогрессирования деформации. Для этого назначают лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки и лечебную физкультуру. Основным способом лечения является выполнение упражнений лечебной физической культуры. Упражнения нужно проводить ежедневно. Эти упражнения укрепляют свод стопы, развивая мышцы, которые его поддерживают, а также способствуют натяжению связочного аппарата. Помимо этого, происходит воспитание стереотипа правильного положения тела и постановки стоп при ходьбе. При выборе упражнений учитываются форма, положение стопы, жалобы, возраст. Упражнения, направленные на лечение плоскостопия, рекомендуют и для профилактики данного заболевания. Такие упражнения в разных комбинациях должны включаться в цикл утренней гимнастики. Для профилактики развития плоскостопия рекомендуется выполнять упражнения в естественных условиях: ходить босиком по рыхлой почве, брёвнам, гальке, песку, лазать по канату, плавать. Плоскостопие и служба в армии Молодых людей, которые входят в призывной возраст, и их родителей волнует вопрос берут ли в армию с плоскостопием.

Все призывники в обязательном порядке проходят медицинскую комиссию, в которую включены военно-врачебные специалисты. Каждый из них проверяет свое направление, а по итогам общей медосмотра дается допуск к службе или освобождение от нее. Наличие плоскостопия еще не гарантирует, что парня освободят от обязанности служить. Все зависит от того какой именно диагноз будет поставлен. Определить с каким плоскостопием не берут в армию может только врач.

При наличии продольного плоскостопия категория годности имеет прямую зависимость от степени выраженности заболевания. Продольное плоскостопие 1-й степени: угол свода: от 131° до 140° включительно; высота свода: более 24 мм. Продольное плоскостопие 1-й степени не является основанием для ограничений по годности к военной службе. Призывник с таким заболеванием является годным к военной службе без ограничений (категория годности «А»). Продольное плоскостопие 2 степени: угол свода: от 141° до 155° включительно; высота свода: от 17 мм. до 24 мм. Данная категория призывников признаются годными с незначительными ограничениями - категория годности «Б-3». Продольное плоскостопие 3 степени: угол свода: более 155°; высота свода: менее 17 мм. Граждане с данной степенью плоскостопия признаются ограниченно годными (категория годности «В») и освобождаются от призыва на военную службу в мирное время и с категорией годности «В» зачисляют в запас. Получается, что плоскостопие и другие деформации стопы становятся абсолютным противопоказанием для службы, если с ними невозможно использовать обувь установленного военного образца. Служить без ограничений или с незначительными ограничениями могут страдающие продольным или поперечным плоскостопием II степени и люди с отсутствующим пальцем на стопе (таковым считается отсутствие его на уровне плюснефалангового сустава, а также полное сведение или неподвижность пальца).

Наличие только поперечного плоскостопия (без сопутствующих синдромах) не является основанием для освобождения от призыва. Если же имеются медицинские документы, свидетельствующие о наличии болевого синдрома, артроза в суставах среднего отдела стопы, в этом случае, начиная с 3-й степени поперечного плоскостопия в армию не берут.

Методики определения плоскостопия

При диагностике плоскостопия используют несколько методик. Выделяют: 1) визуальные методы; 2) морфометрические методы (подометрический, плантографический); 3) рентгенографический.

Визуальное исследование. Первыми признаками плоскостопия у большинства людей являются характерные следы на обуви: быстрее изнашивается внутренняя сторона подошвы и каблука обуви.

Морфометрические методы исследования.

Первая группа методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (плантография), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопу. Полученные отпечатки оцениваются визуально. В норме опорная часть середины стопы (перешеек) занимает примерно 1/3-1/2 поперечной оси стопы. Если опорная часть занимает более половины поперечной оси, стопа считается уплощенной; если более 2/3 поперечной оси - стопа плоская. Стопа полой формы не соприкасается с поверхностью пола средней своей частью.

Вторая группа методы, в основе которых лежит принцип математических вычислений степени деформации стопы. Для этого используют полученные отпечатки. Чаще других используются методы В.А. Штритера и И.М. Чижина, В.А. Яралова-Яраленда.

t1706106406ac.png

Рисунок 3. Методы определения плоскостопия: 1 – по В.А. Штритеру; 2 – по И.М. Чижину

Метод В.А. Штритера. Наиболее выступающие точки внутренней части отпечатка соединяются касательной (АБ), из середины которой возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. По В.А. Штритеру, у нормальных стоп длина отрезка ГД колеблется в пределах от 43 до 50% длины БД. С увеличением степени плоскостопия, величина ГД приближается к величине ВД.

Метод И.М. Чижина. На отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам стопы (АБ), линия (ЖЕ) через основание II пальца к середине пяточной кости и линия ВД, проводимая через середину ЖЕ, перпендикулярно ей до пересечения с касательной (точка В) и наружным краем отпечатка (точка Д). По И.М. Чижину, у нормальных стоп частное от деления ДГ на ГВ колеблется от 0 до 1. Уплощенные стопы имеют частное, колеблющееся в пределах от 1 до 2. Если ДГ/ГВ отношение больше 2, то это – плоские стопы.

Метод В.А. Яралова-Яраленда. На отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени.

t1706106406ad.jpg

Рисунок 3. Определение плоскостопия по методу В.А. Яралова-Яраленда

а – нормальная форма стопы;

б – плоскостопие 1-й степени;

в – плоскостопие 2-й или 3-й степени.

АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца;

АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.

Однако, эта группа методов недостаточно объективна и точна, так как определение степени плоскостопия производится не по высоте костного свода стопы, а по отпечатку, который сам по себе не отображает истинного состояния свода.

t1706106406ae.png

Рисунок 4. Определение плоскостопия по методу М.О. Фридлянда

длина стопы – L

высота стопы – H

высота внутреннего продольного свода - h

подометрический индекс Фридланда – H/L

По методике М.О. Фридлянда определяется процентное отношение высоты подъема стопы к ее длине. Для этого определяют высоту стопы от пола до верхней поверхности ладьевидной кости, которая прощупывается приблизительно на палец кпереди от голеностопного сгиба. Затем, линейкой измеряют длину стопы от кончика большого пальца до задней округлости пятки, предварительно отметив эти точки карандашом на бумаге. Умножив высоту стопы (в миллиметрах) на 100 и разделив произведение на длину стопы, получают искомый подометрический индекс. Индекс – в пределах 29-27% встречается у большинства людей; индекс – от 27 до 25% указывает на плоскостопие; индекс – ниже 25% указывает на резкое плоскостопие.

Третья группа – методы определения плоскостопия специальными приборами. Обычно плантограф представляет собой рамку с натянутой непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Испытуемый ставит ногу на плантограф и встает с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят заостренным предметом. Иногда, между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный - свободен.

Рентгенографический метод – считается самым точным и объективным. На рентгенограмме чаще всего отмечаются изменения в разных плоскостях стопы.



Практическая часть. 2.1. Организация и объект исследования

В ходе работы проведено два исследования. Исследование собственной стопы различными методиками на наличие или отсутствие плоскостопия и исследование отпечатков стоп юношей 8-9 классов МБОУ «Бородинская средняя общеобразовательная школа».

Так как у нас нет плантографа, прибора для получения отпечатков стоп, использовал метод получения отпечатка стоп в домашних условиях по инструкции к практической работе в учебнике биологии для 8 класса (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев).

Мокрой ногой встать на лист бумаги. Контуры следа обвести фломастером или простым карандашом. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет.

Для получения своих отпечатков использовал такой же метод. Туловище при этом держал прямо, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге остался четкий отпечаток стопы, обвел его по контуру. Полученный отпечаток называется плантограммой.

Полученные отпечатки оценивал визуально и использовал методы в основе которых лежит принцип математических вычислений степени деформации стопы.

2.2. Исследование собственной стопы

Плантограмму собственной стопы оценил визуально. Опорная часть середины стопы занимает примерно 1/3 поперечной оси стопы, это говорит о том, что плоскостопия нет. Далее обработку полученных плантограмм провел, используя разные методы.

Пt1706106406af.jpg о методу В.А. Штритера наиболее выступающие точки внутренней части отпечатка соединил касательной (АБ), из середины которой провел перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка. Состояние продольного свода стопы определил по формуле:

I = ГД/ВД х 100%

Измерил отрезки и провел вычисления.

I = 2,8 см/7 см х 100%=40%

Согласно критериям оценивания, у меня повышенный свод стопы.

Пt1706106406ag.jpg о методу И.М. Чижина на отпечатке провел касательную (АБ) по наиболее выступающим точкам стопы, провел линию (ЖЕ) через основание II пальца к середине пяточной кости и линию ВД, через середину ЖЕ, перпендикулярно ей до пересечения с касательной (точка В) и наружным краем отпечатка (точка Д).

Использовал формулу:

I = ГД/ГВ

I = 3,5см/3,6 см = 0,97 см

При делении получил число 0,97. Индекс стопы находится в пределах от 0 до 1, значит у меня нормальное строение стопы.


Мt1706106406ah.jpg етод В.А. Яралова-Яраленда. На отпечаток нанес две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Внутренний изгиб контура отпечатка моей стопы заходит за линию АС – стопа нормальная.

По результатам исследования собственной стопы разными методами подтвердил свое предположение, что у меня нет плоскостопия.





Исследование плантограмм школьников

В исследовании приняли участие 15 человек, это юноши 8-9 классов.

Используя метод В.А. Яралова-Яраленда получил данные, представленные в таблице.

Класс

плантограммы

Внутренний изгиб контура отпечатка стопы

Вывод

заходит за линию АС

располагается на линии АС

Находится между АВ и АС

8

1



+

плоскостопие

2

+



норма

3

+



норма

4

+



норма

5



+

плоскостопие

6

+



норма

7

+



норма

8



+

плоскостопие

9

1

+



норма

2

+



норма

3

+



норма

4

+



норма

5

+



норма

6

+



норма

7

+



норма


Среди юношей 8 класса у 3 человек (38%) выявлены признаки плоскостопия1-й степени (стопа уплощена), среди юношей 9 класса признаков плоскостопия не выявлено (100%). Средний показатель среди всех испытуемых составил 20%. Полученные результаты изобразил в круговой диаграмме.

t1706106406ai.gif

В результате исследования выяснилось, что плоскостопие встречается среди школьников нашей школы. Чтобы это заболевание не прогрессировало надо как можно раньше предпринимать меры: лечебная гимнастика, массаж.

Для ребят с выявленными признаками плоскостопия, рекомендовал обратиться к специалисту и предложил комплекс простых упражнений, которые школьники могут выполнять для укрепления мышц, связок стоп и профилактики плоскостопия (приложение 1).



























Заключение

Плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата. По данным ученых плоскостопием страдают 80% жителей Земли. Однако, на ранней стадии люди мало обращают внимание на это заболевание.

Если плоскостопие обнаружено у мальчика, родители могут не сильно расстроиться, оптимистично заметив: «Зато в армию не возьмут». Однако возьмут ли молодого человека в армию, зависит не просто от наличия плоскостопия, а от его степени. Так, первая степень плоскостопия, которую в обычной жизни стараются не замечать, не является освобождением от армии, однако доставляет и боль, и неудобства. А вот третья степень плоскостопия, с которой в армию не берут, характеризуется артрозами, грыжами межпозвонкового диска, искривленными пальцами, вросшими ногтями. При такой степени сложно даже ходить, не то, что заниматься спортом. И вряд ли это лучше перспективы отслужить в армии. 

Поэтому плоскостопие надо своевременно лечить. С взрослением ступни ребенка окостеневают, а к 12-15 годам процесс завершается. В связи с этим физиологическое плоскостопие у детей рекомендуется успеть излечить до 15-летнего возраста. В противном случае, лечение существенно усложнится, особенно если дело дойдет до 3-й степени. Лучше с раннего возраста проводить профилактику. Профилактика плоскостопия включает в себя: комплексы упражнений, ношение правильно подобранной обуви и ортопедических стелек.

Проведя исследование в домашних условиях, выявил плоскостопие у некоторых школьников.













Список литературы

Колесов Д.В. Биология: Человек. 8 класс.: учебник/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 416 с.: ил.


Интернет ресурсы:

http://slovari.yandex.ru http://wikipedia.com http://slovari.yandex.ru

http://www.ploscostopie.ru

http://www.sunhome.ru

http://www.medlinks.ru
























Приложение 1

Комплекс упражнений при плоскостопии

1. В положении стоя:

подняться на носочках, вернуться в исходное положение;

хождение на пятках, носочках, наружной стороне стопы;

приседания без отрыва стопы от пола;

аккуратно встать на наружную сторону стоп и постоять так несколько секунд;

стоя на носках, стопы параллельно, перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение;

ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы;

ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы;

ходьба по бревну боком. Упражнения выполняются босиком, каждое по 8–12 раз.

2. Сидя на стуле:

сгибание, разгибание пальцев ног;

максимальное вытягивание носочков, вначале к себе, затем от себя;

поднимание вначале пяточек, затем носочков от пола;

не отрывая носки от пола необходимо максимально раздвинуть в стороны пятки;

круговые движения стопами;

обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной);

пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш;

пальцами ног захватывать и приподнимать губку;

пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

Выполнять упражнения нужно каждый день. 







Автор материала: Г. Шамбер (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.