ПРОЕКТ «ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК С ИНФОГРАФИКОЙ»
Автор публикации: Л. Онипко, ученик 6А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Кулундинского района Алтайского края
ПРОЕКТ
«ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК С ИНФОГРАФИКОЙ»
Руководитель: Довбня Светлана
Александровна,
учитель начальных классов
Участники проекта: Онипко Лев
Кулунда
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Как показывает мой ученический опыт, русский язык для учащихся начальных (и не только) классов является одним из самых непростых в освоении предметов. Большое количество правил, а также не меньшее количество исключений непросто запомнить, так как зачастую они представлены исключительно в виде большого по объему текста.
Ввиду этого, нам представляется, что наиболее творческое преподнесение материала в виде инфографических проектов поможет ученикам наиболее успешно усваивать правила русского языка.
Цель проекта: доказать, что использование электронной презентации с приемом инфографики в изучении темы по русскому языку в начальной школе способствует освоению материала.
Задачи проекта:
изучить суть инфографики и особенности ее создания;
изучить необходимый материал для создания графического способа подачи информации;
создать графический материал с помощью приема инфографики по русскому языку;
ознакомить учащихся 2 «А» класса с темой «Слово и слог» классическим способом (рассказ) и провести проверку знаний по пройденному материалу;
ознакомить учащихся 2 «А» класса с темами «Язык и речь», «Текст» с помощью графических материалов с приемами инфографики и провести проверку знаний по пройденному материалу;
сравнить результаты проверки знаний по темам, изученным различными способами;
провести опрос учащихся 2 «А» класса на тему: «Как легче усвоить теоретический материал по русскому языку?»;
подготовиться к защите проекта.
Новизна заключается в том, что инфографика может использоваться не только специалистами в компьютерной сфере, а также школьниками Такое использование может носить не только развлекательный характер, но и познавательный.
Сфера применения: использование результатов проекта возможно как педагогами при проведении занятий, так и учащимися при подготовки докладов и выступлений.
На просторах сети можно встретить большое количество вариантов определения инфографики. Нами были выбраны наиболее удачные, полно отражающие суть понятия.
Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна.
Инфографика - визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Средства инфографики помимо изображений могут включать в себя графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки.
Инфографика способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.
Особенности инфографики:
графические объекты;
полезная информационная нагрузка;
красочное представление;
внятное и осмысленное представление темы.
Составляющие успеха инфографики:
своевременность;
привлекательность, понятность;
плавный, красивый, эффективный дизайн;
учет целевой аудитории;
внутренняя целостность;
эмоциональные цвета и изображения;
выбор важнейших тезисов, фактов;
визуализация;
упрощение;
авторитетность и надежность источников.
3 столпа хорошей инфографики:
Полезность (практическая ценность) — насколько достигаются поставленные цели коммуникации.
Пригодность — наличие смысла для зрителей и читателей, насколько полно, достоверно, интересно содержание.
Красота — качество формы и дизайна преподнесения информации.
По способу отражения инфографика делится на следующие виды:
статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;
динамическая инфографика — инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.
Этап 1. Для проведения первого занятия по русскому языку для учащихся 2 «А» класса была выбрана такая тема, как «Слово и слог».
Учащимся для восприятия и запоминания была предоставлена следующая информация.
Слово и слог.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом – 1 слог, у-рок – 2 слога, ма-ши-на – 3 слога.
Перенос слов.
Слова переносятся по слогам, но одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. Например: слово урок перенести нельзя.
Ударение.
Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Остальные слоги или слог безударные. В русском языке ударение свободное - может находиться на любом слоге слова: овощи, бумага, магазин; подвижное – может переходить с одного слога на другой при изменении слова, при образовании новых слов: гора - горы. Правильное произношение слов и постановку ударения можно проверить в орфоэпическом словаре.
Вышеуказанный материал был рассказан учащимся устно, с редким использованием ученической доски для пометок.
После освоения учениками 2 «А» класса данной темы им было предложено пройти тестирование следующего содержания.
Тест.
1. Согласно правилу, сколько в слове слогов?
а) на один меньше, чем гласных звуков;
б) столько же, сколько гласных звуков;
в) на один больше, чем гласных звуков.
2. Как переносятся слова?
а) как захочется;
б) после любой согласной буквы;
в) по слогам.
3. Как называются слоги, на которые не падает ударение?
а) неударные;
б) слоги без ударения;
в) безударные.
4. Где можно проверить правильное произношение слов и постановку ударения?
а) в орфоэпическом словаре;
б) в орфографическом словаре;
в) спросить у соседа по парте.
Результаты тестирования были следующими. Из 22 учащихся 2 «А» класса:
правильно ответили на 4 вопроса – 4 человека;
правильно ответили на 3 вопроса – 5 человек;
правильно ответили на 2 вопроса – 7 человек;
правильно ответили на 1 вопрос – 6 человек.
Этап 2. Для проведения второго занятия по русскому языку для учащихся 2 «А» класса была выбрана такая темы, как «Язык и речь», «Текст».
Учащимся для восприятия и запоминания была предоставлена следующая информация.
Язык и речь.
Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.
Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим. Слово «устная» образовалось от слова «уста»: устами называли в старину губы.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
Речь про себя (внутренняя речь) – когда мы думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.
Диалог и монолог.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
В диалоге слова каждого лица (реплика) пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Текст.
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений.
Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.
Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
Части текста – начало как бы готовит читателя к чтению, основная часть – говорится о том главном, о чём хотел сказать автор, концовка завершает текст.
Каждая часть текста пишется с красной строки.
Типы текстов:
повествование: рассказывается, сообщается о чём-либо (что? где? как? когда произошло?);
описание: описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие (какой? какая? какое? какие?);
рассуждение: объясняется, доказывается что-либо, говорится о причинах явлений, событий (почему?).
Вышеуказанный материал был рассказан учащимся устно, однако в отличии от первой темы, при преподнесении вышеуказанного материала использовался графический материал со следующими приемами инфографики.
После освоения учениками 2 «А» класса данной темы им было предложено пройти тестирование следующего содержания.
Тест.
1. Какие виды речи вам известны?
а) устная, письменная;
б) устная, письменная, внутренняя;
в) устная.
2. Что такое диалог?
а) речь лица, обращенная к слушателям;
б) разговор двух или нескольких лиц;
в) мысли вслух.
3. Из чего состоит текст?
а) одно или несколько предложений;
б) два или несколько предложений;
в) три или несколько предложений.
4. Какие типы текстов существуют?
а) повествование и описание;
б) повествование и рассуждение;
в) повествование, описание и рассуждение;
г) описание и рассуждение.
Результаты тестирования были следующими. Из 22 учащихся 2 «А» класса:
правильно ответили на 4 вопроса – 6 человека;
правильно ответили на 3 вопроса – 7 человек;
правильно ответили на 2 вопроса – 5 человек;
правильно ответили на 1 вопрос – 4 человек.
Этап 3. После изучения обеих тем и подведения итогов нами был проведен опрос учащихся 2 «А» класса, который содержал один вопрос:
«Какую тему Вам было легче запомнить?
а) первую;
б) вторую;
в) обе одинаково легко;
г) обе одинаково сложно».
По результатам опроса из 22 учащихся 2 «А» класса:
ответили «а» - 1 человек;
ответили «б» - 15 человек;
ответили «в» - 3 человека;
ответили «г» - 3 человека.
Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, с тестированием по первой теме справилось на «5» и «4» - 9 человек, на «3» - 7 человек, не справилось - 6 человек. Когда по второй теме на «5» и «4» ответило 13 человек, на «3» - 5 человек, а не справилось 4 человека.
Такие данные могут свидетельствовать о том, что освоение материала по предмету «Русский язык» с помощью графического материала с использованием приема инфографики продвигается более успешно, чем без него.
Наш вывод подтвердил и опрос учащихся. Из 22 учеников 15 считают, что освоение материала с помощью приемов инфографики легче и интереснее, чем без них.
Таким образом, наша цель достигнута, а задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Инфографика. Крупный план [Электронный ресурс] // Инфографика в примерах. URL: http://infoanalyze.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html
https://artalto.com/articles/infographics_for_business/
https://semantica.in/blog/chto-takoe-infografika.html