12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево
0

Проектная работа «На Луну по трассе Кондратюка» (гений, живший под чужим именем)

Проект:

« На Луну по трассе Кондратюка»

(Гений, живший под чужим именем)


 

Автор:

Колгатова Анна,

9 класс

ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево

Самарская область


 

Актуальность работы:

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».

К. Циолковский

С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.

С каждым годом растёт число космических аппаратов, работающих на сугубо земные нужды. Спутники – связные, метеорологические, геодезические, навигационные – решают задачи, выполнение которых традиционными методами и средствами часто просто немыслимо из-за огромных материальных затрат. Благодаря спутникам каждый из нас может смотреть программы телевидения, быть в курсе всех событий.

Достижения нашей страны в освоении космоса признаны во всём мире. Космические корабли и спутники успешно исследуют околоземное пространство, планеты и малые тела Солнечной системы, дают возможность заглянуть в её отдалённые уголки. Космические первопроходцы сделали немало великих открытий в Солнечной системе и принесут ещё много новых и интересных сведений о ней. Можно много и долго говорить о космосе и космонавтах, прославивших свою Родину, но всего этого не могло бы быть без наших гениальных конструкторов, учёных-теоретиков, изобретателей. Одним из отцов нашей космонавтики был офицер Белой гвардии – Юрий Васильевич Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей). Совершенно несправедливо забытое имя в истории.

Практическая значимость работы:

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что мы постарались дать полную информацию о человеке с непростой биографией, и о том сложном времени, в котором пришлось жить и творить этому необычному человеку – Юрию Васильевичу Кондратюку (Александру Игнатьевичу Шаргею).


 

Проблема:

Широко известны имена наших прославленных учёных – К.Э. Циолковского, главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва, учёного и конструктора в области ракетостроения и космонавтики – М.К. Тихонравова, учёного-математика, инженера – М.В. Келдыша. Они отдавали свои силы, знания, умения для создания первого спутника Земли.

А имя Юрия Кондратюка, как это ни парадоксально, стало широко известным лишь благодаря Лунной программе «Аполлон». Нет сомнения, что причиной тому – ряд фактов его непростой биографии, под стать тому сложному времени, в котором он жил и творил. У многих возникает справедливый вопрос: кто же он – русский изобретатель Кондратюк, о существовании которого долго не знали, его имя мало кому известно, хотя именно по его разработкам строились ракеты в СССР и за рубежом.

Пути решения проблемы (историография вопроса):

Для создания этого проекта необходима кропотливая работа с материалами научных статей, мемуарами Дмитрия Шаргея, племянника Александра Игнатьевича Шаргея, ссылки на Интернет-ресурсы.

Гипотеза:

Если мы выпустим альбом о жизни и деятельности гениального учёного, то сможем привлечь внимание к этому человеку учеников школы, педагогический коллектив и всех, кто интересуется историей нашего Отечества.

Цели исследования:

Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.

Задачи исследования:

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, их творческого потенциала;

Воспитание чувства гордости за достижения отечественных учёных и космонавтов;

Воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Методы решения:

Работать с документами и источниками сети интернет

Просмотреть видеоматериалы по теме

Результаты исследования:

Был собран разнообразный материал о жизни и деятельности Юрия Кондратюка, о его изобретениях и трудах

Создан архив видеоматериалов из сети интернет

Оформлен альбом, посвящённый деятельности Ю. Кондратюка

В школе был проведён конкурс творческих работ, посвящённых космосу; совместно создана «Звёздная книга», в которой собраны рассказы, рисунки и фотографии о космосе.

Выводы:

Прогресс человечества всегда происходил и происходит в борьбе противоположностей. Кто-то извеликих остроумно подметил три стадии утверждения нового. Сначала о нём говорят: «Этого не может быть!» Через некоторое время можно услышать: «Здесь что-то есть…» И, наконец, приходит момент, когда даже рьяный скептик искренне удивляется: «А разве могло быть иначе?!»

Нечто похожее было и с освоением космического пространства. Первый советский искусственный спутник Земли многие на Западе встретили с нескрываемым скептицизмом и недоверием. Мол, что из того, что на космическую орбиту заброшено несколько килограммов металла, какая польза от этого эксперимента, что принесёт он миру и человечеству? А меньше, чем через четыре года мир был удивлён и потрясён неслыханным событием: гражданин первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облёт Земли на космическом корабле «Восток». День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества. В достижениях сегодняшней космонавтики живёт мысль первого главного конструктора космоса академика Сергея Павловича Королёва. Именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое».

Инженер Юрий Кондратюк, строивший в конце 1920-х годов на Алтае элеваторы, рассчитал трассу полёта и высадки людей на спутник Земли. Биография этого человека полна легенд, однако его проект посещения человеком Луны осуществлён.

Многое было предложено гениальным учёным, который мог быть просто забыт у себя на родине… Даже сейчас, когда сообщается о достижениях российской космонавтики, весьма редко в средствах массовой информации упоминается фамилия Александра Шаргея (Кондратюка) – автора большого числа открытий и идей. Причём значительная часть из них до настоящего времени далеко не реализована. Когда на Луне побывали люди, это выдающееся событие, прославившее XX век, не нашло достаточного отражения в нашей прессе. Хотя можно было достойно отразить так же заслуги Александра Шаргея, сделавшего немало для развития мировой космонавтики. И если его роль в бывшем Союзе почти незаметна, то в Санкт-Петербурге его настоящая фамилия теперь торжественно «закреплена» на мемориальной доске.

Родина. Как много значит это слово. За свою родную землю эти учёные готовы были отдать свою жизнь, пережив сталинские репрессии. Мы безгранично рады, что родились и живём на родине знаменитых людей. Я думаю, что просто любить и уважать свою Родину, гордиться ею, этого мало. Человека красят дела. Надо брать пример с великих, умных, отважных людей, быть такими же, как они, не бояться умереть за Родину. А сможем ли мы повторить их подвиг, хватит ли у нас сил, терпения, смелости, любви к родному? И тогда тобой, мной, нами будет гордиться, и помнить вся страна.

 

Имя нашего земляка Юрия Кондратюка золотыми буквами написано в зале славы Комического музея НАСА в США (Аламатордо). Его именем в мировой науке назван путь, который впервые привёл человека на Луну, и кратер на обратной стороне этого спутника Земли.

В одном из стихотворений петербуржского поэта Александра Дорошенко есть строки:

Он в окопе от ран под Москвой умирал,

Не дожив до признанья и славы.

Строгой формулой в космосе путь начертал:

«Первый шаг до Луны- из Полтавы».

Строки эти посвящены гениальному ученому, одному из основоположников отечественной космонавтики- Юрию Васильевичу Кондратюку, гению космонавтики, при жизни неоценённому соотечественниками. До сих пор о нем мало что известно. Скупые сведения можно найти разве что в специальных справочниках, а ведь его имя достойно стоять рядом с именами Королева и Циолковского. И это не преувеличение.

«Русский след» в лунной миссии США

Жизненная и творческая судьба Юрия Кондратюка – удивительнейшая и загадочная в истории не только отечественной, но и мировой науки. Являясь одним из первых теоретиков космонавтики, автором «земной философии» освоения космоса, он, тем не менее, стал известен большинству людей только в последней четверти XX века.

20 июля 1969 года Нил Армстронг сделал первый шаг на Луне. Этот шаг видели более 500 миллионов телезрителей во всём мире в прямом эфире. Так начиналась новая эпоха освоения космоса. Но начало этой истории борьбы человека с силой гравитации было намного раньше. Обычно вспоминают Константина Циолковского, Германа Оберта и Роберта Годдарда. Командир «Аполлона-8» астронавт Фрэнк Борман, первым облетевший вокруг Луны сказал: «Мы поднялись сюда на плечах гигантов». После первых полётов в апреле 1961 года Ю.А. Гагарина и в мае 1961 года Алана Шепарда, президент США Кеннеди заявил, что до конца 60-х годов Соединённые Штаты высадят человека на Луну и возвратят его на Землю. Не все верили, что к этому сроку такая грандиозная идея воплотиться в жизнь. Не была ясна трасса, по которой предстояло лететь к Луне. Не была разработана теоретическая база такого полёта. Господствовало представление (Вернер фон Браун), что необходима прямая посадка на Луну. И с этой концепцией никто не посмел спорить. Все, кроме Джона Хуболта, инженера НАСА. Незадолго до этого он прочитал книгу безвестного русского инженера Кондратюка, подробно рассмотревшего проблему межпланетных полётов. Но тогда, когда разрабатывалась теория космических перелётов, Хуболт проявил упорство и добился признания идей безвестного русского. Кроме того, эта идея позволяла с минимальными затратами достигнуть лунной поверхности, а учитывая не беспредельность средств, выделенных на программу «Аполлон», наверное, на тот момент была единственно реально возможной.

Для узкого круга специалистов его имя (да и то – не настоящее) стало известным только после полёта американцев на Луну. В журнале «Лайф» 31 марта 1961 года один из руководителей программы «Аполлон» Джон Хуболт писал, что в момент запуска «Аполлона-9» он думал о выдающемся русском инженере Юрии Кондратюке, к мечте которого в своё время остались глухи скептики. После удачного «прилунения» астронавтов другой американский учёный Лоу написал о том, как в их руки попала маленькая, мало чем приметная книжечка, изданная в России. Автор её, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал самую экономную схему полёта людей на Луну с возвращением на Землю. Именно этой схемой и воспользовались американцы…

…В марте 1969 года американский журнал «Лайф» опубликовал статью об удивительном космическом проекте. Идея заключалась в том, чтобы опуститься на Луну с корабля, оставленного на орбите, а потом подняться с лунной поверхности на специальном приспособлении для стыковки с кораблем и двинуться назад по направлению к Земле. Фактически речь шла о сложнейшей и необыкновенной операции.Применив свои наработки и разработки Юрия Кондратюка, американцы 16 июля 1969 года осуществили запуск космического аппарата «Аполлон», а 20 июля он был посажен на Луне с экипажем, который выполнил комплексные исследования и доставил на землю образцы Лунного грунта.


 

На Джона Хуболта - автора проекта полета, до того казавшегося фантастическим, - сразу же посыпались поздравления и награды. Но Хуболт признал, что идея не нова. А главной сенсацией в его заявлении стало то, что запуск был произведен по схеме механика-самоучки Юрия Кондратюка, который еще в начале века рассчитал параметры полета. Тогда же выяснилось, что малоизвестная и изданная крохотным тиражом книга Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» была издана в СССР, а именно -в Новосибирске в 1929 году. Автор её, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полёт на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблём – полёт на Землю». Там впервые были представлены расчёты той самой «лунной трассы», по которой американцы смогли совершить полёт на Луну. В ней Кондратюк доказывал, что только многоступенчатая ракета может вырваться за пределы земного тяготения, описал внеземную станцию и как готовить человека к полёту в космос. В наше время можно лишь удивляться инженерному предвидению Юрия Кондратюка. После тщательных исследований всех возможных вариантов американские специалисты приняли в 60-е годы именно эту схему для осуществления своей первой лунной программы «Аполлон».

Джон Хуболт, сотрудник научно-исследовательского центра Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) пришёл к мысли, что можно обойтись и одной ракетой «Сатурн», если предусмотреть выведение корабля (с тремя астронавтами) на окололунную орбиту, а затем спуск двоих астронавтов на поверхность Луны в отделяемом модуле с последующим возвращением во взлётной ступени к орбитальному блоку. Такая схема полёта снижала риск проведения экспедиции: сажать на лунную поверхность сравнительно небольшой аппарат намного проще, нежели громоздкий корабль высотой с многоэтажный дом.

Впоследствии Хуболт, ввиду проявленного им технического «предвидения», получил от НАСА медаль «За исключительные научные достижения». Но вначале большинство специалистов восприняли «рандеву на лунной орбите» («лунное рандеву») достаточно прохладно и даже враждебно. Уже после того, как руководители программы «Аполлон» убедились в правоте автора идеи, советник Президента США по науке по-прежнему оставался противником «лунного рандеву», и его санкционировал лично Президент США Кеннеди. Именно об этой истории и рассказал в марте читателям журнал «Лайф» в статье Д. Шеридана «Как идея, которую никто не хотел признавать, превратилась в лунный модуль». В статье, в частности, говорилось: «Идея, которая вызвала к жизни лунный проект, ещё более дерзка, чем сам аппарат». Вся необычность замысла состояла в спуске на лунную поверхность с основного блока, который оставался на окололунной орбите, так называемого лунного модуля с космонавтами. Затем предполагался старт модуля с Луны, стыковка с основным блоком на орбите и возвращение на Землю. В 1961 году схема эта показалась американским специалистам настолько нелепой, что предложивший её Джон Хуболт был даже осмеян. Вернер фон Браун, как и большинство учёных-ракетчиков, отдавал предпочтение другой схеме полёта. Он предлагал использовать две ракеты типа «Сатурн»: одна должна была нести на борту запас дополнительного топлива, а другая – космический корабль. После раздельного запуска их нужно было состыковать, а затем запустить космический корабль с дополнительным запасом топлива к Луне. Хуболт пришёл к новой идее. Прочитав неординарное теоретическое обоснование в книге Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», изданной в 1929 году в Новосибирске за счёт автора тиражом всего 2000 экземпляров.

Известно, что после шока, вызванного запуском первого советского искусственного спутника, специалисты НАСА подняли всю русскую и советскую литературу по космонавтике. При Библиотеке конгресса был создан специальный библиографический отдел советской технической литературы, в котором оказалась и книга Кондратюка. Хуболт оказался настойчив. Нарушив субординацию, он написал отчаянное письмо заместителю директора НАСА Роберту Сименсу. Заканчивалось письмо просьбой: «Дайте нам разрешение, и мы доставим людей на Луну в очень короткий срок». На этот раз руководители проекта отнеслись благосклонно к идее стыковки на лунной орбите, в том числе и Верне фон Браун. Настойчивость Хуболта сберегла Соединённым Штатам миллиарды долларов, избавила от многих лет задержки. Такова была цена идеи, которую американский инженер заимствовал у русского автора Юрия Кондратюка, теоретически обосновавшего этот вариант.

Схема, по которой осуществлялись американские лунные экспедиции упоминается в научном блокноте нашего земляка Юрия Кондратюка, и его записи датированы…1917 годом, то есть, почти за полвека до первого полёта на Луну. Это далеко не единственный пример гениальности Юрия Кондратюка, который, не имея высшего образования, но обладая глубокими фундаментальными знаниями и феноменальным стремлением реализовать свою мечту, значительно обогнал своё время.

Ещё при жизни Юрия Васильевича академик В.П. Ветчинкин в отзыве на его книгу писал: «Предлагаемая книга, несомненно, представляет наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех, ранее написанных. Книга будет служить настольным справочником для всех, занимающихся вопросами ракетного полёта».

И хотя его основные труды в области теории космического полёта немногочисленны, многие его идеи и предложения являются приоритетными. Следует подчеркнуть, что некоторые из них были сформулированы автором одновременно, хотя и независимо от других учёных в этой отрасли, в частности, К.Э. Циолковского, которому в письме от 30 марта 1930 года он написал, «что удивлён схожестью наших мыслей по многим разным вопросам».


 

Академик, дважды Герой Социалистического Труда В.П. Глушко, который принимал активное участие в разработке ракетной техники, писал, что «рядом с работами Циолковского с большим интересом мы изучали богатую новыми идеями замечательную книгу Ю.В. Кондратюка».

Несмотря на большой вклад Ю.В. Кондратюка в научную космонавтику, до начала запуска ракет никто из широкой общественности о нём не знал. С запуском 4 октября 1957 года в СССР первого искусственного спутника Земли началось осуществление мечты учёного Ю. Кондратюка. Между Советским Союзом и США весь послевоенный период шло соревнование за первенство в освоении космического пространства. Американские учёные наши в Библиотеке Конгресса книгу Ю.В. Кондратюка, в которой разработаны и траектория (трасса Кондратюка), и орбитальные лаборатории, и посадка аппаратов на Луну и другие планеты Солнечной системы, и расчёты полёта человека к другим планетам, каким должно быть горючее для ракет, скафандр космонавта и многое другое. (Юрий Кондратюк дал схему полёта, по которой космический корабль будет вращаться вокруг Луны, и там, от него будет отделяться аппарат, совершающий спуск на поверхность Луны, а после выполнения программы аппарат стыкуется к космическому кораблю на окололунной орбите).

Признания американца в том, что автор реализованного полета на Луну- русский, вызвали переполох на исторической родине изобретателя. На Украине возмутились: как же так, американские астронавты летят на Луну по «Трассе Кондратюка», а мы, его земляки, ничего о нем не знаем? В дело вмешался руководитель республики- первый секретарь ЦК КПУ Петр Ефимович Шелест. Он распорядился собрать все об авторе книги «Завоевание межпланетных пространств», чтобы достойно оценить его научные достижения. Предполагалось соорудить бронзовый памятник изобретателю на его родине в Луцке, снять документальный и художественный фильмы. Но,к сожалению, не все из этих замыслов осуществились.


 

Тайна второго имени

Кто же все – таки этот человек, по идеям которого осваивается космическое пространство? В Украинском энциклопедическом словаре читаем: «Кондратюк Юрий Васильевич (1900, Луцк – 1942) – украинский советский ученый – изобретатель. Один из первых творцов и испытателей ракетной техники». В Советском энциклопедическом словаре еще короче: «Кондратюк Юр. Вас.(1897 – 1942) – один из пионеров ракетной технике в СССР. Труды по основным проблемам космонавтики».

Бросается в глаза расхождение в датах рождения. А это потому, что он… не Кондратюк вовсе, а Александр Игнатьевич Шаргей и родился не в Луцке, а в Полтаве. Как получилась такая метаморфоза? Начнем с того, что родился Александр Шаргей 21 июня 1897 года в Полтаве Полтавской губернии по ул. Сретенской, дом 4 (сейчас Полтавская область, Украина). Родился в семье обрусевшей немки, баронессы Людмилы Львовны Шлиппенбах, и крещёного в католичество еврея – Игнатия Бенедиктовича Шаргея. Воспитывался у бабушки Екатерины Кирилловны и неродного деда Акима Никитича Даценко. Отец Игнатий Бенедиктович Шаргей был родом из Бердичева. Он переехал, затем в посёлок Зеньков Полтавской губернии и окончил Полтавскую гимназию. Далее становится студентом юридического факультета Киевского университета Святого Владимира. Здесь встречает Людмилу Львовну Шлиппенбах, именно она станет матерью будущего учёного Александра Шаргея. Потом продолжил обучение в Высшей технической школе в Дармштадте, после возвращения из Германии поехал в Санкт-Петербург, где также продолжил учёбу. Женился гражданским браком на Елене Кареевой. От этого брака у них была дочь Нина Кареева. В том же 1910 году Игнатий Шаргей после тяжёлой болезни скончался. Мать Людмила Львовна Шлиппенбах была учительницей географии Киево-Подольской женской гимназии. В марте 1897 года она приняла участие в студенческой демонстрации протеста против самодержавия в ответ на самосожжение в Петропавловской крепости народоволки Марии Ветровой. При разгоне демонстрации её арестовали, она непродолжительное время пребывала в Лукьяновской тюрьме, откуда вышла в состоянии сильного нервного потрясения. После рождения сына она потеряла душевное здоровье, долго пребывала в больнице и тихо умерла. Игнатий Бенедиктович ещё при жизни своей больной жены, возбудивший ходатайство о разводе, уезжает в Санкт-Петербург, где в 1909 году вступает в брак с некой Еленой Петровной Кареевой.

Трагические судьбы родителей, конечно, не могли не сказаться на формировании характера будущего учёного: по воспоминаниям его родственников и знакомых, он рос серьёзным, несколько замкнутым мальчиком.

До 1970 года Кондратюк неофициально считался врагом народа – о нём попросту предпочитали не говорить. От Шлиппенбаха к Кондратюку Александр тщательно скрывал своё прошлое, которое стало известно только в 1977 году в ходе экспертизы при комиссии под руководством академика Писарева. До этого никто не знал, что настоящий Юрий Кондратюк умер в 1921 году, а его имя взял Александр Шаргей. Он боялся, что «раскопают» и девичью фамилию матери – Людмилы Шлиппенбах. Происхождение этой фамилии уходит в историю России времён Петра Первого, одержавшего победу под Полтавой над армией шведского короля Карла XII – даже в знаменитой поэме Пушкина упомянут барон Шлиппенбах, оставшийся после пленения в России. Отец Людмилы Львовны был уже русским дворянином, его потомки до сих пор «рассеяны» по России. Выйдя замуж за еврея Игнатия Шаргея (фамилия с арамейского языка символично обозначает «светоч»), Людмила приняла его фамилию, которой, к сожалению, не суждено было стать широко известной. В детстве будущий светоч космонавтики часто просил родителей рассказывать ему фантастические истории.

Людмила Львовна умерла очень рано, когда сыну Саше было всего шесть лет, но её сказки он запомнил на всю жизнь. Это были рассказы о дальних странах, жителях обратной стороны Луны, природе внеземных миров, инопланетянах и их общении с землянами. Что и говорить – «увлечение» космосом он пронёс через всю жизнь. Да и техникой заинтересовался совсем ребёнком – просил деда найти в библиотеке книги по теме, уединялся с ними в саду, а потом часами мастерил что-то из палочек и проволоки, ремонтировал утюги, велосипеды, изобретал самодвижущийся пароход, мельницу, паровоз.

Мальчик рос любознательным, много читал из огромной библиотеки деда. К космической науке маленького Сашу привлекла научная фантастика. И если у всем известного учёного Циолковского интерес к звёздам вызвал Жюль Верн, то Саша Шаргей увлёкся книгой Бернгарда Келлермана «Тоннель» - о сооружении подводной дороги между Америкой и Европой. В русском переводе роман вышел в 1913 году. Прочёл его Саша летом 1914 года во время каникул. Позже сам Александр Шаргей писал: «Впечатление от келлермановской индустриальной поэмы «Тоннель» было таково, что немедленно вслед за его прочтением я принялся обрабатывать, насколько позволяли мои силы, почти одновременно две темы: пробивка глубокой шахты для исследования недр Земли и утилизации тепла ядра и полёт за пределы Земли. Любопытно, что читаемые мною ранее фантастические романы Жюль Верна и Уэльса, написанные непосредственно на темы межпланетных полётов, не произвели на меня особого впечатления. С 16-летнего возраста, с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, достижение этого стало целью моей жизни».

Для поступления в третий класс новой 2-й Полтавской гимназии (открылась в 1907 году) с упором на преподавание точных наук, Александр Шаргей стал брать уроки у опытного педагога – учительницы Е.Ф. Своехотовой. Отличаясь огромной эрудицией и знаниями в области литературы, хорошо зная основы естественных и точных наук, она умела пробудить интерес к учёбе, желание к самостоятельному приобретению знаний. В 1910 году он успешно выдержал проверку по всем основным предметам и был зачислен в третий класс гимназии, поскольку он продемонстрировал высокие знания.Строгие, но справедливые учителя А.В. Платонов, Д.А. Редько (математика), А.Ф. Чумаков (история), В.А. Угнивенко (древние языки) и их коллеги ориентировали воспитанников на проведение ими «своей самодеятельности сообразно своим склонностям», как писал в отчёте директор гимназии Н.А. Синицын. Он же приводил положенные в основу учебного процесса слова известного тогда педагога Рудольфа Гильдебранда: «Для ученика, который хоть раз сам открыл что-нибудь новое, эта найденная им истина во сто крат дороже того, что сообщает учитель для заучивания наизусть».

Как писал впоследствии учёный, в гимназии он начал сам изучать высшую математику и со своей «склонностью к изобретательству и самостоятельным исследованиям более, чем к детальному изучению уже найденного и открытого», выполнил ряд собственных разработок. Они включали «упорные» исследования по геометрической аксиоматике, «открытие» основных формул теории конечных разностей, некоторые обобщения теории конечных разностей и анализа много менее значительных вещей, почти сплошь являвшихся открытием ранее известного».

Ему особенно удавались точные науки. Во время учёбы перечень его изобретений был уже огромным:

водяная турбина типа колеса Пельтона;

гусеничный автомобиль для езды по мягким и сыпучим грунтам;

беспружинные центробежные рессоры;

электрическая машина переменного тока высокой мощности.

Ещё в гимназии он завёл специальную тетрадь и записывал в ней свои первые космические проекты. В то время летали на деревянных самолётах, которые называли «этажерками», а гимназист Александр Шаргей уже посылал мысленно в космос ракету собственной конструкции. Принципиальную схему отделения, а после посещения Луны, и стыковки посадочно-взлётного модуля с кораблём Александр придумал в 17 лет – в 1914 году. Он сделал это совершенно самостоятельно, не зная даже трудов Циолковского.

В 1916 году он с серебряной медалью окончил вторую полтавскую мужскую гимназию. Уже в 17 лет начал работать над проектами межпланетных путешествий. Потому и поступил на механическое отделение Политехнического института в Петрограде. Жить он поселился на Васильевском острове у своей мачехи. Но учиться пришлось недолго – шёл третий год Первой мировой войны (Саша проучился всего два месяца). Отсрочку от призыва студент получить не успел.

В 1916 году каждые 2-3 месяца производились призывы в действующую армию студентов младших курсов. В Центральном Государственном Историческом архиве в фонде Петроградского политехнического института хранится именной список студентов, призванных в октябре 1916 года, в котором под номером 19 числится Шаргей Александр Игнатьевич, студент первого курса механического отделения. Таким образом, в 1916 году студента Александра Шаргея мобилизовали в действующую армию. Вместо высшей математики он должен проходить военную науку в школе прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ, где учился вместе с Леонидом Говоровым, будущим Маршалом Советского Союза. В военном училище Шаргей продолжал работать над «космической» рукописью. Каждое увольнение он проводил в своей комнате, торопился до отправки на фронт закончить свой труд по космическим полётам. И всё же в марте 1917 года он заканчивает свою первую рукопись, посвящённую космосу.

Уже в этой первой работе (104 страницы рукописного текста) имеются намётки будущей «трассы Кондратюка». Любопытно отметить, что юноша и слыхом не слыхивал ни о Циолковском, ни о зарубежных пионерах космонавтики.

Весной 1917 года Шаргей заканчивает школу прапорщиков и его отправляют на Турецкий фронт. Перед отправкой на фронт в квартире мачехи, которая жила в Петербурге, Александр ночами дополнял свои «космические» тетради. У космического аппарата разворачиваются зеркала с приёмниками концентрированного солнечного тепла, благодаря которым вода разлагается на кислород и водород и превращается в горючее.

Последние записи были сделаны накануне отправки на Закавказский фронт, куда прапорщика Шаргея определили командиром пулемётного взвода. А в государстве начинается революция, которая перерастает в Гражданскую войну. Фронт развалился, и прапорщик Шаргей добирается до Киева, где находились его мачеха и сестра Нина. Осенью 1919 года Киев занят армией Деникина.Шаргея снова мобилизуют, и он служит во второй роте Кавказского офицерского полка.

 

Черноморский военный губернатор генерал А.Н. Черепов, начальник 2-й пехотной дивизии, куда входит и полк Шаргея имел задачу прикрытия Новороссийска со

стороны Грузии. Это был так называемый «Сочинский

конфликт».

А.Н. Черепов

Полк Шаргея противостоит и развернувшемуся в тылу деникинцев от Анапы до Адлера партизанскому движению «зелёных». И именно в это время Александр Шаргей дорабатывает свою первую рукопись под названием «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В этой работе Шаргей выел формулу полёта ракеты отличным от других пионеров космонавтики способом.

Но воевать со своим народом Александр не захотел. Потому, когда полк Шаргея отправляется в район Киева, в мае 1919 года, он совершил побег из рядов Добровольческой армии. Долго скрывался, потому что для новой власти он – классовый враг, офицер-золотопогонник. В домах на Сретенской улице, где жили Сашины родственники, квартировали немцы, пришлось скрываться у гимназического однокашника Николая Скрынки. Александр коротал время за чтением книг, благо библиотека у него была богатейшая. Здесь он наткнулся на крохотную заметку в журнале «Нива», в которой сообщалось о «ракете Циолковского» для полёта за пределы Земли. В сообщении содержалась ссылка на опубликованную работу Циолковского в «Вестнике воздухоплавания» за 1911 год. Значит, у него есть соперник-единомышленник! Где бы найти в это смутное время журнал?

В июне 1919 года он приезжает в Киев. Много профессий сменил Александр, чтобы прокормиться, но, тем не менее, начал работать над новой рукописью, которую потом назвал «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Он заглянул в будущее – вперёд на сорок лет. К осени 1919 года рукопись закончена. Всего 144 страницы рукописного текста, а сколько научных пророчеств, в том числе и будущая трасса на Луну, и улиточная схема захода на посадку. «Полёты на ракете в мировое пространство ничего удивительного и невероятного не представляют,…для осуществления этого мероприятия необходимы опыты, опыты и опыты в постепенно увеличивающемся масштабе…». Эти строки написаны двадцатидвухлетним студентом в драматическом 1919 году.

Близкие Шаргея боялись за его жизнь, так как ходили слухи о расстрелах белых офицеров, а он был прапорщиком, служил в белой армии. Он какое-то время работал чернорабочим, кочегаром. Жил очень бедно, ходил в одном сапоге и одном ботинке, но это для него ничего не значило. Прячась в погребе, на основе старых тетрадей, он продолжал работать, конкретизируя свои идеи. Он разрабатывал многоступенчатую ракету, скафандр, управление ракетой с помощью гироскопа. Вернувшись к мирной жизни, Александр пишет пособия для начинающих инженеров строителей, работает над «космическими» рукописями и чертежами. Но его опять мобилизуют «беляки» - на сей раз в Киеве. У него забрали документы и доставили к поезду, где формировался воинский полк. На одной маленькой станции Шаргей с другом бегут с эшелона (впоследствии его друг умрёт от тяжёлого тифа). Жить без документов в то время было крайне опасно: любой донос – и неминуемы арест и расстрел.

Но Шаргей был чужим и для красных (еще бы – белый офицер!), и для белых (дезертир)… Чем это грозило в те времена, объяснять излишне.

Жизнь юноши и его близких в то время постоянно находилась под угрозой, поэтому, чтобы обезопасить пасынка от красного террора (а также и себя с дочерью), мачеха Елена Петровна Кареева уговорила его сменить фамилию. Она передала Саше документы умершего двоюродного брата Георгия (по-старославянски Юрия) Кондратюка, родившегося в Луцке в 1900 году, студента Киевского университета, умершего от туберкулёза. Так в 1921 году исчез Александр Шаргей и появился Юрий Кондратюк, человек без опасного прошлого. Под этим именем он прожил до конца жизни. Тайна истинного имени Ю. Кондратюка сохранялась вплоть до 1977 года, когда его сестра Нина Шаргей перед смертью дала письменные показания.

Если бы не эти трагические обстоятельства, жизнь Александра Шаргея могла сложиться иначе. Отправленная в Москву рукопись получила блестящую рецензию, как новое слово в мировой науке о космических полётах. Однако издать книгу своей жизни Кондратюк должен за свой счёт.Отречься пришлось и от инженерного образования. Поэтому следующие два десятилетия Шаргей – Кондратюк работал кочегаром, машинистом, механиком. Но исследований проблем межпланетных путешествий не оставлял….

Приехав в Новосибирск, Кондратюк начинает вести активную переписку со многими учёными и специалистами в области развивающейся космонавтики и ракетной техники. Переписывался он и с Константином Циолковским. Их полемика нашла отражение в труде Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», название которого созвучно с «Исследованиями мировых пространств» Циолковского. В книге Кондратюка была определена последовательность первых этапов освоения космического пространства, исследователь был настроен более решительно и жаждал практически перейти к практике полётов за пределы земли. Правда, одну главу он всё же исключил – во избежание того, чтобы каждый человек имел собственный космолёт. Книга объёмом всего в 79 страниц (вместе со схемами и чертежами) вышла тиражом в 2000 экземпляров, сразу став библиографической редкостью.

Он был высоким, крепким, жилистым, молчаливым и даже замкнутым человеком. Мог, словно, «вечный двигатель», денно и нощно работать, спать на жёстком полу своей комнаты на Советской, 24, просыпаться и снова изобретать то земные, то космические сооружения. У многих складывалось ощущение, что он вообще никогда не был в отпуске. Но он не был «кабинетным теоретиком», он мог быть и строителем, и прорабом, и строить без чертежей, просто давая указания рабочим. Очень ценил дружбу и свою работу, поэтому, когда Серго Орджоникидзе покончил собой, и Главэнерго приняло решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций, два этих «факта» нанесли Юрию серьёзный удар. Зарабатывал он много, но тратил на друзей, родственников, знакомых старушек на Кавказе, траты на себя казались ему кощунственным делом. Друзья говорят о его прекрасном чувстве юмора. Ему, как гению, была присуща рассеянность –он мог забыть в портфеле цветы, которые хотел подарить, но всегда дарил конфеты девушкам, с которыми его пытались свести друзья. Он умел отличать резкость от грубости и отвечал интеллигентно и по существу. Друзья называли его «милым фантастом», ведь он всегда верил в свою космическую мечту. Не все знают, что Юрий Васильевич был не только физиком, но и лириком – писал прекрасные стихи. На дружеские эпиграммы мог ответить экспромтом: «Женщин я не признаю, с детства я Луну люблю. О свиданье с ней мечтаю, экипаж изобретаю.…Лечу я к ней в ракете, как в собственной карете!».

Личная жизнь его долгое время не складывалась. «Личная жизнь Юрия Васильевича была тогда нескладной. Был у него короткий и неудачный, наверное, единственный в его жизни роман», - писал его друг Никитин. Влюбившись в красавицу Зою Ценину, у которой он приобрёл квартиру, он предложил ей выйти за него замуж, но она только усмехнулась – они были совсем разными. Потом только стало известно, что круг мужчин Зои – сплошь богатые и щедрые поклонники. Добрый и искренний, всегда готовый ради друга снять последнюю рубашку, конечно, он ей не подходил. Кондратюк собрал вещи из квартиры в Новосибирске на Нерчинской (ныне – Челюскинцев), попрощался. И больше они не виделись. Уже в Москве он познакомился с Галиной Павловной Плетнёвой, его будущей гражданской женой, которая сохранила его фронтовые письма – вплоть до 1942 года – года официальной смерти Кондратюка (ему было всего 44 года).

А жизнь его закончилась героически.

Мирный созидательный труд гениального инженера, можно сказать самоучки, оборвала война. Юрий Васильевич имел «броню» и мог не идти на фронт. Но он записался добровольцем в Московское ополчение. Так как не состоял на учёте в военкомате как военный специалист, он был зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2 стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района (26 сентября 1941 года переименована в 173-ю стрелковую дивизию второго формирования) 33-й Армии Резервного фронта. После выхода из Вяземского окружения в октябре 1941 года служил в роте связи 470-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии, затем командир отделения и помощник командира взвода во взводе связи 1-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии (2-го формирования) 49-й Армии Западного фронта. Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25 февраля 1942 года. Похоронен у деревни Кривцово Калужской области».

В справке ЦАМО СССР № 9 / 15333 от 13.07.1993 года указано: «Рядовой 1281 стрелкового полка 60 стрелковой дивизии Юрий Васильевич Кондратюк …погиб 25.02.42 г. в селе Кривцово Волховского района Орловской области, место захоронения не указано. Основание: ЦАМО…д. 51/27 Т. 4-93 Г. Начальник отдела Абрамов».

Такова судьба человека, чьи наработки использовались при проектировании полетов первых советских спутников и луноходов, что было за 10 лет высадки американцев на Луне, которые тоже обратились к трудам Шаргея. Они востребованы и сегодня.

Кстати, Шаргей переписывался с Циолковским, который высоко ценил его работы и в знак признательности подарил свою брошюру с автографом.

В 1969 году с Кондратюка «спадает» пелена «врага народа» - после публикации в «Комсомольской правде» статьи «Человек, который предвидел». В 1977 году Нина Игнатьевна Шаргей дала письменные показания Специальной комиссии об обстоятельствах смены имени и фамилии её сводным братом Александром Игнатьевичем Шаргеем.

Первая тропа от Новосибирска в космос

 

Американские астронавты высадились на Луну по проекту Юрия Кондратюка. Причастен ли Новосибирск к истории космонавтики? Парадоксально, но наш город в сферу покорения безграничной Вселенной вписал даже не наш земляк. Юрий Кондратюк издал в сибирской столице книгу «Завоевание межпланетных пространств», которую читали, наверное, во всём мире. Это было в 1929 году. Талантливого 32-летнего инженера, члена особого бюро № 14 в Новосибирске (где трудились специалисты с клеймом «враг народа», получавшие его по печально известной 58-й статье «Экономическое вредительство»), коллеги называли фантазёром и чудаком. Юрия, доброго, рассеянного, со странными грёзами, не воспринимали всерьёз.По сути, в Сибири в конце 20-х годов XX века Кондратюк был единственным человеком, который понимал, что космонавтика — это вполне реально. После работы он часами засиживался за рукописями, глубокой ночью собирал их в стопку и, подложив под голову, засыпал на столе или прямо на полу. А поутру вновь принимался за чертежи зернохранилищ — прямые свои обязанности.


Инженер выдающегося ума не оставлял надежд издать рукопись. Но в Москве, куда он обратился с этой просьбой, ему отказали. Тогда Юрий Васильевич возвращается в Новосибирск и печатает «Завоевание межпланетных пространств» на собственные деньги, заработанные на изобретениях (за свою жизнь Кондратюк получил восемь патентов). Для простого читателя это была фантастика в чистом виде! Непонятные формулы, неясные описания, загадочные чертежи…

Чаще всего рукопись оказывалась заброшенной в ящик стола друга или коллеги непризнанного учёного. Но издание оказалось настолько содержательным, что получило высочайшую оценку специалистов. Юрий Васильевич посылает книгу основоположнику современной космонавтики Константину Циолковскому и получает восторженный отзыв. Интересно, что из двух тысяч экземпляров этого издания сегодня в Новосибирске осталось только два. «Завоевание» стало библиографической редкостью. Эта книга принесла всемирную славу Кондратюку и записала Новосибирск в историю мировой космонавтики.

— Мы разыскали маленькую, неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции, — заявил американский учёный доктор Лоу после успешного завершения Лунной программы НАСА в 1975 году. — Её автор, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луне по схеме: полёт на орбиту Луны — старт на Луну с орбиты — возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем — полёт на Землю.Эти слова — признание того, что полёт американских астронавтов на Луну выполнен по «трассе Кондратюка». Возможно, признание пришло бы к учёному-инженеру раньше, намного раньше, но в его жизни всё было непросто…

Наслышанный о неординарном сибирском инженере, Сергей Королев, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики, в 1933 году предлагает Юрию Кондратюку работу, от которой тот, казалось бы, не сможет отказаться. В группе изучения реактивного движения, куда Сергей Павлович собрал лучшие умы космонавтики, не хватало теоретика.Это была возможность заниматься любимым делом и проводить экспериментальные работы, что тоже немаловажно. Но, выслушав предложение, Юрий Васильевич даёт отрицательный ответ, ничего не объяснив. Королёв, в силу своего характера и категоричности, не признавал отказов и затаил обиду. Правду он узнал только после Великой Отечественной войны, с которой Кондратюк так и не вернулся: вместо интересной работы в группе, находившейся под контролем российской Красной Армии, Юрию грозили лагеря. Прочитав вопросы анкеты, которую необходимо было заполнить для поступления в ГИРД, бывший белогвардеец понял, что ему грозит разоблачение.

Зернохранилище «Мастодонт»

Нил Армстронг с таким же успехом мог бы набрать грунт в Камне-на-Оби, Рубцовске или Поспелихе, где также работал и жил Юрий Кондратюк. И оставил материальную память – здания хлебоприёмных пунктов, которые строились по его проектам и под его руководством – некоторые из них в ту пору были ещё целы.

Природа дала Юрию удивительный талант к техническим, инженерным, математическим наукам. Славился он и как талантливый механик. Широко известны его изобретения по механизации погрузочно-разгрузочных работ на элеваторах и зернохранилищах. Его изобретения действовали до середины 80-х годов. С 1921 по 1927 годы Шаргей-Кондратюк работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и кончая механиком на элеваторе.

Механик-самоучка приехал в Сибирь в апреле 1927 года по приглашению краевой конторы «Хлебопродукт» - «дочки» государственного акционерного общества «Союз хлеб», где трудился почти три года. Это была эпоха НЭПа, крестьяне собирали неплохие урожаи, а вот с хранением и переработкой зерна возникали проблемы. Надо было строить складские помещения и элеваторы. Между прочим, латинское слово «элеватор» в переводе означает «подъёмный аппарат». В случае с Кондратюком есть большая доля мистики: человек, знающий, как построить зерносклад, нашёл решение, как преодолеть земное притяжение и отправиться в космос,к другим планетам Солнечной системы. Но пока он должен был строить именно элеваторы, зернохранилища, амбары для хлеба, то есть совсем другие подъёмные аппараты.

Подшивка газеты «Красный Алтай» за 1927 год пестрит заголовками: «Сибэлеваторстрой – пионер в деле постройки в СССР линейных механизированных элеваторов», «100 пудов зерна – в три минуты», «Скоро начнётся постройка четырёх элеваторов по 100 000 пудов», «Крупное элеваторное строительство в Сибири»…

20 апреля 1927 года Юрий Кондратюк назначен техником по постройке зернового элеватора при станции Большая Речка, а с мая по август того же года, как свидетельствует личный листок учёта кадров, числился техником на строительстве в Рубцовске. В архиве конторы «Хлебопродукт», переименованной 28 июня 1928 года в «Хлебострой», исследователи нашли документы, свидетельствующие о том, что 12 сентября 1927 года «техник по постройке элеваторов Кондратюк Ю.В. согласно его просьбе переводится из Рубцовки на работу по механизации амбаров в Бийске, Поспелихе и Шипуново».

Юрий Васильевич также спроектировал и возвёл в Камне-на-Оби комплекс сооружений, состоявший из элеватора, зернохранилища и грузовой галереи. Центральное место в нём заняло зернохранилище ёмкостью 8 тысяч тонн, построенное без единого гвоздя по принципу русской избы. А поскольку галерея была похожа на хобот слона, он назвал своё детище «Мастодонтом».Оно получило статус самого большого деревянного амбара в мире. В те годы на Алтае, как и везде в стране, возводили зерносклады так называемого канадского типа, для сооружения которых требовалось много обработанного леса и гвоздей. А они были дефицитны и дороги. Кондратюк строил из рубленого леса – подручного строительного материала, которого вокруг было в достатке. В итоге «Мастодонт» получился в семь раз больше вместимостью, чем канадские элеваторы, а также с высоким по тем временам уровнем механизации. «Мастодонт» использовался по назначению около 60 лет, но к концу прошлого века обветшал, а в начале наступившего стал бесхозным. Располагавшийся рядом с ним элеватор 14 февраля 1992 года ассоциация экономического развития Камня-на-Оби предложила администрации города выкупить за миллион рублей. Но глава администрации Валерий Горожанкин попросил в два раза большую сумму. Через два дня, 16 февраля 1992 года в 21 час 20 минут, Каменский элеватор сгорел. По счастливому стечению обстоятельств удалось отстоять от пожара «Мастодонт» - его только чуть опалило снизу. Однако спустя ровно десять лет и его испепелила огненная стихия. Поистине, что имеем – не храним, но даже и потерявши – не плачем!

Более 5 лет Юрий Васильевич разъезжал по трудным сибирским дорогам – строил новые элеваторы. 30 июля 1930 года Ю.В. Кондратюк вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил «Мастодонт» не только без чертежей (ибо сам руководил стройкой), но и без гвоздей (так как в стране не хватало железа).Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит нагрузки и развалится, погубив тем самым десять тысяч тонн народного зерна. 10 мая 1931 года его осудили на три года лагерей (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР своим определением № ОС-70-8 от 26 марта 1970 года реабилитировала Кондратюка за отсутствием состава преступления). Но комплекс пережил землетрясение и наводнение, на самом деле простоял более 60 лет и только в 80-е годы его подкосил страшный пожар.

Однако вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечён к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро для заключённых-инженеров № 14 по проектированию угольных предприятий. Там он проработал до августа 1932 года, успев получить патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования. Им были опубликованы статьи по ряду специальных проблем: ускорение и облегчение проходки шахт с опалубной механизацией бетонных и породоуборочных работ, хранение бетона высокого сопротивления и постоянной крепи шахтных стволов, железобетонный копёр.

Ещё одно его необыкновенное творение — подвесной мост. Сейчас, в начале XXI века, подобные переходы мы часто видим в фильмах и на фотографиях.

Но вернёмся в прошлое: Новокузнецк, 1930 год. Юрий Кондратюк, который не получил высшего и даже среднего специального образования, рассчитал натяжение стальных тросов так, что деревянный мост был способен выдержать не только свой собственный вес, но и вес машин, которые по нему пойдут. Такие расчёты — подтверждение гениальности этого человека.

Проектирование ВЭС

Кондратюк совершил открытия не только в области космонавтики, но и в поиске альтернативных источников энергии, в строительстве огромного элеватора без гвоздей. За последний проект его обвинили во вредительстве, посадили в тюрьму, а затем перевели в проектное бюро, так называемую «шарашку». Здесь он обошёл на конкурсе два специализированных научных института своим проектом ветровой электростанции.

Им заинтересовался сам нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе и добился, чтобы Кондратюка освободили досрочно. Дорогой в Харьков учёный остановился в Москве, где встретился с Сергеем Королёвым, который предложил ему вакантное место главного теоретика ГИРД (группа изучения реактивного движения – научно-исследовательская опытно-конструкторская организация, занимавшаяся разработкой ракет и двигателей к ним) – будущей колыбели советской космонавтики.

Если спросить обычного человека, в какой стране была построена первая ветряная электростанция, то ответом, скорее всего, будет Англия, Франция или США. Но этот ответ будет очень далёк от истины. Да-да, и тут мы были впереди планеты всей! Именно в СССР, а именно в Крыму, в 30-х годах была сооружена первая современная ветряная электростанция. В России в 1918 году получением электричества с помощью ветра заинтересовался профессор В. Залевский. Он создал теорию ветряной мельницы и сформулировал ряд принципов, которым должен отвечать ветрогенератор. В 1925 году профессор Н. Жуковский организовал отдел ветряных двигателей в Центральном аэрогидродинамическом институте. В 30-х годах XX века руководство СССР всерьёз озаботилось использованием энергии ветра. Было налажено производство ветроустановок мощностью 3-4 кВт, причём выпускались они сериями. В 1931 году в Крыму заработала спроектированная ЦАГИ крупнейшая в мире промышленная ветровая электростанция (ВЭС) Д-30 мощностью 100 кВт.

Ещё работая в бюро № 14, Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленного Наркомом тяжёлой промышленности. Для разработки проекта Крымской ветровой электростанции и изготовления рабочих чертежей, Харьковская проектная группа была переведена в Москву, где создалась проектная контра по выполнению данной задачи. Главным инженером был назначен П. Горчаков, его заместителем – Ю. Кондратюк, кроме того, в группу входили инженеры Н.В. Никитин, Б. Злобин, К.Н. Шаманский. Они были помощниками и друзьями Юрия Васильевича до самого начала войны.

При разработке проекта ВЭС внедрено много новых конструктивных решений в строительных конструкциях, в синхронности работы механизмов, а также решён вопрос параллельной работы ВЭС с местной электросетью. Было тяжело, но работа продвигалась успешно. Эскизное проектирование ВЭС было завершено в ноябре 1932 года, и вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По настоятельной просьбе Наркома тяжёлой промышленности в 1933 году Кондратюка досрочно освободили от высылки. На конкурсе проект был признан лучшим. В 1933 – 1934 годах Шаргей работает в филиале Института промэнергетики в Харькове, в то время столицы Украины. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1934 году под руководством Ю.В. Кондратюка был подготовлен проект гигантской 12-мегаватной ВЭС на горе Ай-Петри с башней высотой 165 метров и двумя 8—метровыми ветроколесами, размещёнными на двух уровнях.

В 1936 году началось практическое внедрение рабочих чертежей: на холме Беден-Кир соорудили подпятник, в котором предполагалось установить поворотную башню ВЭС.

В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Неприятность возникла внезапно. 18 февраля 1937 года трагически погиб главный куратор – руководитель Серго Орджоникидзе. Противники Кондратюка добились сокращения проекта до одноуровневой 5-мегаватной установки. Проект и строительство Крымской ВЭС законсервировали, а проектную группу переформировали в проектно-экспериментальную контору по созданию маломощных ветровых электроустановок, начальником назначили Ю. Кондратюка.В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций (ПЭК ВЭС). Здесь он проработал до начала войны. В этот же период получил настойчивые и выгодные предложения о сотрудничестве от С.П. Королёва, однако ответил отказом, мотивируя его обязательствами по строительству ВЭС.

В 1938 году Главэнерго принимает решение прекратить строительство и вообще свернуть любые работы по созданию мощных ВЭС. Всё, что осталось от замысла крымской ветровой супер электростанции – опыт проектирования огромной железобетонной башни, удерживаемой изнутри натянутыми стальными тросами. Спустя три десятка лет эти расчёты пригодились в ходе проектирования Останкинской телебашни. Интерес к ветру ослаб в 1954 году, под Москвой была построена первая в мире атомная электростанция мощностью 5 Мвт.

Но когда мечта о космонавтике приблизилась к Александру Шаргею, ему пришлось отказаться от неё. Он понимал, что как только начнут «копать» его биографию, вскроется и смена документов, и то, что он числился в рядах белогвардейской армии. Когда Сергей Королёв частично узнал правду в 1947 году, он переиздал «Завоевание межпланетных пространств». При этом на Кондратюке по-прежнему висело клеймо «врага народа». И только через год после высадки американцев на Луне с Юрия Васильевича сняли все обвинения и восстановили его доброе имя.

Труды

«Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919)

В этой работе, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего и многого другого.

 

Им было предложено:

Использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива;

При полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано американским агентством NASA в программе «Apollo»).

Использовать гравитационное поле встречных небесных тел для до разгона или торможения при полёте в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).

В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

«Завоевание межпланетных пространств» (1929)

В 1925 – 1926 гг., живя в станице Октябрьская Краснодарского края, Юрий Васильевич, работая на Крыловском элеваторе, завершил работу над книгой «Завоевание межпланетных пространств», ставшей главным научным трудом его жизни.

В январе 1929 года на собственные средства ему удалось издать в Новосибирске 79-страничную брошюрку с шестью разворотами-вклейками со схемами и чертежами под названием «Завоевание межпланетных пространств» тиражом в две тысячи экземпляров. В ней был разрешён ряд вопросов первостепенной важности, о которых другие авторы до этого не упоминали. Книгу неизвестного научным кругам инженера из Сибири заметили: уже в июле в Германии была опубликована рецензия Роберта Ладемана, а в октябрьском 41 номере ленинградского журнала «Наука и техника» на книгу откликнулся автор, скрывавшийся под псевдонимом М.Б. также у безвестного механика, проектирующего сибирские элеваторы, не имеющего даже среднего образования, завязалась переписка с Константином Циолковским, со специалистом Главнауки Владимиром Ветчинкиным, который рекомендовал к изданию «Завоевание…» ещё в 1926 году, популяризаторами науки и авиации Яковом Перельманом, Николаем Рындиным. Его имя и идеи стали известны Фридриху Цандеру, советским ракетостроителям Арно Штернфельду, Сергею Королёву, Валентину Глушко. Их австрийско-немецкому коллеге – Евгению Зенгеру.

В этой уникальной книге автор разработал:

теорию промежуточных станций (ракетных баз) в виде спутников планет. Рассчитал траектории экономического взлёта с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например, магний, литий, алюминий и другие, доказал, что ракета, не сбрасывающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может;

разработал первым вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту;

идея защитного скафандра для выхода за борт космического корабля;

рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, считал возможным использовать гравитационные силы небесных тел для разгона и торможения космических аппаратов;

предложил использовать при возвращении на Землю ракеты с крыльями, подробно доказав выигрыш в соотношении весов горючего и самой ракеты;

идея использовать околоземные станции (базы), взлётно-посадочный модуль для посадки на Луну;

траектория взлёта должна быть наклонной; целесообразней лететь к Луне не по прямой, а используя гравитационный манёвр – вокруг Земли, и лишь затем, по направлению к Луне.

В этой книге автор изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере. В отличие от К.Э. Циолковского, видевшего конечную цель полёта в освоении человеком огромных пространств Солнечной системы, Ю.В. Кондратюк считал, что «именно в возможности в ближайшем же будущем начать по-настоящему хозяйничать на нашей планете и следует видеть основное огромное значение для нас в завоевании пространств Солнечной системы».

В этой работе он много предвосхитил – он самостоятельно вывел формулу движения ракеты независимо от Циолковского. Но в этой работе он пошёл много дальше – понял, что ракеты должны быть многоступенчатыми, и после отработки ступеней – их сбрасывать. Действительный академик и директор Института космических исследований Академии наук Национального космического агентства Украины (НКАУ), крупный учёный-математик В.М. Кунцевич в предисловии к переизданию труда Юрия Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» подчеркнул, что на примере Ю.В. Кондратюка ещё раз подтвердилась старая истина, что нет пророка в своём отечестве.

Профессор В.П. Ветчинкин (на фотографии с портфелем), советский учёный в области аэродинамики и динамики полёта. В 1927 году издал «Завоевания межпланетных пространств» на 66 страницах.

Главное дело жизни: гениальный космический конструктор

Несмотря на всю не обустроенность жизни, Юрий Васильевич никогда не прекращал заниматься космосом. Ещё в 1915 году он делал расчёты космического полёта. На полу его маленькой комнаты лежали огромные листы с аккуратно выполненными чертежами. Восемнадцатилетний юноша работал над своей первой рукописью, которая, кстати, до сих пор не опубликована. Замечательно, что в том, первом исследовании Кондратюк прошёл тем же путём, каким практически прошло человечество, осваивая безвоздушное пространство. Вот план Кондратюка: испробовать действие приспособления для подъёма в атмосферу; полёт не особенно далеко от земной поверхности – на несколько тысяч вёрст; полёт на Луну без остановки; полёт вокруг Луны; полёт на луну с остановкой.

Много лет спустя Юрий Васильевич писал профессору Рынину: «Достигнув в 1917 году в своей работе первых положительных результатов и не подозревая в то время, что я являюсь первым и единственным исследователем в этой области, я на некоторое время как бы «почил на лаврах» в ожидании возможности приступить к экспериментам, которую рассчитывал получить реализацией изобретений, держа в то же время свою работу в строжайшей тайне, так как учитывая с самого начала огромность и неопределённость возможных последствий от выхода человека межпланетное пространство, я в то же время наивно полагал, что достаточно опубликовать найденные основные принципы, как немедленно кто-нибудь, обладая достаточными материальными средствами, осуществит межпланетный полёт.

Как известно, такие средства нашлись у США спустя полвека. И межпланетный полёт был осуществлён. А вот Юрий Кондратюк до практических экспериментов, увы, не дожил. Его уделом стала теория. Но какая!!! Тут без перечня работ нам не обойтись.

Итак, Юрию Васильевичу Кондратюку принадлежат следующие открытия:

Расчёт скорости ракеты для преодоления земного притяжения. Вычисления выполнены независимо от Циолковского и совершенно иным, оригинальным способом.

Идея создания многоступенчатой ракеты – также без знакомства с работами Циолковского и Цандера.

Обоснование важности сжигания в космосе отработанных конструкций.

Расчёт оптимальной траектории запуска ракеты с использованием вращения Земли и движения Луны, что даёт огромную экономию средств.

Вывод о необходимости использования в атмосфере крыльев для торможения ракеты. Расчёт оптимальных вариантов торможения.

Указание на важность создания промежуточных космических баз, включая лунные.

Расчёт траектории полёта космических кораблей к луне и обратно. До сих пор эта трасса называется «Трассой Кондратюка».

В своих работах Юрий Васильевич также пришёл к выводу, что для посадки на Луну надо использовать отдельный посадочный модуль.

Правильность расчётов и проектов учёного всецело подтверждены полётом «Аполлона-11» и высадкой на Луну астронавтов Армстронга и Олдрина. И даже этот список далеко не полный! Прав один из наших современных учёных: доживи Юрий Васильевич до наших дней, «мы имели бы гениального космического конструктора».

«Моё место на небе!..»

Сохранились воспоминая коллег Юрия Кондратюка, который не раз говорил им: я не жилец на этом свете, мое место на небе!» Нет, он не был болен, не ожидал близкой кончины – люди знали, что сослуживец бредит космосом. Впрочем, близких друзей у него не было, на что имелись веские причины…

Алевтина Пыжова, дочь его коллеги Семена Пыжова, рассказывала, что Кондратюк был высоким, черным, лохматым, совершенно не следившим за собой. Подчас одна нога у него была обута в опорок от сапога, другая – в ботинок. Нередко в летнюю жару он ходил вовсе разутым.В комнатке второго этажа деревянного дома на улице Ленина в Камне, где он не менее 15 раз останавливался вместе с помощниками Колышкиным и Белевичем, третья кровать постоянно пустовала – Юрий Кондратюк спал в мешке на полу. Коллеги отмечали, что частенько он возвращался домой поздно, зажигал лампу и просиживал ночь за какими-то расчетами.

Работавший с Юрием Васильевичем позже, в Крыму, Николай Никитин, один из авторов останкинской телебашни, вспоминал, что «разговаривать с Ю.В. было сущим удовольствием. Он был богато наделен чувством юмора. Мысли были острыми, быстрыми, блестящими».

Тайны имени

Создатель космической биологии и первооткрыватель аэроионов Александр Чижевский назвал Кондратюка «поручиком Киже, человеком –невидимкой».

Один из пионеров космонавтики умалчивал, что служил в офицерском чине в русской армии в 1917-1918 годах и в белой армии в апреле 1918 года, дезертировал из нее в том же месяце, вновь служил в белой армии в октябре-ноябре 1919 года и опять дезертировал из нее. В 1922 году он пытался перейти советско-польскую границу и был арестован.

Но это еще цветочки. Только через полвека после его кончины стало известно, что настоящее имя ученого – Александр Игнатьевич Шаргей. Чтобы скрыть участие в бело движении, он взял документы преподавателя литературы киевский школы Юрия Васильевича Кондратюка, умершего 1 марта 1912 года от туберкулеза. Первый родился в Полтаве 21 июня 1897 года, второй в Луцке тремя годами позже – 8 сентября 1900 года. С именем Кондратюка он прожил ровно два десятка лет, став автором гениальной книги «Завоевание межпланетных пространств».

Покрыта тайнами и кончина теоретика космонавтики. Известно, что 7 июля 1941 года он добровольно вступил в коммунистический батальон народного ополчения Киевского района Москвы и был назначен бойцом роты связи 62-го стрелкового полка. Долгие годы считалось, что он погиб 3 октября 1941 года в бою на территории Кировского района Калужской области. Сейчас же принято считать датой его смерти 23 февраля 1942 года, когда в день праздника Красной армии в бесплодных попытках прорвать немецкий фронт в Орловской области полегло много советских воинов.

Неопределенность со смертью исследователя космоса вызвала слухи, что он попал в плен и участвовал в ракетном проекте Вернера фон Брауна – если напод его именем, то в качестве помощника. Масла в огонь подлила и американская печать, сообщившая, что «советское правительство игнорировало его, и в 1952 году Кондратюк умер в безвестности».

Заместитель Кондратюка в проектном отделе проектно-экспериментальной конторы ветроэлектростанций (ПЭК ВЭС) Наркома электростанций и электропромышленности Казеев вспоминал: «У Юрия Васильевича был большой складной портфель, в котором на скоросшивателе была подшита его книга «Завоевание межпланетных пространств», какие-то бумаги и важные документы». Эти рукописи до сих пор не найдены. Выходит, что не все тайны Кондратюка еще раскрыты?!

Интересные факты

Доктор Лоу, американский учёный, задействованный в лунной программе НАСА, после успешного завершения её, заявил: «Мы разыскали маленькую, неприметную книжечку, изданную в России сразу после революции. Её автор, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луне по схеме: полёт на орбиту Луны — старт на Луну с орбиты — возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем — полёт на Землю. Эти слова — признание того, что полёт американских астронавтов на Луну выполнен по «трассе Кондратюка».

Американский астронавт Нил Армстронг специально побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у стен дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Впоследствии Армстронг заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». В связи с готовящимся визитом группы американских учёных и специалистов в области космонавтики в Новосибирск, в квартире, где проживал Кондратюк, был экстренно создан музей Юрия Кондратюка. Теперь это Научно-мемориальный центр Ю. Кондратюка. Он расположен по адресу: ул. Советская, д. 24, рядом с площадью Кондратюка.

В начале 1929 года в Новосибирске в типографии Сибкрайсоюза на средства автора, полученные за изобретения и рационализацию, была издана книга «Завоевание межпланетных пространств» тиражом 2 тысячи экземпляров. А 40 лет спустя – в 1969 году, американские астронавты на корабле «Аполлон», совершив полёт по трассе Кондратюка, высадились на поверхность Луны.

У астрономов принято называть объекты на Луне именами выдающихся учёных Земли. Ньютон и Коперник, Максвелл и Жолио-Кюри, Ломоносов и Архимед, Циолковский и Кондратюк – вот чьими именами представлена в Лунном мемориале наша цивилизация! Имя Кондратюка носит и малая планета-астероид.

Восстановлению доброго имени Ю.В. Кондратюка посвятил немало усилий его бывший сослуживец и однополчанин. А позже инженер-конструктор Конструкторского Бюро имени Лавочкина Борис Иванович Романенко, после выхода на пенсию посвятивший себя «космической» журналистике.

Инженеры Н. Никитин и Б. Злобин заложили в проект строительства Останкинской башни много конструктивных решений, которые предложил Ю. Кондратюк при строительстве ветровой электростанции. Таким образом, Ю. Кондратюк внёс значительный вклад и в строительство Останкинской башни.

На ВДНХ на стенде основоположников теоретической и практической космонавтики портрет Юрия Кондратюка – между Константином Циолковским и Фридрихом Цандером. Здесь написано: «Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942 гг.). Один из пионеров ракетной техники Независимо от К.Э. Циолковского и будучи незнаком с его исследованиями, оригинальным методом вывел основные уравнения движения ракеты. В рукописных и печатных работах 1919-1929 годов рассмотрел устройство ракет и двигателей, состав топлива, выбор оптимальных траекторий полёта, устройство межпланетных промежуточных баз, способы возвращения на Землю и другие проблемы межпланетных полётов».

Статья из журнала «Лайф» («Life»), в которой Юрий Кондратюк назван одним из авторов-теоретиков лунной программы

Память

В Полтаве Ю.В. Кондратюку открыт памятник.

В 1992 году имя Ю.В. Кондратюка присвоено Новосибирскому аэрокосмическому лицею.

В честь Кондратюка названа одна из площадей Новосибирска.

На Украине учреждена медаль имени Ю.В. Кондратюка.

На Украине были выпущены юбилейная монета «Юрий Кондратюк» и две почтовые марки (1997 и 2002 гг.) его памяти.

В 1997 году имя Ю.В. Кондратюка присвоено Полтавскому техническому университету (бывшему до 1995 года Полтавскому инженерно-строительному институту), ныне это Полтавский национальный технический университет имени Ю. Кондратюка.

Именем Кондратюка назван кратер на обратной стороне Луны.

В Москве существует улица Кондратюка, названная в честь учёного и входящая в комплекс улиц, названия которых посвящены освоению космоса.

В Полтаве создан музей авиации и космонавтики имени Юрия Кондратюка (сначала хотели создать музей Кондратюка). Возле музея установлен памятный знак в честь выдающегося учёного.

Во Флориде на космодроме установлен памятник, где высечены имена учёных и астронавтов, причастных к полёту на Луну, там есть имя и нашего земляка Ю.В. Кондратюка.

В городе Рубцовске есть улица Юрия Кондратюка, на ней расположено одно из старейших предприятий по хранению и переработке зерно продуктов.

В станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края находится «Мемориальный музей Ю.В. Кондратюка».

Значительный вклад в изучение и установление исторической правды о жизненном пути Ю. Кондратюка сделал его двоюродный брат, полтавчанин, инженер-подполковник, преподаватель Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского Анатолий Владимирович Даценко.

Приложения


 

Мемориальная доска на доме на Садово-Спасской, 19 в Москве. Подвал, где располагался ГИРД – отечественная колыбель ракетной техники и космонавтики.

 

Мемориальная доска на месте дома,

где в 1933 – 1934 годах работал

Кондратюк в Харькове

 

Мемориальная памятная доска в Санкт-Петербурге

Один из залов Полтавского музея авиации и космонавтики посвящён Юрию Кондратюку. Изображение «На трассе Кондратюка»

 

 


 


 

Логотип Кондратюка в Google

 

 

Почтовая марка 1997 года Почтовая марка 2002 года


 

Медаль посвящена 100-летию выдающегося украинского учёного в области космонавтики, одного из пионеров ракетной техники и теории космических полётов Юрия Васильевича Кондратюка (Александра Игнатьевича Шаргея)

 

Список литературы:

1. www.kp.ru (14-21 апреля 2001 г.)

2. Википедия

3. А.В. Даценко «Жизнь в творческом горении» . Киев, 1986

4. Буткевич А., Шаевич Я. Звездный мечтатель: К 60-летию со дня рождения Ю.В. Кондратюка // Авиация и космонавтика. - 1962. - № 8. - С. 30-31.

5. Даценко А. В. Ю. В. Кондратюк. 1897-1942. - М., 1997. - 159 с.

6. Кондратюк Ю.В. // БСЭ. - М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 13. - С. 19.

7. Космонавтика. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 528 с.

8. Литературно-художественная антология культурной жизни. 2003 г.

9. Раппорт А. Г. Стало целью моей жизни: Творческая биография Ю. В. Кондратюка в письмах, документах, воспоминаниях // Сибирские огни. - 1984. - № 10. - С. 148-159.

10. Стрела летящая. - М.: Московский рабочий, 1993. - 152 с.

11. Сурдин В. От звезды к звезде. //Наука и жизнь, 2004 г, № 5.

Автор материала: А. Колгатова (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.