Промыслы Нижегородской области

2
0
Материал опубликован 12 February в группе

Автор публикации: С. Данилова, ученица 8 класса

Промыслы Нижегородской облости Выполнила ученица 8 класса Давыдковской ОШ№2 Данилова София

Слово "промысел" произошло от "промыслить", т.е. подумать как добыть средства для жизни (такое определение дает словарь В.Даля) и промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили. По-крестьянски расчётливые мастера понимали: сработают совсем просто - люди не купят, будет работа слишком затейливой - себе в убыток, много не сделаешь, а цена возрастёт - опять же не купят.

Золотые чаши. Хохломская роспись Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла . . Мастер начинал работу  — готовил деревянные заготовки из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

Городецкая роспись Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах. Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Полховско-майданская роспись Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзаж. Особенности росписи .С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х годов, видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х годов анилиновыми красителями, разведёнными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Семеновская роспись На фабрике в городе Семенове делают знаменитых на весь мир матрешек. Благодаря популярному русскому сувениру семеновская роспись стала достоянием национальной культуры. А зародилась она в селе Мериново, недалеко от Семенова. О том, как появилась Семеновская роспись и матрешка, о современном статусе промысла, а также об особенностях техники росписи – читайте далее. История возникновения Мериновская матрешка и семеновская – это одно и то же? Искусствоведы по сей день спорят, и к единому выводу не пришли. Но то, что это родственные промыслы, сомнений нет. Когда-то город Семенов Нижегородского наместничества считался ложкарной столицей России: если у вас дома есть деревянная расписная ложка, ее появлению вы обязаны именно семеновским мастерам. Расходились ложки, сделанные в Семенове, по всей стране, а купцы вывозили их на импорт, например, в Персию. Даже царский заказ, ложки для армии, выполнять доверяли только семеновским мастерам.

Казаковская филигрань Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казакове Нижегородской (Горьковской) области под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промысла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х годов. Казаковское ювелирное объединение сохраняет производство филигранных изделий до настоящего времени. В этой технике создают объемные предметы - подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань, в то время как красносельские мастера часто используют филигранный узор как накладной декор на корпус шкатулок или вазы. В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. 

Павловские сувениры Павловский завод сувениров имел статус предприятия народных художественных промыслов. С 1971г. на заводе стали выпускать изделия, которые были украшены с помощью одной из древнейших ювелирных техник - филиграни. Принесла ее на завод выпускница Красносельского художественного училища Нина Кузьминична Рулькова. До того как её пригласили работать в Павлове, она трудилась в с. Казаково на предприятии Казаковская филигрань. У истоков филиграни на Павловском заводе сувениров стояла и Антонина Фёдоровна Бубнова, которую также пригласили работать с "Казаковской филиграни". Официально ОАО ПЗХМ "Сувенир" прекратил своё существование в 2003г., но память о нём "живёт" в изделиях завода. Без преувеличения можно сказать, что каждый павловчанин имел ножичек или брелок, изготовленный на Павловском заводе сувениров.

Павловский завод сувениров. Одно из своеобразных предприятий страны - Павловский завод сувениров. Основан в 1929 году. Начав с производства топоров, цепей, замочных изделий, коллектив предприятия стал выпускать высокохудожественные изделия. В настоящее время завод производит изделия из аллюминия, латуни, томнака, серебра. Набран многолетний опыт по изготовлению изделий из металлов. В наличии имеется весь комплекс оборудования для изготовления оснастки и изделий. Технология изготовления с применением гальванических покрытий различными способами.

Ворсменское железо Небольшой городок Ворсма в Павловском округе считается столицей ножевого производства России. Именно здесь к концу XVIII века сложился металлопромысел по производству складных и перочинных ножей. Проходили ярмарки и торги, где можно было приобрести кузнечные и слесарные изделия. Поддерживал кустарей граф Шереметев. И первая фабрика, выпускающая складные ножи, появилась в 1780 году тоже в Ворсме. Многие предприятия страны старались перенять опыт у здешних мастеров. Герб как знак качества В 1820 году крепостной крестьянин графа Шереметева Иван Завьялов открыл в Ворсме фабрику по производству складных и перочинных ножей, не уступавших даже английским, что подтверждается документами и наградами, которыми был удостоин от царя основатель предприятия. А на Нижегородской ярмарке павильон Завьяловых всегда размещался в «царском ряду» и до Октябрьской революции ворсменские изделия поставляли во дворец императора. По техническому оснащению фабрика Завьялова выделялась даже среди павловских предприятий. Перед революцией в Ворсме функционировали десять фабрик, выпускающих ножи и сельскохозяйственный инструмент. Изделия мастеров имели свои отличия. Именно они стали наносить рисунок на стальные лезвия ножей. 

Павловске столовые приборы В 1887 году в селе Павлово появился Александр Генрихович Штанге, хозяйственник – новатор. В 1890 году он создал Павловскую кустарную артель, занимающуюся производством столовых и кухонных принадлежностей, замков, посудных и хозяйственных изделий бытового назначения. Выпуская изделия неизменно высокого качества, артель была награждена 9 золотыми и 13 серебряными медалями на различных российских и международных промышленных выставках, проходящих до первой мировой войны. В Советское время из кустарной артели выросло предприятие с полным производственным циклом от разработки до выпуска готовой продукции. И в 1944   году артель им. Штанге была переименована в артель им. Кирова, в 1956 году в завод им. Кирова. В 1971 году завод им. Кирова был удостоен высокой государственной награды – ордена «Знак Почета». В 1992 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество, в 1994 году в названии завода появляется дополнение. Предприятие было отнесено к категории народно-художественных промыслов и с того времени оно стало именоваться ОАО «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова».

Гончарный промысел Богородска Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году, а расцвет гончарного искусства приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Промыслом глины сразу же за окраиной села занимались старатели, которые добывали глину и продавали ее богородским мастерам. Излишки добытой глины шли для изготовления красного «лапотного» кирпича, производимого здесь же вручную. Жили мастера-горшечники в Вадском (Адском) конце села Богородского. Адским концом назвал эту часть села барин Шереметев, часто приезжавший сделать заказы на горшки для своих оранжерей. В селе было около 20 гончарных мастерских, в которых обжигали изделия в горнах без труб. Как затопят несколько горнов, повалит едкий дым по улицам – спасу нет. Когда барин проезжал по улицам, почти из каждого дома на него бросались с лаем собаки с почерневшей от постоянной копоти шерстью, очень похожие на чертей. Словом, название соответствовало действительности. Для обжига глиняной посуды использовались преимущественно еловые и сосновые дрова, которые быстро сгорали, давая необходимый жар, но выделявшие при этом клубы черного, едкого дыма, «обманывая» часового на пожарной каланче.

Ворсменское просечное железо

Давыдковские ножи В 1925 году в селе Давыдково образовывается производственная артель «Луч», которая занималась выпуском металлических изделий, таких как замки, ножи и т.п. Клеймо у этой артели было полукруглое, с надписью «Давыдковская Арт Мет артель союз». В последствии, в 1931 году, на базе этой артели, а также Давыдковского колхоза им. 9 октября организовали Промколхоз. Сбыт продукции осуществлялся через Павловский Мет артель союз (куда входил Давыдковский промколхоз). Надпись на клейме была такая: «Давыдково П/К» С ноября 1939 года давыдковское ножевое производство стало называться артелью "Заря". Как раз в этот период происходит разделение промколхоза на артель "Заря" и колхоз им. 9-го Января.  На ножевых клеймах стали писать Д.А.З. (Давыдковская Артель Заря)

Сосновсие инструменты Сосновское инструментальное производственное объединение "Металлист" - еще одно старейшее предприятие, специализирующееся на выпуске слесарно-монтажного инструмента. Основную номенклатуру производимой заводом продукции составляют следующие группы инструментов: напильники и рашпили различной конфигурации; шарнирно-губцевый инструмент - плоскогубцы, круглогубцы, кусачки; отвертки, ключи трубные рычажные. Инструмент поставляется отдельно и в наборах различной комплектации. Сосновский "Металлист" - динамично развивающее предприятие, осуществляющее поэтапное обновление и модернизацию станочного оборудования. В прошлом году коллектив завода добился значительного роста объемов производства, составившего 11 % от показателя 2000 года. С нового, 2002 года предприятие приступило к выпуску ключей трубных рычажных в облегченном исполнении 1, 2, 3 и 4, плоскогубцев комбинированных (160 мм) в облегченном исполнении с ручками, имеющими диэлектрическое покрытие для работы под напряжением до 1000 В.

Чкаловское ткачество Ткачество с древнейших времен повсеместно являлось одним из самых распространенных женских ремесел. И в наших деревнях и селах девушки и женщины всю долгую зиму сидели за веретеном да за прядильным гребнем, выкручивая из шелковистой кудели тонкую нить, а ближе к весне бойко стучали по избам ткацкие станы – полотно надо было успеть наткать до того, как растает снег, чтобы разостлать и отбелить его на мартовском насте и горячем солнышке. Оно исстари так велось – там где лен, там и ткачество. А лен в наших краях выращивать всегда умели: это умельство передавалось из поколения в поколение и сохранилось вплоть до последнего времени, или, точнее сказать, до недавнего времени. В каждом районе губернии вырабатывали свой вид ткани. Дороже всех ценились на рынке ткани из окрестностей Пуреха и Городца.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации